Методические рекомендации "Константин Сергеевич Станиславский"
Государственное бюджетное учреждение культуры «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»
Научно-методический отдел
Константин Сергеевич Станиславский
1863-1938
Методические рекомендации
г. Биробиджан, 2010 г.
Редакционная коллегия:
Журавлёва О.П. (гл. редактор), Друковская С.Н.. Кузнецова Е.А. (авт.-сост.), Рыжкова Т.И., Козина И.В. (отв. за выпуск)
Константин Сергеевич Станиславский. 1863-1938 : метод, рекомендации / авт.-сост. Е.А. Кузнецова. - Биробиджан, 2010. - 20 с.
Издание содержит методические материалы к 150-летию со дня рождения русского актёра, режиссёра, педагога, теоретика театра К.С. Станиславского, которые могут быть использованы библиотекарями при организации юбилейных мероприятий.
© ГБУК «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»
Подписано в печать 09.09.2010 г. Формат 60х841/16 Усл. печ. л. 1,2. Уч.-изд. л. 0,9. Тираж 20 экз. Заказ № 100.
Отпечатано редакционно-издательским сектором ГБУК «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»
679016 г. Биробиджан, ул. Ленина, 25.
Библиотеки и юбилей Станиславского
В 2013 году нам предстоит отметить 150-летие со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского, русского актёра, режиссёра, педагога, теоретика театра, народного артиста СССР (1936). Станиславский заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма. Подготовка к празднованию этой юбилейной даты у нас в стране уже идёт: 10 мая 2010 г. был принят Указ Президента РФ № 564 «О праздновании 150-летия со дня рождения К.С. Станиславского». Хотя в первую очередь готовить празднование этого юбилея будет театральная общественность, но отмечать эту дату будет весь мир, и библиотеки не могут оставаться в стороне.
Краткая биографическая справка
Родился Константин Сергеевич Станиславский 17 января (по старому стилю - 5 января) 1863 г., в Москве, в известной купеческой семье Алексеевых, которые были в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми. Мать - француженка, бабушка по материнской линии - актриса, известная в своё время в Париже. В 1877 г. Станиславский впервые выступил на домашней сцене.
Образование получил в Лазаревском институте восточных языков, который окончил в 1881 г. Участвуя в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился пению у Комиссаржевско-го, вместе с которым в 1888 г. основал в Москве «Общество искусства и литературы». Вскоре он стал режиссёром спектаклей, устраивавшихся этим обществом. В 1898-ом, вместе с драматургом В.И. Немировичем-Данченко, основал Московский Художественный Театр (МХТ). Артисты, вошедшие в состав театра, принадлежали к числу любителей, уже работавших под руководством Станиславского, и к числу учеников Немировича-Данченко. Новый театр открылся пьесой А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Первые два года успех театра был средним. Новая эпоха для театра началась в 1900 г., после того как вся труппа побывала в Севастополе и Ялте, познакомив со своими постановками больного в то время А.П. Чехова. Сотрудничество театра с А. Чеховым и М. Горьким определило дальнейший его характер. Успех театра в Германии и Австрии превзошёл ожидания: немецкая печать ставила артистов театра на высоту первого ансамбля в Европе и главным образом восхваляла руководителя театра, В.И. Немировича-Данченко, и талант режиссёра, Станиславского. С 1900-х гг. Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актёра, впоследствии ставшее известным как Система Станиславского. В 1912 г., совместно с ЛА. Сулержицким организовал при МХТ 1-ю Студию, в которой преподавал по своей системе. С 1917 г. - почётный академик Петербургской Академии наук. В 1918 г. возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, а позднее ставшую Оперным театром им. К.С. Станиславского (впоследствии Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) .
В 1922-1923 гг. выезжал вместе с труппой Московского художественного театра на гастроли в США. Несколько актеров решили не возвращаться в СССР и остались за границей, став активными пропагандистами «метода Станиславского» в Европе и Америке. Во время пребывания в США Станиславский получил заказ на книгу о своей школе, результатом чего стала книга «Моя жизнь в искусстве», впервые напечатанная в США и лишь позднее опубликованная в СССР. В 1935 г. создал Оперно-драматическую студию. В 1936-ом получил звание Народного артиста СССР.
Умер Станиславский 7 августа 1938 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Рекомендуемые формы и темы
Начиная подготовку к юбилею Станиславского, библиотекарю необходимо, прежде всего, проверить свой фонд, для выявления всех имеющихся в библиотеке материалов о нём. Особое внимание следует обратить на книги, лишь частично посвященные юбиляру или близкие по теме к его творчеству (история театра, актерское искусство, пьесы и художники, писатели, творчески связанные с МХАТом), а также публикациям о нём в прессе.
Так как готовиться к юбилею К.С. Станиславского, мы начинаем заблаговременно, то начать можно со знакомства (особенно юной аудитории) с театром и театральным искусством в целом, посвятив этот цикл мероприятий (выставок, бесед, обзоров) юбиляру. Театральное искусство может стать темой программы летних чтений, творческой смены, заседаний клуба. Возможные заголовки для такого цикла - «Любите ли Вы театр?...», «Волшебный мир театра», «Таинственный мир кулис», «Под знаком Мельпомены», «Войди в мир театра».
Раскрыв нашим читателям место театра в культуре человечества, познакомив их с историей мирового и русского театра, мы будем готовы в полной мере показать значение К.С. Станиславского и его наследия для современной мировой культуры. Здесь незаменимой формой такого представления становиться персональная выставка или (если у вас недостаточно документов в фонде) библиотечный плакат.
Плакат
Эта старая и почти забытая форма включает в себя следующие элементы:
1. Заголовок плаката (например, «Великий русский актёр и режиссёр Константин Сергеевич Станиславский»).
2. Портрет юбиляра (можно использовать любую фотографию).
3. Высказывания К.С. Станиславского и о нём. Например, такие высказывания юбиляра:
- "Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь";
- "Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист".
Цитаты из книги К.С. Станиславского «Работа актёра над собой»:
- "Важно, чтоб отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и вместе с тем не расходилось с замыслами писателя. Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво";
- "Вы думаете, легко сочинять так, чтобы вас слушали с затаённым дыханием? Это тоже творчество, которое создаётся магическими «если бы», «предлагаемыми обстоятельствами» и хорошо развитым воображением. Про гениев, пожалуй, не скажешь, что они лгут. Такие люди смотрят на действительность другими глазами, чем мы. Они иначе, чем мы, смертные, видят жизнь. Можно ли осуждать их за то, что воображение подставляет к их глазам то розовые, то голубые, то серые, то чёрные стекла? И хорошо ли будет для искусства, если эти люди снимут очки н начнут смотреть как на действительность, так и на художественный вымысел ничем незаслоненными глазами, трезво, видя только то, что даёт повседневность?"
Аркадий Николаевич Торцов
4. Основные даты жизни и творчества К.С. Станиславского.
5. Список основных постановок и ролей К.С. Станиславского:
- среди ролей в театре - Тригорин («Чайка» А.П. Чехова; 1898), Барон («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина), Ананий Яковлев («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанд («Коварство и любовь» Шиллера), доктор Штокман («Доктор Штокман» «Враг народа» Ибсена), Сатин («На дне» М. Горького; 1902), Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова), Вершинин («Три сестры» А.П. Чехова; 1901), Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова; 1904), Фамусов («Горе от ума» Грибоедова), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Арган («Мнимый больной» Мольера);
- среди режиссёрских работ (большинство совместно с Немировичем-Данченко) - «Плоды просвещения» Л.Н Толстого (1891), «Потонувший колокол» Гауптмана (1898), «Царь Фёдор Иоаннович» А.К Толстого (1898), «Чайка» А.П. Чехова (1898), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1899), «Три сестры» А.П. Чехова (1901), «Мещане»М. Горького (1902), «На дне» М. Горького (1902), «Вишневый сад» А.П. Чехова (1904), «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Драма жизни» Гамсуна (1907), «Жизнь человека» Андреева (1907), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908, совместно с Л.А. Сулержицким и И.М. Москвиным), «Месяц в деревне» Тургенева (1909, совместно с ИМ. Москвиным), «Где тонко, там и рвётся» Тургенева (1912), «Хозяйка гостиницы» К. Голъдони (1914), «Село Степанчиково» Ф.М. Достоевского (1917), «Горячее сердце» А.Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро»Бомарше (1927), «Мёртвые души» Н.В. Гоголя (1932), «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (1933);
- среди литературных произведений - «Моя жизнь в искусстве», «Работа актёра над собой».
6. Информация о планируемых мероприятиях.
7. Иллюстративный материал.
Книжно-иллюстративная выставка
Во время подготовки и в дни проведения юбилея в каждой библиотеке оформляются книжные выставки, возможно полнее раскрывающие жизнь и творчество юбиляра. Это может быть персональная книжная выставка (например. «Великий реформатор сцены - К.С. Станиславский»). Её цель - привлечь внимание читателей к личности режиссёра, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Традиционно на персональной выставке присутствуют три раздела:
- первый раздел рассказывает о жизни личности («Жизнь в искусстве»);
- второй раздел посвящен её деятельности («Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского театра», или «В поисках новых театральных форм»);
- третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека. В случае со Станиславским третий раздел может быть посвящен значению его системы для мирового театрального искусства («Наследие Станиславского»).
Можно также использовать и такие виды нетрадиционных книжных выставок, как выставка одной книги, выставка-словарь, выставка-викторина (кроссворд, конкурс), жанровая выставка и выставка-экспозиция.
Выставка одной книги т.е. выставка, посвященная одному из двух произведений юбиляра («Моя жизнь в искусстве», «Работа актера над собой».). На ней могут быть представлены не только сами книги Станиславского, но и следующая информация: об авторе книги, об истории её создания, о людях, которые в ней упоминаются, рассказы известных людей о роли этой книги в их жизни, о времени и культуре того периода, когда они создавались.
Выставка-словарь - разделами данной выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на отдельных листах бумаги, так же, как цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную информацию об этих понятиях. К юбилею можно оформить выставку «Театральный словарь», разделами которой могут стать термины «Станиславский», «МХАТ», «Система Станиславского» и некоторые другие термины, относящиеся к театральному искусству.
Выставка-викторина (кроссворд, конкурс) - методика разработки этой выставки аналогична тематической. Отличие здесь в том, что библиотекарь составляет вопросы, ответы на которые читатели найдут в книгах, представленных на выставке. Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на выставку.
Жанровая выставка - на ней представлены книги одного жанра. В данном случае уместно привлечь внимание читателей к такому редко спрашиваемому виду литературы, как драма. На выставках, которые могут называться «Роли, которые играл Станиславский» и «Пьесы театра Станиславского», будут представлены пьесы и произведения классиков мировой литературы - Пушкина, Мольера, Ибсена, Грибоедова, Толстого, Островского, Горького, Чехова и др. (см. выше в разделе «Плакат»).
Выставка-экспозиция (например, «Театр Станиславского») -это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причём предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной книжной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. На выставке, посвященной Станиславскому, аксессуарами могут стать театральные билеты, программки, театральный бинокль, грим, различный реквизит, репродукции фотографий, афиш и открыток того времени.
Массовые мероприятия
Оформленные книжные выставки могут стать центром проводимого массового мероприятия
- экскурсии по выставке, библиографического обзора, беседы. В детской библиотеке выставка, посвященная Станиславскому, станет необходимой подготовкой к конкурсным, игровым программам. Это может быть просто викторина или игра «Умники и умницы» для юношества с элементами театрализации; «Поле чудес» и конкурс кроссвордистов для разных возрастов и т.п.
Но, возможно, из-за недостаточного количества в вашем фонде необходимых для выставки документов, проще будет подготовить самостоятельные массовые мероприятия по темам «Театр Станиславского и Чехов», «Станиславский и музыка», «Оперный театр и Станиславский», «В поисках новых театральных форм», «МХАТ в русской культуре», «Наследие Станиславского и практика современного театра», «Заповедь актеру», «Система Станиславского», «О реализме в театральном искусстве» и др.
Раскрыть эти темы можно через различные формы: беседа, информационный час, театральный час, устный журнал, музыкальный вечер, музыкальный салон, театральные посиделки, заседание клуба и др.
Если в вашей библиотеке существует литературный клуб, театральный кружок, студия или театр книги, то юбилей великого актера и режиссёра подталкивает к использованию таких не библиотечных форм, как театральный капустник, театрализованный праздник, театральный калейдоскоп, театральный фестиваль или конкурс чтецов художественного слова, посвященных юбиляру.
Для «продвинутых пользователей» можно предложить Интернет-разыскание «Созвездие Станиславского» по теме «Звёзды мирового театра и кино и система Станиславского», результаты которого могут быть оформлены в виде «Аллеи звёзд» и стать темой выступлений на заседании клуба, театральной гостиной и т.п.
Такими представляются основные мероприятия, которые может провести библиотека по творчеству замечательного русского актёра и режиссёра К.С. Станиславского. Разумеется, из этого материала руководители чтения выберут те формы и темы работы, которые пройдут успешно с учётом интересов их читателей и возможностей данной библиотеки.
Московский Художественный театр
Московский Художественный театр основан в 1898 году К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр.
С 1901 года-Московский Художественный театр.
С 1920 года - Московский Художественный академический театр (МХАТ).
С 1932 года - МХАТ СССР им. М. Горького.
В 1987 году разделился на два одноимённых театра. В настоящее время их официальные наименования: Московский Художественный академический театр имени М. Горького, сокращённое - МХАТ имени М. Горького и Московский Художественный академический театр имени А.П. Чехова, сокращённое - МХАТ имени А.П. Чехова.
В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова убрал из афиши слово «академический» и именуется Московский Художественный театр им. А.П. Чехова или МХТ имени А.П. Чехова.
История
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художе ственно-Об-щедоступного» театр носил недолго. В 1901 г. из названия было убрано слово «общедоступный», но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
Основу труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал в 1938 г. В.И. Немирович-Данченко и участники спектаклей, поставленных К.С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы».
Московский Художественный театр открылся 14 (26) октября 1898 г. премьерой «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого. 26 января 1901 г. состоялось юбилейное, сотое, представление. В архиве Станиславского сохранились следующие записи: «Успех „Царя Фёдора" был так велик, что сравнительно скоро пришлось праздновать его сотое представление. Торжество, помпа, восторженные статьи, много ценных подношений, адресов, шумные овации свидетельствовали о том, что театр в известной части прессы и зрителей стал любим и популярен». Другое произведение А. Толстого - трагедия «Смерть Иоанна Грозного» - впервые была дана на сцене МХТ 29 сентября 1899 г. Грозного играл Станиславский.
Первые четыре сезона (1898-1902) театр давал спектакли в арендованном театре Я.В. Щукина «Эрмитаж», сада «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Коммерческая вместимость зала 815 мест. Уже к третьему сезону стало ясно, что театру нужно совершенно иное здание.
Вопреки театральной практике того времени, в МХТ к каждой премьере создавали новые декорации и не использовали старые. Оформление, которое уже не помещалось в театре, круглый год хранилось в сараях сада «Эрмитаж», где подвергалось быстрой порче. Его нужно было постоянно восстанавливать, от ряда деталей пришлось отказаться. Теснота, запущенное состояние театра, недостаток помещений для репетиций и работы мастерских требовали переезда в более вместительное здание с совершенно иным сценическим оборудованием.
Средств на строительство не было. Условия работы МХТ значительно отличались от императорских театров, которые не платили аренду и получали дотацию от государства. Судьба МХТ полностью зависела от возможностей меценатов и от сборов. «Общедоступные» цены на билеты грозили театру финансовым крахом и они ощутимо росли от сезона к сезону.
МХТ был учрежден в виде товарищества на паях, где впервые в театральном деле, предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко. Остальными были приглашённые московские богачи, разделявшие театральную идею основателей. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наибольшим количеством обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 г. полностью взял на себя финансирование театра и заботы по аренде, реконструкции и оборудованию нового здания.
С 1902 г. театр работает в здании в Камергерском переулке, 3. Театр домовладельца Лианозова перестроен на средства Саввы Морозова архитектором Фёдором Шехтелем с участием Ивана Фомина за три летних месяца 1902 г. Проект реконструкции выполнен безвозмездно, Шехтель отказался обсуждать вопрос оплаты ещё на стадии переговоров. Оформление интерьеров, освещение, орнаменты, эскиз занавеса с знаменитой эмблемой Художественного театра, летящей над волнами чайкой, также принадлежит Шехтелю. Правый подъезд театра украшает гипсовый горельеф Анны Голубкиной «Волна». Шехтель разработал проект поворотного круга сцены, спроектировал вместительные подсценические трюмы, карманы для хранения декораций, раздвижной занавес взамен поднимающегося. В зрительном зале было 1200 мест.
С 1906 г. театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.
В 1920 г. - был включён в число академических театров -МХАТ.
В январе 1932 г. театр получил название МХАТ СССР, а в сентябре театру присвоено имя М. Горького.
В 1933 г. МХАТ передано здание бывшего театра Корша в Петровском переулке (позднее - ул. Москвина) со зрительным залом на 1047 мест, где образуется филиал МХАТ.
В 1937 г. МХАТ награждён орденом Ленина, в 1938 - орденом Трудового Красного Знамени.
7 августа 1938 г. умер Константин Сергеевич Станиславский.
При театре с 1923 г. имеется музей с двумя филиалами: Дом-музей К.С. Станиславского и Мемориальная квартира В.И. Немировича-Данченко.
Начало Великой Отечественной войны МХАТ встретил в Минске, куда прибыл на гастроли 16 июня 1941 г. Спектакли продолжались до 24 июня, когда в результате массированных налётов гитлеровской авиации, в течение дня был уничтожен почти весь центр города, погибли тысячи людей. Бомбой разрушена часть театрального здания, погибли все декорации и костюмы. Коллектив МХАТ СССР им. М. Горького сумел самостоятельно выбраться из горящего города и вернулся в Москву 29 июня.
8 октябре 1941 г. МХАТ был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, в ноябре 1942 г. вернулся в Москву. Ответственность за труппу на этот период возложена на Н.П. Хмелёва. В.И. Немирович-Данченко вместе с группой ведущих артистов МХАТ по решению Правительства в сентябре 1941 г. эвакуируется в Нальчик, а затем в Тбилиси.
25 апреля 1943 г. Вл.И. Немирович-Данченко скончался в Москве на 85-м году жизни. Художественным руководителем становится Н.П. Хмелёв, директором - И.М. Москвин.
С 1943 г. существует Школа-студия им. В.И. Немировича-Данченко.
В 1970 г. главным режиссёром МХАТ назначен Олег Ефремов, выпускник школы-студии МХАТ, создатель и главный режиссер Московского театра «Современник».
В 1973 г. открывается новое здание МХАТ на Тверском бульваре, 22 с гигантской сценой высотой более 30 метров и зрительным залом на 1360 мест. Масштабу здания соответствует размер труппы МХАТ - более 150 человек.
С 1973 г. МХАТ им. М. Горького работает на трёх площадках Москвы: в проезде Художественного театра (ныне Камергерский переулок), на ул. Москвина и в новом здании на Тверском бульваре.
С 1978 г. историческое здание в Камергерском переулке закрывается на ремонт.
В 1987 г. происходит конфликт, многочисленная труппа МХАТ делится на два театра с одним названием: труппа под руководством Т. В. Дорониной, сохраняет название МХАТ им. М. Горького и остаётся на Тверском бульваре; труппа под руководством О.Н. Ефремова переезжает в отремонтированное здание в Камергерском переулке.
1989 г. театр под руководством Ефремова переименован во МХАТ им. А.П. Чехова.
В 2000 г. после смерти Олега Ефремова художественным руководителем театра стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара и труппы.
Художественный театр и Чехов
История взаимоотношений Чехова со старым до мхатовским театром исполнена глубочайшего драматизма. «Не улыбается мне слава драматурга», - писал он в письме к Плещееву Слишком много огорчений принёс ему до мхатовский театр. Сколько раз зарекался он не писать пьес, но не мог. Буржуазная критика вопила о том, что в пьесах Чехова «Иванов», «Леший», «Чайка» - современная жизнь «извращена» и что сам автор, допускающий такое «лгание на жизнь», является холодным циником, чуждым к каким бы то ни было нравственным идеалам.
Старый театр мял, корёжил тонкие и сложные чеховские пьесы. И, конечно же, вскрыть все богатства, таящиеся под такой неяркой, такой неэффектной внешностью чеховских пьес, дано было одному Художественному театру.
Имя Чехова навсегда связано с Московским Художественным театром. Художественному общедоступному (как он тогда назывался) театру суждено было произвести переворот в русской мировой истории театра, стать национальной гордостью нашего народа. Художественный театр, как театр новаторский родился вместе со спектаклем «Чайка» А.П. Чехова, той самой «Чайкой», которая до сих пор является эмблемой театра. Пьеса была принята к постановке, хотя два года до того она буквально провалилась на императорской сцене в Петербурге. Долго колебался Чехов перед тем как уступить настояниям В.И. Немировича-Данченко и разрешить театру поставить пьесу. Была серьёзная причина для волнения. Ещё раз пережить провал пьесы для Антона Павловича было бы таким ударом, который мог вконец подорвать его здоровье.
Но успех «Чайки» превзошёл все ожидания. Это определилось уже после первого акта. Сначала артистам показалось, когда закончился акт, что все худшие опасения подтвердились. Зал молчал...
Легендарная премьера пьесы в Художественном театре состоялась 17 декабря 1898 года.
К.С. Станиславский рассказывает: «Мы молча двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. Бросились давать занавес... В публике успех был огромный, а на сцене... Целовались все, не исключая посторонних, которые ворвались за кулисы». Постановка «Чайки» переплелась с большим событием в жизни Чехова. В сентябре 1898 г. на репетиции «Чайки» Антон Павлович познакомился со своей будущей женой О.Л. Книп-пер. Затем он присутствовал на репетиции «Царя Фёдора Иоанови-ча». «Меня приятно тронула, - рассказывал он потом в одном из своих писем, - интеллигентность тона, и со сцены повеяло настоящим искусством, хотя и играли не великие таланты. Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность - так хорошо, что даже в горле чешется... Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в Ирину».
Ирину играла О.Л. Книппер. В начале февраля 1899 г. Мария Павловна в третий раз смотрела «Чайку», и тут Вишневский перезнакомил её со всеми артистами. Сообщая об этом брату, Мария Павловна между прочим, писала: «Я тебе советую поухаживать за Книппер. По-моему она очень интересна». Чехов так ответил ей в очередном письме: «Книппер очень мила и, конечно, глупо я делаю, что живу не в Москве». В то время он жил в Ялте. Мария Павловна и не подозревала тогда, насколько серьёзен был ответ брата. Первой встречи оказалось достаточно, чтобы образ молодой обаятельной актрисы овладел им навсегда. То же, видно произошло и с Ольгой Леонардовной. Она так завершила потом свой рассказ об их знакомстве на репетициях осенью 1898 г.: «И с этой встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел нашей жизни». Любовь к Художественному театру и любовь к «необыкновенной женщине», «чудесной актрисе» все теснее переплетались в душе Чехова, так что оба чувства все время усиливали одно другое.
Вслед за «Чайкой» на сцене Художественного театра были поставлены почти все пьесы Чехова: через год «Дядя Ваня», затем «Три сестры», «Вишневый сад». Чехов стал другом театра. Именно сюда он приносил свои новые произведения, здесь делился замыслами. Драматургия Чехова по многом определила в те годы творческое направление Художественного театра. На чеховских пьесах росли и воспитывались актёры, такие как сам К.С. Станиславский, М.П. Лилива, О.Л. Книппер-Чехова, В.И. Качалов и другие, кого мы называем первым поколением Художественного театра.
«Я вспоминаю о Чехове неотрывно от той или другой полосы моих личных писательских или театральных переживаний, - писал Немирович-Данченко, - мы жили одной эпохой, встречали одинаковых людей, одинаково воспринимали окружающую жизнь, тянулись к схожим мечтам».
Спустя месяц после премьеры «Дяди Вани» Чехов пишет свои замечательные слова о молодом театре, высоко оценивая его деятельность:
«Художественный театр - это лучшие страницы той книги, какая будет когда-либо написана о современном театре». И одновременно писатель приступает к созданию новой пьесы, предназначенной специально для МХАТа.
«После успеха "Чайки", "Дяди Вани" театр не мог обойтись уже без новой пьесы Чехова, - писал К. Станиславский. - Таким образом наша судьба с тех пор находилась в руках Антона Павловича: будет пьеса, будет и сезон, не будет пьесы - театр потеряет свой аромат».
Чехов уже не только сам был уверен в том, что для театра «стоит писать», но и уговаривал других писателей, особенно Горького, создавать пьесы для Художественного театра.
«Три сестры» - первая пьеса, написанная специально для Художественного театра, как бы по его «заказу». Работая над пьесой, Чехов уже мог учитывать творческие достижения театра в целом и своеобразие его актёрских индивидуальностей. Немирович-Данченко пишет, что чеховскими спектаклями Художественный театр осуществил то, чего добивался и Чехов, когда говорил на репетициях «Чайки» в Петербурге: «Слишком много играют, надо всё как в жизни». «Не играть ничего. Решительно ничего: ни чувства, ни настроения, ни положения, ни слова, ни стиля, ни образа», - так определяет Немирович-Данченко то основное требование, которое предъявлялось в ту пору Чеховым и Станиславским к актёрам. Поиски этих лет оформлялись в метод театра, который повлёк за собой обновление актерской техники. Этот метод дал толчок к построению будущей системы Станиславского.
В связи с постановкой «Трёх сестёр» реакционная печать организовала подлинную травлю Чехова и Художественного театра. Мишенью прессы стали, как идейная направленность спектакля, так и тот творческий метод, которым он был осуществлён. Критиков не могла не беспокоить та глубокая неудовлетворённость окружающей жизнью, которая пробуждалась в зрителях под влиянием спектакля. Поэтому с такой силой обострились нападки на Чехова и МХАТ за «пессимизм», за «безнадёжный приговор нашей действительности».
Суровой отповедью врагам Чехова и Художественного театра прозвучала статья В. Поссе, помещённая в прогрессивном журнале «Жизнь». Он пишет: «Всё очень хорошо, то есть хорошо, что почти вся печать запротестовала: это значит, что удары Чехова попадают в цель, что он своими последними произведениями, в том числе и «Тремя сестрами», ранит прямо в сердце пошлость и ничтожество, которыми живы представители нашего мещанского общества».
О.Л. Книппер рассказывает о первой встрече артистов Московского Художественного театра с Чеховым: «И все мы были захвачены необыкновенным, тонким обаянием его личности, его простотой, его неумением учить, показывать. Не знали, как и о чём говорить... А он смотрел на нас то улыбаясь, то вдруг необыкновенно серьёзно, с каким-то смущением, пощипывая бородку и вскидывая пенсне... Недоумевая, как отвечать на некоторые вопросы... Он отвечал как-то неожиданно, как будто и не по существу, как будто и общо, и мы не знали, как принимать замечание - серьёзно или в шутку. Но так казалось только в первую минуту, и сейчас же, подумав немного, чувствовалось, что это сказанное, как бы вскользь замечание, начинало проникать в мозг, душу, и от едва уловимой характерной чёрточки начинала вырастать вся суть человека».
Талант Чехова растёт беспрерывно, правильно его называют «талантом мыслящим». Как ни старались враги Чехова и Художественного театра всеми способами сорвать успех «Трех сестёр», спектакль победил. Его передовая для своего времени общественная направленность, его прогрессивный идейный смысл дошли до широкого современного зрителя, и вскоре «Три сестры» стали юбилейным спектаклем целого поколения драматически настроенной русской интеллигенции и студенческой молодёжи. Революционно настроенная молодёжь ощущает его как призыв к борьбе за переустройство жизни. Вот как писал об этом спектакле один студент: «Когда я смотрел "Трёх сестёр", я весь дрожал от злости. Ведь до чего довели людей, как запугали, как замуровали! Когда я шёл из театра домой, то кулаки то сжимались до боли, и в темноте мне мерещилось то чудище, которому, хотя бы ценой своей смерти, надо нанести смертельный удар».
Горький писал Чехову в марте 1901 г.: «"Три сестры" идут изумительно! Лучше "Дяди Вани". Музыка - не игра». Чехов соглашается с этим отзывом. Друзьям он писал: «В этом театре стоит побывать... Мои "Три сестры" идут великолепно, с блеском, идут гораздо лучше, чем написана пьеса».