"Библиотечный вестник". Выпуск 2(35), 2010 год - Чтение литературы о войне

Деловое досье

 

Чтение литературы о войне в жизни современной молодёжи: итоги социологического исследования

Пастухова Е.С., методист

Шашура А.Н., библиотекарь

БОУНБ им. Шолом-Алейхема

2010 год - год юбилейный, год 65-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Хранителями памяти великого героического подвига народа являются, в том числе, и библиотеки. И наша задача в этом плане - не дать подрастающему поколению забыть этот великий и трудный период в истории страны.

Как читается сегодня литература о войне? Каково отношение к этой теме? Что представляет собой фонд литературы о войне и как он используется? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, в Биробиджанской областной универсальной научной библиотеке им. Шолом-Алейхема было проведено исследование «Чтение литературы о войне в жизни современной молодежи». Исследование проводилось в течение марта-апреля 2010 г., участие в нем принял абонемент областной универсальной научной библиотеки.

Методом исследования стало анкетирование. Было охвачено 11% пользователей отдела абонемента библиотеки - 150 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет.

По результатам опроса, можно отметить, что образовательный статус респондентов таков:
- высшее - 19,9%;
- среднее профессиональное - 20,6%;
- среднее полное - 56%;
- среднее неполное - 3,5%.

По социально-профессиональному статусу респонденты распределились по следующим категориям:
- служащие - 22%;
- рабочие - 3,5%;
- студенты ССУЗов, ВУЗов - 70,6%;
- школьники - 3,3%;
- индивидуальные предприниматели - 0,6%.

Читательский стаж:
- менее одного года - 12,6%;
- от года до 5 лет - 59,4%; -от 5 до 10 лет-28%.

Анализ основных вопросов анкеты выявил следующее: у большинства респондентов тема Великой Отечественной войны вызывает интерес - 83,4%, не интересует - 16,6%, читают часто - 16,6%, читают иногда - 67,9%. Большинство респондентов объясняют интерес к Великой Отечественной войне желанием лучше знать историю своей страны, правду о войне - 49,3%, 25,3% респондентов ответили, что просто любят читать о подвигах и боевых действиях, 13,3% респондентов связывают интерес к книге с недавним просмотром фильма о войне, 11,9% необходимостью, связанной с программой обучения.

Большинство респондентов предпочитают такие жанры литературы, как художественная - 41,3%, историческая - 31,3%, мемуарная -7,3%.

Однако 27,8% респондентов ответили, что не читают, объясняя это тем, что: нет времени - 15,3%, находят нужное в Интернете - 8,6%, не интересует тема - 3,9%.

Представляют интерес ответы читателей, данные на вопросы «Какие книги о Великой Отечественной войне Вам больше всего понравились?», «Каких писателей, пишущих о войне, Вы считаете значимым?».

При всем многообразии авторов, в анкетах было упомянуто более тридцати, можно выделить писателей, произведения которых пользуются стабильным спросом: самый высокий рейтинг оказался у Б. Васильева - 14,6% и у К. Симонова - 12,6%. В десятку более востребованных писателей вошли: М. Шолохов, В. Быков, А. Твардовский, Э. Казакевич, Н. Тихонов, А. Серафимович, В. Кондратьев, В. Распутин. Не единожды в анкетах упоминались мемуары К. Жукова, сборники «Подвиг», «Великая Отечественная война», «Страницы подвига».

Среди форм библиотечной работы, которые помогли бы лучше узнать правду о Великой Отечественной войне, респонденты отдают предпочтение:
- книжным выставкам - 35,3%,
- встречам с ветеранами - 31,9%,
- тематическим вечерам - 10,6%.

37,3% респондентов считают, что фонд отдела абонемента широко представлен литературой о Великой Отечественной войне, однако 8,6% респондентов ответили, что не хватает исторической литературы,

7,9% - мемуаров, 60,6% - литературы о морских операциях, 3,3% - поэзии, 2,6% - краеведческой литературы.

Исследование «Чтение литературы о войне в жизни современной молодёжи» показало, что молодёжь интересуется всем, что связано с Великой Отечественной войной. Большинство объясняют это желанием лучше знать историю своей страны, духовный подвиг народа, примеры величия человеческого духа, стойкости, героизма - это респонденты в возрасте от 20 до 30 лет. А вот школьники связывают это с необходимостью программного обучения.

Молодёжь довольно много читает художественной, исторической, мемуарной литературы, знает и ценит творчество писателей. Она хочет общаться с ветеранами, знакомиться с книгами на выставках, посещать тематические вечера.

Увлечь пользователей чтением литературы о Великой Отечественной войне постарались сотрудники отдела абонемента, выделив в фонде открытого доступа тематические стеллажи «Всё о ВОВ» (проза, поэзия, мемуары, историческая литература и др.).

В дальнейшем будут учтены пожелания пользователей комплектовать фонд отдела абонемента современными изданиями военной тематики, которые несомненно найдут своего читателя.

Анализ результатов анкетирования «Чтение литературы о войне в жизни современного читателя» позволяет сделать вывод: несмотря на то, что сегодня молодой человек имеет большие возможности для получения информации через телевидение, радио, Интернет, книга все равно остаётся одним из главных источников получения знаний. Литература о войне вызывает интерес у большинства читателей, к теме войны обращаются как в рамках учебного процесса, так и в связи с желанием узнать новые факты из истории Отечества, к периоду войны на территории родного края.

 

Содержание