Методические рекомендации "Константин Сергеевич Станиславский"

ОбложкаГосударственное бюджетное учреждение культуры «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»

Научно-методический отдел

 

Константин Сергеевич Станиславский

1863-1938

Методические рекомендации

г. Биробиджан, 2010 г.

 

Редакционная коллегия:

Журавлёва О.П. (гл. редактор), Друковская С.Н.. Кузнецова Е.А. (авт.-сост.), Рыжкова Т.И., Козина И.В. (отв. за выпуск)

 

Константин Сергеевич Станиславский. 1863-1938 : метод, реко­мендации / авт.-сост. Е.А. Кузнецова. - Биробиджан, 2010. - 20 с.

 

Издание содержит методические материалы к 150-летию со дня рождения русского актёра, режиссёра, педагога, теоретика теа­тра К.С. Станиславского, которые могут быть использованы библи­отекарями при организации юбилейных мероприятий.

 

© ГБУК «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»

 

Подписано в печать 09.09.2010 г. Формат 60х841/16 Усл. печ. л. 1,2. Уч.-изд. л. 0,9. Тираж 20 экз. Заказ № 100.

Отпечатано редакционно-издательским сектором ГБУК «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»

679016 г. Биробиджан, ул. Ленина, 25.


Библиотеки и юбилей Станиславского

В 2013 году нам предстоит отметить 150-летие со дня рожде­ния Константина Сергеевича Станиславского, русского актёра, ре­жиссёра, педагога, теоретика театра, народного артиста СССР (1936). Станиславский заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма. Подготовка к празднова­нию этой юбилейной даты у нас в стране уже идёт: 10 мая 2010 г. был принят Указ Президента РФ № 564 «О праздновании 150-летия со дня рождения К.С. Станиславского». Хотя в первую очередь го­товить празднование этого юбилея будет театральная обществен­ность, но отмечать эту дату будет весь мир, и библиотеки не могут оставаться в стороне.


Краткая биографическая справка

К. С. СтаниславскийРодился Константин Сергее­вич Станиславский 17 января (по старому стилю - 5 января) 1863 г., в Москве, в известной купеческой се­мье Алексеевых, которые были в родстве с Третьяковыми и Мамонто­выми. Мать - француженка, бабушка по материнской линии - актриса, из­вестная в своё время в Париже. В 1877 г. Станиславский впервые вы­ступил на домашней сцене.

Образование получил в Лаза­ревском институте восточных язы­ков, который окончил в 1881 г. Уча­ствуя в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился пению у Комиссаржевско-го, вместе с которым в 1888 г. основал в Москве «Общество искус­ства и литературы». Вскоре он стал режиссёром спектаклей, устра­ивавшихся этим обществом. В 1898-ом, вместе с драматургом В.И. Немировичем-Данченко, основал Московский Художествен­ный Театр (МХТ). Артисты, вошедшие в состав театра, принадле­жали к числу любителей, уже работавших под руководством Ста­ниславского, и к числу учеников Немировича-Данченко. Новый театр открылся пьесой А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Первые два года успех театра был средним. Новая эпоха для театра началась в 1900 г., после того как вся труппа побывала в Севастопо­ле и Ялте, познакомив со своими постановками больного в то время А.П. Чехова. Сотрудничество театра с А. Чеховым и М. Горьким определило дальнейший его характер. Успех театра в Германии и Австрии превзошёл ожидания: немецкая печать ставила артистов театра на высоту первого ансамбля в Европе и главным образом восхваляла руководителя театра, В.И. Немировича-Данченко, и та­лант режиссёра, Станиславского. С 1900-х гг. Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актёра, впоследствии ставшее известным как Система Станиславского. В 1912 г., совместно с ЛА. Сулержицким организовал при МХТ 1-ю Студию, в которой преподавал по своей системе. С 1917 г. - почётный академик Петер­бургской Академии наук. В 1918 г. возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, а позднее ставшую Оперным театром им. К.С. Станиславского (впоследствии Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Неми­ровича-Данченко) .

В 1922-1923 гг. выезжал вместе с труппой Московского худо­жественного театра на гастроли в США. Несколько актеров решили не возвращаться в СССР и остались за границей, став активными пропагандистами «метода Станиславского» в Европе и Америке. Во время пребывания в США Станиславский получил заказ на кни­гу о своей школе, результатом чего стала книга «Моя жизнь в ис­кусстве», впервые напечатанная в США и лишь позднее опублико­ванная в СССР. В 1935 г. создал Оперно-драматическую студию. В 1936-ом получил звание Народного артиста СССР.

Умер Станиславский 7 августа 1938 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Рекомендуемые формы и темы

Начиная подготовку к юбилею Станиславского, библиотека­рю необходимо, прежде всего, проверить свой фонд, для выявления всех имеющихся в библиотеке материалов о нём. Особое внимание следует обратить на книги, лишь частично посвященные юбиляру или близкие по теме к его творчеству (история театра, актерское искусство, пьесы и художники, писатели, творчески связанные с МХАТом), а также публикациям о нём в прессе.

Так как готовиться к юбилею К.С. Станиславского, мы начи­наем заблаговременно, то начать можно со знакомства (особенно юной аудитории) с театром и театральным искусством в целом, по­святив этот цикл мероприятий (выставок, бесед, обзоров) юбиляру. Театральное искусство может стать темой программы летних чте­ний, творческой смены, заседаний клуба. Возможные заголовки для такого цикла - «Любите ли Вы театр?...», «Волшебный мир теа­тра», «Таинственный мир кулис», «Под знаком Мельпомены», «Во­йди в мир театра».

Раскрыв нашим читателям место театра в культуре человече­ства, познакомив их с историей мирового и русского театра, мы бу­дем готовы в полной мере показать значение К.С. Станиславского и его наследия для современной мировой культуры. Здесь незамени­мой формой такого представления становиться персональная вы­ставка или (если у вас недостаточно документов в фонде) библио­течный плакат.

Плакат

Эта старая и почти забытая форма включает в себя следующие элементы:

1. Заголовок плаката (например, «Великий русский актёр и ре­жиссёр Константин Сергеевич Станиславский»).

2. Портрет юбиляра (можно использовать любую фотографию).

3. Высказывания К.С. Станиславского и о нём. Например, такие высказывания юбиляра:

  • "Если бы смысл театра был только в развлекательном зре­лище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь";
  • "Единственный царь и владыка сцены - талантливый ар­тист".

Цитаты из книги К.С. Станиславского «Работа актёра над со­бой»:

  • "Важно, чтоб отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и вместе с тем не расходи­лось с замыслами писателя. Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво";
  • "Вы думаете, легко сочинять так, чтобы вас слушали с за­таённым дыханием? Это тоже творчество, которое соз­даётся магическими «если бы», «предлагаемыми обстоя­тельствами» и хорошо развитым воображением. Про гени­ев, пожалуй, не скажешь, что они лгут. Такие люди смо­трят на действительность другими глазами, чем мы. Они иначе, чем мы, смертные, видят жизнь. Можно ли осуж­дать их за то, что воображение подставляет к их глазам то розовые, то голубые, то серые, то чёрные стекла? И хорошо ли будет для искусства, если эти люди снимут очки н начнут смотреть как на действительность, так и на ху­дожественный вымысел ничем незаслоненными глазами, трезво, видя только то, что даёт повседневность?"

Ар­кадий Николаевич Торцов

4. Основные даты жизни и творчества К.С. Станиславского.

5. Список основных постановок и ролей К.С. Станиславского:

  • среди ролей в театре - Тригорин («Чайка» А.П. Чехова; 1898), Барон («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина), Ананий Яковлев («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанд («Ко­варство и любовь» Шиллера), доктор Штокман («Доктор Штокман» «Враг народа» Ибсена), Сатин («На дне» М. Горького; 1902), Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова), Вер­шинин («Три сестры» А.П. Чехова; 1901), Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова; 1904), Фамусов («Горе от ума» Грибоедо­ва), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Арган («Мнимый больной» Мольера);
  • среди режиссёрских работ (большинство совместно с Неми­ровичем-Данченко) - «Плоды просвещения» Л.Н Толстого (1891), «Потонувший колокол» Гауптмана (1898), «Царь Фёдор Иоаннович» А.К Толстого (1898), «Чайка» А.П. Че­хова (1898), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1899), «Три сестры» А.П. Чехова (1901), «Мещане»М. Горького (1902), «На дне» М. Горького (1902), «Вишневый сад» А.П. Чехова (1904), «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Драма жизни» Гамсуна (1907), «Жизнь человека» Андреева (1907), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908, совместно с Л.А. Сулержицким и И.М. Москвиным), «Месяц в деревне» Тургенева (1909, со­вместно с ИМ. Москвиным), «Где тонко, там и рвётся» Тургенева (1912), «Хозяйка гостиницы» К. Голъдони (1914), «Село Степанчиково» Ф.М. Достоевского (1917), «Горячее сердце» А.Н. Островского (1926), «Безумный день, или Же­нитьба Фигаро»Бомарше (1927), «Мёртвые души» Н.В. Го­голя (1932), «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (1933);
  • среди литературных произведений - «Моя жизнь в искус­стве», «Работа актёра над собой».

6.       Информация о планируемых мероприятиях.

7.       Иллюстративный материал.

Книжно-иллюстративная выставка

Во время подготовки и в дни проведения юбилея в каждой библиотеке оформ­ляются книжные выставки, возможно полнее раскрывающие жизнь и творчество юбиляра. Это может быть персональная книжная вы­ставка (например. «Великий реформатор сцены - К.С. Станислав­ский»). Её цель - привлечь внимание читателей к личности режис­сёра, пробудить желание как можно больше узнать об этом челове­ке, его жизни и деятельности. Традиционно на персональной вы­ставке присутствуют три раздела:

  • первый раздел рассказывает о жизни личности («Жизнь в искусстве»);
  • второй раздел посвящен её деятельности («Писатели, арти­сты, режиссёры о великом деятеле русского театра», или «В поисках новых театральных форм»);
  • третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека. В случае со Станиславским третий раздел может быть посвящен значению его системы для мирового теа­трального искусства («Наследие Станиславского»).

Можно также использовать и такие виды нетрадиционных книжных выставок, как выставка одной книги, выставка-словарь, выставка-викторина (кроссворд, конкурс), жанровая выставка и выставка-экспозиция.

Выставка одной книги т.е. выставка, посвященная одному из двух произведений юбиляра («Моя жизнь в искусстве», «Работа ак­тера над собой».). На ней могут быть представлены не только сами книги Станиславского, но и следующая информация: об авторе книги, об истории её создания, о людях, которые в ней упоминают­ся, рассказы известных людей о роли этой книги в их жизни, о вре­мени и культуре того периода, когда они создавались.

Выставка-словарь - разделами данной выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на от­дельных листах бумаги, так же, как цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную инфор­мацию об этих понятиях. К юбилею можно оформить выставку «Театральный словарь», разделами которой могут стать термины «Станиславский», «МХАТ», «Система Станиславского» и некото­рые другие термины, относящиеся к театральному искусству.

Выставка-викторина (кроссворд, конкурс) - методика разра­ботки этой выставки аналогична тематической. Отличие здесь в том, что библиотекарь составляет вопросы, ответы на которые чи­татели найдут в книгах, представленных на выставке. Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на выставку.

Жанровая выставка - на ней представлены книги одного жан­ра. В данном случае уместно привлечь внимание читателей к тако­му редко спрашиваемому виду литературы, как драма. На выстав­ках, которые могут называться «Роли, которые играл Станислав­ский» и «Пьесы театра Станиславского», будут представлены пьесы и произведения классиков мировой литературы - Пушкина, Молье­ра, Ибсена, Грибоедова, Толстого, Островского, Горького, Чехова и др. (см. выше в разделе «Плакат»).

Выставка-экспозиция (например, «Театр Станиславского») -это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксес­суары, представленные на ней, способствуют более глубокому про­никновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причём предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной книжной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. На выставке, посвященной Станислав­скому, аксессуарами могут стать театральные билеты, программки, театральный бинокль, грим, различный реквизит, репродукции фо­тографий, афиш и открыток того времени.

Массовые мероприятия

Оформленные книжные вы­ставки могут стать центром проводимого массового мероприятия

- экскурсии по выставке, библиографического обзора, беседы. В детской библиотеке выставка, посвященная Станиславскому, ста­нет необходимой подготовкой к конкурсным, игровым программам. Это может быть просто викторина или игра «Умники и умницы» для юношества с элементами театрализации; «Поле чудес» и кон­курс кроссвордистов для разных возрастов и т.п.

Но, возможно, из-за недостаточного количества в вашем фон­де необходимых для выставки документов, проще будет подгото­вить самостоятельные массовые мероприятия по темам «Театр Ста­ниславского и Чехов», «Станиславский и музыка», «Оперный театр и Станиславский», «В поисках новых театральных форм», «МХАТ в русской культуре», «Наследие Станиславского и практика совре­менного театра», «Заповедь актеру», «Система Станиславского», «О реализме в театральном искусстве» и др.

Раскрыть эти темы можно через различные формы: беседа, ин­формационный час, театральный час, устный журнал, музыкальный вечер, музыкальный салон, театральные посиделки, заседание клуба и др.

Если в вашей библиотеке существует литературный клуб, театральный кружок, студия или театр книги, то юбилей великого актера и режиссёра подталкивает к использованию таких не библи­отечных форм, как театральный капустник, театрализованный праздник, театральный калейдоскоп, театральный фестиваль или конкурс чтецов художественного слова, посвященных юбиляру.

Для «продвинутых пользователей» можно предложить Интернет-разыскание «Созвездие Станиславского» по теме «Звёз­ды мирового театра и кино и система Станиславского», результаты которого могут быть оформлены в виде «Аллеи звёзд» и стать те­мой выступлений на заседании клуба, театральной гостиной и т.п.

Такими представляются основные мероприятия, которые мо­жет провести библиотека по творчеству замечательного русского актёра и режиссёра К.С. Станиславского. Разумеется, из этого мате­риала руководители чтения выберут те формы и темы работы, кото­рые пройдут успешно с учётом интересов их читателей и возмож­ностей данной библиотеки.


Московский Художественный театр

Московский Художественный театр основан в 1898 году К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Первоначаль­но назывался Художественно-общедоступный театр.

С 1901 года-Московский Художественный театр.

С 1920 года - Московский Художественный академический театр (МХАТ).

С 1932 года - МХАТ СССР им. М. Горького.

В 1987 году разделился на два одноимённых театра. В настоя­щее время их официальные наименования: Московский Художе­ственный академический театр имени М. Горького, сокращённое - МХАТ имени М. Горького и Московский Художественный акаде­мический театр имени А.П. Чехова, сокращённое - МХАТ имени А.П. Чехова.

В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова убрал из афиши слово «академический» и именуется Московский Художественный театр им. А.П. Чехова или МХТ имени А.П. Чехова.

История

К. С. Станиславский и В. И. Немирович-ДанченкоНачалом Художе­ственного театра считают встречу его основателей Константина  Сергеевича Станиславского и Влади­мира  Ивановича  Неми­ровича-Данченко в ресто­ране «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художе ственно-Об-щедоступного» театр но­сил недолго. В 1901 г. из названия было убрано слово «общедоступ­ный», но ориентация на демократического зрителя оставалась од­ним из принципов МХТ.

Основу труппы составили воспитанники драматического от­деления Музыкально-драматического училища Московского фи­лармонического общества, где актёрское мастерство преподавал в 1938 г. В.И. Немирович-Данченко и участники спектаклей, постав­ленных К.С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы».

Московский Худо­жественный театр от­крылся 14 (26) октября 1898 г. премьерой «Царь Фёдор Иоаннович» Алек­сея Толстого. 26 января 1901 г. состоялось юби­лейное, сотое, представ­ление. В архиве Станис­лавского сохранились следующие записи: «Успех „Царя Фёдора" был так велик, что сравнительно скоро при­шлось праздновать его сотое представление. Торжество, помпа, восторженные статьи, много ценных подношений, адресов, шум­ные овации свидетельствовали о том, что театр в известной части прессы и зрителей стал любим и популярен». Другое произведение А. Толстого - трагедия «Смерть Иоанна Грозного» - впервые была дана на сцене МХТ 29 сентября 1899 г. Грозного играл Станислав­ский.

Здание театраПервые четыре сезона (1898-1902) театр давал спектакли в арендованном театре Я.В. Щукина «Эрмитаж», сада «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Коммерческая вместимость зала 815 мест. Уже к третьему сезону стало ясно, что театру нужно совершенно иное здание.

Вопреки театральной практике того времени, в МХТ к каждой премьере создавали новые декорации и не использовали старые. Оформление, которое уже не помещалось в театре, круглый год хра­нилось в сараях сада «Эрмитаж», где подвергалось быстрой порче. Его нужно было постоянно восстанавливать, от ряда деталей при­шлось отказаться. Теснота, запущенное состояние театра, недоста­ток помещений для репетиций и работы мастерских требовали пере­езда в более вместительное здание с совершенно иным сценическим оборудованием.

Средств на строительство не было. Условия работы МХТ зна­чительно отличались от императорских театров, которые не плати­ли аренду и получали дотацию от государства. Судьба МХТ полно­стью зависела от возможностей меценатов и от сборов. «Общедо­ступные» цены на билеты грозили театру финансовым крахом и они ощутимо росли от сезона к сезону.

МХТ был учрежден в виде товарищества на паях, где впер­вые в театральном деле, предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко. Остальными были приглашённые москов­ские богачи, разделявшие театральную идею основателей. Пайщи­ки принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наи­большим количеством обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 г. полностью взял на себя фи­нансирование театра и заботы по аренде, реконструкции и оборудо­ванию нового здания.

Сцена театраС 1902 г. театр работает в здании в Камергерском переулке, 3. Театр домовладельца Лианозова перестроен на средства Саввы Мо­розова архитектором Фёдором Шехтелем с участием Ивана Фоми­на за три летних месяца 1902 г. Проект реконструкции выполнен безвозмездно, Шехтель отказался обсуждать вопрос оплаты ещё на стадии переговоров. Оформление интерьеров, освещение, орнаменты, эскиз занавеса с зна­менитой эмблемой Художе­ственного театра, летящей над волнами чайкой, также принадлежит Шехтелю. Правый подъезд театра укра­шает гипсовый горельеф Анны Голубкиной «Волна». Шехтель разработал проект поворотного круга сцены, спроектировал вместитель­ные подсценические трюмы, карманы для хранения декораций, раздвижной занавес взамен под­нимающегося. В зрительном зале было 1200 мест.

С 1906 г. театр неоднократно гастролировал в странах Евро­пы, Азии, Америки.

В 1920 г. - был включён в число академических театров -МХАТ.

В январе 1932 г. театр получил название МХАТ СССР, а в сентябре театру присвоено имя М. Горького.

В 1933 г. МХАТ передано здание бывшего театра Корша в Петровском переулке (позднее - ул. Москвина) со зрительным за­лом на 1047 мест, где образуется филиал МХАТ.

В 1937 г. МХАТ награждён орденом Ленина, в 1938 - орде­ном Трудового Красного Знамени.

7  августа 1938 г. умер Константин Сергеевич Станислав­ский.

При театре с 1923 г. имеется музей с двумя филиалами: Дом-музей К.С. Станиславского и Мемориальная квартира В.И. Неми­ровича-Данченко.

Начало Великой Отечественной войны МХАТ встретил в Минске, куда прибыл на гастроли 16 июня 1941 г. Спектакли про­должались до 24 июня, когда в результате массированных налётов гитлеровской авиации, в течение дня был уничтожен почти весь центр города, погибли тысячи людей. Бомбой разрушена часть теа­трального здания, погибли все декорации и костюмы. Коллектив МХАТ СССР им. М. Горького сумел самостоятельно выбраться из горящего города и вернулся в Москву 29 июня.

8  октябре 1941 г. МХАТ был эвакуирован в Саратов, где за­нял здание Саратовского ТЮЗа, в ноябре 1942 г. вернулся в Москву. Ответственность за труппу на этот период возложена на Н.П. Хме­лёва. В.И. Немирович-Данченко вместе с группой ведущих арти­стов МХАТ по решению Правительства в сентябре 1941 г. эвакуи­руется в Нальчик, а затем в Тбилиси.

25 апреля 1943 г. Вл.И. Немирович-Данченко скончался в Москве на 85-м году жизни. Художественным руководителем ста­новится Н.П. Хмелёв, директором - И.М. Москвин.

С 1943 г. существует Школа-студия им. В.И. Немировича-Данченко.

В 1970 г. главным режиссёром МХАТ назначен Олег Ефре­мов, выпускник школы-студии МХАТ, создатель и главный режис­сер Московского театра «Современник».

В 1973 г. открывается новое здание МХАТ на Тверском буль­варе, 22 с гигантской сценой высотой более 30 метров и зритель­ным залом на 1360 мест. Масштабу здания соответствует размер труппы МХАТ - более 150 человек.

С 1973 г. МХАТ им. М. Горького работает на трёх площад­ках Москвы: в проезде Художественного театра (ныне Камергер­ский переулок), на ул. Москвина и в новом здании на Тверском бульваре.

С 1978 г. историческое здание в Камергерском переулке за­крывается на ремонт.

Здание театраВ 1987 г. происходит конфликт, многочисленная труппа МХАТ делится на два театра с одним названием: труппа под руко­водством Т. В. Дорониной, сохраняет название МХАТ им. М. Горь­кого и остаётся на Тверском бульваре; труппа под руководством О.Н. Ефремова переезжает в отремонтированное здание в Камер­герском переулке.

1989 г. театр под руководством Ефремова переименован во МХАТ им. А.П. Чехова.

В 2000 г. после смерти Олега Ефремова художественным руково­дителем театра стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара и труппы.

 


Художественный театр и Чехов

История взаимоотношений Чехова со старым до мхатовским театром исполнена глубочайшего драматизма. «Не улыбается мне слава драматурга», - писал он в письме к Плещееву Слишком мно­го огорчений принёс ему до мхатовский театр. Сколько раз зарекал­ся он не писать пьес, но не мог. Буржуазная критика вопила о том, что в пьесах Чехова «Иванов», «Леший», «Чайка» - современная жизнь «извращена» и что сам автор, допускающий такое «лгание на жизнь», является холодным циником, чуждым к каким бы то ни было нравственным идеалам.

Старый театр мял, корёжил тонкие и сложные чеховские пье­сы. И, конечно же, вскрыть все богатства, таящиеся под такой не­яркой, такой неэффектной внешностью чеховских пьес, дано было одному Художественному театру.

Труппа театраИмя Чехова навсегда связано с Московским Художественным театром. Художественному общедоступному (как он тогда называл­ся) театру суждено было произвести переворот в русской мировой истории театра, стать национальной гордостью нашего народа. Ху­дожественный театр, как театр новаторский родился вместе со спектаклем «Чайка» А.П. Чехова, той самой «Чайкой», которая до сих пор является эмблемой театра. Пьеса была принята к постанов­ке, хотя два года до того она буквально провалилась на император­ской сцене в Петербурге. Долго колебался Чехов перед тем как уступить настояниям В.И. Немировича-Данченко и разрешить теа­тру поставить пьесу. Была серьёзная причина для волнения. Ещё раз пере­жить провал пьесы для Антона Павловича было бы таким ударом, который мог вконец подорвать его здоровье.

Но успех «Чайки» превзошёл все ожидания. Это определилось уже по­сле первого акта. Сначала артистам показалось, когда закончился акт, что все худшие опасения подтвердились. Зал молчал...

Легендарная премьера пьесы в Художественном театре со­стоялась 17 декабря 1898 года.

К.С. Станиславский рассказывает: «Мы молча двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисмен­тами. Бросились давать занавес... В публике успех был огромный, а на сцене... Целовались все, не исключая посторонних, которые во­рвались за кулисы». Постановка «Чайки» переплелась с большим событием в жизни Чехова. В сентябре 1898 г. на репетиции «Чайки» Антон Павлович познакомился со своей будущей женой О.Л. Книп-пер. Затем он присутствовал на репетиции «Царя Фёдора Иоанови-ча». «Меня приятно тронула, - рассказывал он потом в одном из своих писем, - интеллигентность тона, и со сцены повеяло настоя­щим искусством, хотя и играли не великие таланты. Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность - так хоро­шо, что даже в горле чешется... Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в Ирину».

Ирину играла О.Л. Книппер. В начале февраля 1899 г. Мария Павловна в третий раз смотрела «Чайку», и тут Вишневский пере­знакомил её со всеми артистами. Сообщая об этом брату, Мария Павловна между прочим, писала: «Я тебе советую поухаживать за Книппер. По-моему она очень интересна». Чехов так ответил ей в очередном письме: «Книппер очень мила и, конечно, глупо я делаю, что живу не в Москве». В то время он жил в Ялте. Мария Павловна и не подозревала тогда, насколько серьёзен был ответ брата. Первой встречи оказалось достаточно, чтобы образ молодой обаятельной актрисы овладел им навсегда. То же, видно произошло и с Ольгой Леонардовной. Она так завершила потом свой рассказ об их зна­комстве на репетициях осенью 1898 г.: «И с этой встречи начал мед­ленно затягиваться тонкий и сложный узел нашей жизни». Любовь к Художественному театру и любовь к «необыкновенной женщи­не», «чудесной актрисе» все теснее переплетались в душе Чехова, так что оба чувства все время усиливали одно другое.

Вслед за «Чайкой» на сцене Художественного театра были поставлены почти все пьесы Чехова: через год «Дядя Ваня», затем «Три сестры», «Вишневый сад». Чехов стал другом театра. Именно сюда он приносил свои новые произведения, здесь делился замыс­лами. Драматургия Чехова по многом определила в те годы творче­ское направление Художественного театра. На чеховских пьесах росли и воспитывались актёры, такие как сам К.С. Станиславский, М.П. Лилива, О.Л. Книппер-Чехова, В.И. Качалов и другие, кого мы называем первым поколением Художественного театра.

«Я вспоминаю о Чехове неотрывно от той или другой полосы моих личных писательских или театральных переживаний, - писал Немирович-Данченко, - мы жили одной эпохой, встречали одина­ковых людей, одинаково воспринимали окружающую жизнь, тянулись к схожим мечтам».

Спустя месяц после премьеры «Дяди Вани» Чехов пишет свои замечательные слова о молодом театре, высоко оценивая его деятельность:

«Художественный театр - это лучшие страницы той книги, какая будет когда-либо написана о современ­ном театре». И одновремен­но писатель приступает к созданию новой пьесы, пред­назначенной специально для МХАТа.

«После успеха "Чайки", "Дяди Вани" театр не мог обойтись уже без новой пьесы Чехова, - писал К. Станиславский. - Таким образом наша судьба с тех пор находилась в руках Антона Павловича: будет пьеса, будет и сезон, не будет пьесы - театр потеряет свой аро­мат».

Чехов уже не только сам был уверен в том, что для театра «стоит писать», но и уговаривал других писателей, особенно Горь­кого, создавать пьесы для Художественного театра.

«Три сестры» - первая пьеса, написанная специально для Ху­дожественного театра, как бы по его «заказу». Работая над пьесой, Чехов уже мог учитывать творческие достижения театра в целом и своеобразие его актёрских индивидуальностей. Немирович-Данченко пишет, что чеховскими спектаклями Художественный те­атр осуществил то, чего добивался и Чехов, когда говорил на репе­тициях «Чайки» в Петербурге: «Слишком много играют, надо всё как в жизни». «Не играть ничего. Решительно ничего: ни чувства, ни настроения, ни положения, ни слова, ни стиля, ни образа», - так определяет Немирович-Данченко то основное требование, которое предъявлялось в ту пору Чеховым и Станиславским к актёрам. Пои­ски этих лет оформлялись в метод театра, который повлёк за собой обновление актерской техники. Этот метод дал толчок к постро­ению будущей системы Станиславского.

В связи с постановкой «Трёх сестёр» реакционная печать ор­ганизовала подлинную травлю Чехова и Художественного театра. Мишенью прессы стали, как идейная направленность спектакля, так и тот творческий метод, которым он был осуществлён. Крити­ков не могла не беспокоить та глубокая неудовлетворённость окру­жающей жизнью, которая пробуждалась в зрителях под влиянием спектакля. Поэтому с такой силой обострились нападки на Чехова и МХАТ за «пессимизм», за «безнадёжный приговор нашей дей­ствительности».

Суровой отповедью врагам Чехова и Художественного театра прозвучала статья В. Поссе, помещённая в прогрессивном журнале «Жизнь». Он пишет: «Всё очень хорошо, то есть хорошо, что почти вся печать запротестовала: это значит, что удары Чехова попадают в цель, что он своими последними произведениями, в том числе и «Тремя сестрами», ранит прямо в сердце пошлость и ничтожество, которыми живы представители нашего мещанского общества».

О. Л. Книппер и А. П. ЧеховО.Л. Книппер рассказывает о первой встрече артистов Мо­сковского Художественного театра с Чеховым: «И все мы были захвачены необыкновенным, тонким обаянием его личности, его простотой, его неу­мением учить, показывать. Не знали, как и о чём говорить... А он смотрел на нас то улыбаясь, то вдруг необык­новенно серьёзно, с каким-то смуще­нием, пощипывая бородку и вскиды­вая пенсне... Недоумевая, как отве­чать на некоторые вопросы... Он от­вечал как-то неожиданно, как будто и не по существу, как будто и общо, и мы не знали, как принимать замеча­ние - серьёзно или в шутку. Но так казалось только в первую минуту, и сейчас же, подумав немного, чувствовалось, что это сказанное, как бы вскользь замечание, на­чинало проникать в мозг, душу, и от едва уловимой характерной чёрточки начинала вырастать вся суть человека».

Талант Чехова растёт беспрерывно, правильно его называют «талантом мыслящим». Как ни старались враги Чехова и Художе­ственного театра всеми способами сорвать успех «Трех сестёр», спектакль победил. Его передовая для своего времени обществен­ная направленность, его прогрессивный идейный смысл дошли до широкого современного зрителя, и вскоре «Три сестры» стали юби­лейным спектаклем целого поколения драматически настроенной русской интеллигенции и студенческой молодёжи. Революционно настроенная молодёжь ощущает его как призыв к борьбе за переу­стройство жизни. Вот как писал об этом спектакле один студент: «Когда я смотрел "Трёх сестёр", я весь дрожал от злости. Ведь до чего довели людей, как запугали, как замуровали! Когда я шёл из театра домой, то кулаки то сжимались до боли, и в темноте мне мерещилось то чудище, которому, хотя бы ценой своей смерти, надо нанести смертельный удар».

Горький писал Чехову в марте 1901 г.: «"Три сестры" идут изумительно! Лучше "Дяди Вани". Музыка - не игра». Чехов со­глашается с этим отзывом. Друзьям он писал: «В этом театре стоит побывать... Мои "Три сестры" идут великолепно, с блеском, идут гораздо лучше, чем написана пьеса».