Василий Андреевич Жуковский

Новая коллекция Президентской библиотеки к 240-летию со дня рождения Василия Жуковского, поэта и наставника Александра II

 

Русский поэт романтик, друг Пушкина и Карамзина, наставник императорской семьи и автор слов гимна Российской империи «Боже, Царя храни!», Василий Андреевич Жуковский родился  9 февраля 1783 года в селе Мишенское Тульской губернии. В год 240-летия поэта Президентская библиотека представляет на своем портале новую коллекцию «В. А. Жуковский (1783–1852)», в которую вошли  его произведения, дневники и переписка, а также архивные документы.

Будущий поэт и наставник Александра II был внебрачным сыном помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки, а отчество и фамилию получил от приемного отца, обедневшего дворянина Андрея Жуковского. Судьба благоволила мальчику: после смерти его родного отца мачеха воспитывала его как собственного сына и постаралась дать ему хорошее образование. Об этом пишет Василий Огарков в биографическом очерке «В. А. Жуковский, его жизнь и литературная деятельность» (1894), доступном на портале Президентской библиотеки.

В литературу Жуковский вошёл стремительно – с публикации в «Вестнике Европы» его перевода элегии английского сентименталиста Грея «Сельское кладбище», а вскоре стал и редактором журнала. Будучи уже известным поэтом, он не оставляет переводческую деятельность и знакомит соотечественников с  произведениями Байрона, Гёте, Шиллера, Лафонтена и других, а на склоне лет переводит Вергилия и Гомера.

В 1815 году он входит в литературное общество «Арзамас», а вскоре начинает и придворную службу, которая продлилась 25 лет.

Поэт становится чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, а затем учителем русского языка для принцессы Шарлотты, будущей супруги Николая I Александры Фёдоровны. Позже  ему предложено было заняться обучением принцессы Фридерики Шарлотты Марии, прибывшей в Петербург, чтобы сочетаться узами брака с великим князем Михаилом Павловичем.

Когда на престол взошел Николай I, встал вопрос о  наставниках для его сына Александра. Выбор пал на генерала Карла Мердера, поэта Василия Жуковского и священника Герасима Павского. В фондах Президентской библиотеки можно найти издания, в которых подробно рассказывается, как вёл свою работу Василий Андреевич. «Про генерала Мердера говорили, что он был рыцарь чести, а Жуковского – кто не знал в России по его стихам и его сказкам», – говорится в книге «История царствования императора Александра II» – Жуковский был человеком с самою чистою и, в то же время, любящею и возвышенною душою».

В сборнике Императорского Русского исторического общества «Годы учения его императорского высочества наследника цесаревича Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего государя императора» (1880) приводится отрывок из письма Жуковского императрице Александре Фёдоровне, отправленного в октябре 1826 года: «…я сам убедился, что обладаю некоторой способностью преподавать таким образом, чтобы привязывать Воспитанника к труду, развивать Его ум и внушать ему охоту к занятиям».

Для юного царевича Жуковский разработал индивидуальную программу обучения, состоящую из трёх этапов и охватывающую возраст от 8 до 20 лет. Оцифрованный план обучения можно увидеть на портале Президентской библиотеки.

Главную задачу в воспитании вообще и учения в особенности Жуковский видел в образовании для добродетели. «Указать путь душе молодого царевича не только понимать всё прекрасное, но любить прекрасное с тем, чтоб душа его находила удовольствие делать доброе и чувствовала сама отвращение ко злу, – вот чего хотели достигнуть воспитатели юноши, имея в виду будущего Государя», отмечается в книге «История царствования императора Александра II».

Как рассказывается в биографическом очерке «Александр II, царь-освободитель»: «Наступали годы отрочества, и Жуковский… стал объяснять ему и чем он быть должен, говорить ему и для чего он предназначен». Учитель радовался, видя, что «великий князь всё более и более сознаёт, что значит долг и достоинство человека».

По достижении Александром совершеннолетия было принято решение познакомить его с Россией. Две трети 1837 года были посвящены путешествию наследника по родине. После этого Василий Андреевич сопутствовал своему воспитаннику в поездке по Европе. Жуковский составил путеводитель для облегчения выбора любопытнейших мест во время путешествия. Бывало, рассказывается в «Истории царствования императора Александра II», что царевич со своими воспитателями погостит у губернатора в доме или у богатого помещика, и всё покажется ему хорошо и гладко. Воспитатели тотчас же ведут его куда-нибудь в тёмненькую избу, поглядеть, как живёт бедняк. «Тут и вздохи услышит будущий государь, тут и слезы увидит…»

Современники отзывались о Василии Жуковском как о человеке честном и благородном. Это доказывали многие его поступки. Используя своё влияние при дворе, Жуковский помог выкупить из крепостных Тараса Шевченко, пытался помочь ссыльным декабристам, не раз просил за Пушкина, а после его смерти сберёг архив поэта и помогал его семье. Но одной из главных заслуг Жуковского перед отечеством биографы называют его роль в воспитании и формировании взглядов Александра II, благодаря своей политике названного в народе Царём-освободителем.