Кузнецова Елена Алексеевна. Эссе
Литературно-краеведческий сборник "Земля, на которой нам выпало жить..."

Кузнецова Елена Алексеевна

Эссе

Мамочкин дневник

Золотые мгновения детства пролетают так быстро, забываются так крепко, но сохраняясь где-то глубоко под ворохом последующих, конечно же более важных взрослых воспоминаний, определяют всё наше взрослое мироощущение. Природа с нашими детьми даёт нам второй шанс удивиться , задуматься, повторить открытие мира. Но всё же наши дети - это не наши копии, не вторые мы, а совсем другие люди со своими страхами, мыслями, предпочтениями. Понимая это, я решила сохранить для себя эти маленькие "перлы" своего малыша, но может быть они будут интересны и вам?

Малышковские рассуждалки

Друг в садике обозвал его "кабан" (при том, что по весу Денис не тянет даже на упитанного поросёнка) и дома он серьёзно рассуждает: - я не кабан. я человек. У меня нос не пятачком.

Не решившись поделиться с мамой, сын пришел к бабушке и говорит: - бабушка, я пью молочко, у меня растет животик, у меня дети будут.

Вспоминая садик, говорит: Таня (няня) говорит - суп не отрава. А я думаю - суп отрава.

Утром встал и затарахтел, изображая машину: тр-р-р.. Потом добавил: Степановна (воспитательница) сказала, дома так делайте.

О красоте

Посмотрев мультфильм про Шрека, сын (почти 3 года) предложил: - мама, давай возьмем зеленую краску и покрасим меня в зеленый цвет. А потом возьми клей и склей мне уши трубочкой, как у Шрека.

ДА, "красота, это страшная сила" ( как он сказал раньше по другому поводу)

О китайцах

Денис спрашивает меня: - Мама, я ещё не взрослый?

- Нет, ты ещё должен подрасти. Подрастёшь, пойдешь в школу. Вначале будешь школьником…

- Потом стану китайцем.

Я говорю: - Нет, китайцем ты никогда не станешь.

Он пытается спорить:

- Но китайцы – это же дяди. (что тётей и мамой ему не быть никогда, он уже знает. Знает, что вырастет и будет дядей.)

Я пытаюсь ему объяснить:

- Китайцы есть и дяди, и тёти, и дети, и мамы, папы, и бабушки, и дедушки. Китайцы – это народ.

Он, услышав незнакомое слово:

- Не народ, не народ! Они – люди. И я людь!

Почему он решил стать китайцем? Видимо, потому, что спрашивая меня: - А кто сделал мою машинку? А кто сделал транзистор? А кто строит соседний дом? А кто сделал мою кофту, мою куртку, и т.д.?,  Он слышит в ответ: Китайцы.

Рано обрадовалась

Идем сегодня из садика и Денис (3 года) говорит:

- Когда я буду взрослый, пойду туда,

И ручкой так неопределенно махнул. А по дороге - с одной стороны стройка, с другой банк. Я удивилась. Неужели, думаю, он уже работой какой-то заинтересовался? хочет поближе посмотреть, как дома делают... или деньги? Переспрашиваю: когда станешь взрослым куда ты пойдешь?

А он отвечает:

- Когда буду взрослым, пойду в бар.

И четко так указывает на бар "Полосатый слон", где раньше было детское кафе, куда мы с ним иногда заходили. Он по-прежнему норовит туда зайти, а я ему объясняю, что это бар, куда ходят только взрослые.

Чтобы охладить его жажду взрослых походов в бар,  я ему говорю:

- Прежде чем ты станешь взрослым, ты ещё подрастёшь, и вначале будешь ходить в школу.

А он:

- Нет, я ещё не такой большой.

Дети и юмор

Конечно, чаще малыши выдают «перлы», смешат нас, когда говорят, рассуждают как раз таки совершенно серьёзно. Например, на эту Пасху Денис (3 г. 3 мес) говорит мне с нарастающей требовательностью:

- Мама, дай шоколадную (соколадную) конфету. Мама, дай шоколадную конфету! Мама, дай шоколадную конфету!! Мама, дай шоколадную конфету!!!

Решив в честь праздника побаловать его, отправляюсь в соседнюю комнату за ними. Он, дождавшись, когда я выйду из комнаты, говорит бабушке:

- Ну наконец-то поняла.

Таких поводов для улыбок наши детки дают в изобилии. Но всё же нас как родителей больше радует проявление у малыша его чувства юмора. Умение посмеяться над собой и с юмором относиться к жизни – очень ценное в жизни качество. Чувство юмора является одним из главных показателей психического здоровья. «Юмор – это интеллектуальная деятельность, шутить могут далеко не все, зависит от уровня интеллектуального развития. Ребенок должен больше смотреть на прекрасное, сказки – это самое лучшее для детей», – говорит д.м.н., профессор Ольга Ковшова. (http://doctor63.ru/children/379072.html)

До сих пор ученые не определились, к какой сфере чувств принадлежит чувство юмора: моральной, интеллектуальной (не зря же остроумие – это «острый ум») или, может, эстетической. Но никто не будет спорить, что без чувства юмора жить тяжело, скучно и неинтересно.

 Не углубляясь и не споря с профессионалами, я, как родитель-практик, определяю для себя наличие чувства юмора как умение видеть в жизни смешное (повод для собственного смеха) и умение самому осознанно и целенаправленно создавать шутки (повод для смеха у других).

Специалисты говорят, что чувство юмора формируется у детей довольно поздно. Такое как у нас, взрослых, - конечно. Но видеть в жизни повод для смеха (чаще всего нам не понятный) они начинают довольно рано. Например, Денису месяцев в 7 очень смешными казались звуки «И» и «Ы». Стоило их произнести, и он начинал хохотать.

После 1,5 лет он начал осваивать любимую всеми детьми технику падения на пол с громким плачем и прочими демонстрациями недовольства. И вот однажды он заходит в комнату, где мы все сидим и, готовясь начать эту плаксивую сцену, очень демонстративно падает на пол. Он так явно укладывался поудобней, что мы все дружно рассмеялись. Он перестал кукситься, полежал молча минуту. Потом встал, молча вышел из комнаты, вновь вошел и, улыбнувшись, сказал «Ха-ха!», явно пытаясь сделать вид, что предыдущее падение – лишь шутка.

А его первую словесную сознательную шутку я помню до сих пор. Это было уже после 2-х лет. Я расспрашивала его, какал ли он в садике (вопрос запоров/поносов – это очень серьёзный вопрос для родителей детей младшего дошкольного возраста). А он мне ответил:

- Нет. Попа ленилась. (У неё) батарейки сели.

Вторую сознательную и, на мой взгляд, удачную шутку он выдал лишь недавно (в 3 г. 3 мес.). Просит у меня мармелад. Я говорю: – Нет.

Он: - Тебе не надо ни шоколада, не мармелада. Ты что, Бармалей?

Маленький дипломат

Денис редко прямо просит: дай конфету или что-то ещё. Обычно он заходит так: мама, баба хочет конфету. И действительно её угощает. (он вообще любит делать подарки, угощать), но за компанию прихватывает и себе.

А тут вечером он подходит ко мне и говорит:

- У меня мало книжек. Мама, пойдем в магазин, купим мне книгу.

Я засмеялась:

- Диня, у тебя книжек больше, чем у иного взрослого.

Он видно решил, что это отказ. Ничего не сказал, а утром говорит:

-  Мама, пойдем в магазин, купим тебе книжку. Большую, толстую.

Рыба и комары

Вчера Денис говорит мне:

- Мама, пойдем на балкон, я там поймал 2 рыбы, занесём и положим их в холодильник, чтобы согрелась. ( у нас сейчас снова немного прохладно, но всё же +16, +18)

Выходим на балкон, он берёт палку и изображает ловлю рыбы с балкона. Так как он немого побаивается всех, кто летает, то начинает при этом расспрашивать:

- А комары кусаются? А как кусаются? А где они живут?

Отвечаю: - кусаются, сосут у нас кровь. Живут в траве.

- А почему кусаются?

- Они маленькие, слабые, хотят стать сильными, вот и берут у нас капельку крови.

- Пусть кусают траву.

- Трава мокрая холодная, невкусная. Она кушает только воду и землю. А ты кушаешь котлетку, суп, кашу. У тебя кровь теплая, всё, что ты съел в ней. Вот комарам она и нравится.

Постояли, «половили» рыбу. Денис говорит:

- Всё, пошли домой, рыбу положим в холодильник. Только она не для нас. Я комаров ею угощать буду. Они маленькие, худые..

Про сны

Уговариваю его заснуть:

- Закрой глазки. Тебе приснится хороший сон.

- Мне снятся только чудища и лыцали (рыцари).

Хочу его успокоить и говорю:

- Вот рыцари и победят чудовищ.

- Нет, нет. Рыцари и чудовища.

- Тебе присниться добрый сон, про одуванчики.

- Нет, добрый пусть тебе снится про одуван. Мне - злой сон. Мне нравится. Мальчикам снятся лыцари и чудовища.

Что за рыцари? Что за чудовища? Жаль, что нельзя подсмотреть чужие сны.

Мужские разговоры

Денис (3,4 г) спрашивает отца:

- Папа, ты куришь?

- Нет, я бросил, - отвечает тот.

- Я тоже.

х х х

Кушает шоколадку и спрашивает меня: - эту шоколадку покупают только мальчикам?

я говорю: - нет, и девочкам тоже.

он: - нет, только мальчикам! Девочкам нельзя.

- Почему это, Денис, нельзя?

- у них от шоколада прыщики

Не делайте из пищи культа

Когда Денис был помладше, он с удовольствием ел овощи - кабачки, салат из свеклы или моркови. Теперь увы, - он брезгливо отбрасывает даже бледную тень морковки, когда она попадается ему в супе или подливе. Капуста или лук вызывают стойкое отвращение. Сегодня, листая журнал, нашли картинки, где мальчик кушает овощи, прочитала ему лекцию о пользе и необходимости морковки и пр. Он внимательно выслушал, согласился, что есть надо и он будет есть, а потом твёрдо добавил:

 - В рабочие дни.

 Портить выходные он себе не даст!

х х х

Придя из садика, Денис рассказывает о своем ужине, который ему понравился (оладьи со сгущёнкой) и добавляет:

- В садике так разнообразно кормят! и оладьи, и омлет (за день до этого), и морковь, и свекла, и солянка.

Я, зная его отношение к овощам:

- И ты ешь?

Он :

- Я с ними разговариваю.

Не надеясь, что его отношение к моркови и свекле, уточняю насчёт солянки:

- А что с ней разговаривать, её есть надо.

Денис гордо:

- НАСТОЯЩИЕ МАЛЬЧИШКИ солянку не едят!!

- Кто сказал?

- Женя! (это его друг, видно такой же любитель овощей)

х х х х

Читали в кварнадцатый раз сказку про молочко и кашу, и стали с ним обсуждать какие бывают каши. Когда я назвала - каша Геркулес (овсянка), он запротестовал. - Это не каша, это болезнь! Бывает, когда руки не моют!

Потом выяснилось, что он перепутал с туберкулёзом. Видимо, им в садике рассказывали о нём перед прививкой манту.

Завершить на сегоднясвой маленький дневничок хочу примером принципиальных расхождений во взгляде на жизнь детей и взрослых.

Дома Денис разбросал вату по ковру. На мой выговор говорит:

 - Это не мусор, это следы невиданных зверей.

Давайте и мы попытаемся хотя бы иногда видеть не мусор, а «следы невиданных зверей»!