Святой земли Русской

Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема
Информационно-библиографический отдел

 



 к 705-летию со времени рождения

г. Биробиджан, 2019
 
 

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси.

Сергий происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим сведениям - в 1319 году). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он сумел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково - Покровский монастырь, где иночествовал(1) его старший брат, Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», Сергий оставался здесь недолго. Вместе с братом основал пустынь(2) на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был её вторым игуменом(3) (первый - Митрофан) и пресвитером(4) (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием.

Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь.

Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму(5) и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие.

По этому совету и с благословения митрополита Алексея, Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356 году, нижегородского - в 1365 году, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков - Пересвета и Ослябю(6).

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи(7) и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

Наиболее известным источником сведений о Сергии Радонежском, а также замечательным памятником древнерусской словесности является Житие Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.
Литература:
Сергий Радонежский : сборник / сост., авт. предисл. В. М. Петров. - М. : Амонашвили: Моск. гор. пед. ун-т, 2000. – 223 с.

(1) Инок – православный монах.
(2) Пустынь – монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённое от основного монастыря.
(3) Игумен – настоятель православного монастыря.
(4) Пресвитер – старший церковный служитель.
(5) Схима – длинная, до земли накидка без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающая рясу.
(6) Александр Пересвет – легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.
(7) Мощи – останки святых, почитаемые церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня.