Памятка «Исаак Ильич Левитан»

Титульный листГосударственное бюджетное учреждение культуры «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»

Информационно-библиографический отдел

 

 

 

"Исаак Ильич Левитан"

(1860 - 1900)

Биробиджан, 2010

 

 

 

 

Редакционно-издательский сектор ГБУК «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»

679016 ЕАО, г. Биробиджан, ул. Ленина, 25. Тел./факс. (42622) 2-36-41; 2-35-67.

 

 

 

 

 

 

Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть, освободить от случайностей.

И. И. Левитан

 

 

А вот и домик Левитана.

Художник славный там живёт.

Встаёт он очень-очень рано,

И сразу чай китайский пьёт.

Зовёт к себе собаку Весту,

Даёт ей крынку молока,

И тут же, не вставая с места,

Этюд он трогает слегка.

Михаил Чехов

 

Литература о Левитане И.И. в фондах областной библиотеки им. Шолом-Алейхема

85.143(3)-8

Б 394 Безелянский, Ю. Художник тоски и печали : [об И. Левитане] / Ю. Безелянский // Безелянский Ю. Улыбка Джо­конды : кн. о художниках. - М. : Радуга. - 2000. - С. 195-218.

85.143(2Рос=Рус)5-8

Т 881 Турков, А.М. Исаак Ильич Ле­витан / А.М. Турков. - М. : Искусство, 1974. -160 с., [14] л. ил. - (Жизнь в искусстве)

78.398.19

Ч-69 Зархи, С.Б. Симфония красок русской природы : [145 лет со дня рождения И.И. Левитана] / С.Б. Зархи // Читаем, учимся,

играем. - 2005. - Вып. 7. - С. 27-37

***

Байрамова, Л. Левитан / Л. Байрамова // Смена. - 1999. - № 4. - С. 82.

Киселева, Е. Дом пейзажа : [к 140-летию И.И. Левитана] / Е. Киселева // Уроки литерату­ры. - 2000. - № 1. - С. 3.

Сарашевская, Е.И. Картину Левитана нашли в Великобритании : [нашли похищенные указы российских императоров и картину Леви­тана «Дорога»] / Е. Сарашевская (РИА «Ново­сти») // Биробиджанер штерн. - 2010. - 2 июля. -

С. 5.

Хроника личной и творческой жизни И.И. Левитана

1860 - родился 18 августа, в посаде Кибарты (ныне Кибартай, Литва), близ станции Вержболово,  Сувалкской  губернии,  в семье железнодорожного служащего.

1860-е гг. - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье ещё трое детей (две дочери и сын).

1870 - семья Левитанов переезжает в Москву.

1873 - поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый «оригинальный» класс.

1874 - переведен во 2-ой, «головной» класс училища. Начинает заниматься в пей­зажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомится с Михаилом Нестеровым.

1875 - умирает мать. Начинает дружить с Антоном Чеховым и его братом Николаем.

1877 - умирает отец. На ученической выставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана «Вечер» и «Солнечный день. Весна».

1877 - 6 апреля в печати выходит первый от­клик на пейзажи Левитана. 2 июня -получает «малую серебряную медаль» за этюд масляными красками.

1879 - на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж «Вид Симонова монасты­ря», который пользуется большим вни­манием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитану стипендию генерал-губернатора Москвы В.А. Долгорукого.

1880 - январь - П. Третьяков приобретает картину Левитана «Осенний день. Соколь­ники».

1880-1883 - живёт под Москвой в Останкино в дешёвых московских гостиницах.

1883 - вместе с Константином Коровиным ра­ботает над этюдом в Звенигороде.

1884 - принят в число экспонентов в Товарищество передвижных художественных вы­ставок (ТПХВ).

1885 - совет преподавателей исключает Левитана из училища «за непосещение клас­сов», предлагая ему получить диплом неклассного художника.

1885 - участвует в создании декораций к феерии А.Н. Даргомыжского «Русалка». В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж «Река Ист­ра» и дарит его А.П. Чехову. 1886-1889 - живёт в Москве, в номерах «Анг­лия» на Тверской улице.

1886 - первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомится с С.П. Кувшинниковой.

1887 - первая поездка на Волгу (май), неудачная и разочаровывающая.

1888-1889 - вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе создаёт некоторые из своих шедевров.

1890 - получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину «Тишь».

1890 - П. Третьяков приобретает картины Левитана «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес». Первая поездка за грани­цу (Берлин, Париж, Ницца, Бордигера, Ментона, Венеция, Флоренция). Лето вместе с С.П. Кувшиникой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма).

1891 - принят  в  члены  Товарищества  передвижных художественных выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана «Тихая обитель» пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи Левитана.

1892 - создает знаменитую мрачную трилогию «Владимирка», «У омута», «Над вечным покоем». Направляет для русского отде­ла Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго знаменитую картину «Вечерний звон» («Вид монастыря накануне празд­ника»).

1893 - живёт и работает под Вышним Волочком, близ озера Удомля.

1894 - дарит Павлу Третьякову картину «Владимирка». Вторая поездка за границу (Вена, Ницца, озеро Комо, Париж).

1895 - создает ряд шедевров яркого, праздничного характера: «Март», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень».

1896 - в Мюнхене на международной выставке с успехом экспонируются картины Леви­тана. Поездка по Ладожскому озеру в поисках «мотива для новой песни». На Всероссийской промышленно-худо-жественной выставке в Нижнем Новго­роде экспонируются картины Левитана.

1897 - создаёт картину «Весна. Большая вода». Третья поездка за границу (Вена, Север­ная Италия, Швейцария, Германия). В ноябре избран действительным членом Мюнхенского Сецессиона (от лат. secessio - отход, отделение). Тяжело заболевает (расширение аорты, порок сердца).

1898 - май-июнь - четвёртая поездка за границу (Наугейм, Мюнхен, Париж). 23 августа собрание Академии художеств присваи­вает Левитану звание академика. 1 сен­тября - начинает преподавать в Москов­ском училище живописи, ваяния и зод­чества.

1900 - по рекомендации врачей едет в Крым. Гостит в Ялте у А.П. Чехова. В русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонируются пейзажи Левитана.

1900 - умирает 22 июля в Москве.

 

Высказывания о Левитане

Никто из художников до Левитана не пе­редавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменя­лись робким золотом, пурпуром и серебром. Ле­витан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и ми­молетного времени года.

К. Паустовский

 

Картины Левитана дают почувствовать все, что таится прекрасного в нашей чуждой эф­фектов природе, весь простор, весь однозвучный как будто на первый взгляд простор родных по­лей...

В.А. Гольцев

 

Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одарен­ность художника тончайшим "слухом живописи" позволяла ему в большей степени, чем его свер­стникам, передавать тончайшие состояния при­роды.

Б.В. Иогансон

 

Сегодня можно уверено сказать, что спустя 150 лет творчество И.И. Левинтана не утратило актуальность, а с каждым днём ста­новиться все ценнее и ценнее.