"Библиотечный вестник". Выпуск 1(39), 2012 год - Обзор журнала «Музыкальная жизнь» за первое полугодие 2011 года

Обзор журнала «Музыкальная жизнь» за первое полугодие 2011 года

Т.В. Кочубей, библиотекарь отдела музыкальной литературы и нотных изданий

Музыкальный критико-публицистический иллюстративный журнал «Музыкальная жизнь» был основан в декабре 1957 г. Предназначен главным образом для специалистов-музыкантов.

Беседа главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Елены Езерской со специальным представителем Президента РФ по международному культурному сотрудничеству и с художественным руководителем Театра мюзикла в Москве Михаилом Швыдким опубликована в статье «Михаил Швыдкой: Любая культура воспринимает лишь то, что готова воспринять» в рубрике «Первые лица» в 5-м номере журнала на стр. 6. Художественным руководителем Театра мюзикла М. Швыдкой стал с апреля 2011 г. На вопрос, почему он, человек классического театроведческого образования создал именно театр мюзикла, Михаил Ефимович ответил, что «мюзикл – явление пограничное. Это тот род музыкального искусства, который существует на границе перехода высокого в низкое, элитарного в популярное. Это демократическое искусство, у которого в России большое прошлое: у нас люди разных сословий и разного интеллектуального уровня традиционно любили и смотрели водевиль и оперетту. Мюзикл – это ещё не эстрада, но уже и не опера, и даже не оперетта. Это особый вид музыкального театра, который включает в себя, с одной стороны, «Фантом оперы», произведение, написанное Ллойдом Уэббером по всем законам оперного искусства, а с другой – «Мама Миа!», которая вся построена на популярных эстрадных шлягерах».

В статье «Мюзикл в России: круглый стол» можно узнать о взглядах на русский мюзикл разных деятелей культуры и искусства. Так, например, театральный критик Екатерина Кретова говорит о том, что «русский мюзикл родился в 1999 г., когда в Московской Оперетте выпустили “Метро”»; а композитор Александр Журбин считает, что «первым российским мюзиклом был мюзикл Александра Колкера “Свадьба Кречинского” (1972 г.)». Статья опубликована в рубрике «Тема номера» в 5-м номере журнала «Музыкальная жизнь» на стр. 12.

Беседа Елены Езерской с российским композитором Алексеем Рыбниковым (автором рок-оперы «Юнона и Авось», музыки и песен к телефильмам: «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Остров сокровищ», «Карантин», «Вам и не снилось», «Большое космическое путешествие», «Звёздный мальчик», «Без трёх минут ровно», и др.) опубликована в статье «Алексей Рыбников: У каждого композитора должна быть своя визитная карточка» в рубрике «Композиторский класс» в 5-м номере журнала «Музыкальная жизнь» на стр. 48.

Трогательными воспоминаниями о своём отце, композиторе Михаиле Павловиче Зиве в статье «Об отце и не только…» поделилась музыковед Наталья Зив. М. Зив написал музыку к оперетте «Настоящий мужчина», а также к мультфильмам «Крокодил Гена», «Отважный Робин Гуд», к фильмам «Первоклассница» (соавтор Д. Кабалевский), «Нахлебник», «Школа мужества» (по Гайдару), «Крушение эмирата» (соавтор Д. Закиров), «Чистое небо», «Случай на шахте “Восемь”», «Чрезвычайные обстоятельства», «Корпус генерала Шубникова», «Гонки без финиша», «Здравствуй, сестра» и мн. др. Также М. Зив писал симфоническую, камерно-инструментальную, вокально-хоровую и театральную музыку. Статья опубликована в рубрике «Композиторский класс» в 6-м номере журнала на стр. 17.

О творчестве российского композитора Оскара Фельцмана рассказывает юбилейная статья Григория Спектора «Человек – песня». Именно О. Фельцман написал музыку к таким известным песням, как «Песня моего друга», «Ландыши», «Ходит песенка по кругу», «Ничего не вижу», «Фронтовики, наденьте ордена», «Баллада о красках», «Остров детства», и др. Найти статью можно в рубрике «Портретная галерея» в 3-м номере журнала на стр. 44.

В юбилейной статье Екатерины Кретовой «Надо мною небо синее…» повествуется о творческой жизни композитора Александра Зацепина. Ему исполнилось 85 лет. А. Зацепин автор музыки и песен к таким замечательным фильмам, как «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть», и др. Статья напечатана в рубрике «Портретная галерея» в 3-м номере журнала на стр. 48.

Обработав двенадцать классических мелодий, композитор Давид Тухманов и поэт Юрий Энтин создали цикл детских песен «Игра в классики». О том, как это происходило, можно прочитать в статье «Юрий Энтин: Свою лучшую музыку Бах, Бетховен и Моцарт написали на мои стихи» (записала Елена Езерская) в рубрике «Детский альбом» в 3-м номере журнала на стр. 40. Ю.С. Энтин – поэт и драматург, автор стихов известнейших и популярных песен «Крылатые качели», «Чунга-Чанга», «Антошка», «Лесной олень», «Прекрасное далёко», автор стихов песен из «Бременских музыкантов» и «Приключений Электроника», «Голубого щенка» и «Приключений Буратино» – всего более 600 поэтических текстов.

Каждый год в начале сентября в Москве на Красной площади проводится международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». Как обычно его открытие приурочено ко Дню города. «Спасская башня» – 2010 проходила осенью и превратилась в единое яркое захватывающее действо, где наряду с военными маршами звучала классическая и народная музыка, эстрадные хиты, глаз и слух многочисленных зрителей радовало парадное дефиле военных оркестров России и стран ближнего и дальнего зарубежья, танцевальные шоу, показательные выступления с оружием, лазерные и пиротехнические эффекты. На Красной площади своё искусство представляли военные оркестры из 9 стран: России, Германии, Израиля, Таджикистана, Украины и сводный оркестр государств Евросоюза. Прочитать об этом фестивале можно в статье Елизаветы Дюкиной «Фестивальный наряд столицы» в рубрике «Фестивали» в номере 1-м на стр. 52.

Ретроспективу своего творчества представил на авторском юбилейном фестивале один из самых популярных российских композиторов Александр Журбин. Российскому обывателю он известен как автор мюзикла «Орфей и Эвридика», а также автор песен и музыки к кинофильмам «Эскадрон гусар летучих», «Магия чёрная и белая», «Московская сага» и др. Фестиваль проходил в Москве и длился более месяца. Прочитать о нём можно в статье Григория Спектора «Александр Журбин: Юбилейная ретроспектива» в 1-м номере нашего журнала в рубрике «Фестивали» на стр. 56.

В статье Валерия Иванова «Через тернии – к звёздам» повествуется о премьере музыкальной притчи «Звезда Рождества» в Хабаровском музыкальном театре. Автор либретто и режиссёр-постановщик Леонид Квинихидзе хорошо известен широкой публике как крупнейший кинорежиссёр, создавший классические образцы русского музыкального кино: «Соломенная шляпка», «Мэри Поппинс, до свиданья», «Небесные ласточки» и мн. др. Л. Квинихидзе в своём новом спектакле вместе с другим санкт-петербуржцем, композитором Борисом Синкиным продолжает поиски в сфере русского мюзикла на театральной сцене. Основу сюжета нового спектакля составили стихи из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», «написанные от имени» главного героя Юрия Живаго. Подробности о премьере можно прочитать в названной статье в рубрике «Театральные страницы» в 5-м номере журнала на стр. 60.

Александр Максов в статье «Посвящение танцу» пишет о премьере танцевального проекта «Танцы без границ», состоявшейся в конце 2010 г. на сцене Театрального зала Московского международного дома музыки, и ставшей прекрасным пополнением цикла «В ритмах 21 века» шоу-балета «Рандеву» под руководством Евгения Малышко. Новая программа представила увлекательное путешествие по галерее музыкальных образов Астора Пьяццоллы. Прочитать об этом можно в 1-м номере журнала в рубрике «Концерты» на стр. 68.

Каждая программа традиционного благотворительного «Венского бала» в Москве организована по всем правилам концерта. Нынешний, Девятый, проходил под знаком Иоганна Штрауса-сына. Среди его участников были как артисты из Вены, так и российские исполнители. Подробности «Венского бала» можно прочитать в статье Е. Езерской «Танцуют все!» в рубрике «Концерты» в 6-м номере журнала на стр. 68.

Столетний юбилей народного артиста СССР композитора Вано Мурадели стал поводом к проведению в Центральном Доме актёра памятного вечера из произведений этого видного музыканта и общественного деятеля. В нём приняли участие как яркие представители российской музыкальной культуры, так и преподаватели и студенты одного из старейших музыкальных учебных учреждений нашей страны Государственного музыкального педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. В. Мурадели – автор превосходных патриотических и лирических песен, таких как: «Бухенвальдский набат», «Я – Земля», «И на Марсе будут яблони цвести», «Легендарный Севастополь», «Эта летняя ночь», «Журавли», «Россия – Родина моя», «Гимн международного союза студентов», «Песня журналистов», а также ряда симфонических, театральных и камерно-инструментальных произведений. О подробностях вечера можно прочитать в статье Татьяны Сорокиной «От сердца к сердцу» в рубрике «Концерты» в 6-м номере журнала на стр. 76.

Об истории взаимоотношений кино и поп-музыки можно прочитать в статье Вадима Пономарёва «Музыка экрана: туда и обратно» в рубрике «Популярный стиль» в 3-м номере журнала на стр. 74. Там, в частности, говорится о следующей тенденции: если раньше приглашённый композитор должен был вникнуть в суть замысла кинорежиссера и специально для данного фильма написать музыку, то сейчас всё чаще в фильм берутся уже готовые песни известных исполнителей.

О некоторых фактах из жизни итальянского композитора Гаэтано Доницетти, а также рецепт торта Доницетти можно прочесть в статье Ирины Сорокиной «Десерт в компании Гаэтано Доницетти» в первом номере журнала за указанный год в рубрике «Музыкальные рецепты» на стр. 23. Следует отметить, что рубрика «Музыкальные рецепты» является постоянной и с прошлого года её можно найти буквально в каждом номере журнала.

Если же сравнивать журнал «Музыкальная жизнь» за 2011-й год и за прошлые годы, то изменился как его дизайн, так и внутреннее содержание. К положительным моментам я бы отнесла то, что журнал стал более иллюстративным; появились такие рубрики, как «Музыкальные рецепты», «Детский альбом», «Музеон», «Наши авторы» и «Первые лица». К отрицательным моментам я бы отнесла тот факт, что переплёт журнала стал клееным, (а не прошитым, как раньше). Также очень жаль, что не стало рубрик «Интересно знать», «Музыкальный календарь», «Русское зарубежье» и «Из истории песен» (в последнее время эту рубрику вели Владимир Бокарёв и Юрий Митрофанов).

Содержание >>