"И на Тихом океане свой закончили поход" - сестренка

Читаем рассказ Виталия Захарова «Сестрёнка»

Е.А. Кузнецова

Одной из современных форм работы с художественной литературой для детей является технология громкого «Чтения с остановками». Предлагаю обратить наши взоры на рассказы Виталия Захарова, напечатанные в сборнике «Волочаевские дни».1

Согласно этой технологии рассказ разбивается на небольшие смысловые отрывки, к каждому из них подбираются вопросы. Разные. Технология РКМЧП2 делит их на «тонкие» и «толстые». «Тонкие» – вопросы простые, конкретные, ответы на них уже есть в тексте. «Толстые» – требуют размышления, ответы на них надо самому придумать, да ещё и обосновать свой ответ. Это вопросы, развивающие творческую активность личности, её мыслительные способности, они пробуждают интерес к произведению и его обсуждению. Например, как вы думаете; как вы считаете; а что может произойти; ваше мнение; сделайте предположение и так далее. Этим вопросам можно обучать и детей. Можно предложить ребятам самим придумывать вопросы и задавать друг другу во время подобных обсуждений с тем, чтобы вызвать интерес у аудитории. Таким образом, мы учим наших читателей думать, размышлять, а не выдавать готовые штампы. Мы также даём возможность детям говорить, высказывать своё личное мнение, строить догадки, что способствует развитию их воображения, словарного запаса, а также формирует творческие умения, способность выражать свои мысли и доказывать их состоятельность (в т.ч. и на публике).

Важным этапом в любом библиотечном и учебном действии является подведение итогов, определение, зачем всё проводилось, чего достигли, полезно ли это было каждому. Технология РКМЧП позволяет в этом случае использовать творческие способы рефлексии (или стадии обдумывания и подведения итогов). Вот один из способов рефлексии, наиболее подходящий для данных текстов. К любому тексту, произведению, предназначенному для совместного чтения и последующего обсуждения, библиотекарь заранее подбирает цитаты, отражающие эмоциональное, смысловое значение произведения. Причём, совсем не обязательно брать только цитаты в чистом виде. Это могут быть пословицы, загадки, чьи-то высказывания и умные мысли. Главное, чтобы они подходили к произведению. После чтения и ответов на вопросы участникам предлагается выбрать одну из предложенных цитат, которая наиболее подходит их личному восприятию прочитанного произведения, затем объяснить свой выбор. Почему эта цитата, а не другая?! Можно данный этап проводить устно или в письменном виде. Тогда это станет письменной формой рефлексии.

Подобные рассуждения, попытка выбора и его объяснения – учит рассуждать, выражать и формулировать свои мысли. Используя приёмы технологии РКМЧП, мы помогаем нашим читателям развивать и реализовывать их творческий потенциал.

Рассмотрим, как это может быть на примере рассказа В. Захарова «Сестрёнка».

Итак, давайте, почитаем вместе. Перед тем как начать читать рассказ, задаём вопрос: О чём может быть произведение с названием «Сестренка»? Варианты ответов записываем столбиком на доске или листе ватмана, так чтобы всем было видно.

А теперь давайте почитаем.

Отрывок 1.

Наши войска только что взяли Волочаевку. Это была большая победа. Но противника нужно было полностью уничтожить. Главнокомандующий Василий Константинович Блюхер принял решение: преследовать отступающих, не давать им передышки.

Белогвардейцы, поспешно отступая, бросали сани с продовольствием и снаряжением, пушки и пулемёты в глубоком снегу. Теперь главным было не это, главное – унести ноги, не попасть в плен. Отходили по бездорожью в направлении деревни Дежнёвки.

Вопросы к читателям :

– Предположите, где и когда происходит действие рассказа?
– О каких исторических событиях идет речь?
Варианты ответов на все заданные вопросы записываем столбиком на доске.

Отрывок 2.

Как только белогвардейцы показались вблизи деревни, из засады ударили по ним пулемёты. Не успели отступающие повернуть в другую сторону, как сводный кавалерийский полк с криком «Смерть палачам!» неожиданно обрушился на них. Схватка была горячей.

Народоармейцы, измученные трёхдневным штурмом Волочаевки, во время которого они почти ничего не ели и в передышках между схватками спали прямо в снегу, у самых проволочных заграждений противника, от усталости еле держались на ногах. Но велико было желание полностью разбить белогвардейцев, и наши бойцы шли вперёд, сжимая в руках саблю или винтовку.

Во второй половине дня из-за линии железной дороги выскочила белогвардейская конница.

Сытые кони шли полным галопом, поднимая буруны снежной пыли. Всадники сидели на конях уверенно, все как на подбор здоровые, упитанные, сильные.

Лучи солнца отражались на стали обнаженных сабель, и сталь, казалось, была обагрена кровью.

Вопросы:

– Какая была эмоциональная атмосфера в начале произведения и теперь?
– Как по вашему могут развернуться события?

Отрывок 3.

Когда расстояние между белогвардейскими кавалеристами и нашим сводным кавалерийским полком сократилось метров до двухсот, послышалась команда:

– Шашки к бою!

Наши кавалеристы сразу оценили обстановку: бой будет трудным.

Но из деревни в самый критический момент вылетел эскадрон красных конников Фёдора Шептюка.

Многие из белогвардейцев знали этого смелого и храброго командира, сходились с ним в рукопашной и долго залечивали раны, нанесённые меткими ударами его сабли. А сколько ещё в эскадроне было таких бойцов, с которыми белым не хотелось бы встречаться, потому что такая встреча могла бы быть для них последней.

Белогвардейцы, почуяв опасность, стали быстро забирать влево, но было уже поздно. Наш сводный полк отрезал отступающие белогвардейские части от их конницы, и Шептюк, воспользовавшись этим, повернул белогвардейскую конницу вспять. Они даже сами не поняли, как это получилось: настолько решителен был напор красных.

В этом бою отличились и разведчики. Командовал ими Александр Попов. Он поторапливал бойцов:

– Быстрее, товарищи! Видите, белые просачиваются сквозь брешь! Её надо закрыть...

Действительно, белогвардейцы, почувствовав слабое место между стыком нашего сводного кавалерийского полка и конницей Шептюка, фланги которых ещё не успели соединиться, быстро перестроились и вырвались из готовящейся западни.

Нужно было спешить для того, чтобы закрыть белогвардейцам пути отхода. Это было горячее время. И вот именно в этой горячке Попов не заметил, как вражеская пуля ударила ему в руку. Вторая пуля толкнула в плечо. Молодой командир боли не чувствовал. Только как-то неожиданно слабость разлилась по всему телу, и Александр рухнул в сугроб. Он попытался подняться, но не смог. Не хватило сил.

Вопрос:

Как вы думаете, кто станет главным героем рассказа?

Отрывок 4.

Когда разведчик пришёл в себя, он увидел товарищей, которые преследовали белогвардейцев, дрались врукопашную, теснили белых конников.

От потери крови перед глазами качались снежное поле, берёзовая роща, стальная полоска железной дороги.

Собрав все имеющиеся силы, он поднялся, прислонился к тоненькой берёзке. Потом выхватил саблю и, опираясь на неё, сделал один шаг, другой...

Шум боя удалялся. Только слышно было в морозном воздухе, как звонко и отчётливо звенела сталь сражающихся и доносились крики поверженных...

Попов глазам своим не поверил, когда увидел перед собой трёх белогвардейцев. Они приближались, посмеиваясь и показывая на него руками в добротных меховых рукавицах.

Александр не сводил глаз с этих меховых рукавиц и даже ощутил их благодатное тепло почти осязаемо. Нет, он не боялся врагов. Он их презирал. А те смотрели на разведчика, который ещё стоял на ногах, и усмехались, заранее зная, что над красным можно поиздеваться сколько угодно и как угодно, отвести душу за своё поражение.

Вопрос.

Что может произойти дальше?

Дети любят фантазировать, поэтому им будет интересно строить предположения, угадывать, придумывать

Отрывок 5.

Так думали белогвардейцы и просчитались.

Попов, как всегда во время схваток, почувствовал необыкновенный прилив сил: нет, он не сдастся, не дрогнет, не попросит пощады. А если отдаст свою жизнь, то отдаст её дорого.

– Подними руки, красный комиссар! – с издёвкой произнёс один белогвардеец.

– Бросай саблю, вояка, – надсмехался другой, – она тебе больше уже не понадобится.

А Попов неожиданно подался вперёд, ловко хватил первого по серой папахе, второго ударил по руке, в которой тот держал саблю. И тут же перед собой увидел взвившееся лезвие вражеского клинка.

«Всё, конец», – спокойно подумал он, но не испугался. Никогда у него не сдавали нервы. Вот и сейчас он точно рассчитал, как поведёт себя противник: не будет ждать сопротивления от измученного красноармейца. И это на какое-то время помогло Александру продержаться. В последний момент он сумел подставить саблю. Ударилась сталь о сталь. Попов даже сделал выпад, но, не рассчитав сил, пошатнулся. Белогвардеец со всего плеча нанес удар. Но лезвие сабли было слишком сильно наточено и, пройдя скользом, срезало кожу на виске, и щеке бойца. Александр рухнул на землю.

Белогвардеец подошёл к разведчику, носком сапога перевернул его на спину и наклонился, стараясь расстегнуть крючок на полушубке, чтобы вытащить документы.

Вопрос:

Как вы думаете, это конец рассказа? Почему?

Отрывок 6.

Белогвардеец подошёл к разведчику, носком сапога перевернул его на спину и наклонился, стараясь расстегнуть крючок на полушубке, чтобы вытащить документы,но вдруг покачнулся, схватившись за голову, и замертво упал рядом с разведчиком.

Из-за кустов вышла девушка, небольшого роста, худенькая, похожая на подростка. Полушубок её был перетянут в талии бечёвкой. Винтовку, из которой она стреляла только что, девушка держала перед собой. Но когда убедилась, что белогвардеец убит, быстро наложила на раны командира марлевые повязки, застегнула медицинскую сумку, перебросила её за плечо, и волоком потащила Попова к железнодорожной насыпи, где расположился походный госпиталь. Она выбивалась из сил, спотыкалась, но не выпускала тяжелой ноши из рук.

Конечно, она доставит красного командира в госпиталь. …Попов открыл глаза, когда Маша отдыхала, прислонившись к дереву. Время от времени сюда долетали случайные пули, сбивая кору с деревьев, срезая ветки.

Разведчик долго всматривался в медсестру. Да, верно, это она, бесстрашная Маша Барабанщикова, наконец-то узнал он и тихим, слабым голосом позвал:

– Сестрёнка, сестрёнка...

– Что? – эхом отозвалась она и склонилась над разведчиком.

– Ты... поберегись... Пуля... она глупая... не пощадит...

– Я пулям не кланяюсь, – тихо, но твёрдо, с достоинством ответила Маша.

– Я тебе... сам поклонюсь... только... береги себя. Сестрёнка...

Маша ничего не ответила. Не могла найти слов. Она смотрела на Попова, и ей жаль было этого красивого светловолосого парня, лицо которого было скрыто теперь бинтами и по ним из-под переносицы растекалось большое красное пятно.

Маша наклонилась, осторожно приложила к синяку комок снега. «Ах, война, война, – подумала девушка, – оставила эта война глубокую отметину на лице бесстрашного командира». …героями становятся не все. Да, не все. А вот Саша – настоящий герой. Он никогда не боялся врагов. О его храбрости ходили легенды. Смекалистый, сильный и смелый, он всегда возвращался из разведки с ценными сведениями, а ещё чаще – с «языком».

Вопросы:

– Вы согласны с Машей, что Александр Попов герой?
– А Маша?

Отрывок 7.

Сегодня Маша лично убедилась в том, что Саша один вёл неравный бой с тремя белогвардейцами. И победил. И что самое интересное, рубил их левой рукой. Правая висела как плеть.

С двумя белогвардейцами он справился быстро и неожиданно даже для самого себя. Третьего он бы не одолел. Силы у бойца были на исходе. Поэтому она пришла Саше на помощь. Чисто случайно. Пошла по следам откатывающегося боя, чтобы подобрать раненых, и вдруг стала свидетельницей того, как белогвардейцы набросились на Попова. Трое против одного. Он держался мужественно, но, когда уже выдохся, упал, сражённый саблей белогвардейца, Маша не выдержала и впервые навела ствол винтовки в голову белогвардейца.

А теперь она, медсестра Маша Барабанщикова, должна доставить героя на перевязочный пункт.

Саша должен жить, обязательно должен жить, и не он ей должен кланяться, а она ему. Да что там она! Ему должны кланяться все люди, за счастье которых Саша сражался не щадя своей жизни. И при мысли о том, что разведчика Попова могли бы убить, девушке даже стало как-то не по себе.

– Сестрёнка, – позвал Попов, – помоги мне подняться…

– Лежи, – строго приказала Маша, с трудом переводя дыхание, – вот отдохну немного...

– Нет, – стоял на своём Попов, он мог бы говорить и строже, но перед девушкой пасовал, – помоги... Пойдём вместе...

Разведчик понимал, что Маше трудно тащить его по снегу: сил-то у неё не так уж много. Но что поделаешь? Он пробовал повернуться на бок, а потом, выбрав время, «улизнуть», но так можно было лишь думать, мечтать, предполагать. А на самом деле всё происходило иначе.

Маша с усилием подняла разведчика. Конечно, с другими бойцами она бы вела себя иначе: не позволила бы командовать собой. Но перед ней был знаменитый разведчик...

Саша опёрся на её плечо и, с трудом переставляя ноги, пошёл рядом. И казалось ему, что Маша не медсестра, а его родная сестрёнка, с которой он никогда бы в жизни не расставался.

Конец рассказа.

Вопросы:

– Каково ваше первое впечатление от рассказа?
– Понравилось? Нет? Почему?
– Кому бы вы посоветовали его прочитать?

Если времени у вас больше, чем один урок, то желательно кратко рассказать о значении Волочаевского боя, о Гражданской войне на Дальнем Востоке. Можно заранее составить рекомендательные списки литературы по теме с указанием, в том числе электронных адресов, где можно «скачать» тексты.

Ниже приведены цитаты для размышления детей о смысле рассказа, том уроке, который они из него вынесли. Использовать нужно не все. Вы выбираете 5-6 цитат, различающихся по эмоциональной окраске, смыслу в расчёте на возраст вашей аудитории.

Цитаты для рефлексии:

  1. Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.
  2. Не чувствовать страданий не свойственно человеку, а не уметь переносить их не подобает мужчине (Сенека).
  3. Давайте верить в то, что сила – на стороне правды; и пусть эта вера поможет нам исполнить наш долг так, как мы его понимаем (Авраам Линкольн).
  4. Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает (Л.Н. Толстой).
  5. В гражданской войне всякая победа есть поражение (Лукан).
  6. В войне не бывает выигравших – только проигравшие (Артур Невилл Чемберлен).
  7. Герой должен быть полон противоречий. Например, ему наносят рану, и он учится держать удар, становится сильнее. Он должен добиться успеха потому, что потерпел поражение. Это сложная личность, о многих сторонах своего характера он и сам не догадывается. Он будет удивлять неожиданными поступками. Таковы люди (Бернард Вербер).
  8. Секрет героизма: никогда не позволяйте страху смерти руководить вашей жизнью (Джордж Шоу).
  9. Друг – другом, а враг – врагом.
  10. Без беды друга не узнаешь.
  11. Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  12. Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
  13. Силён тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.
  14. Один в поле не воин.
  15. Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли (Вальтер Скотт).
  16. Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего (Та­деуш Котарбиньский).