Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Биробиджанская областная
универсальная научная библиотека
им.Шолом-Алейхема»
Информационно-библиографический отдел

«Холокост: память и предупреждение»

Памятка

г. Биробиджан, 2021

 

Подготовила Щербинина Н. Г., ведущий библиограф

От составителя:

Само слово «холокост» имеет греческое происхождение. Слово «holo», обозначает «весь» или «целый» и «kaustos» – «сгоревший», т.е. Холокост (от греческого Holocaust) - всесожжение, уничтожение огнем. Это общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами и их пособниками в 1933—1945 гг.

Среди евреев Холокост известен как Шоа, что на иврите звучит весьма символично – «Катастрофа».

В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма - всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.

В 1992 году Министерством юстиции России была зарегистрирована первая на постсоветском пространстве специализированная общественная организация ― Научно-просветительный центр «Холокост».

В 1998 году президент России Борис Ельцин открыл «Музей Холокоста» в Москве на Поклонной Горе.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. №629. Принята Федеральная целевая программа: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

В ноябре 2012 года на церемонии открытия «Еврейского музея и центра толерантности» президент России Владимир Путин сказал:
«Мы должны четко понимать, что любые попытки пересмотреть вклад нашей страны в великую победу, отрицать Холокост — позорную страницу мировой истории — это не просто цинично и беспринципная ложь, это забвение уроков истории, которое может привести к повторению трагедии».

В памятку включены фильмы о Холокосте, рекомендуемые для просмотра. А также важным моментом в сохранении памяти людей этой трагедии является художественное осмысление Холокоста в искусстве. Через знакомство с произведениями искусства приобретается опыт эмоционального восприятия трагедии людей.

Памятка адресована учащимся, преподавателям и всем, кому интересна тема Холокоста.

Как все начиналось

Свой путь к диктатуре Адольф Гитлер начал в 1919 г., примкнув к небольшой политической группировке национал-социалистов, возникшей в Мюнхене. Вскоре он стал руководителем партии, одной из программных целей которой был провозглашен государственный антисемитизм.

Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер открыто развивал расистскую теорию. Фюрер (вождь) считал себя мессией, призванным спасти мир от «еврейского засилья». Он призывал к беспощадной борьбе против евреев, нарушающих чистоту «арийской расы».

Приход нацистов к власти в Германии означал насаждение антисемитизма в государственном масштабе.

В апреле 1933 г. была инспирирована общегерманская антиеврейская акция. Нацисты пикетировали магазины, адвокатские бюро, врачебные кабинеты, принадлежавшие евреям.

10 мая 1933 г. в Берлине состоялось сожжение «вредных» книг, организованное министром пропаганды Геббельсом. Наряду с книгами классиков мировой литературы (Т. Манна, Э.М. Ремарка, Д. Лондона, Э. Золя) сожжению были преданы произведения Генриха Гейне, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна — знаменитых писателей и ученых еврейского происхождения.

Геббельс заявил: «Душа германского народа вновь может выразить себя. Это пламя освещает не только конец старой эры, но и начало новой». Так началась нацификация немецкой культуры.

В сентябре 1935 г. на съезде нацистской партии были приняты Нюрнбергские законы. Таким образом, нацисты реализовали первый этап «решения еврейского вопроса»: они лишили евреев всех гражданских прав.

С принятием Нюрнбергских законов антисемитизм получил легальный статус. Антиеврейская политика становилась всё более жестокой. СС и органы внутренних дел занялись осуществлением политики «расовой гигиены». В школах учеников знакомили с инструментами, с помощью которых якобы возможно определять расовые признаки людей: с приборами и таблицами, помогающими измерить и оценить размер скул, цвет глаз и волос.

В 1938 г. детям, отличающимся «неполноценными расовыми признаками», было запрещено посещать немецкие школы.

Постепенно нацисты перешли от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии.

В ночь на 10 ноября произошел еврейский погром, вошедший в историю как Хрустальная ночь (Ночь разбитых стекол).

Тогда погибло около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Поводом для этого послужило убийство секретаря немецкого посольства в Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил за родителей, депортированных из Германии.

Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря. В январе 1939 г. началась подготовка мероприятий второго этапа «решения еврейского вопроса». Речь шла о том, чтобы лишить евреев права жить в Германии.

Вторая мировая война и Холокост

После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения в Польшу в сентябре 1939 г. руководство гитлеровского государства начало готовиться к установлению в Европе «нового порядка», отражавшего нацистскую идеологию.

Выступая в рейхстаге 30 января 1939 г., Гитлер сказал: «Сегодня я вновь буду пророком. Если еврейским финансистам в Европе и за ее пределами удастся втянуть народы в мировую войну, то результатом будет не большевизация мира и, следовательно, победа евреев, а уничтожение еврейской расы в Европе».

В секретном приказе начальника Управления службы безопасности рейха Р. Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех их следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в особо создаваемые районы крупных городов (гетто), а собственность конфисковать. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти.

К концу 1940 г. все евреи Польши были изолированы в гетто, где царили рабский труд, темнота, голод и эпидемии. Там тысячи и десятки тысяч людей ожидали окончательного решения своей участи. Гетто, создаваемые фашистами, имели лишь одно предназначение — полное уничтожение их населения.

Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики нацистов, так называемое «окончательное решение» еврейского вопроса.

Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а затем уже и все евреи Европы.

Метод массовых убийств, используемый на территории СССР, вскоре был признан неэффективным. 20 января 1942 г. в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой представители нескольких ведомств Рейха обсуждали план проведения мероприятий для «окончательного решения еврейского вопроса».

В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов.

Прибывающие на железнодорожные станции лагерей смерти под предлогом прохождения санитарной обработки направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон В» — и через 5 минут все люди умирали. Наиболее «производительным» был лагерь в Освенциме, где было уничтожено свыше миллиона человек. 9/10 всех жертв составили евреи. В 1941—1945 гг. нацисты истребили 6 000 000 евреев из оккупированных стран Европы.

Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР

На оккупированной германской армией территории СССР были выделены зоны ответственности военной (в прифронтовых районах) и гражданской администрации. Появились рейхскомиссариаты «Украина» и «Остланд» (Литва, Латвия, Эстония, западные районы Белоруссии). Восточная Галиция с городом Львовом была присоединена к оккупированной Польше. Зона между Днепром и Бугом, включая Одессу, так называемая Транснистрия, была передана под власть Румынии.

Еврейское население во всех этих районах подлежало особой регистрации. Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы.

Н а всех территориях, находившихся в военной зоне, в том числе на территории России, евреи уничтожались вскоре после оккупации.

Осуществляли массовые убийства мобильные подразделения — айнзатцгруппы, главная задача которых состояла в уничтожении «враждебных элементов». Евреи составили большинство жертв. Каждая айнзатцгруппа в составе 600—1000 человек была разбита на айнзатцкоманды.

Массовые убийства евреев часто осуществлялись при участии местных коллаборационистов. Обреченных вывозили или выводили на окраины, где и расстреливали. Подобным образом на оккупированной территории были осуществлены десятки массовых убийств. 29—30 сентября 1941 г. в Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев.

К началу 1942 г. немцы уничтожили свыше миллиона советских евреев. В зонах, находившихся под управлением гражданской администрации, евреев убивали поэтапно.

Нацисты полностью изолировали евреев. Между собой гетто не имели никакой связи. Время от времени устраивались обыски, в ходе которых отнималось последнее. Всех трудоспособных евреев ежедневно угоняли на работы, за которые чаще всего ничего не платили.

Весной—осенью 1942 г. в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в концлагеря.

Осенью 1943 г. были ликвидированы последние крупные гетто — в Минске, Каунасе, Вильнюсе, Шауляе, Риге. Те, кто решил бежать из гетто или сумел скрыться из расстрельных рвов, нуждались в надежном укрытии, в документах.

Около 3 000 000 советских евреев стали жертвами Холокоста. Уцелели лишь бежавшие в партизанские отряды, укрывавшиеся под чужими документами, либо спрятанные местными жителями. Около 70 000 евреев выжили на территории, находившейся под румынским контролем.

Праведники народов мира

Одна из важных связанных с историей Холокоста тем — подвиг тех, кого в еврейской традиции называют праведники народов мира. Повсеместно на оккупированных нацистами территориях были люди и семьи, спасавшие евреев. Они не подчинялись нацистским приказам и были готовы рисковать собственной жизнью.

Таких бесстрашных людей были сотни и тысячи. Они прятали у себя скрывавшихся от депортаций и бежавших из гетто, снабжали евреев необходимыми документами, оказывали преследуемым финансовую, продовольственную и медицинскую помощь.

Многим помогла спастись семья киевского священника А.А. Глаголева, прятавшая еврейские семьи у себя дома, в деревнях у знакомых. Десятки евреев вывел из Рижского гетто и надежно укрыл портовый грузчик Жан Липке.

Многие праведники оказались в застенках, были казнены. Их имена чаще всего оставались лишь в памяти тех, кого они спасали...

Холокост является одной из величайших трагедий в истории человечества. На протяжении 12 лет нацисты Германии при помощи сотрудничавших с ними коллаборационистов из разных стран предпринимали попытки полностью истребить целую нацию – евреев. Их подвергали массовым расстрелам, травили в газовых камерах, доводили до изнеможения на тяжелейших работах, на них проводили всевозможные медицинские эксперименты.

Факты о Холокосте

    • Холокост унес жизни более 1,1 млн. детей. Многие стали невинными жертвами страшных нацистских издевательств.
    • Еврейская нация за период Холокоста потеряла более трети своей численности, которую она не смогла восстановить до сих пор. Если в 1939 евреев в мире было 17 млн. человек, то в 1945 их осталось 11 млн.
    • С началом Второй мировой войны на всех оккупированных территориях евреям предписывалось носить на одежде желтую шестиконечную звезду.

    • К чести для немцев, не все они поддались нацистской пропаганде. Так руководство компании Leica Camera после начала кампании по преследованию евреев начало отсылать своих сотрудников-иудеев вместе с их родственниками и друзьями в зарубежные командировки. Благодаря этой тайной программе, получившей наименование «Поезда свободы Leica», были спасены от неминуемых репрессий сотни людей.
    • Пытаясь как-то помочь евреям Германии, президент США Рузвельт на Эвианской конференции предложил ряду стран увеличить квоты по приему у себя еврейских переселенцев. Однако практически все страны западной демократии, а также Австралия, Канада и государства Латинской Америки, отказались это сделать.

  • Первой, по-настоящему массовой показательной акцией против евреев стала Ночь разбитых витрин, иначе именуемая Хрустальной ночью, произошедшая одновременно в Германии и Австрии. В ее ходе было сожжено свыше 1 тыс. синагог, уничтожено более 7 тыс. еврейских предприятий. Также подверглись разрушениям еврейские больницы, школы, дома и даже кладбища
  • Крупнейшим еврейским поселением считалось Варшавское гетто. В нем на территории всего 3,3 кв. км, содержалось 445 тыс. человек.
  • Самое массовое одномоментное убийство евреев произошло на окраине Киева в сентябре 1941 года. В урочище Бабий Яр за 2 дня немцами и украинскими коллаборационистами были расстреляны 33 700 человек.
  • 20 января 1942 состоялась Ванзейская конференция, на которой нацистские лидеры пришли к окончательному решению еврейского вопроса. На ней была принята программа геноцида еврейского населения всей Европы. Расстрелы были признаны неэффективным средством. На смену им пришли газовые камеры.
  • По указанию Гитлера, уничтожение евреев стало обыкновенной работой без применения садизма. На самом деле, зафиксированы тысячи случаев издевательств над евреями.
  • Один из таких случаев произошел весной 1943 в оккупированном Минске. Там гитлеровцы устроили аукционную распродажу малышей, предлагая их за 20-30 марок.
  • Известно, что немцы – нация практичная. При нацистах это качество достигло гипертрофированных масштабов. Немецкие фермеры в качестве удобрений использовали пепел сожженных в печах узников концлагерей. Даже волосы погибших шли в дело: из них изготавливался войлок, корабельные шнуры, веревки.
  • В период ликвидации еврейских гетто произошло свыше 100 восстаний. Наиболее мощное из них случилось в мае 1943 в Варшаве. Это стало последней битвой для тысяч людей. Те же, кто выжил в этом побоище, были вывезены в концлагеря, где в большинстве своем погибли.
  • Среди жертв Холокоста были и выдающиеся люди. В частности, знаменитый педагог Януш Корчак. Несмотря, на предложенную ему свободу, он пошел в газовую камеру вместе со своими воспитанниками – еврейскими детьми.
  • Свыше 100 тыс. евреев погибло при проведении бесчеловечных «Маршей смерти», проводившимися нацистами на заключительном этапе войны.
  • До сих пор порядка 1 млн. жертв Холокоста считаются безымянными. Причина кроется в том, что в конце войны немцы уничтожали все еврейские документы.
  • Из Болгарии в немецкие концлагеря не было отправлено ни одного человека, несмотря на все требования представителей Третьего рейха.
  • В Польше 2 врача сумели спасти от неминуемой гибели 8 тыс. евреев, попросту заявив, что в их городе разразилась эпидемия тифа.
  • Христианские священники также не оставались в стороне. Есть много свидетельств, когда они давали укрытие евреям.
  • Для многих еврейских детей, укрывавшихся в христианских семьях, их происхождение до освобождения оставалось абсолютной тайной.
  • Все герои, рисковавшие собственной жизнью ради спасения евреев, по воле Израильского института катастрофы и героизма получили почетное звание «Праведники народов мира». На начало 2016 это звание было присвоено 26119 жителям из 51 страны.
  • 27 января считается международным днем памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 подразделения Красной армии освободили самый ужасный из нацистских концлагерей Освенцим.
  • О жестоком периоде Холокоста свидетельствуют письменные документы. Одним из них является дневник Анны Франк – проникновенная история подростка, попавшего в тяжелую ситуацию.
  • Еще одним свидетельством служит дневник Рени Шпигель – девушки, погибшей при попытке бегства из гетто.
  • В знак памяти о погибших в период Холокоста в Израиле создан масштабный мемориал Яд ва-Шем, расположенный на Горе Памяти в Иерусалиме. Яд ва-Шем входит в один из самых посещаемых музеев мира.

Фильмы о Холокосте

Документальные фильмы:

«Последний этап», 1947, режиссер Ванда Якубовская

«Последний этап» Ванды Якубовской — первый полнометражный фильм, рассказывающий о Холокосте. Режиссер, бывшая узница Освенцима и Равенсбрюка, снимала картину на территории концлагеря. Охранников сыграли местные жители. Идея фильма появилась у Ванды еще в заключении, сценарий ей помогла написать другая узница — Герда Шнайдер.

«Ночь и туман», 1955, режиссер Ален Рене

Короткометражный документальный фильм Алена Рене начинается с экскурсии по руинам Освенцима. Голос за кадром рассказывает о нацистской идеологии и медицинских опытах над узниками лагерей. Кадры с горами трупов у газовых камер чередуются со сценами комфортной жизни эсэсовцев. «Ночь и туман» — это директива Адольфа Гитлера, позволявшая похищать антинацистских активистов на всех оккупированных территориях. Эту картину показывали на Каннском фестивале 1956 года, несмотря на протесты немецкого посольства во Франции.

«Побег из Собибора», 1987, режиссер Джек Голд

Лейтенант Печерский замышляет побег из польского концлагеря и хочет взять с собой как можно больше людей. Узники методично избавляются от своих охранников, среди которых украинцы-коллаборационисты. Убирать мучителей нужно поодиночке, цель тихого бунта — заполучить оружие и вырваться на свободу. Но не все узники готовы к такому риску. После массового побега лагерь Собибор был закрыт по личному указанию Генриха Гиммлера.

«Спи́сок Ши́ндлера» — историческая драма режиссёра Стивена Спилберга 1993 года о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста. Основан на романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлераruen».

«По следам неизвестного Холокоста» (2011 — …), режиссер Борис Мафцир

Документальный проект о евреях, которые пережили холокост на территории бывшего СССР. В сети доступны три фильма проекта: «Хранители памяти» (о холокосте в Белоруссии), «Катастрофа. Восточный Фронт» (об уничтожении евреев на территории России) и «За Нистру» (о катастрофе в Транснистрии).

«Два облика Освенцима» 2011, режиссер Бланш Фингер, Уильям Карел

Французский документальный фильм, снятый на основе двух фотоальбомов. Первый обнаружила бывшая узница Освенцима Лиля Якоб: на снимках — венгерские евреи, которых привезли в лагерь смерти в 1944 году, когда Гитлер уже чувствовал близость поражения и решил ускорить массовые казни. Второй альбом — повседневная жизнь немецкого офицера Карла Хекера и его сослуживцев в том же самом лагере.

«Ян Карский», 2016, режиссер Славомир Грюнберг

Документальный фильм о польском антифашисте Яне Карском, который в 1942 году смог сбежать из варшавского гетто и первым сообщить об ужасах холокоста британскому и американскому правительству. Карский принес им документальные свидетельства о том, что происходило в лагерях смерти.

«Жена смотрителя зоопарка»,2017, режиссёр Ники Каро

Реальная история отважного подвига смотрителей Варшавского зоопарка Яна и Антонины Жабинских, давших убежище и сохранивших жизнь более чем 300 евреям во время II Мировой войны. Ежедневный риск и опасность осложняются для Жабинских взаимоотношениями с бывшим другом семьи, а ныне высокопоставленным нацистским чиновником Лутцем Хеком.

«Облава», 2010, режиссёр Розлин Бош

История трех еврейских семей, основанная на реальных фактах. Главные герои оказываются в самом эпицентре событий, произошедших 16 и 17 июля 1942 года, когда французские полицейские задержали более 12 тысяч евреев и держали их на стадионе Вель-д`Ив. Условия содержания были ужасные, около сотни узников покончили жизнь самоубийством, а каждого, кто пытался бежать, расстреливали на месте.

«Из пепла», 2003, режиссёр Джозеф Сарджент

История женской части концентрационного лагеря Аушвиц. История загадочной женщины Жизеллы Перл, доктора, спасшего от уничтожения в печах крематория многих заключенных Аушвица.

Искусство из Холокоста

ХХ век оставил после себя тяжелое наследие Холокоста. Владеть им тяжело, но и предавать забвению нельзя, недопустимо, преступно….

Картины из фондов иерусалимского национального мемориала Яд ва-Шем, созданного для того, чтобы увековечить память о годах террора против евреев. Большинство работ рассказывает о безрадостном существовании, которое влачили узники. То, что картины сохранились до настоящего времени, - чудо. Эти полотна друзья и родственники заключенных вывозили тайком.

Павел Фантль, "Песенка спета"

Павел Фантль по профессии был врачом, родился в Праге в 1903 году, отбывал заключение в концлагере Терезиенштадт. Благодаря тому, что один из чешских полицейских проникнулся к нему жалостью, художник получал материалы и мог писать картины. Его цветное полотно "Песенка спета" - карикатура на Гитлера, фюрер изображен в образе клоуна, его гитара, прельстившая мелодией целый народ, лежит на полу разбитая и вся в крови. Картина очень смелая, в январе 1945 года Фантль с женой и сыном был депортирован в Освенцим, там всю семью приговорили к расстрелу. Сохранил картину все тот же чешский полицай, замуровав ее в стену гетто.

Моритц Мюллер, "Крыши зимой"

Моритц Мюллер - живописец не только по призванию. В Праге он окончил художественное училище, после - основал собственный аукционный дом, который был закрыт нацистами после вторжения в Чехословакию. В концлагере Терезиенштадт он написал более 500 полотен. Несколько картин Мюллера сохранились в частных коллекциях, купленные на аукционе вдовой австрийского офицера. Сам художник закончил жизнь в Освенциме в 1944 году.

Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, "Одна весна"

Картина "Одна весна" написана дуэтом живописцев - Карлом Робертом Бодеком и Куртом Конрадом Лёвом - во время их пребывания в концлагере Гюрс на территории оккупированной Франции. Несмотря на свои крохотные размеры, она стала центром экспозиции. Яркая бабочка, порхающая над колючей проволокой, - символ освобождения. Судьба художников сложилась по-разному: австриец Курт Лев сумел бежать из концлагеря в Швейцарию, а вот Карл Бодек, родившийся в украинском городе Черновцы, попал в Освенцим, где был убит.

Лео Хаас, "Прибытие транспорта, Терезинское гетто"

Лео Хаас - талантливый график. Он был задействован нацистами для разработки архитектурных чертежей Терезиенштадта. Ночами заключенный украдкой делал зарисовки о жизни концлагеря. На картине "Прибытие транспорта" можно видеть десятки обреченных людей, которых доставили на верную погибель в лагерь смерти. От картины веет холодом и трагическим предзнаменованием, над строем кружат хищные птицы. Несмотря на то, что Хааса ждало беспросветное будущее, он все же нарисовал в левом нижнем углу знак подпольного сопротивления - V. Из Терезиенштадта Хаас был переведен в Освенцим, сумел выжить в концлагере, и дожил до 1983 года.