Методические рекомендации "Константин Сергеевич Станиславский" - Рекомендуемые формы
Рекомендуемые формы и темы
Начиная подготовку к юбилею Станиславского, библиотекарю необходимо, прежде всего, проверить свой фонд, для выявления всех имеющихся в библиотеке материалов о нём. Особое внимание следует обратить на книги, лишь частично посвященные юбиляру или близкие по теме к его творчеству (история театра, актерское искусство, пьесы и художники, писатели, творчески связанные с МХАТом), а также публикациям о нём в прессе.
Так как готовиться к юбилею К.С. Станиславского, мы начинаем заблаговременно, то начать можно со знакомства (особенно юной аудитории) с театром и театральным искусством в целом, посвятив этот цикл мероприятий (выставок, бесед, обзоров) юбиляру. Театральное искусство может стать темой программы летних чтений, творческой смены, заседаний клуба. Возможные заголовки для такого цикла - «Любите ли Вы театр?...», «Волшебный мир театра», «Таинственный мир кулис», «Под знаком Мельпомены», «Войди в мир театра».
Раскрыв нашим читателям место театра в культуре человечества, познакомив их с историей мирового и русского театра, мы будем готовы в полной мере показать значение К.С. Станиславского и его наследия для современной мировой культуры. Здесь незаменимой формой такого представления становиться персональная выставка или (если у вас недостаточно документов в фонде) библиотечный плакат.
Плакат
Эта старая и почти забытая форма включает в себя следующие элементы:
1. Заголовок плаката (например, «Великий русский актёр и режиссёр Константин Сергеевич Станиславский»).
2. Портрет юбиляра (можно использовать любую фотографию).
3. Высказывания К.С. Станиславского и о нём. Например, такие высказывания юбиляра:
- "Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь";
- "Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист".
Цитаты из книги К.С. Станиславского «Работа актёра над собой»:
- "Важно, чтоб отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и вместе с тем не расходилось с замыслами писателя. Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво";
- "Вы думаете, легко сочинять так, чтобы вас слушали с затаённым дыханием? Это тоже творчество, которое создаётся магическими «если бы», «предлагаемыми обстоятельствами» и хорошо развитым воображением. Про гениев, пожалуй, не скажешь, что они лгут. Такие люди смотрят на действительность другими глазами, чем мы. Они иначе, чем мы, смертные, видят жизнь. Можно ли осуждать их за то, что воображение подставляет к их глазам то розовые, то голубые, то серые, то чёрные стекла? И хорошо ли будет для искусства, если эти люди снимут очки н начнут смотреть как на действительность, так и на художественный вымысел ничем незаслоненными глазами, трезво, видя только то, что даёт повседневность?"
Аркадий Николаевич Торцов
4. Основные даты жизни и творчества К.С. Станиславского.
5. Список основных постановок и ролей К.С. Станиславского:
- среди ролей в театре - Тригорин («Чайка» А.П. Чехова; 1898), Барон («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина), Ананий Яковлев («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанд («Коварство и любовь» Шиллера), доктор Штокман («Доктор Штокман» «Враг народа» Ибсена), Сатин («На дне» М. Горького; 1902), Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова), Вершинин («Три сестры» А.П. Чехова; 1901), Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова; 1904), Фамусов («Горе от ума» Грибоедова), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Арган («Мнимый больной» Мольера);
- среди режиссёрских работ (большинство совместно с Немировичем-Данченко) - «Плоды просвещения» Л.Н Толстого (1891), «Потонувший колокол» Гауптмана (1898), «Царь Фёдор Иоаннович» А.К Толстого (1898), «Чайка» А.П. Чехова (1898), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1899), «Три сестры» А.П. Чехова (1901), «Мещане»М. Горького (1902), «На дне» М. Горького (1902), «Вишневый сад» А.П. Чехова (1904), «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Драма жизни» Гамсуна (1907), «Жизнь человека» Андреева (1907), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908, совместно с Л.А. Сулержицким и И.М. Москвиным), «Месяц в деревне» Тургенева (1909, совместно с ИМ. Москвиным), «Где тонко, там и рвётся» Тургенева (1912), «Хозяйка гостиницы» К. Голъдони (1914), «Село Степанчиково» Ф.М. Достоевского (1917), «Горячее сердце» А.Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро»Бомарше (1927), «Мёртвые души» Н.В. Гоголя (1932), «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (1933);
- среди литературных произведений - «Моя жизнь в искусстве», «Работа актёра над собой».
6. Информация о планируемых мероприятиях.
7. Иллюстративный материал.
Книжно-иллюстративная выставка
Во время подготовки и в дни проведения юбилея в каждой библиотеке оформляются книжные выставки, возможно полнее раскрывающие жизнь и творчество юбиляра. Это может быть персональная книжная выставка (например. «Великий реформатор сцены - К.С. Станиславский»). Её цель - привлечь внимание читателей к личности режиссёра, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Традиционно на персональной выставке присутствуют три раздела:
- первый раздел рассказывает о жизни личности («Жизнь в искусстве»);
- второй раздел посвящен её деятельности («Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского театра», или «В поисках новых театральных форм»);
- третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека. В случае со Станиславским третий раздел может быть посвящен значению его системы для мирового театрального искусства («Наследие Станиславского»).
Можно также использовать и такие виды нетрадиционных книжных выставок, как выставка одной книги, выставка-словарь, выставка-викторина (кроссворд, конкурс), жанровая выставка и выставка-экспозиция.
Выставка одной книги т.е. выставка, посвященная одному из двух произведений юбиляра («Моя жизнь в искусстве», «Работа актера над собой».). На ней могут быть представлены не только сами книги Станиславского, но и следующая информация: об авторе книги, об истории её создания, о людях, которые в ней упоминаются, рассказы известных людей о роли этой книги в их жизни, о времени и культуре того периода, когда они создавались.
Выставка-словарь - разделами данной выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на отдельных листах бумаги, так же, как цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную информацию об этих понятиях. К юбилею можно оформить выставку «Театральный словарь», разделами которой могут стать термины «Станиславский», «МХАТ», «Система Станиславского» и некоторые другие термины, относящиеся к театральному искусству.
Выставка-викторина (кроссворд, конкурс) - методика разработки этой выставки аналогична тематической. Отличие здесь в том, что библиотекарь составляет вопросы, ответы на которые читатели найдут в книгах, представленных на выставке. Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на выставку.
Жанровая выставка - на ней представлены книги одного жанра. В данном случае уместно привлечь внимание читателей к такому редко спрашиваемому виду литературы, как драма. На выставках, которые могут называться «Роли, которые играл Станиславский» и «Пьесы театра Станиславского», будут представлены пьесы и произведения классиков мировой литературы - Пушкина, Мольера, Ибсена, Грибоедова, Толстого, Островского, Горького, Чехова и др. (см. выше в разделе «Плакат»).
Выставка-экспозиция (например, «Театр Станиславского») -это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причём предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной книжной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. На выставке, посвященной Станиславскому, аксессуарами могут стать театральные билеты, программки, театральный бинокль, грим, различный реквизит, репродукции фотографий, афиш и открыток того времени.
Массовые мероприятия
Оформленные книжные выставки могут стать центром проводимого массового мероприятия
- экскурсии по выставке, библиографического обзора, беседы. В детской библиотеке выставка, посвященная Станиславскому, станет необходимой подготовкой к конкурсным, игровым программам. Это может быть просто викторина или игра «Умники и умницы» для юношества с элементами театрализации; «Поле чудес» и конкурс кроссвордистов для разных возрастов и т.п.
Но, возможно, из-за недостаточного количества в вашем фонде необходимых для выставки документов, проще будет подготовить самостоятельные массовые мероприятия по темам «Театр Станиславского и Чехов», «Станиславский и музыка», «Оперный театр и Станиславский», «В поисках новых театральных форм», «МХАТ в русской культуре», «Наследие Станиславского и практика современного театра», «Заповедь актеру», «Система Станиславского», «О реализме в театральном искусстве» и др.
Раскрыть эти темы можно через различные формы: беседа, информационный час, театральный час, устный журнал, музыкальный вечер, музыкальный салон, театральные посиделки, заседание клуба и др.
Если в вашей библиотеке существует литературный клуб, театральный кружок, студия или театр книги, то юбилей великого актера и режиссёра подталкивает к использованию таких не библиотечных форм, как театральный капустник, театрализованный праздник, театральный калейдоскоп, театральный фестиваль или конкурс чтецов художественного слова, посвященных юбиляру.
Для «продвинутых пользователей» можно предложить Интернет-разыскание «Созвездие Станиславского» по теме «Звёзды мирового театра и кино и система Станиславского», результаты которого могут быть оформлены в виде «Аллеи звёзд» и стать темой выступлений на заседании клуба, театральной гостиной и т.п.
Такими представляются основные мероприятия, которые может провести библиотека по творчеству замечательного русского актёра и режиссёра К.С. Станиславского. Разумеется, из этого материала руководители чтения выберут те формы и темы работы, которые пройдут успешно с учётом интересов их читателей и возможностей данной библиотеки.