40 лет Камерному Еврейскому музыкальному театру (КЕМТ)

40 лет Камерному Еврейскому музыкальному театру (КЕМТ)В марте 1977 г. Совет Министров РСФСР принял постановление «Об организации Камерного музыкального театра в г. Биробиджане».

Коллектив возглавил композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Шерлинг. Он в очень короткий срок создал уникальную труппу. Актеров в театр искали по всей стране. Находили их в Рязани, Баку, Минске, Москве. Искали артистов, которые могли быть евреями на сцене. Люди приходили в КЕМП разными путями. С первых своих работ театр отличался своеобразной исполнительской манерой – это был сплав народности и современности. При этом репетиционная база КЕМТа и вся его труппа из более 110 человек изначально находились в Москве, существовала на средства бюджета. Руководство театром осуществлялось с Биробиджана.

10 ноября 1977 г. КЕМТ открыл свой театральный сезон в Биробиджане. Первый спектакль – опера-мистерия «Чёрная уздечка для белой кобылицы». Успех был поистине триумфальный. Все свои последующие премьеры театр ставил на сцене областной филармонии. КЕМТ явился в культурной жизни области событием ярким, своеобразным. На всех спектаклях были переполнены залы.

Театр гастролировал по стране и за её пределами. Первые зарубежные гастроли проходили в Германии. Так же театр побывал с гастролями в Болгарии, США, Канаде, Венгрии, Владивостоке, Кишиневе, Свердловске, Ярославле, Ташкенте, Москве, в городах Прибалтики, Белоруссии. Все спектакли шли с аншлагом. Зарубежная публика с удивлением открывала для себя не только единственный в своём роде музыкальный театр, но и узнавала, что в СССР есть Еврейская автономная область и такой великолепный профессиональный коллектив артистов.

КЕМТ объехал с мистерией многие города нашей страны, показав её около ста раз. В репертуаре КЕМТа были также постановки «Ломир алэ инейнем!» («Давайте все вместе!»), опера «Бар-Кохба» - о борьбе народа с поработителями за человеческое и национальное достоинство. Конечно, театр не обошёл вниманием Шолом-Алейхема, поставив спектакль «Скрипач на крыше».

Критика высоко оценила музыкальную культуру, хореографическую и профессиональную подготовку артистов. Театр завоевал признание быстро и прочно. Ю. Шерлинг открыл для советского и зарубежного зрителя национальную еврейскую культуру, а заодно ЕАО и Биробиджан.

На юбилейных торжествах, посвящённых 50-летию Еврейской автономной области, театр впервые показал оперу-песню Ю. Шерлинга и М. Глуза «Золотая свадьба». Это спектакль о героических пионерах дальневосточной целины, о тех, кто своим трудом создавал Биробиджан, героически сражался на фронтах Великой Отечественной войны, самоотверженно трудился в тылу, живёт, борется за своё счастье.

Последний спектакль «Еврейский Вавилон» оказался крайне слабым во всех отношениях: и по либретто, и по сценографии, и по мастерству артистов. «Вытягивала» в большей мере блестящая игра трёх-четырёх актеров, в том числе заслуженного артиста РСФСР Якова Явно.

22 февраля 1995 г. Законодательное собрание ЕАО приняло решение о закрытии Камерного музыкального театра «…в связи с отсутствием средств в бюджете области».

О своей работе с КЕМТом Юрий Шерлинг написал книгу.

Литература:

Абабкова, Н. Н. Деятельность Камерного Еврейского Музыкального Театра в условиях трансформации общества (1985-1995 гг.) / Н. Н. Абабкова // Межэтнические и межкультурные коммуникации в ХХ - начале ХХI вв. : сб. мат. заочной всерос. науч.-практ. конференции, Биробиджан, 25 марта. / под общ. ред. П. В. Примака. - Биробиджан, 2013. - С. 5-7.

Горелов, В. БирГосет и КЕМТ: схожие судьбы еврейских театров / В. Горелов // Биробиджанер штерн. - 2014. – 26 марта. - С. 1,4. - Содерж.: Расцвет театра...; И закат...; Детище Юрия Шерлинга.

Горелов, В. КЕМТ: на сцене и за кулисами : [из истории первого в России биробидж. Камерного евр. муз. театра] / В. Горелов // Биробиджанская звезда. - 2009. - 15 июля. - С. 6.

Горелов, В. Слава КЕМТа началась с «Черной уздечки…» / В. Горелов // Биробиджанер штерн. - 2007. - 8 февраля. – С. 6,9.

Гуревич, В. С. Камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ) 1977-1995 / В. С Гуревич // Гуревич В. С. Все о Еврейской автономной области. – Биробиджан, 1997. – С. 161.

Камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ) // Еврейская автономная область : энциклопед. словарь / отв. ред. В. С. Гуревич, Ф. Н. Рянский. – Хабаровск, 1999. – С. 148.

Кудиш, Е. И. Театральный Биробиджан : историко-документальный очерк. - Биробиджан, 1996. - С. 68-71.