Царскосельский лицей

«Совершенно равняется с Российскими Университетами». Президентская библиотека о Царскосельском лицее

19 октября (31 по новому стилю) 1811 года в Царском Селе был торжественно открыт Императорский Царскосельский лицей – основанный для дворянского «юношества, особенно предназначеннаго к важным частям службы государственной». На открытии присутствовали император с семьёй, высшие сановники и культурные деятели.

Как пишет в своей работе «Императорский Царскосельский лицей» (1911) бывший лицеист Дмитрий Кобеко, «ближайшим поводом к учреждению Лицея послужило, по-видимому, намерение Императора Александра I создать учебное заведение, в котором могли бы, совместно с несколькими сверстниками, пройти курс наук малолетние великие князья, братья Императора».

Устав Лицея и программу обучения разработал государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский при участии министра народного просвещения Алексея Разумовского. Императорский указ о создании Лицея вышел в августе 1810 года. В доступном на портале Президентской библиотеки «Постановлении о Лицее» (1810), подписанном Александром I, говорится, что «Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами».

Располагался Лицей во флигеле Екатерининского дворца, перестроенном в 1811 году архитектором Василием Стасовым в соответствии с нуждами учебного заведения. На первом этаже поместили хозяйственные службы, на втором находились лазарет, канцелярия, конференц-зал и столовая для воспитанников, на третьем – прекрасная библиотека, рекреация, классы для занятий и самостоятельной работы. Воспитанники жили в дортуарах на четвёртом этаже.

Обучение в Царскосельском лицее было рассчитано на 6 лет и состояло из двух трёхгодичных курсов – начального и окончательного. Первые три года изучались предметы старших классов гимназии, три последующих – основные предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического.

Особое внимание уделялось подбору преподавателей. Как отмечал Дмитрий Кобеко, «…граф Разумовский старался пригласить в Лицей лучшия русския педагогическия силы того времени». Среди педагогов были представители не только российской, но и зарубежной профессуры.

Важнейшее место среди преподаваемых дисциплин отводилось изучению российской истории. Занятия по искусству, куда входило и литературное творчество лицеистов, относились к категории отдыха. Но обучение в лицее Александра Пушкина и его ближайших соратников – Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Пущина и других вывело «изящную словесность» на первый план.

Выпускник, а в дальнейшем профессор русского языка и словесности Императорского Александровского лицея Яков Грот в своём труде «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники» (1887), писал, что соединение стольких молодых талантов в новом учебном заведении представляло собой необыкновенное явление. Отроки на 14–15-м году жизни уже были знакомы с редакторами журналов, которые охотно принимали и публиковали их произведения. Но главным зачинателем и двигателем литературной жизни в училище был всё-таки Пушкин, и без него это направление не получило бы там такого поразительного развития. Можно сказать, что он, поступив в лицей двенадцати лет от роду, по своим связям и занятиям уже был литератором.

«Прежде всего нас поражает масса того, что написано Пушкиным в лицее: его стихотворения этой эпохи, числом около 130, составляют целую порядочную книгу, – пишет  Грот. – Такая производительность, при достоинствах написанного, указывает уже на могущество таланта».

«Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, – писал в своих «Записках» (1907) сосед Пушкина по лицейской «келье» Иван Пущин. – Обстановка Пушкина в отцовском доме и у дяди, в кругу литераторов, ускорила его образование, но нисколько не сделала его заносчивым, – признак доброй почвы».

Лицей стал важной темой в лирике Пушкина и прошёл через всё его творчество. Это единственный пример в истории литературы, когда годы воспитания настолько отразились в творчестве поэта. Пушкин с любовью вспоминает Лицей в своих письмах, поэмах, лирических стихотворениях, не говоря уже о произведениях, посвящённых празднованию лицейской годовщины. О жизни и творчестве великого русского поэта рассказывает коллекция Президентской библиотеки «А. С. Пушкин (1799–1837)», также на портале размещён видеоролик «„Иноплеменные слова“ в поэзии А. С. Пушкина» (2021).

День открытия Лицея первые лицеисты объявили своим праздником и постановили отмечать его ежегодно. Праздник 19 октября пережил и последнего из первых лицеистов, и сам Лицей, он вошёл в жизнь будущих поколений и сегодня отмечается как Всероссийский день лицеиста.

Многие выпускники Лицея прославили Россию в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из лицейских лет, – это убеждение, что они должны жить и трудиться «Для Общей Пользы». Именно такие слова избрали  лицеисты первого выпуска своим девизом и полностью его реализовали.