«Библиотеки Дальневосточного региона в условиях культурного и языкового разнообразия: чтение на языках народов Дальнего Востока»: II межрегиональная научно-практическая конференция - Скворцова

2. Библиотеки как центры межкультурного общения и гармонизации межэтнических отношений

Государственный еврейский театр

Скворцова С.И.

 

История театральной деятельности в ЕАО начинается с ГОСЕТа - Государственного Еврейского театра имени Кагановича.Биробиджанский ГОСЕТ просуществовал 15 лет – с 1934 по 1949 гг. Этот период явился наиболее ярким в истории культуры ЕАО.

В 1932 году группа студентов театрального училища при Московском государственном еврейском театре, занимавшаяся на курсе народного артиста СССР Соломона Михоэлса, заявила о своем желании после окончания учебы поехать на Дальний Восток, чтобы создать в молодой Еврейской области национальный театр. Художественным руководителем театра был назначен талантливый режиссер Марк Аронович Рубинштейн. В составе молодежной труппы было несколько пожилых актеров: Михаил Израилевич и Сарра Львовна Фридман, Яков Владимирович Абрамович, Моисей Ефимович Желковер, супруги Койфман и многие другие. Но не было у театра еще директора, чтобы решать все сложные организационные, хозяйственные административные вопросы, связанные с переездом.

В один из ноябрьских дней в училище появился молодой человек, одетый в длиннополую шинель и фуражку защитного цвета. Он представился: «Казакевич Эммануил Генрихович. Утвержден Далькрайисполкомом на должность директора Биробиджанского театра. Имею небольшой опыт руководящей работы. Был председателем колхоза в Биробиджанском районе и секретарем райкома комсомола…».

Иосиф Гросс (Штофенмахер) вспоминал: «Москва. Красная Пресня. Театр имени Ленина. База Биробиджанского театра. Из кабинета директора слышится смех, восторженные возгласы, аплодисменты. На письменном столе, на диване, на стульях и полу сидят молодые артисты театра. В середине кабинета стоит длинный худой молодой человек в роговых очках, с горящими глазами, с голодным худым лицом, с красивыми вьющимися волосами и, чуть заикаясь, читает лирические стихи. И не только лирические, но и озорные… Талантливые, замечательные стихи. Это был наш директор Эммануил Казакевич.

Несмотря на свою молодость, Эммануил Казакевич сразу же показал себя неплохим хозяйственником. Сложнейшую задачу – перевезти труппу из Москвы в Биробиджан он решил смело, дерзко и даже… озорно. Не давали вагонов для перевозки оформления. В то время сложно было с транспортом. Официальные бумаги, посланные в министерство путей сообщения, не дали положительного ответа. Острый разговор с ответственным товарищем в министерстве не помог…             Тогда Эммануил в его кабинете встал и начал читать свои лирические стихи… Ответственный товарищ из министерства оказался любителем литературы, и заявка на вагоны была подписана.

В апреле 1934 года кончился московский организационный период и Биробиджанский государственный театр переехал в Биробиджан. 11 мая 1934 года состоялось открытие Биробиджанского областного еврейского театра в новом выстроенном помещении. Это был настоящий праздник не только для актеров, но и для жителей Еврейской области. Иосиф Гросс читал монолог о Биробиджане по книге Альбертона.

Один из первых спектаклей «Интервенция», который ставил Макс Аронович Рубинштейн,  начался  в семь часов вечера и закончился в три часа ночи. Большое количество перестановок и не налаженная постановочная часть так непроизвольно растянули спектакль. Впоследствии эти неполадки устранили, и спектакли шли нормально. Спектакль «Интервенция» был программной работой, но он принес театру первую большую удачу. С нарастающим успехом этот спектакль играли несколько сезонов. В этой работе театра не было ни одной актерской неудачи.

Великолепно закончив свою миссию, как организатор театра, ушел из него Казакевич, подарив актерам свой изумительный перевод с немецкого оригинала «Уриэля Акосты» Карла Гуцкова и очаровательную комедию «Молоко и мед».

ГОСЕТ стал центром культурной жизни молодой области. Он объединил вокруг себя интеллигенцию города: музыкантов, местных литераторов, любителей - театралов. Театр держал курс на создание спектаклей, показывающих положительные образы национальных героев прошлого и настоящего: «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова, «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема, «Пир» Переца Маркиша. За 15 лет существования в репертуаре ГОСЕТа были такие постановки, как «Руви Бурлас» Григория Рабинкова, «Молоко и мед» Эммануила Казакевича, «Бойтре» Моисея Кульбака, «Интервенция» Славина,  «Три еврейские изюминки», «Профессор Мамлок» Вольфа.

Наступил трагический, страшный для всей страны 1937 год. Репрессии коснулись Биробиджанского ГОСЕТа имени Л.М. Кагановича. В 1937 году арестован и осужден на 10 лет лагерей директор театра Натан Израилевич Корман. Именно он ратовал за постановку спектаклей по классике еврейской литературы. Как польский шпион был арестован и расстрелян заменивший Кормана в июле 1938 г. Натан Григорьевич Вайнгауз.

14 лет проработал в Биробиджанском ГОСЕТе Ефим Львович Гельфанд, поставил 21 спектакль, среди них есть особенно памятные, ставшие в свое время событием в жизни еврейской области: «Колдунья», «Стемпеню», «Блуждающие звезды» и многие другие спектакли. В творчестве Ефима Львовича Гельфанда сочетались острота и законченность формы, острая темпераментная мысль, четкая идейная направленность. Эти черты он унаследовал от Соломона Михайловича Михоэлса, будучи его учеником в Московской театральной школе.

В статье Б. Герцберга «Это было недавно, это было давно» есть воспоминания Ефима Львовича Гельфанда, главного режиссера ГОСЕТа «Летом 1939 г. я встретился с Эммануилом в Москве. Он сообщил, что написал комедию. В один из вечеров состоялась читка пьесы. Скорее это было проигрывание пьесы в лицах. Мне всегда казалось, что в Казакевиче живет нераскрытое дарование комедийного актера. Он часто с юмором изображал знакомых нам людей, импровизировал, создавая точные портреты. Читая свою комедию, Казакевич эскизно набрасывал интонационный  рисунок характеров своих героев. В пьесе было много светлого, жизнерадостного и смешного». Комедия была написана в прозе, но в патетических местах герои начинали говорить стихами. В пьесе, как и в спектакле, было много лирических сцен, овеянных героикой Дальнего Востока, строительством Биробиджана. Премьера спектакля состоялась в Биробиджане в начале 1940 г. Длительной овацией зал вызывал на сцену автора, но его, к сожалению уже не было в Биробиджане. В 1940 году открылись гастроли на Украине. Здесь с успехом шла постановка «Молоко и мед» Э. Казакевича и автор присутствовал на спектакле.

Гастролировал театр в Хабаровске, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке. В 1941 году - гастроли в городе Комсомольске-на-Амуре. Здесь труппу встретило известие о войне. Окончив за неделю гастроли, театр вернулся в Биробиджан, где многих ждали повестки. На фронт уходят Михаил Шейн, Макс Рейнгольдт, Борис Герцберг, художник Василий Шапин и еще несколько человек. На небольшую группу актеров распространялась бронь, и часть труппы работала в годы войны. За военное время актеры неоднократно выезжали с концертами по области и в части Дальневосточного фронта, где дали 650 выступлений за 1941-1945 гг.

В 1944 году руководитель театра Гельфанд поставил пьесу «Профессор Мамлок» Вольфа - одно из наиболее ярких произведений, показывающее весь ужас, который несет с собой человечеству фашизм.

«Лучшее в этом театре – его актеры - писал заслуженный деятель искусств Григорий Рошаль в своем отзыве о гастролях ГОСЕТа в Казахстане в 1945 г. Глядя на их игру, зритель забывает некоторую бедность оформления и неполный разворот постановок, рассчитанных на большую сцену. Как хорошо, что в традиции еврейского театра еще сохранилась красочная радость народного представления, когда пляски и песни прорезают даже самые трагические и героические произведения».

После решения правительства в конце 1947 г. о сокращении дотаций ГОСЕТ имени Кагановича находился в крайне тяжелом финансовом положении и был на грани закрытия. Но тогда сумели сохранить театр. Были сокращены штаты, сменено художественное и административное руководство, организована русская труппа театра. Было выпущено три премьеры на еврейском языке и шесть на русском. Были успешные гастроли в Хабаровске и районах области. Однако финансовое положение театра по-прежнему оставалось тяжелым. Запланированные доходы из-за ограниченного числа зрителей не выполнялись.

Алексей Борисович Штейн, приехавший в Биробиджан в начале 1947 г., поставил на сцене ГОСЕТа несколько спектаклей «Нашествие» Леонида Леонова, пьесу «Колдунья» Гольдфадена, и «Он из Биробиджана» Бориса Миллера. Пьеса Б.Миллера – это был первый настоящий современный мюзикл на еврейской сцене, поставленный на территории Советского союза. Миллер нашел особые душевные слова, которые в период сталинщины вселяли в людей какую-то надежду, помогали жить. Спектакли шли аншлаг за аншлагом, потому что это был праздник. И после этой постановки, через 2 недели в газете «Биробиджанская звезда» была опубликована разгромная статья-рецензия с морозящими кровь формулировками – буржуазный национализм, отсутствие патриотизма и т.д. Алексей Штейн сказал своей семье, что у них есть 24 часа, на то, чтобы выбраться из города. Возможно, это решение или предупреждение Бахмутского и спасло его от ареста в Биробиджане.

В 1949 г., когда театр перевели на хозрасчет, новым директором театра назначен Борис Герцберг. Он вступил в борьбу за театр, но судьба театра уже была предрешена.

Финал Биробиджанского ГОСЕТа печален, как и конец «Тевье-молочника». После убийства Михоэлса в СССР началась травля еврейской интеллигенции, аресты ее лучших представителей. В 1949 году в Биробиджане арестовали еврейских писателей, закрыли еврейские школы. Такая же судьба постигла и театр.

5 ноября пришла правительственная телеграмма, которая сообщала, что Совнарком РСФСР решил закрыть в Биробиджане государственный театр как нерентабельный и не имеющий достаточного контингента зрителей. 11 декабря 1949 г. Ликвидком, рассчитавшись со всеми кредиторами, завершил свою деятельность. Биробиджанский ГОСЕТ имени Кагановича стал историей. Часть творческого состава ГОСЕТа уехала в различные театры Дальневосточного региона и в еврейские театры на западе страны. В Биробиджане остались те, кому удалось устроиться здесь на работу. Одним из оставшихся был Моисей Абрамович Бенгельсдорф. Он начал работать на швейной фабрике, так как был хорошим специалистом портным. Тоска по театру не утихла, и в дальнейшем он организовал небольшую самодеятельную труппу, из которой вырос Еврейский народный театр.

Список литературы

 

  1. Архив отдела истории ОКМ Биробиджана, дело № 101.
  2. Вайсерман Д. «Биробиджан: мечты и трагедия», Хабаровск, издательство «РИОТИП» 1999 г.

Содержание >>