90 лет Биробиджанскому железнодорожному вокзалу

Первый железнодорожный вокзал в Биробиджане был построен в 1930 г. по проекту инженера Сомхи.

Здание было деревянное, барачного типа. В начале тридцатых гг., когда началось масштабное строительство области, в Биробиджанский район приехало около двух тысяч трудящихся из-за рубежа: Европы, США, Аргентины.

Необходимость нового вокзала стала очевидной. К тому же деревянное здание не соответствовало нормам пожарной безопасности. И в 1933 году было принято решение о сооружении каменного вокзала. В 1934 году в Биробиджане появился кирпичный завод, первые кирпичи которого и пошли на его строительство.

В мае 1935 года силами заключенных 13-го отделения Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря приступило к строительству вокзала. Началась разбивка площадки на месте, рекомендованном в градостроительном проекте швейцарского архитектора Ханнеса Майера.

Закончилось строительство здания вокзала, двух путей и посадочных платформ 29 декабря 1935 года. Можно сказать, что первое каменное здание на станции Биробиджан было возведено в рекордно короткие сроки, несмотря на острую нехватку техники, материалов и рабочей силы. Кстати, за ударную работу многие заключенные получили премии и льготы, а некоторые – досрочное освобождение.

В новом здании появились огромный вестибюль, зал ожидания, ресторан, справочное бюро, комната матери и ребенка, парикмахерская, газетный киоск, гостиница из шести комнат, а в вестибюль выходило окно почты-телеграфа. Однако уже через несколько лет в связи с техническими просчетами произошел обвал деревянных конструкций, а пожар уничтожил лепные украшения на потолке, которые не подлежали восстановлению. Строителям вновь пришлось реконструировать здание, и по ночам сотрудники станции выкладывали по полу и вестибюлю мраморную плитку — обрабатывалась она вручную.

В мае 1941 года была заасфальтирована и озеленена привокзальная площадь. После войны на площади у вокзала был построен фонтан.

Именно внешний вид, обретённый вокзалом в середине сороковых годов, фактически сохранился до наших дней. В историческом паспорте, датированном 1980 г., от былого убранства не осталось следа.

После реконструкции в 2002-2004 гг. вокзал и привокзальная площадь предстали в обновлённом виде. Тогда на площади установили восьмиметровую менору, появился новый фонтан, а потом площадь украсила скульптурная композиция, посвященная евреям-переселенцам.

Сегодня вокзал – это не просто место прибытия и отправления поездов. И не только памятник архитектуры. Это настоящая каменная страница истории, рассказывающая потомкам о времени и событиях, безмолвным свидетелем которых вокзал был с самых истоков области.

Название станции на языке идиш, как и раньше, встречает путешественников.

В августе 2016 года на здании железнодорожного вокзала установили мемориальную доску бывшему начальнику биробиджанского железнодорожного вокзала Григорию Абрамовичу Вендерову (1933-1960 гг.).

Литература:
Биробиджанский железнодорожный вокзал // Еврейская автономная область: энциклопедический словарь. – Хабаровск, 1999. – С. 125.
Дубинская, А. Вагончик тронется, перрон останется : [история и сегодняшний день Биробидж. ж.-д. вокзала] / А. Дубинская // Биробиджанер штерн. – 2012. – 18 апреля. – С. 15.
85 лет Биробиджанскому железнодорожному вокзалу // Календарь–справочник знаменательных и памятных дат по Еврейской автономной области на 2015 год / авт.-сост. О. В. Думчева, Л. И. Скопенко, О. В. Евменова [и др.] ; верстка И. В. Козиной. - Биробиджан, 2014. – С. 68-70.
Прокопчук, О. Биробиджан. Железнодорожный вокзал : [из истории стр-ва и реконструкции Биробидж. ж.-д. вокзала] / О. Прокопчук // Биробиджанер штерн. – 2014. – 29 января. – С. 15. – (Тропа).
Куршева, А. Каменная страница истории : [к 80-летию биробидж. железнодорожного вокзала] / А. Куршева // Биробиджанер штерн. - 2015. - 23 декабря. - С. 4.
Иващенко, В. Григорий Вендеров и его вокзал : [на здании железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска памяти первого нач. железнодорожного вокзала] / В. Иващенко // МИГ. - 2016. - 25 августа. - С. 8.