Мастерская чтения. Выпуск 1(11), 2012 - «Свои или чужие»

«Свои или чужие»

рекомендательный список литературы

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Семейный кодекс РФ

Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию рекомендательный список литературы для родителей. Книги о приёмных детях и их родителях – это не веяние моды, некоторые из них давно стали классикой детской литературы. Это просто ещё один повод напомнить благополучным детям и их родителям о существовании другой жизни, познакомиться с качественной русской и зарубежной литературой, с художественными и мультипликационными фильмами на эту тему.

От 5 лет и старше

ОбложкаГерман, К.   Здравствуй, мама! / К. Германн ; рис. автора ; пер. Т. Зборовская. – М. : КомпасГид, 2011. – 40 с. : ил. – (КомпасKID).

Медведь в растерянности. Случайно оказавшееся в его лапах яйцо вдруг превращается в маленького непонятного зверька. Непонятное существо следует за медведем по пятам. Как объяснить ему, почему медведь не может быть его мамой?

ОбложкаЛопес, С. Лучшая семья в мире / С. Лопес ; пер. М. Кадетова ; худож. У. Венсель. – М. : КомпасГид, 2010. – 31 с. : цв. ил. – (КомпасKID).

«– Карлота, тебя удочерили. Твоя новая семья приедет за тобой завтра утром, – сказала директор детского дома. Карлота скрестила пальцы и загадала желание: “Надеюсь, это будет лучшая семья в мире”. ...Карлота так переживала, что не смогла уснуть. Она всё думала, какой же должна быть её идеальная семья…»

Сильно ли мечты отличаются от реальности и какая она – идеальная семья – Карлота узнает об этом утром.

ОбложкаМосквина, М. Л. Что случилось с крокодилом : [сказка] / М. Л. Москвина ; худож. Л. Тишков. – М. : Открытый Мир, 2009. – 32 с. : цв. ил.

Как крокодил не только высидел яйцо с желторотым птенцом, но и научил его летать.

«Но когда птенец потёрся о шершавую щёку крокодила и пропищал “Паа-па!”, тот вдруг понял: не сможет он его съесть. Не сможет – и всё. Ведь это был ЕГО птенец».

ОбложкаНепомнящая, Д. Мама для мамонтёнка : [сказка] / Д. Непомнящая ; худож. В. Назарук. – М. : Техносфера, 1993. – 95 c. : ил.

«Мама!» – позвал Мамонтёнок, но ему никто не ответил. Он подождал немного, а потом пошёл искать маму».

О судьбе мамонтёнка, который случайно избежал вымирания мамонтов (замёрз в вечной мерзлоте, а потом оттаял) и теперь ищет маму. Он отправляется на льдине в плаванье, достигает Африки, где и находит маму.

«Большая Слониха подошла к Мамонтёнку. Она внимательно посмотрела на него и сказала: “Не плачь! Ты действительно не Слонёнок, ты – Мамонтёнок! Но все-таки ты – мой сын!”

Обезьянка спросила: “Как вы думаете, это правда, что мамонты стали слонами?” А мудрый Какаду сказал: “Какое это имеет значение? Он нашел МАМУ, и это самое главное!”»

ОбложкаСабитова, Д. Сказки про Марту / Д. Сабитова ; худож. Д. Герасимова. – М. : Мир Детства Медиа, 2011. – 52 с. : ил.

«Однажды зимой ты родилась на свет. Кошка, которая тебя родила, совсем не умела быть мамой. Она посмотрела на тебя и поняла, что ты хорошая и красивая. Только она совсем тебе не мама.

– А кто? – удивляется Марта.

– Просто она помогла тебе появиться на свет. А потом ты жила в Доме котёнка. А потом, в марте, тебя нашли мы. Твои мама и папа. Первый месяц весны – это март. Поэтому и назвали тебя Мартой».

ОбложкаСепульведа, Л. Мама-кот, или История про кота, который научил чайку летать : [повесть] / Л. Сепульведа ; пер. С. Николаева ; худож. О. Горохова. – СПб. : Азбука-классика, 2005. – 158 с. : цв. ил.

Как кот Зорбас вырастил птенца чайки и научил его летать.

«– Мами! Хочу есть! – прокричал птенец, тычась клювиком в кошачье брюхо…

– Послушай, мне очень жаль, но я не мама, – нерешительно возразил Зорбас.

– Нет, ты моя мами. И очень хорошая мами, – ответил птенец…»

ОбложкаСтрид, Я. Лягушонок : [сказка] / Я. Стрид ; рис. автора ; пер. М. Людковской. – М. : Мир Детства Медиа, 2007. – 28 с. – (Из книг оранжевой коровы).

История лягушонка, который случайно попал в незнакомую лягушачью семью и стал в ней жить.

«Они полюбили его как родного сына, а их дети стали ему братом и сестрой. Но время шло, и оказалось, что у Лягушонка довольно скверный характер».

ОбложкаЯнссон, Т. Мемуары папы Муми-тролля / Т. Янсон ; рис. автора ; пер. Л. Брауде. – СПб. : АЗБУКА-КЛАССИКА, 2009. – 224 с. : ил. – (Жили-были Муми-тролли).

В семье Муми-троллей находят приют и тепло самые разные существа, иногда странные, иногда просто невыносимые. Именно там они отогревают свои маленькие, но сложные души, именно там они находят свой настоящий дом и семь­ю.

«Снифф и Снусмумрик выбежали прямо под дождь, а там стояли их папы и мамы! Они мерзли, но ужасно стеснялись, оттого что так долго не давали о себе знать. Там стоял Шнырек и держал за лапку зверюшку Сос, а ещё стояли большие чемоданы с коллекцией пуговиц. Тут же были Юксаре с погасшей трубкой во рту, и растроганная до слёз Мюмла-мама, и Мюмла, и тридцать четыре малыша Мюмлы-мамы, и, конечно, малышка Мю (которая нисколечко не подросла). И когда они все вместе поднялись на веранду, стало так тесно, что стены её выгнулись наружу».

От 11 лет и старше

ОбложкаДжемисон, С. В. Приёмыш чёрной Туанетты / С. В. Джемисон ; пер. А. Займовская ; худож. Р. Берч. – М. : ЭНАС-Книга, 2012. – 208 с. : ил. – (Книга на все времена).

На юге Америки, в новом Орлеане живёт мальчик Филипп – приёмный сын пожилой негритянки Туанетты. Закончившаяся за несколько лет до этого гражданская война, разделившая северные и южные штаты на два враждующих лагеря, роковым образом отозвалась на судьбе Филиппа – он ничего не знает о своих родителях. Тайну его происхождения хранит лишь приёмная мать мальчика.

ОбложкаПаттерсон, К. Великолепная Гилли Хопкинс / К. Патерсон ; пер. Ф. А. Лурье ; худож. А. Власова. – М. : Центр Нарния, 2003. – 212 с. : ил. – (Тропа Пилигрима).

Трудно поверить в любовь, когда тебя никогда не любили. Трудно принять её, когда мать живёт вдалеке от тебя, и за три года уже в третий раз ты переезжаешь из одной семьи в другую, но считаешь себя не просто хорошей, а ослепительной, прогремевшей на всю округу, великолепной Галадриэль Хопкинс, «чудовищем Гилли», которую все боятся. И вдруг появляется Дом. Настоящий, с матерью, младшим братом и дядей, где любят и всегда ждут, и готовы принять такой, какая ты есть: обманщица, драчунья и воровка...

ОбложкаПономарёва, С. Боишься ли ты темноты? : [повесть] / С. Пономарёва, Н. Пономарёв ; [послесл. О. Бухиной ; худож. Н. Сапунова]. – М. : Центр Нарния, 2010. – 278 с. : ил. – (Мир для всех: Там, где мы живём).

Встретились два одиночества, у каждого – своя боль: 14-летний Ярослав, умный, интеллигентный мальчик, в совершенстве владеющий немец­ким языком, оказывается в самом обыкновенном детском доме после автокатастрофы, в которой погибли его родители, а сам он чудом остался жив. Сергей, бывший военный, служивший в Чечне и работающий в детском доме ночным воспитателем, принимает для себя трудное решение – усыновить мальчишку из детского дома.

«Ярослав был почти раздет, и Сергей увидел, что ноги его и правая рука покрыты хирургическими шрамами. Значит всё-таки была катастрофа, приведшая Ярослава сюда. Сергею вдруг стало жалко этого мальчика, совершенно ясно было, отчего он нервный, дёрганый, чёрт знает какой. Потеря родителей, даже одного, так просто не дается…»

«Вспомнилась война. Сергей видел шрамы на мужчинах, женщинах, детях. Видел кровь, грязные раны… Всё это осталось в горах. Там. Далеко. В другой жизни. И вдруг Ярослав. И эти шрамы в сибирском городе. Сергей почти физически ощутил, какой мальчик несчастный. Два несчастных человека в одной комнате…»

ОбложкаПортер, Э. Поллианна : [роман] / Э. Портер ; пер. А. Д. Иванов ; пер. А. В. Устинова ; худож. А. Власова. – М. : Глобулус, 2002. – 220 с. : ил. – (Маленькие женщины).

Удивительная история девочки-сироты, умение которой при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всём лучшую сторону помогает не только ей самой, но и окружающим её людям.

Поллианна попадает на воспитание к одинокой и богатой тёте. Женщина уделяет ей внимание только потому, что чувствует свою ответственность и ждёт от девочки благодарности и послушания. Только добрый характер и искренняя любовь девочки помогает «растопить» сердце женщины.

«Увидев племянницу, мисс Полли не вскочила с кресла и не бросилась ей навстречу. И всё-таки надо отдать ей должное: стоило Нэнси и девочке показаться в дверях гостиной, как она милостиво подняла глаза от книги и даже протянула Поллианне руку, каждый палец которой сейчас выглядел так значительно, словно воплощал собой «очень развитое чувство долга».

– Ну, как добралась, Поллианна? Я…

Больше мисс Полли ничего не успела сказать, ибо Поллианна пулей пронеслась через всю комнату и плюхнулась на её жесткие и не привыкшие к такому обращению колени.

– Ой, тетя Полли, тетя Полли! Прямо не знаю, до чего я рада, что вы разрешили мне приехать и жить у вас, – всхлипывая, говорила она. – Вы даже представить себе не можете, как это здорово! Ведь теперь у меня есть вы и Нэнси, а после смерти папы у меня осталась только Женская помощь!»

ОбложкаСабитова, Д. Где нет зимы / Д. Сабитова. – М. : Cамокат, 2011. – 176 с. : ил. – (Встречное движение).

«Я не интересовался подробностями – всё равно я уже ничего не могу сделать. Мамы нет. Теперь мы с Гуль одни на свете. Все удивляются, что Гуль не плачет. Она на самом деле не плачет. Но я очень боюсь за нее: она стала такая странная…»

«В нашем первом “В” за всеми после уроков приходят мамы или бабушки. А ко мне приходит Паша. Он появляется в классе после звонка с четвертого урока и говорит нашей Софье Тимофеевне: “Здравствуйте, Софья Тимофеевна”, а она ему всегда отвечает: “Здравствуйте-здравствуйте, Павел Васильевич!” Софья Тимофеевна уважает моего Пашу, называет его по отчеству, как будто он взрослый человек. Хотя он ещё не взрослый, я это понимаю».

Реалистичная сказка о проблемах сиротства и усыновления. После смерти мамы тринадцатилетний Паша и восьмилетняя Гуль остаются одни. О своих отцах дети ничего не знают, а за взрослых у них только кукла Лялька да домовой Аристарх. Как брату с сестрой не расстаться и не попасть в детский дом?

ОбложкаСабитова, Д. Три твоих имени / Д. Сабитова. – М. : Розовый жираф, 2012. – 192 с. – (Вот это книга!)

Пронзительная история девочки, которая сначала попала в детский дом, после смерти непутёвых родителей, потом под опеку в приёмную семью, которая её предала. Три имени одного ребёнка: маленькая Рита, школьница Марго и подросток Маргарита-Гоша.

«А через несколько дней в детский дом приехало телевидение. Они протянули везде какие-то провода, поставили камеру на такую специальную треногую подставку и начали все снимать… Про то, какая Татьянка добрая и хорошая, какая из неё дочка получится… Я шла и думала: мне четырнадцать лет. Сейчас, сегодня, здесь сидят люди, которые могут что-то сделать. Потому что хотя все наши хорохорятся и делают вид, что очень самостоятельные, никому особенно не нравиться жить в детском доме. Все хотят жить в обычной квартире, чтоб были родители, ну, какие-нибудь не злые… Надо было, наверное, попросить её снять меня в телепередаче тоже. Но я не стала просить. Не стала говорить, что я не могу больше тут жить. Что я хочу куда-нибудь домой…»

ОбложкаУилсон, Ж. Девочка-находка / Ж. Уилсон ; пер. И. С. Изотова. – М. : Росмэн-пресс, 2006. – 176 с.

История девочки Эйприл, найденной в её день рождения в мусорном контейнере. И вот в свой 14-й день рождения Эйприл проходит все места где она успела побывать за свою не очень уж и длинную жизнь. Девочка проживает и свою придуманную историю и настоящую. В конце этого непростого дня она понимает кого она по праву может назвать своей семьей.

«Ненавижу дни рождения. Конечно, я никому об этом не говорю. Меня нашли первого апреля, в день моего рождения. Хорошая шутка, не правда ли? В моей жизни было множество женщин, которых я звала мамами. Первую я даже не помню. Патриция Уильямс. Так написано в моём досье. Это огромная папка, набитая вырезками, письмами и отчётами. На ней стоит моё имя, но мне не позволялось туда заглядывать, пока я не переехала к Мэрион.

И вот у меня в руках толстенная папка. Ребёнок со свалки, перед тобой твоя жизнь. Я не знаю, действительно ли она такая, как я представляла. Она может оказаться кем угодно. Я сяду рядом с ней в автобусе, пройду мимо в толпе, но мы не узнаем друг друга. Наверное, глупо придавать такое значение кровному родству, когда это единственное, что вас связывает.

Удивительно, как я могла любить её все эти годы. Мне скорее нужно было возненавидеть её за то, что она выбросила меня в мусорный бак. Я бы не смогла так поступить со своей дочерью, что бы ни случилось. Я бы обняла её, прижала к себе и никому не отдала. Я буду своим детям хорошей матерью. У меня нет мамы. Но когда-нибудь я сама стану мамой. Настоящей мамой».

В 2008 году по книге снят фильм (режиссёр Д. Мэй).

Художественные фильмы:

  • «Внук космонавта» (2007, Россия, реж. А. Панин, Т. Владимирцева)
  • «Второй-лучший» (1994, США/Великобритания, реж. К. Мендес)
  • «Двое: я и моя тень» (1995, США, реж. Э. Теннант)
  • «Дитя с Марса» (2007, США, реж. М. Мейес)
  • «Дом у большой реки» (2010, Россия, реж. И. Штернберг)
  • «Итальянец» (2005, Россия, реж. А. Кравчук)
  • «Кровные братья» (2010, Россия, реж. А. Кулямин)
  • «Кука» (2007, Россия, реж. Я. Чеважевский)
  • «Ларго Винч» (2008, Франция, реж. Ж. Салле)
  • «Можно, я буду звать тебя мамой?» (2009, Россия, реж. А. Шикин)
  • «Моя мама – Снегурочка» (2007, Россия, реж. Р. Барабаш)
  • «Настоятель-2» (2011, Россия, реж. И. Москвитин)
  • «Оливер Твист» (2005, Франция/Великобритания/Италия, реж. Р. Полан­ски) по роману Ч. Диккенса
  • «Свои дети» (2007, Россия, реж. А. Кириенко)
  • «Сияние радуги» (2009, Канада/Ирландия, реж. В. Сарин)
  • «Семейный дом» (сериал, 2010, Россия, реж. В. Фурман)
  • «Трудный ребенок» (1990, США, реж. Д. Дуган)
  • «Трудный ребёнок-2» (1991, США, реж. Б. Ливант)

Мультипликационные фильмы:

  • «Волк и телёнок» (1984, СССР, реж. М. Каменецкий)
  • «Гадкий я» (2010, США, реж. П. Коффин, К. Рено)
  • «Кунг-фу Панда» (2008, США, реж. М. Осборн, Д. Стивенсон)
  • «Мама для мамонтёнка» (1981, СССР, реж. Ю. Чуркин)
  • «Переменная облачность» (2009, США, реж. П. Сон)
  • «Тарзан» (1999, США, реж. К. Бак, К. Лима)
  • «Серебряное копытце» (1977, СССР, реж. Г. Сокольский)
  • «Что случилось с крокодилом?» (1981, СССР, реж. А. Горленко).

По материалам журнала «Библиотека в школе»

Содержание