Стр. 32 - Лестница

Упрощенная HTML-версия

32
Поэзия апеллирует не только к интеллекту, а к бессознательному, но не к подсо-
знательному, а сверхсознательному. Если это, действительно, настоящая поэзия. Она
позволяет отойти от существующих схем. Проза апеллирует к уму. Поэзия имеет меньше
концептуальных ограничений. Но она пользуется особыми средствами выражения. Рифма,
ритм, аллитерация, т.е. повторы одинаковых или созвучных согласных звуков, придают
поэтическому тексту особую звуковую и интонационную выразительность. Например, у В.
Брюсова: «Мой милый маг, моя Мария...». Поэзии характерна наибольшая эмоциональность.
В стихах важен порядок слов. Он создаёт ритм стихотворения, музыку стиха.
Потому что поэзия апеллирует к более глубоким пластам человеческой психики,
иногда её труднее воспринять, чем прозу. Но зато, когда человек её принимает, если
резонирует на стихотворение, тогда оно и оказывает трансформирующее действие на психику.
-
То есть, по Вашему мнению, назначение поэзии в том, чтобы трансформиро-
вать, изменять человека?
-Самая сокровенная цель поэзии, если вообще можно говорить о цели, - это
соединиться с тем творящим принципом, который создал нас, который вращает звёзды,
Землю, влечёт людей друг к другу. Тем, что называется любовью в земном понимании. Тем,
что движет человеком, когда он хочет понять в себе Божественное начало. Что означает слово
«поэсис»? Творить. Поэт в каждом стихотворении создаёт свой собственный мир. Каждый раз
он борется с хаосом, старается сотворить из хаоса свой порядок, всё время его организовывая.
Таким образом, мир поэта движется уже не в горизонтальной плоскости, а сакрально
поднимаясь каждый раз над своим видением выше и выше. Поэзия должна возрождаться в
духовном своём качестве. Тогда она будет средством воспитания и формирования личности, а
не жонглированием терминами.
-
Вы считаете, стихи должны быть богодухновенны?
-Да, Адам в Эдемском саду говорил стихами. И Библия состоит из стихов. Не просто
строчка Библии, а стих...Поэзия - это литературный жанр. Но она когда-то была сакральной,
несла глубочайший смысл, она не была суетной литературой, какой потом стала. Кем был
раньше поэт? Трансформатором небесных посланий в человеческую речь. Он был по-
средником между Богом и человеком. Слова «Поэт» и «Пророк» были очень близки по
смыслу. Творчество вообще идёт не от понятий, а из духовных глубин. Есть два типа
творчества: рассудочное и духовное. Там, соответственно, используется мёртвое и живое
слово. Мёртвое слово - это шаблонная, дежурная фраза. Даже о любви иногда говорят такими
словами, используя старые заготовки. А живое слово оживляет душу.
-
Кстати, о любви. Мужчина и женщина, по высшему замыслу, должны жить в
гармонии и дополнять друг друга, а они постоянно противопоставляют себя друг другу и
даже враждуют. Вы, как психолог, можете раскрыть причину?
- Причина в том, что мужчина и женщина ассоциируют себя лишь со своими
внешними оболочками. Эти оболочки постоянно сталкиваются. И происходит, как Ницше
писал, вечная борьба полов. Мужчина и женщина, прежде всего, принимают себя и друг друга
за тело, по ошибке. И тела, совокупившись, теряют интерес друг к другу. Всё время ведь
нельзя совокупляться. Если мужчина видит в женщине только земную женщину, то чем она
отличаешься от другой? У неё то же строение, те же органы. Мужчина должен видеть в ней
то, что видел Петрарка в Лауре. Лаура была источником его высшего начала. Женщина в
моём понимании – это Ева, которая привела Адама ко греху. И женщина – это Мария, мать
Христа, спасителя человечества. Мужчина должен за внешней формой женщины разглядеть
её противоречивость и помочь ей самой осознать себя. Ведь мужчина и женщина друг без
друга... Сейчас я работаю над книгой «Двуполая кровь», в которой речь идёт о том, насколько
мужчина и женщина должны друг в друге себя осознать.
Игорь Ананьевич, а что для Вас красота? В частности, эстетика литератур-
ного произведения?