"Библиотечный вестник". Выпуск 2(35), 2010 год - Год учителя

Год учителя в России

 

Учитель! Перед именем твоим ...

Обзор выставки «Образ учителя в художественной литературе»


Исмайлова С.Г., библиотекарь абонемента

БОУНБ им. Шолом-Алейхема

 

«Каждому из нас встретился хотя бы один учитель, которого мы никогда не забудем, учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь, раздвинул стены класса. Их много - безвестных, никем не прославленных и не возвеличенных, кто своим чудесным даром прививает детям любовь к познанию, и эта любовь живет в них до самого конца», - так писала американская писательница Бел Кауфман.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. На каждом историческом этапе требования к личности меняются и меняются требования к учителю. Педагогу необходимо идти в ногу со временем.

Весь накопленный опыт люди привыкли фиксировать в произведениях литературы. Таким образом, все изменения, касающиеся взаимоотношений учителя с учениками в реальной действительности, нашли своё отражение в литературе XX века.

I раздел выставки «Педагогические портреты XX века».

Двадцатые годы XX столетия, пожалуй, самые сложные и творчески насыщенные в истории отечественной литературы. В эти годы стремительно развиваются практически все жанры литературы. Вспомним рассказы Андрея Платонова, обращенные к образу учителя: «Песчаная учительница» и «Ещё мама». Они и сейчас перечитываются с особым трепетом и неподдельным волнением.

Тридцатые годы XX века вошли в историю отечественной литературы как противоречивое время. Власть всё активней вторгается в сферу искусства и культуры. В таких условиях преобладал принцип «социального заказа»: писатели должны были обращаться в своих произведениях к темам, востребованным государством. 1930-е - время рождения героя в советской литературе. Появляется потребность в художественном исследовании процесса становления и развития нового человека. Это время таких писателей, как Антон Макаренко, Лев Кассиль, Аркадий Гайдар, Вениамин Каверин. В произведениях этих писателей ярко представлен образ учителя. Мы видим знающего педагога, наставника, который преследовал определённую цель: научить детей, передать им свои знания, сформировать навыки, воспитывать у них чувство коллективизма, человечности, развивать их способности, интересы.

В период «оттепели» творческая и эстетическая мысль вновь заявила о себе. Так, в 1940-1950-е гг. стали печататься такие писатели, как Борис Пастернак, Андрей Платонов, Василий Гроссман и другие, которые и не надеялись на публикацию своих произведений. Именно в эти годы сформировались тенденции, определившие вплоть до конца 1970-х гг. основные течения отечественной литературы. В это же время происходит возвращение в литературу русских писателей. Появились и новые талантливые имена. Писателей 1950-1960-х гг. стали называть «шестиде сятниками».

В прозе 1960-1980-х гг. на первое место ставятся не производственные, а нравственно-этические вопросы. Художественная проза обогатилась рядом значительных произведений. Произошло новое открытие, казалось бы, забытых литературой человеческих чувств: любви, жалости, сострадания, разочарования, и т.д. Обозначились основные литературные темы: военная, деревенская, лагерная. Литература пыталась возродить забытые и утраченные стороны русской культуры и русского сознания. К писателям 1960-1980-х гг. относятся: Виктор Астафьев, Василь Быков, Александр Солженицын, Анатолий Алексин, Чингиз Айтматов, Альберт Лиханов, Юрий Нагибин, Юрий Бондарев, Валентин Распутин, Владимир Железников и др.

Хороший пример - рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». 11-летнему мальчишке дается самый главный в жизни урок -урок милосердия, который он запомнит навсегда. А образ учительницы, принявшей материнское участие в сложной судьбе ученика, никого не оставит равнодушным.

Рассматривая образ учителя, следует проанализировать и отношение к классному руководству, так как образ классного руководителя, отражённый в литературе, позволяет проследить особенности взаимоотношений учителя и ученика.

Для этого нам необходимо рассмотреть образ Маргариты Ивановны из повести Владимира Железникова «Чучело». Маргарита Ивановна - это образ педагога, классного руководителя, озабоченного своими бытовыми проблемами, своей личной жизнью, ничего не замечающего вокруг себя. Равнодушное отношение к воспитанникам вызывает ответную реакцию с их стороны, то есть полное отсутствие какой-либо реакции на её действия.

Немного по-другому предстает перед нами образ классной руководительницы Евдокии Савельевны из произведения Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». «Безумная» Евдокия старательно вытравляла в учениках всё неповторимое, своеобразное, она стремилась сделать каждого «как все». Но постепенно мы замечаем, как много привлекательного и даже прекрасного в этом человеке, в этой классной руководительнице: она винит себя во всех происшествиях, которые случились во время похода по местам боевой славы. Мы начинаем понимать, что несуразно одетая, но мудрая и прозорливая, всю жизнь отдавшая детям учительница - прекрасная воспитательница, умная и справедливая, одержимая в своей работе, готовая бороться за каждого своего ученика.

Вот мы и перелистали страницы истории советской литературы XX века. Она представлена известными авторами и произведениями на все времена, которые и сегодня пользуются успехом у читательской аудитории.

Профессия учителя не может рассматриваться вне времени тех социально-культурных процессов, которые происходят в обществе. Один из таких процессов - образование.
II раздел выставки «Образование и учитель в современном мире».

Очевидно, что новейшая литература сложна и многообразна. Современная проза - это не рассказ о современности, а разговор с современниками, новая постановка вопросов о жизни. В 1990-х гг. появляется поколение совсем молодых писателей: Чижова, Геласимов, Шишкин, Берсенева, Юзефович и многие другие.

После перестройки происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов - личными, и учителя стал интересовать вопрос о размере заработной платы больше, чем его взаимоотношения с учениками. В литературе образ учителя приобретает отрицательные черты. Отношения между учителем и учеником становятся все более натянутыми. Соответственно меняется художественный образ учителя.

Все больше чувствуется необходимость появления нового образа учителя - понимающего, воспитывающего, искреннего и в то же время твёрдого, убежденного. Пренебрежительное отношение к профессии педагога видно в произведениях Геласимова «Жанна» и «Нежный возраст». В рассказе «Жанна»: «Я смотрю ... и думаю - а как мама могла так долго сюда ходить? Тоже мне - нашла себя в жизни. Учитель французского языка ...». Подросток ежедневно ведёт дневник, записывая свои впечатления об окружающей его обстановке в школе и дома: «Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласс-нички. Гидроцефалы. Фракийские племе-на.... В школе полный мрак... Учителей надо разгонять палками. Пусть работают на огородах. Достали. .. Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился... Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь...».

Такое же отношение к педагогам встречаем и в произведении Ирины Чижовой «Крошки Цахес». «Почти не глядя на нас, она рассказывала какую-то историю, время от времени подходила к доске и быстрым белым мелком чертила английское слово - без перевода... Зазвонил звонок. Она замолчала, как будто остановилась на полуслове... Все потянулись к выходу, все ещё улыбаясь её истории. Проходя, каждый говорил «до свидания» и она прощалась с каждым. Спокойно и безразлично. Ей-то не было никакого дела до того, свидится ли она с нами снова...».

Очевидно резкое неприятие между учителем и его учениками: «Я спросила... Она поморщилась, мои слова были для нее чудовищной грубостью, ей пришлось собрать силы, чтобы сдержаться...». Для учащихся школы директор - «татап», её заместитель - «страшно добрый...» и завуч - учитель русского языка»... «Диктует быстро и сердито...». «Злоба дня захлёстывала всех одинаково, однако - и я это знаю доподлинно - у многих из нас не хватило сил ей сопротивляться...». Эти слова героини подводят черту под взаимоотношениями учительницы и учеников.

Или в рассказе «Уроки каллиграфии» М. Шишкина «Заглавная буква, Софья Павловна, есть начало всех начал, так что с неё и начнём...». Такими словами начинает автор свое повествование об учителе.

В свою очередь в произведении Юзефовича «Гроза. 1987» учитель, Надежда Степановна предстает как нерешительная женщина пенсионного возраста, которая не может совладать с классом. Нет уважения между поколениями. Новое время требует сильную личность в лице педагога. Это становится понятно, когда Родыгин инспектор ГАИ, человек, не имеющий отношения к образованию, проводит лекции. В рассказе, уже достаточно известного современного писателя Аксёнова «Глоб-футурум» учитель, тоже представлен сильной личностью.

Прозаик Вадим Баевский, в рассказе «Центральный посёлок» поднимает тему молодых, увлеченных работой педагогов, которых «...ученики ждали с вожделением...».

Да, действительно, роль учителя в меняющемся мире изменилась резко. Учителя должны изменить свои отношения с учащимися.

Давайте рассмотрим образ учителя в произведениях биробиджан-цев. III раздел выставки «Образ учителя глазами биробиджанских авторов».

К образу учителя обращались многие авторы: Исаак Брофман, Те-вье Ген, Юлия Сергеевич, Мария Глебова, Давид Бергельсон, Григорий Рабинков и др.

Тевье Ген подмечает в учителе прежде всего доброе, красивое, которое не стремится к броскости и крикливости, а как всё настоящее выделяется своей внутренней духовной силой. Его герой, учитель, утверждает прекрасное на земле, дерзает, защищает Родину и учит, учит, учит.

«Яков Файнберг, пожилой боец, по профессии учитель математики, шел в своем отделении третьим с первого фланга». Ему комиссар Красной Армии дал задание на привале провести беседу с бойцами о героических делах в прошлом и о предстоящих сражениях в будущем. Учитель выступает как агитатор. Позднее встречает своего бывшего ученика Николая Останова «...неожиданно встретились здесь, в ополчении...».

«Не мешало бы, - подумал Файнберг, - в заключение прочесть хорошее стихотворение. Это поднимает дух».

«В приподнятом настроении, как хороший ученик перед экзаменом, Файнберг, начал говорить, призвав всё своё искусство и умение старого учителя.... Всё заранее продумано и непринуждённая речь лилась теперь свободно и легко...». С какой любовью пишет автор об Учителе...

С большой любовью изображал первостроителей, учителей Давид Бергельсон, их энтузиазм, который помогал преодолевать трудности. «Сама заведующая школой - струйка жизненного потока. В далеком горном посёлке оборудовала прекрасную школу. Сверкающие чистотой окна глядят на расцветающий посёлок радостно и бодро, как детские глаза. Заведующая уже не молода. Говорит она медленно, нараспев...».

Пристальное внимание на молодых педагогов обращал Григорий Рабинков, на их внутренний мир, на их поведение в сложных критических ситуациях. Автор показал в своих произведениях самоотверженный труд молодых педагогов. «Учитель может проработать в школе всю жизнь, быть вооружённым до зубов всеми передовыми педагогическими теориями, применять «стратегию и тактику» - и после всех усилий добиться весьма скромных результатов. А рядом с ним другой учитель действует вроде бы и без ухищрений. Он сам не осознаёт своей силы (а может быть осознаёт?). Но то, что первый достигает ценой большого напряжённого труда, второму даётся как бы само собой: Моцарт и Сальери!...».

С проверяющими инспекторами он вел себя «свободно, с таким завидным достоинством, словно был не рядовой, начинающий учитель, а равный им...».

Взаимоотношения между учителем и учениками складываются по-разному. У одной «выходящей из класса с затравленным видом и красными пятнами на лице... На следующий урок туда идёт физик, идёт как на праздник, словно его ждёт там нечто в высшей степени радостное, важное, неизведанное. Правда, и он не всегда выходит из класса вполне удовлетворённым, что-то, по его мнению, на уроке не совсем удалось ему...».

«Потом иду я, могу «выразительно, глянуть»... Словом ребята меня уважают и немного побаиваются. Зато все 45 минут приходится быть начеку, не спускать глаз, словно дрессировщик, и от этого у меня бывает горько на душе...».

Внешний вид молодого учителя великолепный, «появился в школе в новеньком, с иголочки, чёрном, тщательно отглаженном костюме, в белоснежной сорочке, с белой артистической бабочкой, в сверкающих лакированных туфлях...». «Движения были солидны и одновременно легки и ловки...».

На замечание коллеги о его внешнем виде, что «в таком наряде он больше походит на дирижёра симфонического оркестра или на певца, а никак не на учителя...». На что учитель вежливо ответил, оглядывая будничное платье учительницы, что именно так должен являться учитель перед учениками в классе, так как учитель не ниже дирижёра или певца.

На поручения завуча школы учитель ответил: «то, что не имеет прямого отношения к уроку, выбивает его из творческого состояния...». Учитель как-то высказался: «Учитель обязан быть талантлив! Обязан быть... И что быть педагогом, как коллеги некоторые, «единственная мечта которых спокойно добраться до пенсии» ... не хочу и не буду! Это призвание учителя!».

Особо хотелось бы отметить произведения «Музыкальная новелла» и «Люди идут на работу» Бориса Миллера, который был учителем и знал об этой профессии не понаслышке. Для него учитель - это сопереживающий, чуткий и при этом строгий и знающий человек, обладающий авторитетом у учеников.

Также нежно, с любовью к образу учителя относятся поэты Иосиф Бронфман, Мария Глебова, Юлия Сергеевич и др. В своих стихотворениях, например, Глебова пишет что... «Уроки не проводят, их проживают. ..», что жизнь «истинного учителя в его учениках, их счастливых лицах, удачах и поражениях. Учитель счастлив, если счастливы дети».

Читая стихи Юлии Сергеевич представляешь учителя, как человека самоотверженного, бесстрашного, ответственного за судьбы вверенных ему детей.

В нашем обзоре были представлены далеко не все произведения литературы, поднимающие тему учителя. Надеемся, что предоставленная информация будет полезна в работе.

 

Содержание