"Библиотечный вестник". Выпуск 3(38), 2011 год - Библиотечный архив

БИБЛИОТЕЧНЫЙ АРХИВ

Природа и мы: игра для учащихся 3-5 классов

Чижеумова В.В.,
заведующая фил. № 7,
пос. Лондоко Облученский район

Игра подготовлена по типу телевизионного «Звёздного часа» и проводилась в рамках месячника по экологии. Игра на личное первен­ство. В ней участвовали шесть ребят из 5-го класса. У них была воз­можность предварительно подготовиться и освежить свои знания по природоведению, прочитав книги представленные на выставке «Земли неповторимый лик».

Игра состоит из трёх туров. За каждый правильный ответ даётся жетон в виде звезды. Двое участников набравших наименьшее количе­ство жетонов по результатам каждого тура выбывают, получив утеши­тельный приз.

I тур - разминка

1 задание.

Деревья: а) клён; б) лиственница; в) амурский бархат; г) берёза; д) осина; е) маньчжурский орех.

Вопросы:

  1. Все ли эти деревья растут у нас? (да, все)
  2. Все ли это лиственные деревья? (нет, лиственница исклю­чение)
  3. Какое из них имеет съедобные плоды? (маньчжурский орех)
  4. Древесина какого из них не поддаётся гниению? (листвен­ницы)

2 задание.

Животные: а) изюбр; б) соболь; в) кабан; г) рысь.

Вопросы:

  1. Какие из этих животных хищники? (соболь, рысь)
  2. Кто из них носит на голове рога? (изюбр)
  3. У какого из животных драгоценный мех? (соболь)
  4. У кого кисточки на ушах? (рысь)
  5. Каких животных любят «пасти» тигры? (кабанов)

3 задание.

Лекарственные растения: а) ландыш; б) подорожник; в) валериана; г) лимонник; д) череда; е) чемерица.

Вопросы:

  1. Все ли эти растения лекарственные? (да)
  2. Какое из них очень ядовито? (черемица)
  3. Какое растение всегда найдешь там, где ходят люди? (по­дорожник)
  4. Заменитель женьшеня с цитрусовым запахом (лимонник)

II тур

Кто первым ответит на вопрос:

1.  Какой зверь изображён на гербе ЕАО? (тигр) а) медведь; б) тигр; в) кабан.

2.  Кто из животных не живёт в тайге? (жираф) а) волк; б) жираф; в) лиса.

3.  Все ли эти змеи ядовиты? (нет, уж не ядовит) а) гадюка; б) кобра; в) уж.

4.  Какая из бабочек появляется весной первой? (крапивница) а) крапивница; б) капустница; в) махаон.

5.  Какого жука называют опасным преступникам? (колорадского) а) майский жук; б) колорадский; в) жук-олень.

6.  Кто из этих птиц занесён в Красную книгу? (утка мандаринка) а) утка-мандаринка; б) сокол; в) воробей.

7.  Назовите самый ядовитый гриб (бледная поганка) а) мухомор; б) ложная лисичка; в) бледная поганка.

8.  Все ли эти растения являются лекарственными? (нет, колокольчик исключение) а) крапива; б) колокольчик; в) синий василёк.

9.  Кого называют королём грызунов? (хомяка) а) суслик; б) хомяк; в) бобр.

10.  Какие из этих деревьев хвойные? (все) а) сосна; б) пихта; в) кедр.

11.  Кого называют «глазастым» охотником? (стрекозу) а) варан; б) стрекоза; в) лягушка.

12.  Кого на свете больше всех? (насекомых) а) насекомые; б) растения; в) животные.

13.  Все ли эти насекомые полезные? (нет, долгоносик вредитель сельскохозяйственных культур) а) божья коровка; б) пчела; в) долгоносик.

14.  Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюда) а) верблюд; б) тигр; в) осел.

15.  Какая из этих птиц перелётная? (все перелётные) а) кукушка; б) ласточка; в) стриж.

16.  Все ли эти реки протекают возле пос. Лондоко? (нет, только Биджан) а) Биджан; б) Бира; в) Калинушка.

17.  Какие, из перечисленных растений, занесены в Красную книгу нашей области? (все) а) венерин башмачок; б) багульник; в) горицвет.

III тур

Задание.

За пять минут из слова «природоведение» нужно соста­вить как можно больше слов.

Пока игроки придумывают слова, проводится игра со зрителями.

  1. Какая рыба называется именем человека? (карп)
  2. Какое животное спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
  3. Кит и дельфин - это рыбы? (морские млекопитающие)
  4. У каких нелетающих птиц тело покрыто перьями, похожими на чешую? (пингвин)
  5. Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Литература:

  1. Красная книга Еврейской автономной области : редкие и нахо­дящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов / отв. ред. Т.А. Рубцова. - Новосибирск : АРТА, 2006. - 247 с.
  2. Пархоменко, С. Природа и мы / С. Пархоменко // Начальная школа. - 1997. - № 6. - С. 70.
  3. Шлотгауэр, С. Они нуждаются в защите : редкие расте­ния Хабаровского края / С. Шлотгауэр, А. Мельникова. - Хабаровск, Книжное издательство, 1990. - 288 с.

Содержание