"Библиотечный вестник". Выпуск 3(38), 2011 год - Методсовет

МЕТОДСОВЕТ

Подготовка устного публичного выступления

Рыжкова Т.И.,
главный библиотекарь
БОУНБ им. Шолом-Алейхема

Конференция, совещание, презентация, выступление перед со­трудниками, корпоративные мероприятия, рабочая планёрка - мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда необходимо выступать перед ауди­торией. Каждому из нас, руководителю и подчинённому, школьнику и студенту, менеджеру и юристу необходимы навыки публичных высту­плений.

Многие ошибаются, думая, что ораторское искусство - это лишь говорение для публики. Но основная и самая сложная работа проис­ходит на стадии подготовки к выступлению: это выбор темы, определе­ние цели выступления, подбор и анализ материалов доклада, написание текста доклада, подготовка, репетиции и т.д. Поговорим о том, как гра­мотно и эффективно подготовиться к любому выступлению.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуни­кативную - взаимодействие с аудиторией.

Докоммуникативная фаза. В ней различают два начальных эта­па: определение темы и цели выступления; оценка аудитории и обста­новки.

Работа на этих этапах носит характер учёта и оценки объектив­ных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выби­раются выступающим.

1. Определение темы и цели выступления. Что мы будем рас­сказывать? О чём поведаем аудитории? Ответом на этот вопрос будет формулировка темы выступления. Если тема заранее известна, вам необходимо её конкретизировать или расширить. Если предполагает­ся выступление на свободную тему, важно помнить, что информация должна быть интересна аудитории. Это отнюдь не означает, что следует выбирать чуждую вам тему, она всегда должна соответствовать вашим интересам, чтобы подготовка к выступлению доставляла удовольствие и давала вам новые знания. Выбирайте тему, которая интересна вам, в которой вы разбираетесь. Ведь главная задача - убедить аудиторию в вашем профессионализме в данном вопросе.

Самая тяжёлая аудитория - это равнодушная аудитория. Поэтому крайне важно определить действительно интересную тему, которая волнует слушателей. Она должна быть актуальной, горячей, социально значимой и, самое главное, понятной и знакомой аудитории. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Не следует выбирать слишком сложную тему, если регламент не позво­ляет вам раскрыть её в полной мере, соответственно, есть вероятность, что ваш доклад останется непонятным и неубедительным для слушате­лей. Кроме того, многие начинающие ораторы, выбирая сложную тему, не умеют доступно изложить материал.

2. Название темы. Выбрав тему, надо подумать о её формули­ровке. Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязатель­но привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы вы­ступления определённым образом настраивает аудиторию, готовит её к восприятию будущей речи.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

Следует избегать и слишком общих названий. Например, форму­лировка темы лекции «Забота о здоровье» может вызвать ряд вопросов. Прежде всего, непонятно, о чьей заботе пойдёт речь - о заботе государ­ства, лечебных учреждений, здравоохранения, семьи или каждого че­ловека. Возникает и второй вопрос, о чьём здоровье будет рассказывать лектор - о здоровье дошкольников, школьников, студентов, рабочих, служащих, пенсионеров и т.п. Целесообразно дать более конкретные формулировки данной темы: «Группы здоровья для людей пожилого возраста», «Работа скорой помощи в нашем районе», «Профилактика заболеваний гриппом», «О вреде самолечения» и др.

Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда будут недовольные, так как не получат ответа на интересующие их во­просы.

Для конкретизации общей формулировки темы можно прибег­нуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), (для вас, будущие мужья) и др.

Умение формулировать тему выступления необходимо не толь­ко лекторам, но и руководителям учреждений, студентам, менеджерам, служащим и т.д.

Особое внимание следует обращать на названия при разработке повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров, конферен­ций, симпозиумов. Формулировки пунктов повестки дня, темы докла­дов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

3.  Формулировка цели. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Оратор, готовясь к выступлению, должен установить главенство цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьётся успеха в ее подготовке и произнесе­нии.

Отсутствие определённой целевой установки снижает эффектив­ность лекции, оратор не добьётся желаемой реакции слушателей. Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка це­левой установки облегчает восприятие ораторской речи, определённым образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающие­ся ораторы разных времен.

Когда определена цель выступления, сформулируйте задачи: на­пример, привлечь внимание слушателей к какой-либо проблеме, проин­формировать аудиторию о чем-либо, призвать слушателей к действию или удержать внимание публики на протяжении всей речи.

4.  Оценка аудитории и обстановки. Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

  • возраст;
  • уровень образования;
  • профессия;
  • цель прихода людей на выступление;
  • уровень заинтересованности в теме;
  • уровень осведомлённости в данном вопросе.

Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из пред­полагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию. Именно предва­рительный анализ аудитории позволит сформулировать тему и подго­товить выступление таким образом, чтобы оно действительно вызвало резонанс и интерес. Постарайтесь представить, как аудитория будет воспринимать вашу речь, и какова может быть её реакция. Наверное, в любом выступлении есть моменты, которые могут вызвать острые споры: политические и социальные темы, мнения авторитетных лю­дей, вопросы морали и нравственности или другие, воспринимаемые аудиторией небеспристрастно. Важно быть готовым к любой реакции слушателей и суметь привести убедительные доказательства вашей по­зиции в любой ситуации.

Место выступления и время - очень важные факторы успешно­го выступления. На речь влияют место, освещение, температура в по­мещении и пр. Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал настраивает на громкий голос, на насту­пательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию не­легко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей перейти вперед и сесть по­ближе к выступающему. Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы, и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труд­нее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие при­ёмы - юмор, драматизацию, необычный материал. Подниматься на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно ве­лика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. Лучше стоять рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.

Многие начинающие ораторы чувствуют дискомфорт именно из-за того, что незнакомы с местом выступления, аудиторией, помещением, не­привычная обстановка психологически давит на них. Постарайтесь вы­яснить планировку помещения, где будут располагаться слушатели, ора­тор, каково оснащение аудитории (наличие микрофона, трибуны, стола, стульев и т.д.). Полезно заранее проверить акустику в помещении.

5.  Кодирование. Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап
включает: подбор материалов; композиционно-логическое оформление речи; использование фактологического материала; работу над языком и стилем выступления.

Фактологический материал. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полно­стью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Подготовка по существу вопросов:

  • анализ проблемы, ситуации;
  • формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции;
  • подготовка речи и аргументации выводов;
  • подбор необходимых документов и материалов;
  • учёт возрастного и полового фактора.

6.  Структура выступления (план). Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно
подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде плана.

Выступление должно состоять из трех частей - вступления, основной части и заключения.

Примерное распределение времени: вступление - 10-15%; основ­ная часть - 60-65%; заключение - 20-30%.

Вступление - важная часть, т.к. более всего запоминается слуша­телям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с це­лью точного определения содержания выступления, четкое определе­ние стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоит - оно должно быть кратким. При подготовке вступления следует выбрать тему, которая имеет целью вызвать интерес публики. В задачи вступления входит:

  1. Вызвать интерес к теме разговора, показав её полезность для собеседников-слушателей.
  2. Установить психологический контакт со слушателями, создав эффект единомыслия.
  3. Мотивировать их активное восприятие речи риторическими и наводящими вопросами.

Основная часть - всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

  • проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, пу­тей их разрешения);
  • хронологическое изложение;
  • изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
  • индуктивное изложение (от общего к частному). Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходо­вать время, обязательно оставив его для заключения.

План развития основной части должен быть ясным. Предмет вы­ступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необхо­димых примеров.

В задачи основной части входит:

  1. Раскрыть суть проблемы (идеи, подхода, решения, предложе­ний, инициативы).
  2. Аргументировать своё видение проблемы.
  3. Побудить собеседников к обсуждению проблемы (если в этом есть необходимость и имеется достаточно времени).
  4. Поддерживать интерес и внимание у собеседников.
  5. Управлять аудиторией, не давая ей отвлечься от содержанияречи.
  6. Вызвать удовлетворение у слушателей содержанием и стилем речи, манерой поведения.

Заключение - формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

8  заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

7. Подбор материала для выступления.

  • Поиск литературы по основным вопросам темы (теоретиче­ских статей, брошюр, книг) и отбор научного содержания, которое от­вечает цели выступления.
  • Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуации и т.п.) для теоретического анализа и обобщении в выступлении, чтобы слуша­тели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции.
  • Подбор примеров из практики (общественной и индивидуаль­ной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретиче­ских вопросов.
  • Подбор наглядных пособий и подготовка технических средств, продумывание цели, времени и способа их использования.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, при­меры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

  • официальные документы;
  • научная, научно-популярная литература;
  • справочная литература: энциклопедии, энциклопедические сло­вари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические слова­ри (толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, синонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;
  • художественная литература;
  • статьи из газет и журналов;
  • передачи радио и телевидения;
  • результаты социологических опросов;
  • собственные знания и опыт;
  • личные контакты, беседы, интервью;
  • размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше исполь­зовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называе­мом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушате­лей или того коллектива, региона, о котором идёт речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вы­зывает у них интерес к выступлению.

Подбор материалов для ораторской речи требует определённого времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо на­чинать заранее.

8. Изучение отобранной литературы. Важнейший этап подготов­ки ораторской речи - изучение отобранной литературы. Оратору не­обходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т.д.

Работая с книгой, следует, прежде всего, определённым образом настроить себя, дать себе соответствующую установку. Это особенно необходимо во время подготовки к лекции и докладу. Установка во вре­мя чтения может быть самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предсто­ит освещать в выступлении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мне­нием автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наи­более яркие факты, примеры, интересные положения и т.д. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой и, прежде всего, определить вид чтения: сплошное, выборочное, ком­бинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабаты­ваемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные её разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение - это сплошное чтение одних частей и вы­борочное других.

Работу над книгой советуют начинать с предварительного знаком­ства с ней. Сначала читается титульный лист книги. На нём напечатаны название книги, которое даёт представление о содержании; фамилия автора. Нередко на титульном листе указывается классификационная характеристика книги (учебник, учебное пособие, справочное пособие, словарь-справочник, роман, повесть и др.), позволяющая определить её назначение. Следует обратить внимание и на год издания книги. А так­же ознакомиться с новой литературой по интересующему вопросу.

На титульном листе указывается также наименование издатель­ства и место издания книги. Но на этом не заканчивается предвари­тельное знакомство с книгой. Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затраги­ваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Ознакомиться с книгой помогает и аннотация, которая помещена на обороте титульного листа или конце книги. В ней кратко рассказыва­ется о содержании книги, говорится о её назначении, даются сведения об авторе и т.п.

Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их. В предисловии рассказывается история написания книги, передаётся её краткое содержание, характеризуются основные пробле­мы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко форму­лирует или повторяет главные положения работы.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг являет­ся очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для раз­рабатываемой темы и какие из них следует изучить более детально.

9. Записи прочитанного. При подготовке к лекции, докладу нуж­но обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д.И. Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль - это най­денный и потерянный клад.

Наиболее простой вид записи - это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь впоследствии.

Нередко не считают обязательным указывать, откуда выписан данный материал, кто автор выписанного текста. Такие записи труд­но, а порой невозможно использовать в дальнейшей работе: забывается источник материала и в случае необходимости нельзя уточнить текст, в таком виде невозможно классифицировать собранный материал. Для того чтобы выписками удобно было пользоваться, надо правильно их оформлять. Рекомендуется выписки делать на карточках. Желательно, чтобы они были одинакового размера. На каждой карточке делают не более одной записи. В верхней части карточки следует указать тему, к которой относится запись, а в нижней - подробно и в определённой последовательности записывать «выходные данные» источника, т.е. фа­милию и инициалы автора, название книги, место и год издания.

Некоторые ораторы, изучая литературу, выписывают подряд все, что покажется интересным. Они тратят на это много времени, а в ре­зультате выписанный материал остается почти неиспользованным, так как не имеет непосредственного отношения к теме. Поэтому выписка­ми не стоит увлекаться.

10.  Осмысление прочитанного. Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

Верный признак понимания прочитанного - умение передать его содержание своими словами. Этот навык особенно необходим для оратора, который постоянно делится своими знаниями с аудиторией, воспроизводит по памяти содержание статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанного - своеобразная тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуется лекторское мастерство.

11.  Выработка собственной позиции. При чтении появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому необходимо думать над прочитанным, спорить с авторами, пытаться понять, как соотнести прочитанное с современными событиями, как и когда использовать какое-то положение, а не просто переписывать материал, компоновать его, а затем выступать.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

«Готовиться, - подчеркивает Д. Карнеги, - это значит думать, вы­нашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определённом порядке».

12.  Написание текста выступления. Подготовка тезисов выступления (выделение ключевых понятий, разбивка основных вопросов темы на подвопросы, продумывание содержания и выводов).

  • Написание подробного текста (если это нужно).

13.  Подготовка к выступлению перед аудиторией. Выделение в тексте (тезисах) основных смысловых кусков, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени.

  • Выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выво­дов, усвоения которых непременно нужно добиваться.
  • Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения (дифференцированно: где с расчётом на запись, где на слушание без записи).

Сколько времени аудитория готова слушать? Каков ваш регла­мент? Ответы на эти вопросы позволят определить оптимальную про­должительность выступления. Конечно, произносить многочасовые речи не следует. Оптимальное время выступления - 5-20 минут, в за­висимости от цели выступления. Но помните золотое правило: «Лучше меньше, да лучше». Поэтому не стремитесь поразить всех длительно­стью (и подготовленностью) выступления.

Речевое мастерство, ораторское искусство - совокупность опера­ций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению бесе­ды, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репе­тицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или дру­зьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления - одним сло­вом, посмотреть на себя со стороны.

Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слу­шателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазо­ном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важней­шими являются:

  • умение подобрать материал для выступления;
  • оформление материала в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;
  • знания основных социальных и психолого-педагогических осо­бенностей процесса публичной речи;
  • умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;
  • безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, ми­микой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
  • умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающе­го приобретаются в результате упорного труда и постоянных трениро­вок. Пренебрегать этими знаниями - значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

Содержание