Российский парламентаризм

 

19 сентября по всей стране состоятся выборы депутатов Государственной Думы VIII созыва. Этому событию посвящена книжная выставка «Российский парламентаризм. История». Документы, представленные на выставке, расскажут о долгом пути государственной системы России от вечевых собраний до нового российского парламентаризма.

Из документов, представленных на выставке, можно сделать вывод, что во всех государствах современные представительные органы выросли из традиционных народных собраний, присущих ещё первобытнообщинным отношениям. Позднее на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания и стали важным элементом государственного устройства  Киевской Руси и Новгородской республики. Однако учёные не считают Новгородское вече истинно демократичным, ибо в его деятельности участвовали не все жители, а только богатые и знаменитые. Об этом можно почитать у Василия Ключевского в его исторических сочинениях, которые представлены на выставке.

За вечевыми собраниями последовала Княжеская Дума – постоянный совет при князе, но в неё входили только его ближайшие соратники. Продолжением Княжеской Думы в новых (для того времени)  исторических условиях Московского царства явилась Боярская Дума. Боярская Дума – один из важнейших институтов государственного управления в Русском государстве  X-XIII вв., не обладавший самостоятельной от государя компетенцией. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили».

В XVI-XVII вв. в России формируются и действуют Земские Соборы. Об их  истории и деятельности  вы сможете прочитать в историческом исследовании Н. Костомарова .  Соборы хоть и играли заметную роль в законотворческой деятельности, но прекратили своё существование в результате укрепления петровской власти, власти абсолютной монархии. Законопроекты при Петре I готовил образованный им Сенат, но корректировал и подписывал их только император. На выставке представлен сборник «Доклады и приговоры, состоявшиеся в правительствующем сенате в царствование Петра Великого». Документ этот был издан в 1888 году Императорской Академией Наук.

При Александре I был создан Госсовет, а 6 августа 1905 года вышел Высочайший Манифест императора Николая II об учреждении в России Государственной Думы. В Октябрьском Манифесте 1905 года, подписанным  Николаем II , заявлялось о привлечении в Государственную Думу населения, лишённого избирательных прав, а так же о даровании населению политических свобод, неприкосновенность личности.

 Открытие Думы состоялось  27 апреля 1906 года.

Император при этом сохранил всю полноту власти по управлению страной. Он мог издавать законы, а так же распускать Думу. Что он и сделал буквально через 72 дня после начала работы.

Императора не устроило то, что Дума пыталась выдвинуть проекты по уничтожению частной собственности на землю и объявить её вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения  России. Подробнее о работе I и II Государственной Думы можно прочитать в монографии В. Козбаненко «Партийные фракции в  I и II Государственной Думах 1906- 1907гг».

Из четырёх дореволюционных созывов только Дума третьего созыва проработала положенный пятилетний срок.

После Октябрьской революции 1917 года появляется новый тип народного представительства – Советы.

В начале 90-х годов ХХ века после распада СССР важным изменением в системе государственной власти стало введение поста президента РСФСР. Масштабную конституционную реформу начал Борис Ельцин, в результате чего была учреждена Государственная Дума. Становление российского парламентаризма происходит в неспокойные 90-е годы.  Конституцией  1993 года провозглашено разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

 Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое состоит из Совета Федераций  и Государственной Думы. Подробнее можно прочитать в документах, представленных на выставке.

Кроме того вы найдёте материал и об истории Законодательного собрания ЕАО.

                                

Н.Панова. Заведующая читальным залом БОУНб