"И на Тихом океане свой закончили поход" - Знаем? Помним?

 

Знаем? Помним?: к юбилейным датам окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке

(методические рекомендации)

Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Краеведение придаёт местности историзм, открывает в её прошлом что-то совершенно новое, ценное». Его слова как нельзя точно раскрывают суть деятельности библиотечного краеведения, смысл которого заключается в том, чтобы помочь читателям лучше узнать свой край, глубже понять его историю. Особенность нашего дальневосточного региона – отдалённость от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью, привела к тому, что история и культура нашего края всегда также были на периферии внимания российского общества. Пример: каждый в России знает дату окончания Великой Отечественной, а вот дату конца Второй мировой войны, которая закончилась здесь, на Дальнем Востоке, вспомнит уже не каждый.

Ещё наглядней это заметно на примере истории Гражданской войны, датой окончания которой во всех учебниках называется 1920 год, а между тем на российском Дальнем Востоке она полыхала ещё два года. Исход её определял – останется Дальний Восток в составе России или станет колонией Америки или Японии. И разве этот результат был (и есть) значим только для Дальнего Востока? Ведь сегодня Дальний Восток – мощный ресурсный потенциал страны. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов России. Это даёт ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. Так регион производит: 98% алмазов, олова – 80%, борного сырья – 90%, золота – 50%, вольфрама – 15%, рыбы и морепродуктов – более 40%, древесины – 13%, целлюлозы – 7%. Принадлежность этих богатств, которые много значили и ещё больше будут значить для развития нашей страны, определились именно тогда, в далёком 1922 году. Задача наша, как библиотекарей, донести информацию об этой значимой странице истории родного края особенно до молодого поколения, которое в большинстве своём знает о ней очень мало.

2012 год – это год 90-летия окончания Гражданской войны на ДВ (24.10.1922), с которой связана и дата боёв под Волочаевкой (10-12.02.1922), и дата вхождения ДВР в состав России. Для нас, жителей ЕАО, особенно интересно видеть в исторических книгах и статьях названия наших мест – Дежнёвка, Ин, Ольгохта, Волочаевка, вспоминать о партизанах и подпольщиках, действовавших на территории Облученского, Смидовичского районов. В нашей области мы будем широко отмечать именно дату боёв под Волочаевкой (10-12 февраля 1922), но разговор о ней без широкого контекста событий гражданской войны на Дальнем Востоке будет невнятен.

Все рядком лежат —
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был — красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был — белый стал:
Смерть побелила.

(М. Цветаева)

Так точно написала когда то Марина Цветаева о трагедии Гражданской войны. Именно в такой интонации мы и должны вести разговор об этих событиях сегодня, не вдаваясь в политические споры о том, на чьей стороне была правда, а объективно давая информацию о фактах, событиях, людях, взглядах участников той далёкой войны. Тем более, что в оценке результатов Гражданской войны есть одна безусловная правда – победители боёв под Волочаевкой, Хабаровском, Владивостоком не просто разгромили белых, установили новый строй, но и изгнали интервентов с территории Дальнего Востока, отстояли целостность России.

Начиная подготовку к юбилейным дням, библиотекарь, безусловно, прежде всего проверит свой фонд, выявив все имеющиеся в библиотеке документы на данную тему. В этом вам поможет список, приведенный в данном сборнике. Но он отражает лишь те издания, связанные с Волочаевским сражением, которые есть в фондах областной библиотеки. Возможно, в ваших фондах есть детская литература, местные издания, самодельные книги или «досье» о Гражданской войне на Дальнем Востоке, которые не попали в данный список. Особое внимание следует обратить на книги, лишь частично посвящённые Дальнему Востоку или отражающие события Гражданской войны в целом. При подготовке массовых мероприятий стоит использовать и художественную литературу о Гражданской войне на Дальнем Востоке и в целом в России, например, произведения А. Фадеева, Н. Нагишкина, поэзию В. Маяковского, М. Цветаевой и др. авторов.

Работая с выявленными документами надо учесть, что начиная с 90-х гг. прошлого века происходила резкая переоценка принятого ранее взгляда на эти события, и книги, изданные ранее этого времени, требуют определённой корректировки при работе с ними. Из них мы берем в первую очередь фактический материал, избегая тогдашней политизации.

Сохраняющаяся и сегодня противоречивость взглядов на те далёкие события позволяет использовать в их раскрытии подчёркнуто дискуссионные формы подачи материалов под общим лозунгом «Волочаевка: за и против». Это могут быть как традиционные формы: выставки, диспуты, так и новые, например, Дебаты. Серьёзность темы требует и особого внимания к выбору форм мероприятий, которые будет готовить библиотека к этим краеведческим юбилейным датам.

Начнём с традиционной для библиотек форм – выставки. Это наиболее гибкая, высокоэффективная и распространённая форма наглядного информирования о любой теме. Книжная выставка представляет собой комплекс отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателю для обозрения и ознакомления с ними. Выставка является информационной основой, на которую «нанизывается» библиографический обзор, устный журнал, встреча с историком. Комплексным выражением этого может быть презентация библиотечной выставки, сутью которой является представление своей работы общественности, демонстрация социальной значимости данной темы, формирование мнения об этом событии.

Чтобы разнообразить эту традиционную для библиотек форму, можно при подготовке к юбилею боев под Волочаевкой использовать нетрадиционные выставки:

  • досье – объективно отражает факты и события тех лет («Память о …»);
  • полемика – показывает различные точки зрения по поводу какого-то проблемного вопроса);
  • фото- («Рассказывают старые фотографии», «Семь взглядов на …» (фотографии разных фотографов одного и того же вида));
  • память (реквием) – подчёркивает трагизм тех боёв, потери, которые понесли обе стороны («Поглядеть: солдат где свой, где чужой?»);
  • кроссворд, викторина – строится на основе вопросов по теме, книги, представленные на ней содержат ответы на них («Что мы знаем о Волочаевке?»);
  • галерея – представлены рисунки, иллюстрации, картины по теме («Рисуем Волочаевку», «Мы любим наш Дальний Восток» и др.);
  • путешествие (например: «По местам боёв», «Где когда-то гремели бои», можно использовать материалы (буклеты, открытки, сувениры, фотографии) о сегодняшнем дне нашего края).

Выставки также могут быть виртуальными, где в организации и проведении используются слайды, подготовленные в программе PowerPoint. Такая выставка обычно сопровождается обзором и проводится как объёмное массовое мероприятие. В экспозиции могут использоваться и реальные предметы (например, книги сопутствующей тематики, предметы, о которых есть информация в этих книгах и т.д.). И тогда выставка будет считаться виртуально-реальной или виртуально-предметной. Эта форма наиболее предпочтительна при подготовке к юбилею Волочаевки, так как позволяет использовать интересный и современный иллюстративный ряд, который есть в сети Интернет, ведь большинство материалов по данной теме изданы достаточно давно и не могут порадовать глаз современного ребёнка или молодого человека.

Отмечая юбилейную дату, библиотека может использовать и другие интереснейшие формы деятельности. Это различные аукционы знаний, уроки (например: урок-предостережение, урок истины), диалоги, обзоры (например: обзор-диалог «Белые и Красные», обзор-хроника «Как это было»), слайд-экскурсы, информины, пресс-минутки, журнальные паузы, различной тематики репортажи и т.д. Для детей младшего и среднего школьного возраста можно провести громкие чтения с остановкой художественных текстов о Волочаевском бое или рассказы о Гражданской войне на Дальнем Востоке, например, А. Фадеева.

Популярной формой продвижения знаний и привлечения внимания к краеведческой теме являются различные конкурсы – литературные (эссе на заданную тему, поэтические), исследовательских работ, газет и плакатов, рисунков, на самую знающую семью и т.п.

Учитывая серьёзность и трагизм юбилейных событий, отмечая их будут неуместны такие формы, как праздник или игровые шуточные конкурсные программы. Но вполне допустимы такие формы, как викторина или вечер, митинг, акция. Вечера по данной теме могут быть литературными, музыкальными, песенными, поэтическими, вечера-путешествия, вечер-реквием и т.д. Вечера также как и праздники имеют разную тематику, но всегда они сопровождаются определённым эмоциональным настроением.

Напомним, что акции призваны акцентировать внимание общества на определённых явлениях человеческой жизни, сформировать общественное мнение за или против. Эти мероприятия всегда имеют большой эмоциональный накал. Они часто имеют сложную содержательную структуру, объединяющую и другие различные формы массовой работы. Это и те же выставки, обзоры, театральные представления.

Каждый из вас может выбрать любые из форм, накопленные в арсенале библиотечной практики, в зависимости от ваших возможностей и читательского адреса. Главное, чтобы они решали задачу привлечения внимания к этой важной юбилейной дате из истории нашей области, Дальнего Востока и России, популяризировали знания об этой трагической и героической странице прошлого, помогали воспитывать из юного поколения настоящих патриотов.