"Библиотечный вестник". Выпуск 1(39), 2012 год - «Библиотека – открытый мир». Новые формы библиотечной работы, привлечение читателей

«Библиотека – открытый мир». Новые формы библиотечной работы, привлечение читателей

Т.И. Рыжкова, главный библиотекарь

Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекари неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению. Многие их задумки очень интересны.

Волонтёры и библиотечные советы

В условиях продолжающегося экономического кризиса и вызванного им сокращения финансирования и штатов, многие американские библиотеки всё больше прибегают к помощи волонтёров. Среди последних представители разных возрастов, но особенно много молодёжи – учащиеся старших классов общеобразовательных школ, студенты университетов и колледжей. Волонтёры принимают участие во многих библиотечных программах и мероприятиях – от самых прозаических (протирание книг) и до помощи в организации молодёжных вечеров, клубов по интересам. Очень часто они работают в качестве библиотечных гидов, что содействует притоку в библиотеку новых молодых пользователей.

Дресс-код волонтёров может быть произвольным, однако существует запрет на ношение тапочек, сандалий, шорт, мини юбок или чересчур обтягивающей одежды.

В публичной библиотеке города Кин в Нью-Гэмпшир (США) активно реализуется программа Барака Обамы по привлечению как можно большего числа молодых людей к участию в общественной жизни. В удобное для них время граждане от 18 лет и старше работают в качестве волонтёров, осуществляя следующие необходимые библиотечные процедуры:

  • расстановка по полкам книг и аудио-видео материалов;
  • помещение книг в суперобложки;
  • восстановление книг;
  • перемотка кассет и видео;
  • оказание помощи в молодёжной зоне;
  • доставка библиотечных материалов на дом (для престарелых и инвалидов);
  • участие в специальных библиотечных проектах.

В настоящее время библиотека остро нуждается в волонтёрах, которые могли бы работать в качестве:

  • ведущего книжных дискуссий;
  • инструктора кинопоказов;
  • инструктора по различным компьютерным играм;
  • помощника в классе домашних заданий;
  • ассистента программ летнего чтения;
  • ассистента по организации различных молодёжных мероприятий.

Все волонтёры, желающие участвовать в библиотечной жизни, должны иметь рекомендации и заполнить биографическую анкету (включая отпечатки пальцев).

В период экономического кризиса, когда библиотеки вынуждены сокращать и без того немногочисленный штат постоянных сотрудников, реальная помощь молодых волонтёров позволяет частично компенсировать нехватку рабочих рук.

В публичной библиотеке города Санта Барбара (Калифорния, США) молодые волонтёры работают в качестве своеобразных гидов (greeters). Они радостно и приветливо встречают каждого нового посетителя и отводят его в тот или иной отдел библиотеки или к конкретному специалисту. Обычно каждый волонтёр должен отработать в этом качестве от 2 до 4 часов в месяц в течение одного года. Таким способом библиотека демонстрирует свою доброжелательность по отношению ко всем пользователям, а также увеличивает приток подростков, которым приятно быть обслуженными своими сверстниками.

Молодёжные советы в библиотеке

В настоящее время молодёжные советы в зарубежных библиотеках начинают играть ключевую роль не только в процессе социализации подростков, но и в развитии самих библиотек, где члены молодёжных советов помогают персоналу создавать интересные программы для подростков и могут принимать участие в таких мероприятиях:

  • писать книжные обозрения;
  • помогать проводить обсуждения книг;
  • создавать ориентированные на подростков дисплеи по продвижению чтения;
  • оказывать помощь в создании веб-страницы молодёжного совета;
  • писать статьи для местной стенгазеты;
  • предлагать книги для покупки;
  • оказывать помощь в планировании и реализации программ;
  • помогать готовить авторские программы;
  • помогать искать денежные средства для приобретения материалов и реализации программ;
  • участие в маркетинговой деятельности библиотеки;
  • в создании информационного бюллетеня для подростков.

Существует множество способов привлечения молодёжи к участию в молодёжных советах. Например, в стенах библиотеки это:

  • спросите их и будьте готовы записать имя, номер телефона, адрес электронной почты;
  • подойдите к подростку и предложите посмотреть листок с комментариями;
  • скажите ему, что вы отвечаете за покупку библиотечных материалов и хотите с ним посоветоваться;
  • вручите подростку рекламный буклет и спросите заинтересовался ли он;
  • развесьте объявления и подписные листы в библиотеке в наиболее подходящих местах (у платного телефона, в компьютерном классе, рядом с источником воды, около полок с молодёжной литературой, около туалетов, у аппарата фотокопирования, в читальном зале);
  • организуйте выставку в молодёжной зоне, где будут представлены материалы, отражающие деятельность молодёжных советов;
  • включите собрание членов молодёжного совета в календарь библиотечных мероприятий;
  • поместите заметку в информационный бюллетень;
  • рекламируйте молодёжные советы на компьютерах, которые используют скрин-сейверы;
  • все программы для молодёжи должны содержать пункт о свободном доступе в молодёжные советы новых членов;
  • помещайте рекламу в рекомендованных списках молодёжного чтения;
  • приглашайте в молодёжные советы всех участников программ летнего чтения.

Или за пределами библиотеки:

  • налаживание контактов со школами и вузами, молодёжными центрами и с конфессиональными учреждениями; организациями домашнего образования; молодёжными клубами филателистов;
  • печатание объявлений и пресс-релизов;
  • помещение заметки в школьной стенгазете;
  • помещение информации на сайте библиотеки.

В разных библиотеках состав молодёжных советов может существенно различаться. Поэтому в случае необходимости желательно проводить «мозговую атаку» с целью определения основных направлений деятельности молодёжных советов.

Привлечение молодёжи к участию в библиотечной жизни формирует навыки общения в молодёжной среде, является своего рода моделью взрослой жизни. Выше сказанное позволяет сделать вывод, что волонтёрское движение является важным компонентом в системе ценностей и формах обслуживания молодёжи в современных библиотеках.

Например, интересное мероприятие с привлечением волонтёров «Школа магии в библиотеке» прошло в публичной библиотеке города Норман (Оклахома, США), названное МагглФест (MuggleFest). Маггл – это прозвище человека, не наделённого магическими способностями в серии романов о Гарри Поттере, а фест – фестиваль.

Публичная библиотека в этот день стала центром притяжения для фанатов Гарри Поттера, подростков, студентов колледжей и даже взрослой публики. Библиотечный персонал совместно с волонтёрами трансформировали здание библиотеки в Hogwarts – школу магии в сериале.

Библиотека была украшена чучелами сов и баннерами, а волонтёры одетые в костюмы героев сериала, разгуливали по всем помещениям. Некто, одетый как профессор Snape (Се́верус Тобиас Снейп), крадучись бродил по библиотеке, вручая подросткам, которые тоже были одеты в костюмы персонажей сериала, повестки о задержании. Другой участник фестиваля, носивший наряд профессора Trelawney (Сивилла Патрисия Трелони) вёл класс Гадания и предсказывал будущее по чайным листьям.

В одном крыле библиотеки продавались волшебные палочки (ими стали эстафетные палочки) и подписные листы для практикования Quidditch (по квиддичу), а тёмная комната, задрапированная мерцающей тканью, представляла Чёрное Озеро.

Идея проведения такого мероприятия возникла после выступления рок группы «Harry and the Potters». «Они дали концерт в городе Мур (Moore) и нам захотелось пригласить их в Норман», – заявила главный библиотекарь Спенс. Позже кто-то предложил провести фестиваль в библиотеке. В организации фестиваля помимо библиотечного персонала и волонтёров принимали участие местный Совет по Искусству и один из супермаркетов».

Виртуальные волонтёры

В последние годы в США сложилась практика использования услуг онлайновых волонтёров в различных государственных учреждениях, включая библиотеки. В библиотеках виртуальные волонтёры обслуживают пользователей с ограниченными возможностями или в силу каких-либо других обстоятельств привязанных к дому или работе. Они осуществляют электронные визиты на домашние или рабочие компьютеры пользователей библиотечных услуг, помогая, например, ученикам выполнять домашние задания, взрослым составить резюме для работы, а молодым правонарушителям организовать процесс учебы.

В библиотечной системе графства Bartow (Бартау Джорджия, США) подростки – члены молодёжных советов используют видео камеры Flip Mino для создания учебных видео для библиотечных пользователей. В этих видео подростки отвечают на основные вопросы, полученные по мобильным телефонам, объясняют как пользоваться электронным библиотечным каталогом, показывают как зарегистрировать аккаунт электронной почты. Это далеко не все темы, представленные в учебном видео. Перед тем как попасть на библиотечный сайт или на страничку MySpace видеоматериал тщательно редактируется. Учебный материал тиражируется посредством создания DVDs, которые могут быть выданы пользователям во временное пользование.

Это новшество является составной частью известной программы Teen Tech Week, проводимой молодёжным отделением американской библиотечной ассоциации YALSA.

В рамках этой же программы молодые библиотечные волонтёры находят применение своим обширным познаниям в области новейших технологий. Они помогают взрослым библиотечным пользователям освоить основы работы на компьютере, показывают как осуществлять навигацию на библиотечном сайте, использовать различные поисковые системы или изучить программное обеспечение обработки текста.

Библиотеки и финансовый кризис

Во время экономического кризиса публичные библиотеки США открывают в своих стенах разнообразные социально ориентированные службы для бездомных. Они организуют для них такие программы как книжные клубы, утренние просмотры фильмов и даже переоборудуют некоторые свои помещения для обслуживания этой категории пользователей.

Вместо того чтобы удерживать бездомных за своими стенами, библиотеки оказывают им радушный приём, полагаясь при этом на кодекс поведения этой категории пользователей, который предполагает соблюдение гигиенических и поведенческих норм и который, как отмечает президент Ассоциации Публичных Библиотек Audra Caplan, исключает возникновение недовольства со стороны других библиотечных пользователей. «Бездомные идут в библиотеки потому, что им некуда больше пойти и это стыдно», – говорит Audra Caplan.

Обслуживание бездомных является, например, ключевым условием предоставления $29,5 миллионов долларов на нужды развития Центральной библиотеки в Madison (Висконсин).

В публичной библиотеке Шарлотты Мекленбурга (Charlotte Mecklenburg) в Северной Каролине помимо книжного клуба для бездомных организованы библиотечные ознакомительные туры и компьютерные классы.

Во Флориде, в окружной библиотеке графства Алачуа (Alachua) организованы кинопоказы с попкорном по понедельникам и открыт центр социального обслуживания.

В штате городской библиотеки, в Сан-Франциско есть социальный работник, который в течение полного рабочего дня работает с бездомными, занимаясь оформлением и передачей направлений в социальные агентства.

Колумбийская городская библиотека (США) использует в свободное от учёбы время 15 своих центров внешкольных занятий (помощь в приготовлении домашних заданий) для оказания содействия людям, потерявшим работу и ищущим новые вакансии. Сотрудники библиотеки, волонтёры и представители партнёрских организаций помогают им найти работу, составить резюме, заполнить онлайновую анкету, освоить компьютер, а также повысить свою квалификацию. В программу работы временных центров занятости планируется включить также классы по управлению персональным бюджетом и снижению долговых обязательств.

Уличный библиотекарь

В Портленде (Орегон, США) придумали новый способ библиотечного обслуживания бездомных граждан. В начале июня этого года стартовал проект Street Books (Уличные Книги), который осуществляется с помощью гранта, полученного от Регионального Совета по Искусству и Культуре (RACC grant). Уличный библиотекарь Laura Moulton обслуживает скромную коллекцию книг, находящихся в небольшом трейлере, прикреплённым к велосипеду. Она ездит по улицам города и предлагает бездомным горожанам взять и прочитать какую-нибудь книгу из этой коллекции. Книжная коллекция составлена из набора случайно отобранных 40 книг, принадлежащих перу местных авторов. Лаура имеет при себе каталожные карточки для регистрации возвращаемых книг. В первые дни своей работы она не надеялась на возврат выданных книг, но оказалось, что из 25 книг возвращают приблизительно 6 изданий.

Проект ориентирован не только на привлечение бездомных граждан к чтению. Он ещё выполняет задачу документирования жизненных историй данной категории горожан и последующего выставления этих материалов на библиотечном сайте. Для осуществления этой задачи уличный библиотекарь использует фотокамеру и видеозапись. Используя библиотечный сайт, бездомные читатели смогут в дальнейшем обмениваться книжными рецензиями и опытом бездомной жизни.

Курсы для работы с аутистами

Библиотекари графства Монтгомери (США) в течение месяца активно посещали специальные курсы по подготовке к работе с аутистами. На курсах они осваивали специфические техники работы с этой категорией пользователей.

Тренинг проводился известными специалистами Dan Weiss и Meg Kolaya, которые широко использовали видеоматериалы. Видеокурс был создан в публичной библиотеке Scotch Plains и мемориальной библиотеке Fanwood в рамках проекта “Welcoming Library Spaces for the Autism Community and Their Families”.

Аутизм в США является национальной проблемой, поскольку на каждые 150 жителей страны приходится один аутист. Библиотеки графства Монтгомери комплектуют свои коллекции специальными материалами, с помощью которых можно более качественно обслуживать пользователей с различными проблемами здоровья.

В нашей стране в г. Нижневартовске при Муниципальном учреждении «Библиотечно-информационной системы» работает арттерапевтический клуб «Сердечко» в Центральной детской библиотеке «Читай-город» с 1998 г. Здесь занимаются ребята с диагнозами: нарушение работы сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, аномалия развития кисти руки, слабовидящие. При подготовке занятий используются методики библиотерапии, игро-, кукло-, изо-, звукотерапии, словочтения и словоговорения. Средства самые разные: шумовые инструменты, конструкторы «Лего», книги-игрушки, с картонными и целлофанированными страницами и пр.

В рамках арттерапевтических занятий для ребят клуба организуются игровые занятия, пробуждающие фантазию, развивающие мышление. Например, игра с использованием шарикового бассейна, палатки-лабиринта; эстафета любимых занятий с использованием конструкторов «Лего». Ребята в клубе ставят спектакли с помощью ручных и пальчиковых кукол, а также теневого театра. Очень нравится членам клуба лепка из солёного теста, рисование пальчиками. Интеграция различных видов искусств позволяет более полно осуществлять посредничество между культурой и личностью, что нашло отражение в занятиях музыкального салона, где ребята слушали классическую музыку в обработке для детей и рисовали то, что они чувствовали (занятия «Сказочный лес на голубом Дунае», «Лунная соната»).

Один из способов реабилитации инвалидов, интеграции их в среду здоровых людей – популяризация их достижений. Ребята из клуба не раз принимали участие в фестивалях творчества детей с ограничениями в жизнедеятельности и занимали призовые места в номинациях «Театры малых форм», «Изобразительное искусство». Творческие выставки детей-инвалидов центральная детская библиотека проводит в своем выставочном зале регулярно. Постоянно действует выставка работ клуба «Сердечко» – «Это мы можем». Вниманию читателей «Читай-города» часто представляют свои работы и ребята из клуба для детей с ограничениями в жизнедеятельности «Надежда» из Центра детского творчества. С этим клубом «Сердечко» связывает давняя дружба, ребята обмениваются визитами, например, встреча двух клубов состоялась в виде познавательно-развлекательной программы «Отчего и почему?»

Работа с детьми с ограниченными возможностями невозможна без контакта с их семьями. Начало таким контактам было положено на встрече родителей со специалистами ЦДБ и Центра по проблемам семьи. Совместно с родителями обсуждается план работы клуба «Сердечко», проводятся совместные дни именинника. Организована доставка детей, ограниченных в передвижении, на занятия и праздники «Читай-города».

Библиотечное граффити

В библиотеке Карнеги в Питтсбурге (США) местным подросткам предложили украсить книжные полки собственными рисунками. Они украшают торцы библиотечных стеллажей.

Библиотекари не участвовали в творческом поиске, предоставив юным художникам полную свободу самовыражения. Этот проект получил высокую оценку молодых пользователей библиотеки, а сами художники удостоились поощрительных наград.

Выставка фресок в библиотеке

В одном из филиалов публичной библиотеки графства Хиллсборо (Hillsborough США) недавно была организована выставка фресок, созданных молодыми художниками. Фрески написаны на четырёх панно, на каждом из которых изображён определённый исторический этап доступа к информации в библиотеке: начиная с ручных манускриптов и заканчивая компьютерами и современными технологиями. Фрески, которые создавались под руководством местных художников и при финансовой поддержке Общественного Фонда Городского Центра Greater Sun, являются настоящими произведениями искусства. Они демонстрируют не только способности подростков, но и их любовь к библиотеке.

Библиотечная жизнь в рисунках

Художник Wendy McNaughton создал серию иллюстраций, на которых изображены ресурсы, персонал и пользователи публичной библиотеки в Сан-Франциско (США). Эти рисунки хороши сами по себе и призваны подчеркнуть значимость библиотек в современном обществе.

«Подростки и мода»

Знаменитая Нью-Йоркская Публичная библиотека подготовила новую программу для молодежи: «Подростки и мода». По мнению библиотекарей, эта программа привлечёт в библиотеку много новых молодых пользователей, будет содействовать освоению других библиотечных ресурсов. Хорошо известно, что подростки придают большое значение одежде, любят её модифицировать, обмениваться рубашками, брюками в течение дня. Библиотечная программа объединяет интерес подростков к моде, совместному досугу и Тиму Ганну (популярнейший телеведущий и консультант в области моды, который ведёт реалити-шоу «Проект Подиум»). Библиотека имеет большую коллекцию журналов мод, среди которых такие известные как Vogue и Cosmo, а также специальных изданий по костюмам, вязанью, фотоальбомов.

Участники программы используют Google для поиска по картинкам, газетные подшивки со статьями о моде, информацию о художественных аукционах, музейные вебсайты и даже IMDB (база данных фильмов в Интернете) для того, чтобы проводить дискуссии.

Вести такую программу на постоянной основе может приглашённый специалист из муниципального колледжа или студент, специализирующийся в области моды. Неплохо привлечь к участию в данной программе и квалифицированного фотографа.

В молодёжной зоне библиотеки устраивается выставка эскизов одежды, которые получили наивысшую оценку подростков, участвовавших в программе. Прочие молодые посетители библиотеки могут голосовать за лучшие с их точки зрения образцы. Не исключено, что какой-нибудь предприимчивый пользователь создаст на основе того или иного эскиза новый фасон одежды.

Данная программа делает библиотеку крутым местом для молодёжи и, по словам Тима Ганна, способствует её популяризации.

Вторая жизнь книжных иллюстраций

Молодой американский дизайнер Ryan Novelline создал оригинальное вечернее платье. Наряд сделан из десятков иллюстраций детской книжной серии Golden Book.

Юбка представляет собой полотно из более чем 14 квадратных метров настоящих книжных иллюстраций, соединённых между собой позолоченной металлической ниткой. Элегантный корсет сделан из золотистой обёрточной бумаги, которая служила упаковкой для продукции Golden Book. Чтобы дизайнерское платье сохраняло форму, под всеми его бумажными составляющими находится слой ткани.

Так что любимые американцами сказки приобрели вторую жизнь в складках красивой одежды.

Вместо штрафа чтение

Очень необычный метод использовали библиотекари штата Огайо для решения проблемы задолженности литературы. Местные библиотеки вместо штрафа предлагают подростком чтение. По инициативе библиотеки Mary Ann Mongan, несколько лет назад был организован Fresh Start Club. Согласно его правилам, дети до 17 лет, вовремя не вернувшие библиотечные книги, могут быть освобождены от уплаты штрафов, если сядут за чтение в присутствии библиотекарей. 10 центов штрафа приравнивается к минуте чтения. Лишь бы читали!

Вечера коротких книжных свиданий

В последние два года многие американские библиотеки стали устраивать вечера коротких книжных свиданий для молодых людей. Такое мероприятие (speed-dating session) прошло на территории центрального отделения публичной библиотеки в Сан-Франциско.

Каждый участник мероприятия должен принести с собой любимую книгу, с помощью которой определяется в дальнейшем общность интересов.

В помещении, где проходят свидания, играет музыка, а участники, у каждого из которых есть свой номер, в течение 4 минут болтают и флиртуют с противоположным полом, а также выясняют взаимные литературные пристрастия. Затем происходит ротация образовавшихся пар. В заключительной стадии этого мероприятия библиотекари изучают карточки участников и определяют пары, которые проявили взаимный интерес.

«Библиотека должна быть местом встреч для молодёжи», – считает Donya Drummond, библиотекарь справочной службы библиотеки в Сан-Франциско, которая организовала рекламную акцию мероприятия через Facebook. Подобные акции привлекают в библиотеку новых молодых пользователей.

Короткие свидания с книгами в библиотеках начали практиковаться в Бельгии в 2005 г. Это новшество придумал бельгийский библиотекарь Danny Theuwis с целью оживить порой унылую библиотечную жизнь, сделать её более эмоциональной. Он обучил сотни европейских библиотекарей проводить это мероприятие, которое ещё называется «bibdating».

В США первая подобная встреча состоялась в 2009 г., в публичной библиотеке Omaha в день Святого Валентина. Устроители назвали его «Hardbound to Heartbound» (Твёрдый переплёт на Твёрдый переплёт) и в нём приняли участие 65 человек.

Возраст участников коротких свиданий от 20 до 40 лет, как правило, это потерянное (ещё в юном возрасте) для библиотек поколение пользователей.

Самой большой проблемой таких встреч является нехватка особей мужского пола (часто соотношение 1 к 5 в пользу женщин). Библиотеки иногда вынуждены даже отменять мероприятие из-за отсутствия молодых мужчин. Некоторые библиотеки предлагают помещать фотографии привлекательных женщин на своих рекламных листовках, другие намереваются отказаться от использования художественной литературы, поскольку мужчины часто приносят с собой не художественную. «Книги не самое главное во время такой встречи (допустим вы принесли Кафку)», – говорит один из участников акции, – «Если ваши 4 минуты воспринимаются как вечность, дело не в книгах».

Подобное мероприятие прошло и в нашей стране в библиотеке им. В.В. Маяковского (г. Санкт-Петербург) в рамках книжной вечеринки.

Формат вечеринок мини-свиданий в 1998 г. придумал раввин Яков Дейо из Лос-Анджелеса. Идея экспресс-знакомств стала популярна в Америке и, утратив национальный и религиозный контекст, быстро распространилась по всему миру, как революционный способ знакомств для успешных, но загруженных работой одиноких профессионалов. Такие вечеринки знакомств быстро прижились, как в Великобритании, так и в Австралии.

Сегодня в Америке и Европе с помощью «быстрых свиданий» ищут не только спутников жизни, но и единомышленников по увлечениям и даже партнёров по бизнесу. Быстрые свидания проводятся для выпускников, этнических групп, людей одной веры, любителей книг и т.п.

Участников объединяют в группы по возрасту, чётко определено время бесед (это не даёт человеку заскучать, если собеседник не очень ему приятен или интересен). Кроме того, на быстрых свиданиях нет громкой музыки, поэтому люди могут общаться с комфортом, без помех. Преимущество формата в том, что появляется возможность познакомиться с большим количеством людей на одной встрече. Особенно важно это для тех, кто загружен работой или у кого узкий социальный круг общения.

Каждому участнику даётся бейдж с именем и анкета, которая заполняется в ходе мини-бесед и помогает сохранить впечатления о собеседнике. Анкеты сохраняются у участников. Через каждые пять минут собеседники меняются. В конце вечера, если симпатии людей совпали, они могут обменяться телефонами.

Участие бесплатное, заявки принимаются от всех желающих. При записи необходимо указать ФИО, возраст, род занятий.

Танцы в библиотеке

В публичной библиотеке North Tampa (США) проводятся танцевальные вечера для молодых поклонников Майкла Джексона. Вход свободный. Танцы – прекрасный способ привлечь в библиотеку новых молодых пользователей.

Семейные танцы в библиотеке

В публичной библиотеке Keene (Новая Англия, США) с 2003 г. организована и функционирует программа под названием «Семейные танцы». Каждую первую пятницу месяца с ноября по май участники библиотечного мероприятия исполняют различные народные или классические танцы. По мнению авторов этой программы танцы развивают у подростков чувство ритма, память, музыкальный вкус, счёт, слух, предвидение и другие базовые способности, необходимые в процессе учёбы. Кроме того, танцы – это очень полезное физическое упражнение, а также один из способов социализации подростков. Программа спонсируется Друзьями Библиотеки и её Доверенными Лицами.

Читательский театр

В последние годы в зарубежных библиотеках большой популярностью пользуется молодёжная программа «Читательский театр».

«Читательский театр» включает в себя как элемент драмы, так и обучения, и замечательно трансформирует любое библиотечное помещение (в том числе и на прилегающей территории) в сцену. Во время действия читатель, стоящий на сцене превращается в настоящую звезду.

«Читательский театр» – это сильно мотивированная стратегия, направленная на соединение устного чтения, литературы и драмы в одной аудитории. В отличие от традиционного театра, читательский театр не требует костюмов, грима, мебели и заучивания текста. Нужен только текст, который подростки читают вслух, включая свои эмоции, мимику и отношение к героям. Рассказчик делает комментарии необходимые для перехода между сценами. Элемент драмы позволяет ученику сделать вывод о том, что чтение – это деятельность, которая позволяет экспериментировать. Подросток может произносить слова разными способами и с разным значением. Читателям предоставляется возможность эмоционально выражать своё отношение к поворотам сюжета, а также оценивать своё взаимодействие с персонажами.

Библиотекари, практикующие этот способ приобщения молодёжи к чтению, пришли к выводу, что «Читательский театр» помогает повысить беглость чтения, обогащает словарь, улучшает понимание текста, усиливает возможности диалоговой интерпретации и восприятия пьесы как литературной формы.

Время одного представления «Читательского театра» может занимать от 5 до 10 дней. В организации и проведении этого мероприятия активное участие принимают волонтёры.

Библиотечный театр

Эффективность творческих, игровых форм для расширения читательской аудитории стала реальностью для многих библиотек (и не только за рубежом). Библиотечный театр несколько шире читательского: здесь актером и режиссёром может стать и читатель, и библиотекарь. Некоторые библиотеки пользуются услугами профессиональных сценаристов и постановщиков. Если хватает желания и способностей – всё организовывают сами. Такое представление – прекрасная возможность не только проявить свои таланты и сделать свою жизнь разнообразнее и интересней, но и научиться понимать других. Это – своего рода модель общественного объединения по интересам. Роль библиотечного театра как творческой, активной формы взаимодействия с публикой особенно значима для публичных библиотек. Библиотечные театры «в большей степени, чем другие инсценированные формы публичной деятельности библиотеки, ориентированы на создание атмосферы праздника» (С.Г. Матлина). Главный источник существования такой формы – зрелищность. Конечно, игровая форма участия наиболее понятна и приемлема, в первую очередь, для детей, юношества и молодёжи. Поэтому логично, что библиотечный театр широко используется в детских и юношеских библиотеках (кукольные театры, театры Книги и т.д.) Хотя и для взрослых возможность коллективного творческого самовыражения, снятия груза повседневных забот (а это возможно в театре) достаточно важна. История возникновения этого явления связана с Народными домами, создававшимися в дореволюционной России. При одной такой организации сосуществовали музей, театр и библиотека. Это была и есть возможность для местного населения непосредственно участвовать в культурной жизни своего региона.

Театр книги «Корноватка»

«Корноватка» – так необычно назвали свой театр сотрудники Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. В начале это был фольклорый дуэт, в составе которого Ольга Леонардовна Шишкина и Ирина Алексеевна Смирнова. В 2005 г. состав дополнился Александрой Шишкиной, и творческий коллектив стал носить название Театра книги.

Корноватка – это корзина, сплетённая из сосновых корней. Она такая плотная, что из неё не только грибы-ягоды не высыпаются, но и вода не выливается.

«Корноватка» театра книги полным-полна сокровищ народной мудрости, поэзии, знаний о писателях, о русской и зарубежной культуре. Задача театра – приобщить детей и подростков к чтению, развить интерес к книге.

Все театрализованные представления идут в форме урока-спектакля в течение 60-90 минут, в которые вложена определённая учебная информация, учитываются возрастные особенности зрителя, а в конце проводятся викторины по теме действия. Уроки-спектакли исполняются как всеми актёрами, так и одним, раскрывая талант и возможности каждого актёра. В 2011 г. театр книги отметил своё 15-летие.

Ночь в библиотеке

Многие наши российские коллеги стали проводить интересное мероприятие «Ночь в библиотеке», взятое из опыта зарубежных библиотек. Мероприятие можно приурочить к Рождественским праздникам или ко Дню библиотекаря. Например, организованное Советом молодых библиотекарей Рязанской области, в последний майский вечер многие жители города впервые в истории Рязани смогли воспользоваться уникальной возможностью побывать в таинственном, а порой и вовсе закрытом от суетных взоров огромном книжном мире. Причём, небывалый случай! – после официального закрытия библиотеки!

На этом нетрадиционном библиотечном празднике все желающие смогли увидеть, сколько библиотекарей умело и старательно трудятся для того, чтобы каждый читатель в любое время мог без промедления получить нужную ему книгу, консультацию или просто дельный совет. Но самое любопытное, что разнообразный и яркий рассказ о делах и планах главной библиотеки области был совершенно неформальным. Читатели библиотеки охотно участвовали во множестве познавательных конкурсов и забавных соревнований, увлекательных экскурсиях по «Призрачному абонементу», «Книжному лабиринту» и «Обители музыкальных гениев».

Самых начитанных гостей праздника ожидало множество приятных сюрпризов, забавных сувениров и подарков. Наиболее азартные и эрудированные читатели попытали счастье в приключенческой игре «Охотники за книгами»! А в десять часов вечера всех ждал виртуозный мастер-класс по танцам и… дискотека!

Вряд ли нужно уточнять, что помимо благодарности, организаторы проекта «Ночь в библиотеке» услышали всеобщее пожелание не торопившихся расходиться читателей – сделать такие встречи традиционными.

Молодые рок-музыканты в библиотеке

Публичная библиотека города Орландо (Флорида, США) нередко предоставляет свою центральную сценическую площадку для соревнований молодёжных рок-групп. Такие мероприятия пользуются повышенным интересом среди местных тинейджеров, тем более, что большинство исполнителей являются их ровесниками. Руководство библиотеки рассчитывает таким образом увеличить число молодых пользователей.

Месяц музыки в библиотеках Новой Зеландии

В ряде публичных библиотек города Dunedin (Новая Зеландия) в настоящее время проходит месяц музыки, организованный для молодых пользователей. В течение этого месяца в библиотеках будут играть и петь молодые исполнители, которые представят такие стили как Dark Dance, Electric Pop, Vocal и Trio.

Концерт в библиотеке

Пионером в организации и проведении музыкального концерта стала екатеринбургская библиотека для детей и юношества. В ней 6 октября в рамках третьего книжного фестиваля выступали местные группы Панко-Танго и Агни Бар До.

Тихая музыкальная студия

В одной из публичных библиотек Сингапура с успехом функционирует новый сервис – музыкальная студия, которая называется Silent Studio (Тихая Студия). Она названа так потому, что в ней установлено оборудование, позволяющее минимизировать громкость звука и тем самым не беспокоить других посетителей библиотеки. Это стало возможным благодаря использованию JamHub mixer, который направляет звуки различных электроинструментов непосредственно в наушники музыкантов. Поэтому генерированный звук слышат только сами исполнители.

Создав такую студию, библиотека надеется привлечь в свои пенаты немало музыкантов, особенно молодых, которые будут оттачивать здесь своё мастерство, создавать новые музыкальные композиции и устраивать jamming sessions. Кроме того, в студии очень удобно прослушивать коллекцию различных библиотечных музыкальных материалов, записанных на CDs, DVDs, просматривать аранжировки и печатные музыкальные издания.

Библиотечные пользователи могут приходить в студию со своими переносными музыкальными инструментами (гитарами, контрабасами) или пользоваться библиотечными музыкальными инструментами.Библиотечная студия работает ежедневно с 11 часов утра и до 9 вечера.

Армагедон в библиотеке

В Новой Зеландии и Австралии большой популярностью у молодёжи пользуются ежегодные костюмированные представления (Армагедон), которые проходят в двух или трёх городах в различных молодёжных центрах, включая некоторые библиотеки. Программа этих представлений составлена из элементов научной фантастики, комиксов, аниме, игр. Участники одеты в необычные наряды (например, шкуру медведя), носят парики и украшения в стиле стимпанка. Во время представления молодёжь может пообщаться с теле и кинозвёздами, художниками, работающими в стиле манга, модными писателями, посмотреть аниме на большом экране, приобрести крутые товары, побить друг друга надувными палками или просто послоняться по библиотеке, изображая из себя всезнаек. Апофеозом представления становятся охота за пасхальным яйцом и беспощадный бой на подушках.

Завтра Хэллоуин

Хэллоуин отмечают во многих американских публичных библиотеках. Это мероприятие посещают представители всех возрастов и социальных групп. Посетители библиотечных представлений вырезают из тыкв различные ужастики, участвуют в конкурсах костюмов, играх, парадах, трюках и угощениях.

Клуб Аниманга в библиотеке

Публичная библиотека в Кошоктоне (США) очень активно работает с молодёжью. Среди многочисленных молодёжных программ большой популярностью пользуется Animanga Club. Заседания клуба проводятся каждую первую среду месяца с 17 до 19 часов вечера.

Помимо знакомства с искусством японских комиксов и анимационных фильмов, подростки изучают в клубе и другие элементы азиатской культуры, например, японскую кухню.

Способы популяризации комиксов и графических новелл в библиотеке

Коллекция комиксов и графических новелл – один из важных компонентов современной библиотеки. Поэтому необходимо искать и находить эффективные пути их внедрения в библиотечную практику.

1. Программы. Обмен комиксов и графических новелл. Такую программу очень легко организовать и она не требует существенных затрат. Любители этого формата имеют массу изданий у себя дома, многие из них никогда более не читаются. Тем пользователям, которые дарят библиотеке свои книги, можно презентовать билеты на определённые библиотечные мероприятия.

Клубы: просмотра anime, рисования комиксов и графических новелл, написания текстов, чтения комиксов и графических новелл.

Для организации этих клубов библиотека должна привлечь к сотрудничеству внештатных специалистов. Поиск таких специалистов можно начать с ближайшего книжного магазина. Как правило, месячное функционирование таких клубов может сформировать их постоянную аудиторию. Самое удобное время работы этих клубов – часы после окончания школьных или студенческих занятий. Клуб с определённой аудиторией и специалистами может работать в течение года.

Костюмированные представления. Пригласите подростков или более старшие возрастные группы посетить просмотр аниме, одевшись в костюмы своих любимых героев. Или создайте в библиотеке мастерскую, где молодёжь будут учить делать костюмы, грим и другую атрибутику.

Классы по изучению японской культуры. Подростки изучают здесь культурные нормы Японии, простые разговорные фразы, язык манга и аниме, а также причины их популярности в японской культуре.

Конкурсы и фестивали. Художники и составители текстов комиксов и графических новелл соревнуются между собой за создание лучшего комикса или графической новеллы. Победители получают призы. Некоторые библиотеки устраивают такие мероприятия два раза в месяц в выходные дни.

2. Маркетинг. Как библиотека может оповестить молодёжь о наличии коллекции комиксов и графических новелл?

Магазины комиксов. Разместите в них библиотечные флайеры, организуйте библиотечные мероприятия в магазине, покупайте их издания, а также приглашайте сотрудников магазинов участвовать в библиотечных мероприятиях в качестве ведущих. Если поблизости нет магазинов комиксов, можно наладить контакты с преподавателями ближайших вузов или колледжей и пригласить их вести классы аниме, а также рекламировать библиотечные мероприятия в своих аудиториях.

Рецензии. Используйте библиотечный сайт для публикации пользовательских рецензий на прочитанные комиксы или графические новеллы. Даже помещение на библиотечной доске объявлений таких рецензий поможет делу популяризации этого формата.

Выставки. Организуйте в библиотеке выставку комиксов и графических новелл. Очень хорошим названием для такой выставки будет «Графические новеллы и Кино».

Классы и мастерские. Организуйте промоушен комиксов и графических новелл на других мероприятиях библиотеки. Многие библиотекари могут вручать буклеты со списками комиксов и графических новелл во время работы, например, библиотечного бизнес центра или центра по обслуживанию пенсионеров.

Расположение на полках. Обложки изданий комиксов и графических новелл должны всегда бросаться в глаза.

Подготовка персонала библиотеки. Необходимо оказать помощь другим сотрудникам библиотеки в освоении этого формата литературы. Имеется в виду каталогизация и высокий оборот комиксов и графических новелл.

Комиксы в программе летнего чтения

В течение последних 12 лет публичная библиотека Gail Borden (США) включает в свою программу летнего чтения комиксы. В специально отведённый для этого день (обычно в субботу) участники мероприятия общаются с приглашёнными комиксистами. Читают популярные комиксы, наряжаясь в собственноручно сделанные костюмы любимых героев этого литературного формата. Между любителями комиксов проводятся конкурсы на лучший рисунок, костюм или текст. Такие мероприятия пользуются популярностью у местных жителей всех возрастов.

Восточные практики в библиотеке

В публичной библиотеке Бостона (США) большим успехом пользуются релаксационные классы – тренинги Цигун (Chigong). Это класс восточных практик, в основе которых лежит принцип медленных и плавных движений. Участников учат основам медитации, техникам контроля за дыханием, правилам соблюдения баланса между душой и телом. Цигун также может помочь улучшить кровообращение, гибкость суставов, снизить порог тревожности, усилить иммунитет и привести в порядок кровяное давление.

Велотур для библиотекарей

В период мирового финансового кризиса, вызвавшего закрытие многих зарубежных библиотек, бюджетные сокращения или увольнения сотрудников, библиотекари стремятся найти новые, порой необычные формы профессионального общения вне стен библиотек. Одной из таких форм безусловно является библиотечный велотур, организованный библиотекарями-энтузиастами, который можно считать разновидностью библиотечной неоконференции. В период с 28 мая по 7 июня 2011 г. участники велотура прошли от Копенгагена до Берлина. Путешествие заняло около 10 дней и к участию в нём приглашаются все желающие. Во время проведения велотура библиотекари обсудили многие важные проблемы современных библиотек, способы остаться на плаву в динамичном мире информации.

Первая международная «не-конференция» для библиотекарей Cycling for libraries собрала 70 библиотекарей из 15 стран: Финляндии, Дании, Германии, США, Канады, России, Австралии, Латвии и др.

Объединила этих людей любовь к своей работе и велоспорту. Цель не-конференции – дать возможность профессионалам в неформальной обстановке пообщаться, поделиться опытом, обсудить актуальные вопросы библиотечного мира, наладить контакты и подружиться. Можно с полной уверенностью сказать, что цель была достигнута: проехали 650 км за 9 дней, посетили 14 библиотек, провели большое количество дискуссий и семинаров, получили новую информацию, вдохновение и опыт.

Библиотеки и местный бизнес

Публичная окружная библиотека в Pikes Peek (США) активно сотрудничает с ориентированным на молодёжные потребности местным бизнесом. Хорошим примером такого сотрудничества стала оригинальная outdoor программа привлечения в библиотеку новых пользователей. Она называется «Вечер на библиотечном катке». В пятницу подростки, имеющие с собой библиотечные карточки, могут бесплатно кататься на одном из местных катков. Те подростки, которые не являются обладателями библиотечных пропусков, могут непосредственно на катке записаться в библиотеку с помощью находящихся здесь представителей библиотеки. Помимо карточек подростки получают набор библиотечных рекламных материалов, в которых имеются сведения о ближайших мероприятиях и услугах. Такого рода акции можно организовать и в других местах, активно посещаемых молодежью: парках, боулингах, молодёжных кафе, кинотеатрах или торговых центрах. Налаживание постоянных контактов с местным бизнесом является довольно трудной задачей для библиотек, однако, при взаимном интересе сторон она вполне осуществима.

Игровой день в библиотеке

В современных зарубежных библиотеках большой популярностью у подростков пользуются коллекции разнообразных игр.

Недавно муниципальная библиотека East Flagstaff (США) организовала День Игр, где подросткам были предложены настольные, карточные (участникам выдаются специальные карточки для ведения игры), магические и ролевые (например, Dragons) и видео игры. Как показывают исследования, подобные игры заставляют подростков читать и изучать довольно сложные инструкции, самостоятельно мыслить и таким образом содействуют в определённой степени приобщению ленивых читателей к чтению.

Флешмоб в библиотеке

В последние несколько лет в зарубежных странах и в России приобрёл популярность Флешмоб (Flashmob) – мгновенная толпа – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляются в общественном месте и в течение нескольких минут выполняют спланированные действия абсурдного характера, а затем быстро расходятся.

Первая подобная акция состоялась 17 июня 2003 г. в Нью-Йорке, а затем распространилась и на другие страны. Флешмобы фактически невозможны без Интернета, т.к. именно с помощью Сети происходит подготовка и координация действий участников. Мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней вполне естественно и серьёзно. Это представление рассчитано на случайных зрителей, у которых возникают неоднозначные чувства: непонимание, интерес и даже иногда ощущение собственного помешательства.

В первый день осени и День знаний библиотекари города Челябинска вышли из читальных залов и отправились «в народ». Своеобразный флешмоб прошёл под девизом «Как пройти в библиотеку?» – именно этот вопрос стал своеобразным паролем с 14.00 до 15.00.

Библиотека таким способом пытается привлечь к себе внимание и показать свою готовность следовать модным веяниям сегодняшней общественной жизни. Кроме того, библиотекари надеются с помощью Флешмоба (это совершенно добровольная, аполитичная и бесплатная акция) пополнить ряды своих пользователей.

Библиотека на пляже

В выходной день жители Сиднея на модном пляже смогли выбрать книгу для чтения. Cкандинавский мебельный гигант установил 30 книжных стеллажей на песке известного Сиднейского пляжа Bondi. Акция проходила в течение всего одного выходного дня, однако многочисленные посетители пляжа успели не только почитать разнообразные книги, взятые с полок, но и совершить обмен своих книг, а также сделать небольшой денежный взнос в Австралийский фонд грамотности.

Эксперимент в Ньюхеме

Муниципальная библиотека в Ньюхеме (Англия) в пятницу вечером трансформируется в место встречи местной молодёжи. К такому решению библиотечное руководство пришло после ряда консультаций с представителями общины, которые считают, что время с 6 до 8 часов вечера в пятницу идеально подходит для безопасного общения подростков. В эти часы в библиотеке собираются в среднем 80 подростков, которым разрешается пошуметь и вести себя раскрепощённо, несмотря на возможное присутствие других посетителей. Подобные вечера организуются библиотечным персоналом при участии помощников из числа подростков и мотиваторов волонтёров. Для подростков организуются DJ классы, драматический и поэтический кружки, игровой клуб, в котором есть Playstation 2 и X Box. Библиотечные вечера в основном посещают подростки в возрасте от 16 до 17 лет, выходцы из Азии, что типично для этого района Англии. Большую помощь в привлечении подростков оказывают молодые мотиваторы, которые используют для этих целей т.н. сарафанное радио. Такие мероприятия не только способствуют привлечению новых пользователей в библиотеку, но и приносят немалую пользу общине, ослабляя влияние улицы. Они пользуются большой популярностью у молодёжи.

В заключение хочется подчеркнуть, что для поддержки и развития чтения нужно использовать различные формы библиотечного обслуживания и опыт наших коллег. Библиотекари должны приложить усилие, чтобы образ человека книжного, человека читающего в общественном мнении ассоциировался бы с успехом в жизни, чтобы все понимали: читать необходимо, а не читать – стыдно. Не читать – значит обкрадывать себя.

Рекомендуемая литература:

1. Базлова, В. А. «Сумерки в библиотеке» : [нескучный день рождения] / В. А. Базлова // Библиотечное дело. – 2011. – № 5. – С. 32-33.

2. Вавилова, Е. «Цветов красою сердце взято в плен» : [работа клуба цветоводов в библиотеке] / Е. Вавилова // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 56-59.

3. Гайворонская, И. Ф. Приобщение к прекрасному : о новых подходах к эстетическому воспитанию / И. Ф. Гайворонская // Библиотечное дело. – 2011. – № 2. – С. 25-26.

4. Грыгораш, О. Н. Расширяя границы : библиотека как объект пиара / О. Н. Грыгораш // Библиотечное дело. – 2011. – № 8. – С. 23-25.

5. Жданов, И. Жизнь в стиле хип-хопа : [библиотека и молодёжная субкультура] / И. Жданов // Библиотечное дело. – 2011. – № 5. – С. 22-24.

6. Ловкова, Т. Б. Библиотека как центр досуга : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Ловкова. – М. : Либерея-Бибинформ, 2008. – 103 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; Вып.102).

7. Олзоева, Г. Телепередачи нам на пользу : [массовая работа] / Г. Олзоева // Библиотека. – 2006. – № 4. – С. 28-31.

8. Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек : учеб.-метод. пособие / Г. К. Олзоева. – М. : Либерея-Бибинформ, 2006. – 120 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; Вып. 43).

9. Плохотник, Т. М. Преодолеть «полосу отчуждения» : [метод- обсуждение литературного произведения] / Т. М. Плохотник // Библиотечное дело. – 2011. – № 5. – С. 38-40.

10. Селех, О. А искусство у нас в почёте : [массовая работа биб­лиотек: Литературная гостиная] / О. Селех // Библиотека. – 2009. – № 5. – С. 53 -55.

11. Синельникова, Е. А. Библиотекарь – читатель: поиск путей к взаимопониманию / Е. А. Синельникова // Библиотечное дело. – 2011. – № 2. – С. 41-42.

12. Тихомирова, И. И. Поможем талантам : [одарённые дети] / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. – 2011. – № 5. – С. 25-31.

Содержание >>