Методические рекомендации "Константин Сергеевич Станиславский" - Рекомендуемые формы

Рекомендуемые формы и темы

Начиная подготовку к юбилею Станиславского, библиотека­рю необходимо, прежде всего, проверить свой фонд, для выявления всех имеющихся в библиотеке материалов о нём. Особое внимание следует обратить на книги, лишь частично посвященные юбиляру или близкие по теме к его творчеству (история театра, актерское искусство, пьесы и художники, писатели, творчески связанные с МХАТом), а также публикациям о нём в прессе.

Так как готовиться к юбилею К.С. Станиславского, мы начи­наем заблаговременно, то начать можно со знакомства (особенно юной аудитории) с театром и театральным искусством в целом, по­святив этот цикл мероприятий (выставок, бесед, обзоров) юбиляру. Театральное искусство может стать темой программы летних чте­ний, творческой смены, заседаний клуба. Возможные заголовки для такого цикла - «Любите ли Вы театр?...», «Волшебный мир теа­тра», «Таинственный мир кулис», «Под знаком Мельпомены», «Во­йди в мир театра».

Раскрыв нашим читателям место театра в культуре человече­ства, познакомив их с историей мирового и русского театра, мы бу­дем готовы в полной мере показать значение К.С. Станиславского и его наследия для современной мировой культуры. Здесь незамени­мой формой такого представления становиться персональная вы­ставка или (если у вас недостаточно документов в фонде) библио­течный плакат.

Плакат

Эта старая и почти забытая форма включает в себя следующие элементы:

1. Заголовок плаката (например, «Великий русский актёр и ре­жиссёр Константин Сергеевич Станиславский»).

2. Портрет юбиляра (можно использовать любую фотографию).

3. Высказывания К.С. Станиславского и о нём. Например, такие высказывания юбиляра:

  • "Если бы смысл театра был только в развлекательном зре­лище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь";
  • "Единственный царь и владыка сцены - талантливый ар­тист".

Цитаты из книги К.С. Станиславского «Работа актёра над со­бой»:

  • "Важно, чтоб отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и вместе с тем не расходи­лось с замыслами писателя. Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво";
  • "Вы думаете, легко сочинять так, чтобы вас слушали с за­таённым дыханием? Это тоже творчество, которое соз­даётся магическими «если бы», «предлагаемыми обстоя­тельствами» и хорошо развитым воображением. Про гени­ев, пожалуй, не скажешь, что они лгут. Такие люди смо­трят на действительность другими глазами, чем мы. Они иначе, чем мы, смертные, видят жизнь. Можно ли осуж­дать их за то, что воображение подставляет к их глазам то розовые, то голубые, то серые, то чёрные стекла? И хорошо ли будет для искусства, если эти люди снимут очки н начнут смотреть как на действительность, так и на ху­дожественный вымысел ничем незаслоненными глазами, трезво, видя только то, что даёт повседневность?"

Ар­кадий Николаевич Торцов

4. Основные даты жизни и творчества К.С. Станиславского.

5. Список основных постановок и ролей К.С. Станиславского:

  • среди ролей в театре - Тригорин («Чайка» А.П. Чехова; 1898), Барон («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина), Ананий Яковлев («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанд («Ко­варство и любовь» Шиллера), доктор Штокман («Доктор Штокман» «Враг народа» Ибсена), Сатин («На дне» М. Горького; 1902), Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова), Вер­шинин («Три сестры» А.П. Чехова; 1901), Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова; 1904), Фамусов («Горе от ума» Грибоедо­ва), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Арган («Мнимый больной» Мольера);
  • среди режиссёрских работ (большинство совместно с Неми­ровичем-Данченко) - «Плоды просвещения» Л.Н Толстого (1891), «Потонувший колокол» Гауптмана (1898), «Царь Фёдор Иоаннович» А.К Толстого (1898), «Чайка» А.П. Че­хова (1898), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1899), «Три сестры» А.П. Чехова (1901), «Мещане»М. Горького (1902), «На дне» М. Горького (1902), «Вишневый сад» А.П. Чехова (1904), «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Драма жизни» Гамсуна (1907), «Жизнь человека» Андреева (1907), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908, совместно с Л.А. Сулержицким и И.М. Москвиным), «Месяц в деревне» Тургенева (1909, со­вместно с ИМ. Москвиным), «Где тонко, там и рвётся» Тургенева (1912), «Хозяйка гостиницы» К. Голъдони (1914), «Село Степанчиково» Ф.М. Достоевского (1917), «Горячее сердце» А.Н. Островского (1926), «Безумный день, или Же­нитьба Фигаро»Бомарше (1927), «Мёртвые души» Н.В. Го­голя (1932), «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (1933);
  • среди литературных произведений - «Моя жизнь в искус­стве», «Работа актёра над собой».

6.       Информация о планируемых мероприятиях.

7.       Иллюстративный материал.

Книжно-иллюстративная выставка

Во время подготовки и в дни проведения юбилея в каждой библиотеке оформ­ляются книжные выставки, возможно полнее раскрывающие жизнь и творчество юбиляра. Это может быть персональная книжная вы­ставка (например. «Великий реформатор сцены - К.С. Станислав­ский»). Её цель - привлечь внимание читателей к личности режис­сёра, пробудить желание как можно больше узнать об этом челове­ке, его жизни и деятельности. Традиционно на персональной вы­ставке присутствуют три раздела:

  • первый раздел рассказывает о жизни личности («Жизнь в искусстве»);
  • второй раздел посвящен её деятельности («Писатели, арти­сты, режиссёры о великом деятеле русского театра», или «В поисках новых театральных форм»);
  • третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека. В случае со Станиславским третий раздел может быть посвящен значению его системы для мирового теа­трального искусства («Наследие Станиславского»).

Можно также использовать и такие виды нетрадиционных книжных выставок, как выставка одной книги, выставка-словарь, выставка-викторина (кроссворд, конкурс), жанровая выставка и выставка-экспозиция.

Выставка одной книги т.е. выставка, посвященная одному из двух произведений юбиляра («Моя жизнь в искусстве», «Работа ак­тера над собой».). На ней могут быть представлены не только сами книги Станиславского, но и следующая информация: об авторе книги, об истории её создания, о людях, которые в ней упоминают­ся, рассказы известных людей о роли этой книги в их жизни, о вре­мени и культуре того периода, когда они создавались.

Выставка-словарь - разделами данной выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на от­дельных листах бумаги, так же, как цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную инфор­мацию об этих понятиях. К юбилею можно оформить выставку «Театральный словарь», разделами которой могут стать термины «Станиславский», «МХАТ», «Система Станиславского» и некото­рые другие термины, относящиеся к театральному искусству.

Выставка-викторина (кроссворд, конкурс) - методика разра­ботки этой выставки аналогична тематической. Отличие здесь в том, что библиотекарь составляет вопросы, ответы на которые чи­татели найдут в книгах, представленных на выставке. Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на выставку.

Жанровая выставка - на ней представлены книги одного жан­ра. В данном случае уместно привлечь внимание читателей к тако­му редко спрашиваемому виду литературы, как драма. На выстав­ках, которые могут называться «Роли, которые играл Станислав­ский» и «Пьесы театра Станиславского», будут представлены пьесы и произведения классиков мировой литературы - Пушкина, Молье­ра, Ибсена, Грибоедова, Толстого, Островского, Горького, Чехова и др. (см. выше в разделе «Плакат»).

Выставка-экспозиция (например, «Театр Станиславского») -это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксес­суары, представленные на ней, способствуют более глубокому про­никновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причём предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной книжной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. На выставке, посвященной Станислав­скому, аксессуарами могут стать театральные билеты, программки, театральный бинокль, грим, различный реквизит, репродукции фо­тографий, афиш и открыток того времени.

Массовые мероприятия

Оформленные книжные вы­ставки могут стать центром проводимого массового мероприятия

- экскурсии по выставке, библиографического обзора, беседы. В детской библиотеке выставка, посвященная Станиславскому, ста­нет необходимой подготовкой к конкурсным, игровым программам. Это может быть просто викторина или игра «Умники и умницы» для юношества с элементами театрализации; «Поле чудес» и кон­курс кроссвордистов для разных возрастов и т.п.

Но, возможно, из-за недостаточного количества в вашем фон­де необходимых для выставки документов, проще будет подгото­вить самостоятельные массовые мероприятия по темам «Театр Ста­ниславского и Чехов», «Станиславский и музыка», «Оперный театр и Станиславский», «В поисках новых театральных форм», «МХАТ в русской культуре», «Наследие Станиславского и практика совре­менного театра», «Заповедь актеру», «Система Станиславского», «О реализме в театральном искусстве» и др.

Раскрыть эти темы можно через различные формы: беседа, ин­формационный час, театральный час, устный журнал, музыкальный вечер, музыкальный салон, театральные посиделки, заседание клуба и др.

Если в вашей библиотеке существует литературный клуб, театральный кружок, студия или театр книги, то юбилей великого актера и режиссёра подталкивает к использованию таких не библи­отечных форм, как театральный капустник, театрализованный праздник, театральный калейдоскоп, театральный фестиваль или конкурс чтецов художественного слова, посвященных юбиляру.

Для «продвинутых пользователей» можно предложить Интернет-разыскание «Созвездие Станиславского» по теме «Звёз­ды мирового театра и кино и система Станиславского», результаты которого могут быть оформлены в виде «Аллеи звёзд» и стать те­мой выступлений на заседании клуба, театральной гостиной и т.п.

Такими представляются основные мероприятия, которые мо­жет провести библиотека по творчеству замечательного русского актёра и режиссёра К.С. Станиславского. Разумеется, из этого мате­риала руководители чтения выберут те формы и темы работы, кото­рые пройдут успешно с учётом интересов их читателей и возмож­ностей данной библиотеки.