Памятка «Исаак Ильич Левитан»
Государственное бюджетное учреждение культуры «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»
Информационно-библиографический отдел
"Исаак Ильич Левитан"
(1860 - 1900)
Биробиджан, 2010
Редакционно-издательский сектор ГБУК «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»
679016 ЕАО, г. Биробиджан, ул. Ленина, 25. Тел./факс. (42622) 2-36-41; 2-35-67.
Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть, освободить от случайностей.
И. И. Левитан
А вот и домик Левитана.
Художник славный там живёт.
Встаёт он очень-очень рано,
И сразу чай китайский пьёт.
Зовёт к себе собаку Весту,
Даёт ей крынку молока,
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.
Михаил Чехов
Литература о Левитане И.И. в фондах областной библиотеки им. Шолом-Алейхема
85.143(3)-8
Б 394 Безелянский, Ю. Художник тоски и печали : [об И. Левитане] / Ю. Безелянский // Безелянский Ю. Улыбка Джоконды : кн. о художниках. - М. : Радуга. - 2000. - С. 195-218.
85.143(2Рос=Рус)5-8
Т 881 Турков, А.М. Исаак Ильич Левитан / А.М. Турков. - М. : Искусство, 1974. -160 с., [14] л. ил. - (Жизнь в искусстве)
78.398.19
Ч-69 Зархи, С.Б. Симфония красок русской природы : [145 лет со дня рождения И.И. Левитана] / С.Б. Зархи // Читаем, учимся,
играем. - 2005. - Вып. 7. - С. 27-37
***
Байрамова, Л. Левитан / Л. Байрамова // Смена. - 1999. - № 4. - С. 82.
Киселева, Е. Дом пейзажа : [к 140-летию И.И. Левитана] / Е. Киселева // Уроки литературы. - 2000. - № 1. - С. 3.
Сарашевская, Е.И. Картину Левитана нашли в Великобритании : [нашли похищенные указы российских императоров и картину Левитана «Дорога»] / Е. Сарашевская (РИА «Новости») // Биробиджанер штерн. - 2010. - 2 июля. -
С. 5.
Хроника личной и творческой жизни И.И. Левитана
1860 - родился 18 августа, в посаде Кибарты (ныне Кибартай, Литва), близ станции Вержболово, Сувалкской губернии, в семье железнодорожного служащего.
1860-е гг. - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье ещё трое детей (две дочери и сын).
1870 - семья Левитанов переезжает в Москву.
1873 - поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый «оригинальный» класс.
1874 - переведен во 2-ой, «головной» класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомится с Михаилом Нестеровым.
1875 - умирает мать. Начинает дружить с Антоном Чеховым и его братом Николаем.
1877 - умирает отец. На ученической выставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана «Вечер» и «Солнечный день. Весна».
1877 - 6 апреля в печати выходит первый отклик на пейзажи Левитана. 2 июня -получает «малую серебряную медаль» за этюд масляными красками.
1879 - на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж «Вид Симонова монастыря», который пользуется большим вниманием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитану стипендию генерал-губернатора Москвы В.А. Долгорукого.
1880 - январь - П. Третьяков приобретает картину Левитана «Осенний день. Сокольники».
1880-1883 - живёт под Москвой в Останкино в дешёвых московских гостиницах.
1883 - вместе с Константином Коровиным работает над этюдом в Звенигороде.
1884 - принят в число экспонентов в Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ).
1885 - совет преподавателей исключает Левитана из училища «за непосещение классов», предлагая ему получить диплом неклассного художника.
1885 - участвует в создании декораций к феерии А.Н. Даргомыжского «Русалка». В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж «Река Истра» и дарит его А.П. Чехову. 1886-1889 - живёт в Москве, в номерах «Англия» на Тверской улице.
1886 - первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомится с С.П. Кувшинниковой.
1887 - первая поездка на Волгу (май), неудачная и разочаровывающая.
1888-1889 - вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе создаёт некоторые из своих шедевров.
1890 - получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину «Тишь».
1890 - П. Третьяков приобретает картины Левитана «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес». Первая поездка за границу (Берлин, Париж, Ницца, Бордигера, Ментона, Венеция, Флоренция). Лето вместе с С.П. Кувшиникой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма).
1891 - принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана «Тихая обитель» пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи Левитана.
1892 - создает знаменитую мрачную трилогию «Владимирка», «У омута», «Над вечным покоем». Направляет для русского отдела Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго знаменитую картину «Вечерний звон» («Вид монастыря накануне праздника»).
1893 - живёт и работает под Вышним Волочком, близ озера Удомля.
1894 - дарит Павлу Третьякову картину «Владимирка». Вторая поездка за границу (Вена, Ницца, озеро Комо, Париж).
1895 - создает ряд шедевров яркого, праздничного характера: «Март», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень».
1896 - в Мюнхене на международной выставке с успехом экспонируются картины Левитана. Поездка по Ладожскому озеру в поисках «мотива для новой песни». На Всероссийской промышленно-худо-жественной выставке в Нижнем Новгороде экспонируются картины Левитана.
1897 - создаёт картину «Весна. Большая вода». Третья поездка за границу (Вена, Северная Италия, Швейцария, Германия). В ноябре избран действительным членом Мюнхенского Сецессиона (от лат. secessio - отход, отделение). Тяжело заболевает (расширение аорты, порок сердца).
1898 - май-июнь - четвёртая поездка за границу (Наугейм, Мюнхен, Париж). 23 августа собрание Академии художеств присваивает Левитану звание академика. 1 сентября - начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
1900 - по рекомендации врачей едет в Крым. Гостит в Ялте у А.П. Чехова. В русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонируются пейзажи Левитана.
1900 - умирает 22 июля в Москве.
Высказывания о Левитане
Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
К. Паустовский
Картины Левитана дают почувствовать все, что таится прекрасного в нашей чуждой эффектов природе, весь простор, весь однозвучный как будто на первый взгляд простор родных полей...
В.А. Гольцев
Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника тончайшим "слухом живописи" позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния природы.
Б.В. Иогансон
Сегодня можно уверено сказать, что спустя 150 лет творчество И.И. Левинтана не утратило актуальность, а с каждым днём становиться все ценнее и ценнее.