Методический материал "В помощь планированию. 2011" - Профориентационная деятельность библиотек
Профориентационная деятельность библиотек: формы работы
Е. С. Пастухова, методист научно-методического отдела
Уже традиционно несколько лет в сборнике «В помощь планированию» печатается информация о новых или рекомендуемых формах работы в библиотеке, в этом году мы представляем вашему вниманию формы работы по профориентационной направленности.
Сегодня, как никогда, профориентационная деятельность актуальна для библиотек, работающих с подрастающим поколением (подростками, старшеклассниками, выпускниками).
Выбор профессии - один из ответственных моментов в жизни молодого человека, определяющий дальнейший жизненный путь. Рынок труда становится всё более динамичным. Профессии, популярные сегодня, уже через 5 лет могут стать невостребованными. Мир профессий многообразен и изменчив, появляются новые профессии. Будущим абитуриентам необходимо очень продуманно подходить к выбору, как специальности, так и учебного заведения для поступления.
Профориентационная работа направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь сформировать у юношей и девушек конкретную временную перспективу, одним из компонентов которой и является профессиональное самоопределение.
Помощь в решении профориентационной проблемы призвана оказать библиотека, обладающая соответствующей информацией. Особенность библиотеки, как профориентационного учреждения, состоит в том, что профориентация ведётся, главным образом, через источники информации, прежде всего, книги, периодическую печать. Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодым в небольших городах и сельской местности. Там, библиотека зачастую единственное место, где можно найти сведения о новых профессиях, профессиональных потребностях региона, рейтинге профессий на рынке труда.
Проблема профориентации охватывает множество различных аспектов, это, прежде всего, изучение:
- потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;
- профессиональных интересов молодежи;
- особенностей профессии с точки зрения требований, предъявляемых ею к определённым качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении профессии;
- физиологических, психологических и прочих качеств личности;
- состояния здоровья молодёжи для обеспечения соответствия его рекомендуемой профессии.
Библиотеками страны накоплен значительный опыт работы по профессиональной ориентации молодежи. Проанализировав источники информации по данной теме, можно выделить различные формы и методы работы, направленные на помощь подростку в выборе профессии.
В настоящее время при библиотеках стали открывать интеллект-центры (например, «Старшеклассник» и др.), консультационные пункты, создавать кабинеты по профориентации, где сосредоточивается вся информационная база о профессиях, об учебных заведениях, о ситуации на рынке труда в районе и области.
В библиотеках разрабатываются программы под такими названиями:
- • «Психологическая подготовка при сдаче выпускных экзаменов». Как стать внимательнее, как улучшить свою память, как лучше подготовиться к экзамену, учимся говорить, как вести себя на экзамене, расслабляемся перед экзаменом - основные темы проводимых встреч. Групповые занятия заканчиваются индивидуальными консультациями, направленными на решение личностных проблем (ссоры с друзьями, проблемы с родителями, конфликты в школе);
- • «Профориентация. Информация. Образование»;
- • «Открытие профессии»;
- • «Выбираем профессию вместе»;
- • «Поиск. Призвание. Профессия».
Основные направления работы по программам это: последовательное повышение информированности о различных профессиях старшеклассников и их родителей; стремление помогать подросткам, сориентироваться, в мире существующих профессий; организация информационного пространства, позволяющего выпускникам школ получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе; обеспечение полного и оперативного удовлетворения профориентационных потребностей; психологическая поддержка молодёжи; содействие профессиональной ориентации учащейся молодежи и незанятого населения. Программы предусматривают взаимодействие библиотеки с образовательными учреждениями, заинтересованными организациями, родителями.
Разрабатываются проекты, например, «Профориентационная биржа». Цель проектов - систематизировать работу по профориентации, объединёнными усилиями найти более интересные формы и методы оказания помощи подросткам в профессиональном и личностном самоопределении.
Особенно актуально проводить в библиотеках Неделю профориентации «Профессии на все времена». В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, организовываются встречи со специалистом - профконсультантом из центра занятости; ведутся просмотры видеофильмов, например «Азбука профориентации»; «Ищу работу», а так же разрабатываются буклеты, закладки, листовки.
Традиционно в библиотеках по профориентации проводятся следующие мероприятия:
- акции «Старт в профессию», «Кем ты станешь, выпускник?», «Твой выбор»;
- встречи с интересными людьми «Люди нашего города»;
- дни профессий «Мир профессий»;
- дни абитуриента «Моё увлечение - моя профессия», «Представьтесь, пожалуйста», «Работа? Профессия? Призвание? Хобби?», «Нефть и люди»;
- дни информации «Школа... А дальше?», «От А до Я», «Сведения об учебных заведениях»;
- парад профессий «Открытие профессии»;
- ярмарка профессий «Выбери работу по душе»;
- круглый стол «Дорога, которую мы выбираем»;
- деловые игры «Угадай профессию», «Смотрины», «Пусть каждый выберет свой путь», «Бизнес и карьера», «Сам себе адвокат», «Из школы в жизнь»;
- ролевые игры «Выявление способностей и осознанный выбор», «Выбери свою дорогу», «Качественное обучение - надёжное будущее»;
- игра-разминка «Профессионал». Правила игры заключаются в том, что необходимо вообразить себя представителем той или иной профессии, и при помощи искусства пантомимы показать себя в работе, а присутствующие должны догадаться, кого изображают играющие.
В помощь подростку в выборе профессии большую роль играет выставочная деятельность библиотек. Оформляются выставки под следующими названиями:
- «Наш репортаж»;
- «Путь к карьере»;
- «Спросим у родителей»;
- «Слово о призвании»;
- «Справочное бюро» (со страницами истории профессии);
- «Типы людей и типы профессий»;
- «Мир профессий» (художественная литература, материал из будней ученых, испытателей, о людях редких, интересных и романтических профессий);
- «Выбор профессии - дело серьёзное»;
- «Много профессий хороших и разных»;
- «Познай вкус ремесла»;
- «Выбор профессии - выбор пути»;
- «Куда пойти учиться»;
- «Тебе, абитуриент!»;
- «Как сделать выбор»;
- «Моя будущая профессия». Выставка может состоять из трёх разделов: «Хочу» (как выбрать профессию; интересы и склонности); «Могу» (человек и профессия, здоровье и выбор профессии, проверь в себя); «Надо» (новые профессии на современном рынке труда, профессии актуальные в ЕАО);
- «Образование в 21 веке». Материал может быть сгруппирован по рубрикам: «Образование через всю жизнь...», «Современные модели обучения»;
- выставка-совет «Сделай свой выбор» с рубриками: «Экзамен без стресса», «Проверь себя, найди свой путь», «Ориентир в мире профессий», «Трудоустройство: проблемы и перспективы»;
- выставка-реклама «Властелин офиса» (о профессии делопроизводителя) и другие.
В помощь выбору профессии издаются библиографические пособия малых форм:
1. Буклеты:
- «Путеводитель по образовательным сайтам»;
- «Азбука профессии»;
- «В помощь профессии»;
- «Профессии от А до Я».
2. Памятки:
- «Памятка абитуриенту»;
- «Молодёжи в помощь выбору профессии»;
- «Советы перед вступительными экзаменами»;
- «Как победить страх перед экзаменами»;
- «Полезные советы будущему абитуриенту».
3. Библиографические указатели публикаций:
- • «Молодёжная политика в сфере образования и трудоустройства»;
- • «Хочу стать юристом!».
4. Дайджесты:
- «Будущему офицеру»;
- «В поисках призвания»;
- «Инженеры на рынке труда»;
- «Компьютерщик - это звучит модно!»;
- «Профессия - экономист»;
- «Будущему дизайнеру ландшафта».
В библиотеках оформляются:
1. Стенды:
- «Я выбираю профессию»;
- «Самоопределение»;
- «Найди свой путь сквозь пространство»;
- «В мире мнений»;
- «Я + Мы»;
- «Личность и общество».
2. Уголки профориентации:
«Сделай свой выбор»;
«Профессия и Я»;
«Окно в мир профессий».
Создаются картотеки под названием «Искание высот». Информационный материал - статьи из книг и периодической печати, справочные данные о профессиях.
Тематические папки-досье: «Высшее образование», «Проблемы средней школы», «Выбор профессии», «Экзамены. Проблемы ЕГЭ», «Учебные заведения Еврейской автономной области». Наиболее активной формой работы в библиотеках по профориентации является конкурс (например, «Выбор профессии - выбор будущего», «Библиотека - помощник в выборе жизненного пути»). Наиболее интересными являются конкурсы творческих работ («Техническое творчество как ступенька к профессиональному мастерству»), фотоконкурсы («Профессия»).
Инновационными формами работы по профориентационной деятельности являются:
- аукцион знаний «Все профессии важны! Все профессии нужны?»;
- профориентационная рулетка «Выбор пути»;
- часы-дебаты «Открытие профессии». В часах-дебатах уделяется внимание тому, чтобы не было увлечения только внешней или какой-либо частной стороной профессии. Показано какого рода обстоятельства при выборе профессии надо учитывать прежде всего, а не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии;
- часы-раздумья «Мир профессий». Помогут поднять большой пласт информации о профессиях, связанных с:
- управлением производством, руководством людьми,
- материально-бытовым, торговым обслуживанием людей,
- информационным обслуживанием людей,
- медицинским обслуживанием. - справочное бюро «Проверь в себя!». Психологический практикум, направленный на оценку уровня знаний, своих индивидуальных способностей. Мир профессий огромен, и подросткам всё труднее и труднее выбрать дело своей жизни - и по вкусу, и по плечу, и тем важнее понять каждому, каков он сам, что он может;
- конкурс-презентация профессий «Выбор, определяющий судьбу»;
- медиапрезентация «Профессиональная карьера. Образ выбора».
К нетрадиционным формам профориентационной работы относятся: предоставление доступа к электронным базам данных («Учебные заведения ЕАО»), компьютерное тестирование. В некоторых библиотеках России создаются условия и возможности тестирования для определения профпригодности к конкретной профессии.
В заключение хотелось бы отметить, что задачи проводимых мероприятий по профориентационной направленности заключаются в работе библиотек по подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества; раскрытии фонда документов по профессиям через различные формы выставочной и культурно-просветительной работы.