Методический материал "В помощь планированию. 2011" - Профориентационная деятельность библиотек

 

Профориентационная деятельность библиотек: формы работы

 

Е. С. Пастухова, методист научно-методического отдела

 

Уже традиционно несколько лет в сборнике «В помощь планированию» печатается информация о новых или рекомендуемых формах работы в библиотеке, в этом году мы представляем вашему вниманию формы работы по профориентационной направленности.

Сегодня, как никогда, профориентационная деятельность актуальна для библиотек, работающих с подрастающим поколением (подростками, старшеклассниками, выпускниками).

Выбор профессии - один из ответственных моментов в жизни молодого человека, определяющий дальнейший жизненный путь. Рынок труда становится всё более динамичным. Профессии, популярные сегодня, уже через 5 лет могут стать невостребованными. Мир профессий многообразен и изменчив, появляются новые профессии. Будущим абитуриентам необходимо очень продуманно подходить к выбору, как специальности, так и учебного заведения для поступления.

Профориентационная работа направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь сформировать у юношей и девушек конкретную временную перспективу, одним из компонентов которой и является профессиональное самоопределение.

Помощь в решении профориентационной проблемы призвана оказать библиотека, обладающая соответствующей информацией. Особенность библиотеки, как профориентационного учреждения, состоит в том, что профориентация ведётся, главным образом, через источники информации, прежде всего, книги, периодическую печать. Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодым в небольших городах и сельской местности. Там, библиотека зачастую единственное место, где можно найти сведения о новых профессиях, профессиональных потребностях региона, рейтинге профессий на рынке труда.

Проблема профориентации охватывает множество различных аспектов, это, прежде всего, изучение:

  • потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;
  • профессиональных интересов молодежи;
  • особенностей профессии с точки зрения требований, предъявляемых ею к определённым качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении профессии;
  • физиологических, психологических и прочих качеств личности;
  • состояния здоровья молодёжи для обеспечения соответствия его рекомендуемой профессии.

Библиотеками страны накоплен значительный опыт работы по профессиональной ориентации молодежи. Проанализировав источники информации по данной теме, можно выделить различные формы и методы работы, направленные на помощь подростку в выборе профессии.

В настоящее время при библиотеках стали открывать интеллект-центры (например, «Старшеклассник» и др.), консультационные пункты, создавать кабинеты по профориентации, где сосредоточивается вся информационная база о профессиях, об учебных заведениях, о ситуации на рынке труда в районе и области.

В библиотеках разрабатываются программы под такими названиями:

  • • «Психологическая подготовка при сдаче выпускных экзаменов». Как стать внимательнее, как улучшить свою память, как лучше подготовиться к экзамену, учимся говорить, как вести себя на экзамене, расслабляемся перед экзаменом - основные темы проводимых встреч. Групповые занятия заканчиваются индивидуальными консультациями, направленными на решение личностных проблем (ссоры с друзьями, проблемы с родителями, конфликты в школе);
  • • «Профориентация. Информация. Образование»;
  • • «Открытие профессии»;
  • • «Выбираем профессию вместе»;
  • • «Поиск. Призвание. Профессия».

Основные направления работы по программам это: последовательное повышение информированности о различных профессиях старшеклассников и их родителей; стремление помогать подросткам, сориентироваться, в мире существующих профессий; организация информационного пространства, позволяющего выпускникам школ получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе; обеспечение полного и оперативного удовлетворения профориентационных потребностей; психологическая поддержка молодёжи; содействие профессиональной ориентации учащейся молодежи и незанятого населения. Программы предусматривают взаимодействие библиотеки с образовательными учреждениями, заинтересованными организациями, родителями.

Разрабатываются проекты, например, «Профориентационная биржа». Цель проектов - систематизировать работу по профориентации, объединёнными усилиями найти более интересные формы и методы оказания помощи подросткам в профессиональном и личностном самоопределении.

Особенно актуально проводить в библиотеках Неделю профориентации «Профессии на все времена». В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, организовываются встречи со специалистом - профконсультантом из центра занятости; ведутся просмотры видеофильмов, например «Азбука профориентации»; «Ищу работу», а так же разрабатываются буклеты, закладки, листовки.

Традиционно в библиотеках по профориентации проводятся следующие мероприятия:

  • акции «Старт в профессию», «Кем ты станешь, выпускник?», «Твой выбор»;
  • встречи с интересными людьми «Люди нашего города»;
  • дни профессий «Мир профессий»;
  • дни абитуриента «Моё увлечение - моя профессия», «Представьтесь, пожалуйста», «Работа? Профессия? Призвание? Хобби?», «Нефть и люди»;
  • дни информации «Школа... А дальше?», «От А до Я», «Сведения об учебных заведениях»;
  • парад профессий «Открытие профессии»;
  • ярмарка профессий «Выбери работу по душе»;
  • круглый стол «Дорога, которую мы выбираем»;
  • деловые игры «Угадай профессию», «Смотрины», «Пусть каждый выберет свой путь», «Бизнес и карьера», «Сам себе адвокат», «Из школы в жизнь»;
  • ролевые игры «Выявление способностей и осознанный выбор», «Выбери свою дорогу», «Качественное обучение - надёжное будущее»;
  • игра-разминка «Профессионал». Правила игры заключаются в том, что необходимо вообразить себя представителем той или иной профессии, и при помощи искусства пантомимы показать себя в работе, а присутствующие должны догадаться, кого изображают играющие.

В помощь подростку в выборе профессии большую роль играет выставочная деятельность библиотек. Оформляются выставки под следующими названиями:

  • «Наш репортаж»;
  • «Путь к карьере»;
  • «Спросим у родителей»;
  • «Слово о призвании»;
  • «Справочное бюро» (со страницами истории профессии);
  • «Типы людей и типы профессий»;
  • «Мир профессий» (художественная литература, материал из будней ученых, испытателей, о людях редких, интересных и романтических профессий);
  • «Выбор профессии - дело серьёзное»;
  • «Много профессий хороших и разных»;
  • «Познай вкус ремесла»;
  • «Выбор профессии - выбор пути»;
  • «Куда пойти учиться»;
  • «Тебе, абитуриент!»;
  • «Как сделать выбор»;
  • «Моя будущая профессия». Выставка может состоять из трёх разделов: «Хочу» (как выбрать профессию; интересы и склонности); «Могу» (человек и профессия, здоровье и выбор профессии, проверь в себя); «Надо» (новые профессии на современном рынке труда, профессии актуальные в ЕАО);
  • «Образование в 21 веке». Материал может быть сгруппирован по рубрикам: «Образование через всю жизнь...», «Современные модели обучения»;
  • выставка-совет «Сделай свой выбор» с рубриками: «Экзамен без стресса», «Проверь себя, найди свой путь», «Ориентир в мире профессий», «Трудоустройство: проблемы и перспективы»;
  • выставка-реклама «Властелин офиса» (о профессии делопроизводителя) и другие.

В помощь выбору профессии издаются библиографические пособия малых форм:

1. Буклеты:

  • «Путеводитель по образовательным сайтам»;
  • «Азбука профессии»;
  • «В помощь профессии»;
  • «Профессии от А до Я».

2. Памятки:

  • «Памятка абитуриенту»;
  • «Молодёжи в помощь выбору профессии»;
  • «Советы перед вступительными экзаменами»;
  • «Как победить страх перед экзаменами»;
  • «Полезные советы будущему абитуриенту».

3. Библиографические указатели публикаций:

  • • «Молодёжная политика в сфере образования и трудоустройства»;
  • • «Хочу стать юристом!».

4. Дайджесты:

  • «Будущему офицеру»;
  • «В поисках призвания»;
  • «Инженеры на рынке труда»;
  • «Компьютерщик - это звучит модно!»;
  • «Профессия - экономист»;
  • «Будущему дизайнеру ландшафта».

В библиотеках оформляются:

1.   Стенды:

  • «Я выбираю профессию»;
  • «Самоопределение»;
  • «Найди свой путь сквозь пространство»;
  • «В мире мнений»;
  • «Я + Мы»;
  • «Личность и общество».

2. Уголки профориентации:

«Сделай свой выбор»;

«Профессия и Я»;

«Окно в мир профессий».

Создаются  картотеки  под   названием   «Искание   высот». Информационный материал - статьи из книг и периодической печати, справочные данные о профессиях.
Тематические папки-досье: «Высшее   образование», «Проблемы средней школы», «Выбор профессии», «Экзамены. Проблемы ЕГЭ», «Учебные заведения Еврейской автономной области». Наиболее активной формой работы в библиотеках по профориентации является конкурс (например, «Выбор профессии - выбор будущего», «Библиотека - помощник в выборе жизненного пути»). Наиболее интересными являются конкурсы творческих работ («Техническое творчество как ступенька к профессиональному мастерству»), фотоконкурсы («Профессия»).

Инновационными формами работы по профориентационной деятельности являются:

  • аукцион знаний «Все профессии важны! Все профессии нужны?»;
  • профориентационная рулетка «Выбор пути»;
  • часы-дебаты «Открытие профессии». В часах-дебатах уделяется внимание тому, чтобы не было увлечения только внешней или какой-либо частной стороной профессии. Показано какого рода обстоятельства при выборе профессии надо учитывать прежде всего, а не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии;
  • часы-раздумья «Мир профессий». Помогут поднять большой пласт информации о профессиях, связанных с:
    - управлением производством, руководством людьми,
    - материально-бытовым, торговым обслуживанием людей,
    - информационным обслуживанием людей,
    - медицинским обслуживанием.
  • справочное бюро «Проверь в себя!». Психологический практикум, направленный на оценку уровня знаний, своих индивидуальных способностей. Мир профессий огромен, и подросткам всё труднее и труднее выбрать дело своей жизни - и по вкусу, и по плечу, и тем важнее понять каждому, каков он сам, что он может;
  • конкурс-презентация профессий «Выбор, определяющий судьбу»;
  • медиапрезентация «Профессиональная карьера. Образ выбора».

К нетрадиционным формам профориентационной работы относятся: предоставление доступа к электронным базам данных («Учебные заведения ЕАО»), компьютерное тестирование. В некоторых библиотеках России создаются условия и возможности тестирования для определения профпригодности к конкретной профессии.

В заключение хотелось бы отметить, что задачи проводимых мероприятий по профориентационной направленности заключаются в работе библиотек по подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества; раскрытии фонда документов по профессиям через различные формы выставочной и культурно-просветительной работы.

 

Содержание