Стр. 33 - Лестница

Упрощенная HTML-версия

33
- Достоевский говорил, что красота спасёт мир. Я считаю: важно видеть красоту
внутреннюю. Ту, которую ты можешь не просто созерцать, а улавливать. Красота - в глазах
смотрящего. Например, философия-Дзен утверждает, что в обычном корне дерева или
растения, или в примитивном цветке содержится предмет духовности. Потому что форма
ценна только как входная дверь в духовную глубину. Внешняя форма должна быть красива,
но она ни в коем случае не должна приковывать. Иначе внимание размазывается по форме, а в
глубь не проникает.Почему икона втягивает в себя взгляд смотрящего на неё. Это образ. Но
не художественный, а образ духа.
-
Как удивительно в Вас сочетаются азные религии и философии: учения
Дзен буддизма и христианства!
У меня есть стихотворение «Гражданин Вселенной». Там вы прочтёте такие строки:
Я - скиф, германец, иудей,
Я - убаид, шумер, индеец,
Индус и эллин, и этруск.
-
Сейчас такие времена, когда национальная рознь, религиозные конфликты
приобрели угрожающее состояние. Отчего это происходит?
- Только от невежества. В исламе есть наставление - «убей неверного». И некоторыми
это воспринимается примитивно: убей того, у кого другая вера. Но речь идёт о том, что надо
убить неверного в себе, убей то, что мешает тебе верить. Физическое тело каждого человека,
его способность верить, просветлённое ядро идентичны. Но культура, национальность,
социальное положение выражают это духовное ядро на своём, присущем лишь им, языке.
Форма выражения – разная.
Есть притча о двух слепцах. Два слепца обследовали слона. Один нащупал ногу,
другой – хобот. У каждого сложилось своё представление о слоне. Они начали спорить. Один
объяснял, что слон такой, как нога, другой утверждал, что слон, как хобот. Их разногласия
перешли в конфликт. Но оказалось, что говорили-то они об одном и том же. Каждый не видел
предмет целостно.
Существуют термины «канотат» и «денификат». Когда одна сущность имеет разное
выражение, а ты выражение принимаешь за сущность и начинаешь спорить.
Люди не перестают противоречить и навязывать друг другу войны. Надо заниматься
диалогом культур. Мы изучаем кономику, таможенное дело и еще массу предметов. Но кроме
этого необходимо входить в культурные глубины народов. Если я буду понимать, что китаец
говорит о Дао, а я говорю о Христе или о Логосе, то мы говорим об одном и том же –
конфликтов не будет. А особенности выражения, разнообразие красоты изложения мыслей,
традиции, неповторимость – этим и интересен каждый народ.
-
Вы
-
учёный и врач. В одной из газетных статей я читала, что Вы вводите в
научный оборот термин «стихотерапия».
-
Сейчас широко разбирается в науке функциональная асимметрия мозговых
полушарий. Левое полушарие отвечает за логику, письмо и здравый смысл. Правое – за
образность, чувства, за связь бессознательным. Установлено, что нагужено больше левое
полушарие, а правое как бы недогружено, и поэтому во сне иногда происходит компенсация,
возникают образные сотрясающие сны для того, чтобы восстановился эмоциональный
гомеостаз, т.е. постоянство внутренней среды. Стих создаёт целостность восприятия,
он в какой-то степени компенсирует недогрузку правого полушария.
Почему я говорю о стихотерапии? Потому что настоящие стихи не просто
разновидность библиотерапии, а именно стихотерапия. Стихотерапия обладает са-
мостоятельным воздействием. И тот человек, который читает стихи не только рассудочно,
пытаясь уловить поверхностный смысл или сюжет стихотворения, а резонирует – включает те