10 лет автотрассе Хабаровск–Чита.

Протяженность автотрассы Чита–Хабаровск – 2165 км.

Строительство магистрали началось в 1978 г. в соответствии с распоряжением Совета министров СССР от 13 июля 1966 г. Из-за сложнейших природных условий магистраль «Амур» оказалась «долгостроем». К середине 1990-х гг. из планировавшихся 2165 км построено всего 605 км.

К 1994 г. были построены, в основном, головные участки у Читы, Хабаровска и Благовещенска общей протяженностью 585 км (27 % общей протяженности трассы).

24 мая 1995 г. вышло постановление правительства Российской Федерации № 537 «Об ускорении строительства федеральной дороги Чита–Хабаровск».

В июне 2000 г. на совещание в Благовещенске Президент России В. В. Путин потребовал форсировать темпы строительства.

В июне 2001 г. на совещании, проводимом полномочным представителем Президента в ДФО К. Б. Пуликовским, поставлена конкретная задача по скорейшему обеспечению сквозного проезда. Понимая всю сложность задачи, в сентябре 2001 г. подрядным организациям, работающим на «Амуре», Минтрансом России была погашена кредиторская задолженность. На Читу–Хабаровск Росавтодор направил 26 % от общего объёма финансирования всех дорожных объектов в России. Стали наращиваться темпы строительства. В июне этого же года на автодороге работало 36 экскаваторно-транспортных комплексов, в августе – 61, в сентябре – 94, в октябре – уже 106.

В 2001 г. введён в эксплуатацию 78,8 км трассы, в 2002 г. 120,4 км. Стал возможным «технический» проезд по магистрали.

26 февраля 2004 г. состоялось открытие первой очереди автотрассы Хабаровск–Чита.

31 августа 2009 года на 389-м километре «Амура» в Чернышевском районе Забайкальского края, недалеко от пос. Жирекен, состоялась торжественная церемония сдачи в эксплуатацию участка трассы с асфальтобетонным покрытием. Было решено увековечить память тех, кто трудился на дороге, и один из них – Ю. М. Тен (1951–2003). Их именами предложили назвать реки, сопки и мосты, расположенные по ходу трассы.

24 сентября 2010 г. в Хабаровске на площади имени Ленина состоялся торжественный митинг по случаю окончания строительства федеральной трассы.

Дорожниками активно внедрялись новые научные разработки. Например, впервые в отечественном дорожном строительстве была применена канадская технология с использованием металлических гофрированных труб большого диаметра (3–9 м). Также впервые на «Амуре» были спроектированы и построены сталежелезобетонные мосты с массивными опорами из вертикальных контурных блоков и пролетными строениями с железобетонными плитами проезжей части с болтовым креплением к балкам пролетов. Это – мосты через реки Бурея (729 м) и Большой Ольдой (230 м). Новые технологии были применены в устройстве дорожного покрытия, теплоизоляции труб и т.д. Все эти внедрения были направлены на улучшение качества и ускорение строительства.

На сегодняшний день этот транспортный проект является приоритетным для Дальневосточного федерального округа. Магистраль (расчетная интенсивность движения – 3 тыс. автомобилей в сутки), имеет важное социально-экономическое, стратегическое и оборонное значение. Трасса проложена по территориям Забайкальского края, Амурской и Еврейской автономной областей. Она связывает дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны, являясь составным звеном самой протяженной в мире государственной автомагистрали Владивосток–Москва–Санкт-Петербург (около 10 тыс. км.) Таким образом, наладятся регулярные транзитные перевозки как от берегов Балтики до Тихого океана, так и из Приморья в страны Западной Европы.

Литература:

Новосёлова, Н.   Дорога есть и новые будут / Н. Новосёлова // Биробиджанская звезда. – 2004. – 10 февр. – С. 1–2.

Хабаровск–Чита уже работает // Биробиджанер штерн. – 2004. – 3 февр. – С. 1.

www.amur-trassa.ru