"Библиотечный вестник". Выпуск 3(38), 2011 год - Из опыта работы

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Опыт работы библиотеки посёлка Бира в помощь образовательному процессу

Алексеева Л.А.,
заведующая библиотекой п. Бира

Библиотечная работа всегда развивалась вместе с успехами школьного образования. Практическое осуществление задач образова­ния, развитие школы, определяют интересы школьников, рост уровня их знаний и оказывают немалое влияние на развитие чтения детей. Все это благотворно сказывается на библиотечной работе со школьника­ми, педагогами и подчёркивает роль библиотеки, как воспитательного учреждения.

Современные библиотеки сильно отличаются от библиотек деся­тилетней давности. У них появилось больше возможностей для помо­щи образовательному процессу. Активно идёт процесс взаимодействия библиотек и школ в работе. У библиотеки появились новые технологии, с помощью которых они имеют возможность предоставлять ученику и педагогу наиболее полную и достоверную информацию. И всё же глав­ной задачей библиотеки на современном этапе остаются образователь­ные, воспитательные функции, прививание вкуса к самостоятельной работе с книгой.

Библиотеки и школы тесно взаимодействуют, выполняют общие задачи. Педагоги, не замыкаясь в рамки учебной программы, оказыва­ют существенное влияние на развитие детского чтения. Библиотекари, добиваясь расширения кругозора школьников, помогают им более глу­боко усваивать учебный материал.

Конечно, главной задачей библиотеки остаётся привлечение читателя-школьника к чтению. Если ребёнок читает только учебник, то он не получает всего того разнообразия знаний, которое существует. И поэтому нужно организовать свою работу так, чтобы школьнику было интересно прийти в библиотеку, и найти материал по интересующей его теме.

Есть испытанные формы эффективной работы библиотеки - чи­тательские объединения. Ребят может объединить любовь к технике, истории, животным и т.д. Да и просто любознательность, жажда узнать новое. Для этого в нашей библиотеке создаются и работают клубы по интересам: «Радуга-дуга» - летний подростковый клуб для детей из не­благополучных семей. Посещая клуб, дети занимают своё свободное время с пользой во время летних каникул.

«Семь нот» - литературно-музыкальный клуб для детей с огра­ниченными возможностями. Данный клуб посещают всего 10 детей, но делают они это с удовольствием - для них всегда приготовлены ин­тересные театрализованные постановки, развлекательные программы, викторины, конкурсы, танцевальные вечеринки. Очень часто ведущи­ми приготовленных мероприятий являются ученики образовательной школы № 24 п. Бира (Седакова В., Быкова Л., Попов А., Готовченко С., Баланева Ю., Сивокоз К. и др.). Практически всегда гостями организо­ванных мероприятий являются воспитанники коррекционной школы-интерната п. Бира.

«Мастерская красоты» - клуб для любителей поделок и рукоде­лия. Руководитель клуба, молодой библиотекарь Кожмуратова О.Н., легко находит общий язык с детьми, постоянно ищет новые формы ра­боты, в рамках клуба проводятся выставки поделок и рисунков.

Можно также создать программу, которая бы объединила усилия библиотеки, школы, семьи. С этой целью в детском саду п. Бира работа­ет лекторий для молодых родителей, на котором они узнают много но­вого и интересного для себя: как научиться любить детей, как привить им любовь к чтению с раннего возраста, да, наконец, как правильно и интересно вместе с ребёнком составить родословную своей семьи.

В рамках данной программы можно проводить различные меро­приятия, использовать всё многообразие форм и методов работы: лите­ратурные гостиные, часы истории и т.д. Мероприятия желательно про­водить в игровой, развлекательной, театрализованной манере. Данные формы лучше воспринимаются школьником, заинтересовывают его, вызывают желание ещё раз посетить библиотеку.

Для школьника можно и нужно составлять планы чтения по ин­тересующей его теме, составлять рекомендательные библиографиче­ские указатели, списки литературы новых поступлений в библиотеку. Хорошо регулярно проводить обзоры книг и журналов, как в самой би­блиотеке, так и в школе на классных часах.

Проблема отцов и детей, всегда существующая в обществе, осо­бенно болезненна для него на переломе истории, а сейчас именно такое время, и сложность его усугубляется ещё и бурным развитием нового типа культуры. В течение сотен лет умы и души в России растила книга. Сейчас многое заменяет телевидение и Интернет. А хотелось бы, чтобы читали книги.

Дети и подростки стали читать меньше, и чтение в их шкале ценностей сместилось. Читать стали не только меньше, но и хуже. Словарный запас стал беднее. При чтении школьники выхватывают ку­сочки из текста, не дочитывают до конца произведение. Внимание при этом скачет, не даёт погрузиться целиком в книгу. А ведь только полное погружение позволяет воспринять богатство мыслей, чувств, красоту слова, которые несёт читателю книга.

Культура чтения закладывается в детстве. Лучше - когда ребёнок ещё не умеет читать. И вот здесь на первые роли выходят родители. Они должны под руководством библиотекаря, с его помощью правильно вы­брать литературу для ребёнка. С этой целью мы планируем создание в библиотеке «Школы молодых мам». Где будущие молодые мамочки, уже носящие под сердцем своё дитя, смогут найти в библиотеке всё, что их интересует: литературу по правильному образу жизни во время беременности, как ухаживать за родившимся ребёнком, как вырастить его здоровым и воспитать гражданином своей страны. И, конечно, как ещё до рождения прививать своему будущему ребёнку любовь к лите­ратуре, к чтению.

Но не только родители должны заниматься чтением детей - это прямая обязанность библиотек и школ. Здесь сотрудничество должно быть основано на взаимной информации, взаимопомощи. Библиотекарь должен быть хорошо осведомлён о том, что получают дети в школе в плане библиотечно-библиографических знаний и умений. С другой сто­роны, и учителю необходимо знать, как закрепляются его сообщения во внешкольной работе библиотеки. Библиотекарю необходимо изучить школьные программы, разделы «Внеклассного чтения». Важно, чтобы сведения, полученные в школе, не преподносились ребёнку как нечто новое, а закреплялись библиотекарем в беседе при выдаче, обмене книг. В процессе индивидуальных или групповых бесед библиотекарь пред­ложит школьнику обратиться к имеющимся рекомендательным спи­скам, тематическим каталогам и картотекам. Таким образом, он прове­рит на практике знания детей о выборе книг, полученные в школе.

Хорошо проводить регулярно экскурсии по библиотеке: здесь дети познакомятся с книжными выставками, каталогами, картотека­ми. Экскурсия полезна и педагогу - он сможет выяснить, какую по­мощь сможет оказать библиотека ребёнку, понаблюдает за реакцией школьников. С этой целью в библиотеке ведётся постоянная работа по библиотечно-библиографическому просвещению школьников: прово­дятся циклы библиотечных уроков, театрализованные представления по данной теме.

Хорошо, если работа по воспитанию культуры чтения совместно планируется школой и детской библиотекой. И ещё раз скажем о том, что вся работа по воспитанию культуры чтения у школьника должна проводиться координировано: школа, библиотека, родители. К счастью, в нашей библиотеке сложилась хорошая традиция - планировать со­вместную работу со всеми школами посёлка Бира. Проводится очень много совместных мероприятий, в которых дети непосредственно при­нимают участие в качестве ведущих, активно помогают в подготовке самих мероприятий.

Библиотекарю нужно знать основные информационные потреб­ности педагога, чтобы организовать полноценное обслуживание этой группы читателей. Информационные потребности учителей связаны с необходимостью совершенствовать свою теоретическую и профессио­нальную подготовку, повышать общую культуру, расширять кругозор.

В нашей библиотеке имеется довольно обширный фонд педаго­гической литературы. В нём сосредоточена отечественная и иностран­ная литература по педагогике, народному образованию, психологии, физиологии детей и подростков.

Библиотекари предлагают библиографические издания, состав­ляют планы чтения, списки новинок и т.д. Учительский коллектив постоянно информируется о новых поступлениях, о мероприятиях, проводимых в библиотеке. Часто в библиотеках проводятся Дни спе­циалиста, Дни информации, и учителя также могут их посещать. Так, преподаватели физики и математики могут посетить День специалиста на тему «Компьютеры и новейшие технологии» и т.д.

Необходимо информировать учителей о тематике заседаний клу­бов по интересам, о читательских конференциях. Учителей литературы могут заинтересовать заседания клуба любителей поэзии, фантастики, читательские конференции, посвящённые творчеству какого-либо пи­сателя.

Хорошо больше уделять внимание индивидуальной работе с учи­телями. В основе должно лежать изучение интересов конкретного педа­гога. Уточнению потребностей каждого конкретного учителя помогут планы самообразования.

Хорошим помощником становятся учителю тематические карто­теки и разделы в картотеках газетных и журнальных статей.

Непрерывное образование учителей обеспечивается через си­стему повышения квалификации, составной частью которой является самообразование. В помощь учителям, занимающимся в системе по­вышения квалификации, библиотека может организовывать выставки и обзоры литературы по изучаемым темам. А знакомство с планами само­образования позволит библиотекарю подобрать к этим планам конкрет­ную литературу.

Хорошей традицией в библиотеке стало проведение практиче­ских конференций учителей, на которых педагоги, библиотекари де­лятся своим опытом работы, рассказывают об инновационных методах работы, которые они применяют. После прохождения конференции все материалы собираются и оформляются в папку. В 2010 г. в рам­ках такой конференции в октябре прошли презентации - «Становление школ п. Бира», автор ученица 9 кл. школы № 24 и «Старейшие учи­теля п. Бира», автор - заведующая библиотекой Алексеева Л.А.; за­слушали доклад по экологическому воспитанию детей воспитателя детского сада п. Бира Димовой Т.; сообщение библиотекаря читаль­ного зала Качаловой Е.А. «Методы работы по приобщению к чтению подрастающего поколения»; стендовый доклад учителя школы № 24 Баланевой О.С. «Учитель, перед именем твоим...»

Для учителей периодически оформляются книжные выставки по различной тематике, выставки новых поступлений, обзоры литерату­ры.

Интересно проходят «круглые столы», педагоги активно прини­мают в них участие, обсуждают наболевшие проблемы. Для учителей периодически выпускаются буклеты, списки литературы, рекоменда­тельные указатели.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что библиотеки постепенно превращаются в творческие лаборатории по изучению вопросов взаимодействия школ и библиотек в помощь об­разовательному процессу, по выработке и внедрению инновационных методов работы в данном направлении. Библиотека, проводя различные мероприятия, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний детей, полученных в школе. В наше время образовательный процесс это не только дело школы и семьи, но и библиотеки. Библиотека спо­собна и должна предоставлять всю имеющуюся у нее информацию как школьникам, так педагогам и родителям.

Содержание