"Библиотечный вестник". Выпуск 3(38), 2011 год - Библиотечный архив
БИБЛИОТЕЧНЫЙ АРХИВ
Природа и мы: игра для учащихся 3-5 классов
Чижеумова В.В.,
заведующая фил. № 7,
пос. Лондоко Облученский район
Игра подготовлена по типу телевизионного «Звёздного часа» и проводилась в рамках месячника по экологии. Игра на личное первенство. В ней участвовали шесть ребят из 5-го класса. У них была возможность предварительно подготовиться и освежить свои знания по природоведению, прочитав книги представленные на выставке «Земли неповторимый лик».
Игра состоит из трёх туров. За каждый правильный ответ даётся жетон в виде звезды. Двое участников набравших наименьшее количество жетонов по результатам каждого тура выбывают, получив утешительный приз.
I тур - разминка
1 задание.
Деревья: а) клён; б) лиственница; в) амурский бархат; г) берёза; д) осина; е) маньчжурский орех.
Вопросы:
- Все ли эти деревья растут у нас? (да, все)
- Все ли это лиственные деревья? (нет, лиственница исключение)
- Какое из них имеет съедобные плоды? (маньчжурский орех)
- Древесина какого из них не поддаётся гниению? (лиственницы)
2 задание.
Животные: а) изюбр; б) соболь; в) кабан; г) рысь.
Вопросы:
- Какие из этих животных хищники? (соболь, рысь)
- Кто из них носит на голове рога? (изюбр)
- У какого из животных драгоценный мех? (соболь)
- У кого кисточки на ушах? (рысь)
- Каких животных любят «пасти» тигры? (кабанов)
3 задание.
Лекарственные растения: а) ландыш; б) подорожник; в) валериана; г) лимонник; д) череда; е) чемерица.
Вопросы:
- Все ли эти растения лекарственные? (да)
- Какое из них очень ядовито? (черемица)
- Какое растение всегда найдешь там, где ходят люди? (подорожник)
- Заменитель женьшеня с цитрусовым запахом (лимонник)
II тур
Кто первым ответит на вопрос:
1. Какой зверь изображён на гербе ЕАО? (тигр) а) медведь; б) тигр; в) кабан.
2. Кто из животных не живёт в тайге? (жираф) а) волк; б) жираф; в) лиса.
3. Все ли эти змеи ядовиты? (нет, уж не ядовит) а) гадюка; б) кобра; в) уж.
4. Какая из бабочек появляется весной первой? (крапивница) а) крапивница; б) капустница; в) махаон.
5. Какого жука называют опасным преступникам? (колорадского) а) майский жук; б) колорадский; в) жук-олень.
6. Кто из этих птиц занесён в Красную книгу? (утка мандаринка) а) утка-мандаринка; б) сокол; в) воробей.
7. Назовите самый ядовитый гриб (бледная поганка) а) мухомор; б) ложная лисичка; в) бледная поганка.
8. Все ли эти растения являются лекарственными? (нет, колокольчик исключение) а) крапива; б) колокольчик; в) синий василёк.
9. Кого называют королём грызунов? (хомяка) а) суслик; б) хомяк; в) бобр.
10. Какие из этих деревьев хвойные? (все) а) сосна; б) пихта; в) кедр.
11. Кого называют «глазастым» охотником? (стрекозу) а) варан; б) стрекоза; в) лягушка.
12. Кого на свете больше всех? (насекомых) а) насекомые; б) растения; в) животные.
13. Все ли эти насекомые полезные? (нет, долгоносик вредитель сельскохозяйственных культур) а) божья коровка; б) пчела; в) долгоносик.
14. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюда) а) верблюд; б) тигр; в) осел.
15. Какая из этих птиц перелётная? (все перелётные) а) кукушка; б) ласточка; в) стриж.
16. Все ли эти реки протекают возле пос. Лондоко? (нет, только Биджан) а) Биджан; б) Бира; в) Калинушка.
17. Какие, из перечисленных растений, занесены в Красную книгу нашей области? (все) а) венерин башмачок; б) багульник; в) горицвет.
III тур
Задание.
За пять минут из слова «природоведение» нужно составить как можно больше слов.
Пока игроки придумывают слова, проводится игра со зрителями.
- Какая рыба называется именем человека? (карп)
- Какое животное спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
- Кит и дельфин - это рыбы? (морские млекопитающие)
- У каких нелетающих птиц тело покрыто перьями, похожими на чешую? (пингвин)
- Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература:
- Красная книга Еврейской автономной области : редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов / отв. ред. Т.А. Рубцова. - Новосибирск : АРТА, 2006. - 247 с.
- Пархоменко, С. Природа и мы / С. Пархоменко // Начальная школа. - 1997. - № 6. - С. 70.
- Шлотгауэр, С. Они нуждаются в защите : редкие растения Хабаровского края / С. Шлотгауэр, А. Мельникова. - Хабаровск, Книжное издательство, 1990. - 288 с.