"Библиотечный вестник". Выпуск 2(35), 2010 год - Казачество России

Казачество России

 

Казачество в прошлом, настоящем и будущем

Панова Н.А., заведующая читальным залом

БОУНБ им. Шолом-Алейхема

 

Происхождение слова «казак» не установлено. И даже сами казаки не могли точно истолковать это слово и для верности добавили слово «вольный». Вольный казак, никому не подчиняющийся, живущий по своим обычаям и законам, защищающий право на такую жизнь оружием. Откуда же появились казаки?

В середине 16 в. степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, Яика (Урала) стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси. Люди, которые не могли терпеть больше барский гнёт, бежали в степи объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения. Вокруг поселений ставили крепостные стены, в случае нападения кочевых племён, которые жили за счёт грабежей. Жизнь в крепости протекала так: женщины занимались хозяйством: топили печь, готовили еду, воспитывали детей; мужчины работали в поле. Но если поднималась тревога, то все жители спешили на крепостной вал, не исключая женщин и детей. Казакам часто приходилось браться за оружие, защищаясь от набегов недругов. Таким образом, постепенно стало формироваться лёгкое, храброе подвижное войско, которое стало защищать вначале южные окраины Руси, а со временем возникли оренбургское, кубанское, донское, алтайское казачьи войска.

Что касается Амурского казачьего войска, то оно было организовано благодаря генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьёву-Амурскому. Именно он переселил 451 казацкую семью на берега Амура. 16 мая 1858 г. Муравьёв подписал Айгунский договор с Китаем и тотчас отплыл вниз по Амуру. В ходе этой экспедиции Муравьёв сам указывал пункты для поселения казаков на пограничных участках Амура и Уссури.

Именно в эту пору казаки совместно с солдатами 13-го Сибирского линейного батальона основали станицу Хабаровскую (Хабаровку). За этот год было переселено более 2000 человек и основаны 32 новые пограничные станицы.

1 июня 1860 г. император по прошению Муравьёва утвердил положение об организации и структуре Амурского казачьего войска. Согласно этому документу на протяжении 2600 км. вдоль пограничных рек Амур и Уссури надлежало расположить казачьи поселения на расстоянии 25-30 км. друг от друга. В 1916 г. на Амуре и Уссури было 120 казачьих станиц, в которых проживало 50 тыс. человек. В 1917 г. переселение прекратилось.

В соответствии с императорским положением 1860 г. полевой службе Амурского казачьего войска вменялось: охрана государственной границы, обеспечение сообщения в крае, участие в боевых действиях в случае войны, обеспечение охраны и несение караульной службы, несение полицейской службы, особенно на золотых приисках. В 1897 г. для обеспечения охраны государственной границы на воде, (по Амуру, Уссури и озеру Ханка) была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия.

В 1918 г., после поддержки казачьим атаманом Гамовым контрреволюционного заговора, доверия Советской власти к казакам не было, более того было принято решение ликвидировать казачье сословие. Амурское казачье войско упразднили. Но остались люди, поселения, дороги. Осталась память о тех, кто первыми пришёл жить и трудиться на Дальний Восток. Остались и некоторые названия бывших станиц: Паш-ково, Венцелево, Доброе, Дежнёво, Головино, Самара, Столбовое и т.д. Об истории Амурского казачества нужно говорить отдельно, как и об истории этих сёл.

Мир казачий не прост, жизнь казачья не вечна

Неизведанны их и опасны пути

Вы сегодня друзья отдохните беспечно,

Может завтра приказ, вам в атаку идти.

А приказы такие поступали весьма часто. Ведь казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с 18 в. В войсках Петра I они громили шведов на Украине и Прибалтике. Сражались с кавалерией прусского короля Фридриха II, в Семилетнюю войну под командованием Румянцева и Суворова били турок. Самой яркой страницей военной истории казаков стала Отечественная война 1812 г.
Одним из первых Георгиевских кавалеров в I мировой войне стал Кузьма Фирсович Крючков - донской казак. В годы русско-японской войны конный полк Амурского казачьего войска сражался в Манчжурии. Во время I мировой войны на Западный фронт было отправлено 2 конных полка, 6 казачьих сотен и артиллерийская батарея.

После Октябрьской революции казачество пережило чудовищную трагедию Гражданской войны и политики расказачивания. Расказачивание - деятельность правительства, направленная на ликвидацию казачества, как военно-служивого сословия и насильственное уравнивание казаков с беднейшими слоями населения. Его основная цель - ликвидация всех сословных признаков казачества, способствующих его самоорганизации и представляющих, по мнению руководства, угрозу режиму (в рамках общих кампаний: разбуржуазивания и раскулачивание страны). В 1920-1930-х гг. XX столетия тысячи казачьих семей были высланы на Север.

В 1936 г. Советское правительство сняло с казаков ограничение, запрещающее им служить в Красной Армии. А посему начало Великой Отечественной войны большинство казачьих дивизий встретило на западных границах СССР. Слава, заслуженная казаками в Великой Отечественной, достаточно велика. В историю золотыми буквами вписаны имена Героя Советского Союза генерал-полковника Василия Попова, генерал-лейтенанта Героя Советского Союза Крюкова, летчика-аса дважды Героя Советского Союза Гулаева и др. Учитывая заслуженную славу казаков в той войне, впервые за всю историю Советской власти военные суды не обвиняли казаков в сотрудничестве с врагом.

Казаки, покинув свои войсковые родовые земли, рассеялись по всей стране и миру. И даже в документах старались не указывать, что принадлежат к потомственному казачеству. Однако когда повеял ветер перемен, казаки поднялись и заявили о себе. В 1990-е гг. традиции казачества начали возрождаться, в том числе и на Дальнем Востоке. Были созданы Амурское и Уссурийское казачьи войска.

Чрезвычайно строго в казачьей среде наряду с заповедями Господними соблюдались традиции, обычаи, поверья. Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняется в памяти народа от глубокой старины. Это прежде всего общественное устройство.

Если говорить об общественном устройстве казачьей жизни, то нужно отметить, что с древности казаки жили самостоятельными и ни от кого не зависящими общинами - казачьими станицами. В 18 в. в пределах станиц стали возникать казачьи хутора. Власть возглавлял станичный атаман. Все наиболее важные дела решались на общем собрании совершеннолетних мужчин станичников, называвшимся казачьим КРУГОМ. Круг мог быть ВОЙСКОВОЙ, ВАЛОВОЙ, ПОЛКОВОЙ. Войсковой круг решал вопросы войны и мира, разрешал основания новых станиц. Его постановления были обязательны для всех жителей казачьего государства и могли отменяться только кругом Валовым, который, был своего рода ВЫСШЕЙ ПАЛАТОЙ. Круги были высшим проявлением демократии вольнодумия, поэтому каждый тоталитарный режим старался их уничтожить, как и казачьи станицы и хутора.

«Мой дом - моя крепость». Казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Ведь изначально казачья УСАДЬБА совмещала в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Главная особенность усадьбы - для каждой службы отдельное строение. Самым дорогим была конюшня. Под навесом, над летней печкой, которая находилась во дворе, в летнее время висели связки лука, перца, вяленой рыбы. Всё это полыхало на солнце золотыми или алыми боками, дразня аппетит. Отличительной чертой казачьей усадьбы была стерильная чистота и порядок.

На плетнях развешана посуда

Банки, склянки, толстые горшки

Прибрано гумно, порядок всюду.

Здесь живут донские казаки.

Выбелены глиной пятистенки,

Крыши чаканом покрытые стоят

Звяканье удил в порывах ветра

Кони в холодке овёс едят.

Жилое помещение казачьей усадьбы - курень. Современный курень - двухэтажный полукаменный, т.е. первый этаж кирпичный, второй - деревянный. Курень чётко делится на левую женскую и правую мужскую половины. Женщины и маленькие дети никогда не заходили на мужскую половину. Там было оружие - могли покалечиться. Дети без разрешения не входили в комнату родителей.

К воспитанию детей в казачьих семьях относились очень ответственно. Большим и радостным праздником было рождение сына - грохотали выстрелы, устраивались гуляния. Через сорок дней ребёнка крестили, а вот стригли в первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд сохранился до наших дней. Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму (толстая войлочная подстилка из валяной овечьей или верблюжьей шерсти в основном 2 на 4 м.) и крестная срезала ему первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой. Подстриженного мальчонку передавали мужчинам, которые несли его к церкви. Там их уже ждал неосёдланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шёлковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как ребёнок будет себя вести и по малейшим приметам рисовали его судьбу. Схватится за гриву, будет жить, заплачет, повалится с коня - быть убитому. В этот день казачонку дарили его первое оружие - шашку. До 17 лет шашка хранилась у крёстного. Крёстный же обучал всем церковным обычаям, всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или мягок. Обучение начиналось после праздника первых штанов (в зависимости от развития 3-5 лет). Штаны дарил старший в роду. Это обязательно должны были быть шаровары, которыми мальчик очень гордился. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой с 10. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец. Были и игры, но они тоже обучали какому либо труду или воинскому искусству. В 7 лет мальчонку стригли ритуально второй раз. Бритоголовым он первый раз шёл в баню вместе с мужчинами, затем, к первой исповеди. Дома, после праздничного обеда, где он в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил в комнату старших братьев, они выбрасывали все его тёплые и мягкие вещи, приговаривая: «Всё! Учись служить. Чай, теперь ты не дитё, а полказака». С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. На всех казачьих войсковых кругах принимали участие смышлёные казачата. После круга их расспрашивали «О чём шла речь, кто кому возражал». Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью помнили о событиях почти вековой давности и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал: «Я там был».

Но самой главной задачей казачонка была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях. Они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе, были известны поимённо всем жителям станицы. Студентов и юнкеров даже взрослые звали по имени- отчеству. Сыновья казачьих офицеров с 5-7-летнего возраста шли к отцам в сменные сотни, уезжали с ними на службу, часто и на войну.

Рождение девочки не праздновалось так широко как мальчика, но это событие всё равно было радостью - тихой, домашней. И если мальчика настраивали, что он должен быть первым, быть на людях, то девочке внушали, что самое главное - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - семья и честно заработанный достаток. Начиная от самого первого, все так называемые женские обычаи были шутливыми и весёлыми. Так «смывали с дочушки заботы» при первом купании, мамки, тётки-няньки, крёстная с песнями и добрыми пожеланиями. В это время отец - единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, (ребёнка до трёх месяцев вообще никому не показывали, боялись сглаза) ел «отцовскую кашу» специально приготовленную горелую, насоленную, наперченную, политую горчицей, чтобы она была совершенно несъедобная. Он должен был съесть её, не поморщившись, чтобы девочке меньше горького в жизни досталось.

Работать девочки начинали тоже с раннего возраста. Таскаясь хвостиком за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки и т.д. С 5 лет учились вышивать, вязать. Делалось всё в игре. Обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

Была и особенная работа - нянчить младших. Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя, а трёхлетняя - годовалого. Пятилеток уже отдавали в няньки в люди. К братьям девочки относились с особым уважением. Когда девочка взрослела, дед покупал ей серебряное колечко и дарил его внучке, сопровождая свой подарок наставлениями, что теперь она не дитя, а барышня и вести себя должна иначе, ибо на неё женихи смотрят. Колечко на левой руке означало, что перед нами «ХВАЛЁНКА» - пускай ещё не на выданье, но о ней уже можно думать, как о невесте. С момента получения серебряного колечка, девушка начинала готовить себе приданое. Молодой казак, которому приглянулась девушка, кидал во двор хвалёнке шапку либо фуражку, предупреждая, что придёт свататься и только после этого вместе с отцом и крёстным приходил в дом будущей невесты чайку попить. Речь о сватовстве даже не шла. Казак как бы невзначай клал на стол фуражку или папаху донышком вниз. Если девушка переворачивала головной убор, можно было свататься, если фуражка отправлялась на вешалку - о сватовстве не могло быть и речи.

Несмотря на старинное казачье присловье «Женщину и коня всегда держи в поводу», казачки, по сравнению с женщинами других народов, пользовались большей свободой. Большая часть юридических прав в станичном обществе принадлежало не казаку, а казачке. Она наследовала имущество, полностью верховодила в доме, обладала полной властью над детьми, хотя считалось, что дети принадлежат отцу. В 5 номере журнала Родина за 2004 г. опубликована интереснейшая статья Нины Миненко «Жена мужа бьёт - не на худо учит», которая поведает вам о формировании уклада казацкой жизни на Урале и в Сибири, где поначалу, дабы обзавестись семьёй, не хватало невест. Правительству приходилось вербовать невест-добровольцев на женитьбу енисейским служилым людям и пашенным крестьянам. Из статьи вы узнаете, как складывалась семья и за что жена мужа била, причём весьма часто. Называли женщину САМА, и потому звалась она гордой казачкой, что велик был груз ответственности, лежавший на её плечах и носимый ею с достоинством.

И даже в одежде казаки отдавали предпочтение той, что сшила для них мать или жена. Костюм казаков складывался веками. В первую очередь это относится к изобретению скифов - штанам. За столетия покрой их не сильно изменился: это широкие шаровары - в узких на коня не влезешь. Подвязывались шаровары тонким ремешком - гашником, за которым ближе к телу пришивался кошелёк. Отсюда «спрятать в загашник».
Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Бешмет носили на выпуск, а русскую заправляли в штаны. Шили их из холста или из шёлка. Из верхней одежды казаки предпочитали архалык (тюрк, арка - спина, лык - греть ) - «спиногрей» - нечто среднее между стёганым татарским халатом и кафтаном. Великое множество было сапог. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков - ичиги и «чирики» - туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправляли шаровары. Носили и башмаки - кожаную обувь с ремнями, названную так, потому, что изготавливалась она из телячьей кожи (тюрк, башмак - телёнок).

Но казаки более всего ценили одежду не за её стоимость и даже не за удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым был наполнен каждый стежок казачьего костюма.

По верованиям древних, одежда - вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду и уж тем более одежду с убитых. Надеть «чужие покровы» означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Поэтому казак никогда не надел бы «шубу с царского плеча». (Пугачёв, заячий тулупчик принял от Гринёва - либо Пушкин не знал или Емелька - выродок, отбившийся от своего рода, своей культуры). Награждая казака, атаман дарил ему ткань на справу.

Первую крестильную рубаху шила крёстная. Рубаха надевалась один раз и хранилась нестиранной, вместе с прядями первых волос, погребалась с умершим или, если казак умирал вдалеке от дома, сжигалась вместе с вещами, которых он касался.

Особое значение имели лампасы. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казацкой одежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно ими так гордились и гордятся казаки.

В настоящее время мужской национальный казацкий костюм вытеснен из жизни военной формой, но с давних времён остались отличия в форме между различными казацкими войсками: Амурское казачество - тёмно-зелёный мундир, жёлтые лампасы, зелёный погон, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем; Донское казачество - синий мундир, красные лампасы, погоны с красным кантом фуражка синяя с красным околышем; Уссурийское казачество - тёмно-зелёный мундир, жёлтые лампасы, погоны жёлтые с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем и т.д.

«Шапка - продолжение головы». У казаков папаха или фуражка играла огромную роль, так как символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. В шапку зашивались иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. За отворот папахи казак клал ценные бумаги всякого рода приказы, ибо надёжнее места не было - потерять папаху казак мог только с головой.

Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если солдат погибал. Сбитая с головы шапка, равно, как и сорванный с женской головы платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. При возвращении с войны или службы, казаки приносили фуражки в дар родовым рекам, бросая их в волны.

В чужом краю с фуражкой старой

Казак мог смело воевать.

В ней образок хранился малый,

А с ним не страшно умирать.

Казак молился на фуражку

Земле поклоны низко слал.

Он мог продать свою рубашку,

А вот фуражку не менял.

Казак фуражку нёс до дома,

В речные воды опустить.

Свою фуражку нёс он к Дону,

Чтобы на новую сменить.

Нельзя не упомянуть об украшениях казаков, потому что это тоже традиция, где особую роль играли серьги, которые означали особое место казака в роду.

Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе, единственный ребёнок у родителей носил по одной серьге в каждом ухе. Серьга играла роль оберега, да и командир видел, кого надо поберечь в бою.

Казак, получивший кольцо при венчании, носил его не на руке, а в ладанке (ладанка - кожаный или матерчатый мешочек, носимый на груди вместе с крестом, где лежала щепоть земли с родного пепелища, веточка полыни и обручальное кольцо). Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой.

Древнейшими знаниями, которыми обладали и обладают казаки, были знания по народной медицине. Находясь постоянно в седле, постоянно на воинской службе и на войне, казакам поневоле приходилось учиться, прежде всего, вправлять суставы и позвонки, проще говоря, мануальной терапии. Практически все владели приёмами массажа. Так казаков гвардейских полков, отправляющихся в дворцовый караул, полковые портные буквально зашивали в мундиры. И через несколько часов неподвижного стояния в дворцовых залах, их валили в сани и везли в казачьи бани, вытаптывать затёкшее тело на горячем полке.

Приёмы такого врачевания были привезены из Китая, где существует целая наука массажа на тёплом камне. Владели они и основами антисептики, т.е. умели оперировать в полевых условиях так, чтобы микробы не попадали в рану, «выкатывали» пули, вытаскивали осколки, проводили ампутации.

Свидетелем одной операции был хирург Пирогов. Всё делалось после захода солнца. Во-первых в это время почти нет мух, главных разносчиков инфекции, а человеческий мозг вступает в стадию торможения. Раненого укладывали на выструганные доски, поили допьяна (это был один из немногих случаев, когда казак пил водку, а не вино). Раненое место обкладывали льдом или лили холодную воду, пока не терялась чувствительность. Тогда приступали к делу. Инструменты доставали из кипящей солёной воды, проносили их через огонь. Нож, которым расширялась рана, накалялся докрасна и прижигал кровоточащие края разреза. Специальными крюками вытаскивали пулю, либо раздробленные кости или осколки, зашивали края раны, предварительно вложив в неё какое-либо снадобье и конский волос. Пирогову объяснили, если рана загноится, то гной будет стекать по волосу, если всё будет хорошо, вытащить его не составит труда. Ампутацию делали очень быстро и культю обязательно макали в кипящую смолу, чтобы спасти человека от гангрены. Поражает выносливость казаков. Ведь всё это делалось без наркоза, лишь в редких случаях давали отвар мака. И раньше и сейчас в казачьих семьях обязательно используют для лечения травы. Но главной травой для казаков является трава «ЕМШАН» степная полынь, горькая, словно казачья судьба. Она является символом казачества, символом древним и благородным. Горький, ни с чем не сравнимый запах полыни символизирует тоску по родине. В древней легенде рассказывают, как покинувший в детстве степи казак, и отвыкший от них хан Кончак ни за что не хотел возвращаться в родные кочевья на Дону из роскошных долин Кавказа. И тогда дали ему полынь. Почувствовав её запах, заплакал хан и, бросив всё, вернулся на Дон. В каждой казацкой семье, за иконой хранится веточка полыни. Её вместе с погребальной свечой вкладывают в руки умершего. И как бы давно в дальних краях не сложил голову казак, он считается непогребённым, пока на его могилу не положена веточка полыни и не посыпана земля с Родины.

Помни, брат, что у казаков:

Дружба - обычай

Товарищество - традиция

Гостеприимство - закон.

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Бога. Самым дорогим считался незнакомый гость издалека. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал гостю уважения. Гостю отдавалось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Неприличным считалось в течение трёх суток спрашивать, откуда гость и каковы его цели.

У казаков считалось за правило: куда бы он не ехал, никогда не брал еду ни себе ни коню. В любом хуторе, либо станице его встретят и дадут кров и пищу. К чести казаков, этот обычай и сейчас не претерпел особых изменений.

Возрождаясь, казаки стараются жить по казачьим законам, сложившимся веками, где оскорбление одного казака есть оскорбление всех, в случае обиды или нужды, где казак обязан приходить на помощь немедленно всеми силами, всеми средствами, без просьбы со стороны нуждающегося и если, где-то, честь нуждается в поддержке, там должны быть казаки.

Казаки - герои множества песен, художественных полотен, литературных произведений. Основу составили казачьи думы, эпистолы, сказки, легенды.

Наиболее ярким примером такой литературы стала «Повесть об Азовском осадном сидении казаков». Созданная в 17 в., повесть описывает реальное историческое событие: осада войском турецкого султана, захваченной ранее крепости Азов летом-осенью 1641 г.

Наиболее полно образ казаков дан в поэме Пушкина «Полтава» и в повести «Капитанская дочка». Гоголевский Тарас Бульба и оба его сына Остап и Андрий тоже казаки. Апогеем казачьей темы 19 в. стали произведения Тараса Шевченко «Кобзарь» и «Гайдамаки».

Бурная пограничная жизнь кавказского линейного казачества, живших в самой беспокойной местности вдоль границ Большой Чечни, описана в романе Л.Н. Толстого «Казаки». Толстой, побывавший в молодости на Кавказе, хорошо знал казаков и описал их со всеми подробностями натуры в стиле Гоголя. Позднее Репин напишет свою знаменитую картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», руководствуясь именно этими описаниями в изображении казаков. Наиболее известным романом о казаках, написанном в 20 веке, стала «Даурия» К. Седых.

Казаку нельзя без Бога

И без быстрого коня

За Отчизну он в тревоге

И за хутор, где семья.

Казаку нельзя без песен

И без пляски удалой

Мир под небом ему тесен

Без казачки молодой

Без атамана он, не сможет.

Казаку он как отец,

Без земли ему - не гоже

Он - станичник, наконец

Он - казак. Ему по праву

Крест носить и первым быть.

Защищать и Честь и Славу

Славу дедов не забыть.

 

Содержание