Мастерская чтения. Выпуск 1(11), 2012 - Опыт работы

Опыт работы

Культура экологии и экология культуры

Л.И. Пашарина,
методист «Районной библиотеки»
с. Валдгейм

За основу нашего разговора я решила взять книгу Д.С. Лихачёва «Земля родная», содержание которой как нельзя лучше раскрывает нашу тему. Книга виднейшего советского учёного, академика Д.С. Лихачёва посвящена вопросам эстетического, нравственного и патриотического воспитания молодёжи, что очень актуально сейчас в наше время.

Человека создаёт земля. Без неё он ничто. Но и землю создаёт человек. От человека зависит её сохранность, мир на земле, умножение её богатств. От человека зависит создание условий, при которых будут сохранятся, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богаты и интеллектуально здоровы. Именно в этом идея всех разделов книги «Земля родная». О многом пишет Дмитрий Сергеевич в своей книге, в различной манере, даже на разном читательском уровне. Но всё о чём он пишет, он стремиться связать единой идеей любви к своей Земле, Земле с большой буквы.

В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная.

Экология, если судить по названию – это наука. Между тем способ употребления этого названия совсем иной. Мы говорим: «в данном районе плохая экология», «экологическая катастрофа», «экологическая обстановка» и прочее. Экологи по характеру своей деятельности похожи на пожарных: они призываются, чтобы спасти, выручить, устанавливать. Экология изучает мир и возможность помощи миру. Мы говорим «мир», так как речь идёт и о природе, и о человеке. Эта целостность в самом слове – экос – «дом». Домом можёт служить как природа, так и часть мира, которым мы окружаем себя. Человек строит свой дом – культуру. Сюда входят привычки, занятия, наука, техника, религия и пр. Легко может быть нарушена как природа, так и культура.

Культурная экология – это и произведения архитектуры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, и всё культурное наследие человечества. Выбросите что-либо из этой сферы – и человек лишится своего «дома». Поэтому заботы экологов должны распространяться не только на условия, в которых живёт человек в природе, но и на условия, в которых человек существует в создаваемой им культуре. Поэтому экология культуры вместе с экологией природы должна составлять единое целое.

Единство культуры заключается в изучении различного рода истории культуры. Технический прогресс увеличивает возможность объединения культур, не всегда впрочем, без потерь, от которых спасают музеи, архивы, библиотеки.

Говоря об экологии культуры, необходимо обратить внимание на экологические катастрофы, к которым, например, относится обеднение лексикона русского языка, замена русских слов словами иностранного происхождения. Исчезновение поговорок и пословиц в устной речи. Зоной экологического бедствия может оказаться кино, классический репертуар театров, музыки и т.д. Это касается непосредственно нас – библиотекарей. Надо шире вести работу в этом направлении. Не зацикливаться на развлекательных мероприятиях, а на примере русской классики показывать красоту русского языка, возрождать народные традиции.

Экология – проблема нравственная. Дмитрий Сергеевич Лихачев первым заговорил о том, что экология биологическая должна стать нравственной. В мире не всё совершенно, благополучно и идеально. Неблагополучно многое и в самом человеке.

Казалось бы, что связь экологии и нравственности понятна сама собой. Но, в то же время, эта связь требует уточнения. Человек остаётся один в лесу, в поле. Он может натворить бед, и единственное, что сдерживает его (если сдерживает!) – его нравственное сознание, ответственность, совесть. Поэтому при планировании мероприятий по экологии мы должны ставить своей целью не только воспитание бережного отношения к природе, но в первую очередь – нравственные цели и решать нравственные задачи. Так как только от нравственности человека зависит его отношение к окружающему миру, к природе в частности.

В наше время наибольшей сложностью, ответственностью и драматизмом отличаются отношения человека к природе. При миллионах разновидностях живых существ – это зверей, птиц, насекомых – человек единственное существо, обладающее речью и разумом. И это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за всё живое в мире, за все существа, за растительный мир, обязан защищать их права, их интересы.

Совесть всего человечества – это нечто абстрактное, а совесть одного человека – это нечто реальное и для нашей работы вполне приемлемо, так как мы имеем возможность общаться с читателем индивидуально, ориентировать его в чтении, привлечь к участию в акциях в защиту природы, привлечь к участию в мероприятиях о редких животных, которые занесены в Красную книгу и охраняются законом, как страны, так и непосредственно нашей области, говорить о чутком отношении к братьям нашим меньшим, воспитывать доброту и милосердие. Невозможно мыслить нормальное общество без сострадания, жалости, милосердия, доброты, без ответственного отношения к старикам, больным, просто бедным. Об этом и должны быть часы толерантности.

Общество не может существовать без бескорыстия состоятельных учёных, художников, меценатов. А примеров таких людей в истории России было немало, и о них тоже надо рассказывать читателям. Надо доносить до их сознания, что доброта не только даёт, но доброта и получает! Когда человек совершает акт милосердия, он становится счастливее сам, становится богаче духовно. Отрадно, что в библиотеках нашего района проводятся акции милосердия: «Согрей детское сердечко» (Дубовое), «Книжкина ёлка для детей из неблагополучных семей» (районная библиотека).

Человек – носитель самосознания Вселенной

Наш дом, в котором живёт человечество, состоит не только из природного комплекса (в который входит человек как часть природы), но и из комплекса культуры. Поэтому экологию нельзя ограничивать задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Дмитрий Сергеевич Лихачёв создал термин – гомосфера. Это сфера жизни человека созданной им и его предками культуры, цивилизации, нравственных понятий. Поколения людей создают язык, письменность, литературу, все виды искусств, науку и обычаи, нравственные и этические нормы, которые формируют поведение человека. В гомосфере огромную роль играет литература, через которую передаются нравственные и эстетические представления.

В последнее время остро проявляется нравственная сторона отношения к культуре и культурным памятникам, в том числе и исчезнувшим. Мы живём в среде исторических памятников, произведений искусства, результатов научных открытий, технических достижений, поэтому экология состоит не только из части охранения природы, но части охранения культуры. Погибнуть человечество может не только биологически, но и духовно. И тут мы можем смело действовать.

На территории нашей области. Нашего района идут археологические раскопки, находят стоянки людей, живших здёсь до нас много лет назад – и с этим мы тоже должны знакомить наших читателей. Познакомьте своих читателей с историческими памятниками нашей области, с памятниками природы, с культурой народов, населяющих нашу область, Дальний Восток. Для этого мы сами должны внимательно читать прессу, чтобы быть в курсе всех событий. У нас в сёлах нет музеев искусства, у нас нет возможности выехать в город, но у нас есть книги, которые могут знакомить читателей с шедеврами прошлого, лучшими образцами живописи, архитектуры, скульптуры. Мы должны использовать это в своей работе.

В фондах наших библиотек есть книги о живописи, архитектуре. Не лишним будет сделать список таких книг из вашего фонда, чтобы желающие могли лучше ориентироваться в выборе литературы.

Культуры нет без истории, и если мы хотим сохранить культуру, мы должны сохранить историю. Экология-культура-история – это звенья одной цепи. Культура – составная часть исторического развития человеческого общества. Мудрецы давно предполагали, что когда-нибудь культура станет полностью определять практику жизни и поведения людей, и это будет светлый, озарённый разумом «перевал» истории.

2012 год объявлен Годом российской истории. Задача библиотекарей, как можно шире осветить исторические даты нашей Родины в своей работе.

Дмитрию Сергеевичу Лихачёву принадлежат слова: «Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Огромная роль в этом процессе отводится краеведению. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Создайте у себя краеведческие уголки, в которых будет отражена история вашего села.

Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. Наверное, может случиться так, что в какой-то момент упрочение экологии культуры станет важнее, чем развитие самой культуры. В истории было так, что один век срабатывал в культурном развитии за тысячелетие. Было и так, что культурное развитие почти останавливалось, но это не приводило культуру к гибели. Культура, а вслед за ней и народы, её создатели и носители, погибали тогда, когда теряли свою историю, историческую память. Иначе говоря, когда они теряли экологию культуры и всё то, что связано с ней: письменность, язык, учения, нравственные заповеди, опыт прошлого существования.

«Прошлое должно служить современности, – всегда говорил академик Лихачев. Память – это культура. Именно эта способность человека к восприятию прошлого позволяет парить над эпохой, не порывая с ней связей, увидеть её такой, какая она есть». «Слово о полку Игореве», имена Достоевского, Пушкина, Толстого – навеки запечатлены в памяти народа и общества. Среди культурных явлений с развитием истории постоянно происходит отсеивание, отбор, очищение. Это и есть экология культуры, которую сегодня необходимо сознательно поддерживать.

Экология всегда культурна, подлинная культура всегда экологична. Есть одно существенное различие между экологией природы и экологией культуры.

Утраты в природе до известных пределов восстановимы, восполнимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, если не уничтожена та или иная порода животных, если не погиб тот или иной сорт растений. Природа сама как бы помогает в этом человеку, саморегулируется, самоочищается, восстанавливается от нанесённого человеком урона.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, памятники культуры всегда индивидуальны, связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник искажается и разрушается навечно. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишён документальности – это только «видимость». От умерших остаются портреты, но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах «новоделы» имеют смысл и со временем сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы.

«Запас» памятников культуры, «запас культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что, строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей. Чтобы сохранить памятники культуры для людей, мало просто любить свою старину, её историю, культуру, памятники.

Сегодня в полный голос говорят об экологии человека. И это означает не только физическое выживание человека в ухудшающейся экологической обстановке, но и сохранение его духовности, нравственности, национального характера, языка, привязанности к своей родине, её истории. Это помогает человеку творчески относиться к себе и к окружающему миру, соединить свой интеллект с высокой духовной культурой, сохранить гуманное отношение ко всему, что его окружает.

Признавая единство природы и человека, нельзя утверждать, что это единство совершенно и его нельзя улучшать: рубка деревьев должна сопровождаться посадками новых, реки и озёра – не только источники жизни живого, но и источники красоты, памятники культуры – величайшая ценность и относиться к ним надо как к своему дому и так далее.

Будущее любого общества зависит от духовной целостности живущих в этом обществе. Объединение под одним названием «экология» двух её частей – экологии природы и экологии культуры – тем более разумно, что очень часто природа и культура страдают от общих причин, в центре которых – безнравственность, неумение отличить добро от зла, жестокость, неразумное потребление и истребление. Поэтому наша работа, работа библиотекарей, должна быть направлена на воспитание добра, милосердия и духовности. Кто, если не мы?! Эта работа у нас в библиотеках ведётся, поэтому мы должны совершенствовать её, идти в ногу со временем и не останавливаться на достигнутом.

Содержание