Мастерская чтения. Выпуск 1(11), 2012 - Книжная полка

Книжная полка

 

Твоя будущая профессия: обзор литературы в помощь профориентационной работе библиотек

Т.И. Рыжкова,
главный библиотекарь БОУНБ

Вопреки известным лозунгам о том, что «все работы хороши» далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества. Даже в так называемых творческих профессиях, вызывающих восхищение, сами работники далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что у них не всегда получается реализовать свои сложные творческие замыслы, но и в том, что сама оценка их труда со стороны общества (и окружающих коллег) не всегда бывает справедлива. В итоге, труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьёзным страданиям и ощущению неудачности всей жизни.

Получается, что неудачное профессиональное (а в более широком смысле – и трудовое) самоопределение и самореализация может стать серьёзной причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работе среди школьников.

В помощь профориентационной работе предоставим Вашему вниманию литературу, имеющуюся в фондах БОУНБ им. Шолом-Алейхема.

1. Учебные пособия для вузов

88.411.9я73
С 794        Степанов, В. Г.   Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессий : учеб. пособие для вузов / В. Г. Степанов. – М. : Академический проект, 2008. – 447 с.

Профессор психологии, Академик Международной педагогической академии (МПА) и Международной академии наук педагогического образования (МАНПО). В учебном пособии анализируются важнейшие проблемы профессиональной деятельности современного человека, особенно касающиеся профориентации, первоначальной трудовой подготовки и профессионально-личностного развития. Даются описание состояния и характеристика основных методов и методик профориентационной работы в России и за рубежом. Степанов В. Г. раскрывает в 3 параграфе (с. 26) Психологические проблемы профессиональной деятельности и профориентации; в 5 параграфе (с. 73) Развитие способностей детей и подростков – важнейшая составная часть профориентационной работы в школе.
Книга может быть полезна педагогам, работникам служб занятости и родителям школьников.

88.411.9я73
З-474        Зеер, Э. Ф.   Профориентология: теория и практика : учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – 189 с. – (Gaudeamus) (Учебное пособие для высшей школы).

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета. Научный руководитель проекта – заведующий кафедрой, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Э. Ф. Зеер.

Пособие посвящено одной из актуальных проблем модернизации общеобразовательной школы – формированию профессиоведческой компетентности студентов и школьников.

Глава 2. Личность в мире профессий (с. 35): Понятие «профессия», Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессий и т.д.

Учебное пособие адресовано педагогам, психологам, студентам педагогических вузов, работникам психологических служб и службы занятости.

88.3я73
Б 28        Батаршев, А. В.   Учебно-профессиональная мотивация молодёжи : учеб. пособие для вузов / А. В. Батаршев. – М. : Академия, 2009. – 190 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

Автор доктор педагогических наук, кандидат психологических наук. Старший научный сотрудник, заведующий лабораторией социального, психолого-педагогического диагностирования, коррекции и компенсации в развитии личности Института профессионально-технического образования РАО, профессор.

В учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические аспекты мотивационной сферы учащихся базовой профессиональной школы, особенности и закономерности их мотивации.

2. Методические пособия, учебные пособия

74.200.52я7
С 833        Стратегии жизни в современных условиях (образование, профессия, карьера) : учеб. пособие для 10-11 кл. сред. шк. / под ред. И. П. Михайлова. – СПб. : СОЮЗ, 2004. – 525 с.

Для учащихся старших классов, а также учителей основной школы, осуществляющих допрофильное обучение. «Главная задача нашей книги – помочь молодым людям, стоящим на пороге самостоятельной жизни, сформировать веру в собственные силы. Определиться в выборе жизненного пути, разработать свою стратегию жизни, для того чтобы занять достойное место в обществе, стать настоящим гражданином страны» И. П. Михайлов.

В учебном пособии содержаться сведения по обществознанию, психологии, социологии, экономике, праву и политологии, менеджменту, а также комплекс практико-ориентированных знаний, которые помогут школьникам грамотно и эффективно действовать при выборе профессии, поступлении на работу, в предпринимательской деятельности.

Глава 1. Шаги по жизни. Рассматриваются вопросы о ценности и смысле жизни. Смысл жизни и выбор профессии. Самореализация Часть 2. Выбираем для себя профессию и род деятельности. Говорится о влиянии работы на жизнь человека, о выборе профессии. Образование и профессия. Зачем нужно образование? Глава 6. Путь предпринимателя. Быть предпринимателем? За и против. Глава 7. Путь специалиста. Раскрыты вопросы: рынок труда, ценность работника, как устроиться на работу и т.д. Приложение 2. (с. 451) Информация о профессиях.

88.841я7
П 863        Психологическое сопровождение выбора профессии : науч.-метод. пособие / Л. М. Митина и др. ; под ред. Л. М. Митиной. – 2-е изд.,испр. – М. : МПСИ : Флинта, 2003. – 179 с. – (Б-ка психолога).

Авторы пособия разработали основные принципы развивающей психологической работы со старшеклассниками (психологического сопровождения) и технологии, предназначенные для индивидуальной (диагностические и обучающие методики) и групповой (тренинги, деловые игры, практикумы) работы по выбору и подготовке к профессии.

88.411.9я7
Р 34        Резапкина, Г. В.   Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков : учебно-метод. пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. – 2-е изд., испр. – М. : Генезис, 2004. – 125 с.

В пособии представлена программа факультативного учебного курса «Я и моя профессия», приводится подробный сценарий занятий. Темы занятий: Склонности и интересы в выборе профессии; Что я знаю о мире профессий?; Ошибки в выборе профессии и т.д. Цель программы – дать старшеклассникам возможность осознать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии.

Для педагогов, психологов, студентов психологических и педагогических вузов, а также для родителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении своих детей.

88.411.9в61я7
С 794        Степанский, В. И.   Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент : [учеб.-метод. пособие] / В. И. Степанский. – М. : МПСИ, 2006. –108 с.

Аналитический обзор отечественных исследований в области профориентации, профпригодности, профотбора, диагностики и формирования профессионально важных качеств и личностных факторов выбора профессии.

3. Тесты по профессиональной ориентации

88.411.9в64
Т 915        Тутубалина, Н. В.   Твоя будущая профессия : сборник тестов по профессиональной ориентации / Н. В. Тутубалина. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 281 с. – (Б-ка выпускника).

Очень важно на ранних этапах профориентации подростка определить степень его профпригодности к конкретному виду деятельности посредством всестороннего изучения его личности, т.е. изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей человека к профессиональным требованиям.

В данном издании Вашему вниманию предлагаются популярные методики по самодиагностике при выборе профессии, советы по поведению при осуществлении поиска работы и формулы профессионального самоопределения.

Выбор профессии – первые шаги. Как выбрать профессию (с. 6). Что влияет на выбор профессии. Психофизиологические особенности профессиональной ориентации (с. 11). Знакомство с профессией (с. 32). Что такое профессия? Основные отличия разных профессий (с. 37). Глава 4. Оценка своих способностей и предрасположенности к профессии. Психологический тест для оценки уровня интеллекта (с. 124). Тест «Определение типа личности» (с. 138). Тест на предрасположенность к различным типам профессий (с. 147). Тест «Выбор профессии» (с. 170) и т.д. Приложение 1 «Краткая характеристика профессий и требований к ним». Приложение 2 «Рейтинг российских вузов».

88.37в644
П 641        Потемкина, О. Ф.   Законы успеха, или Как найти своё место в жизни / О. Ф. Потемкина, Е. В. Потемкина. – М. : АСТ-Пресс книга, 2005. – 335 с. : ил. – (Практическая психология).

Книга, написанная профессиональными психологами, поможет молодёжи разобраться в себе, определить свои способности и найти работу по душе. В разделе «Путь к себе» содержаться тесты, помогающие в выборе профессии: «Ваша мотивация к успеху», «Определение основных мотивов выбора профессии». Разделы «Как стать профессионалом», «Тесты взаимоотношений», «Командовать или подчиняться?», «Контроль над эмоциями», «Как найти работу», «Деловой имидж».

88.8в644
П 641        Потемкина, О. Ф.   Тесты для подростков / О. Ф. Потемкина, Е. В. Потемкина. – М. : АСТ-пресс книга, 2005. – 318 с. : ил. – (Практическая психология).

Раздел 3 «В мире профессий» поможет ориентироваться в великом множестве профессий. Содержит тесты: «Карта интересов», «Определение основных мотивов выбора профессии» и др.

88.4
С 176        Самоукин, А. И.   Выбор профессии: путь к успеху : тесты и рекомендации; дайджест популярных профессий; деловое общение и этикет; регулирование конфликтов и стрессов; управление своим «Я» / А. И. Самоукин. – Дубна : Феникс+, 2000. – 189 с.

Эта книга позволяет оценить с помощью тестов свои возможности, развивать деловые качества, познакомиться с популярными профессиями и выбрать из них подходящую для себя. На конкретных примерах показывается, как достигнуть успеха в любой профессии, как проводить переговоры, организовывать деловые совещания, регулировать конфликты и стрессы, управлять своим «Я».

Книга рекомендуется учащимся школ и студентам вузов, преподавателям, а также всем, кто желает усовершенствовать себя как в работе, так и в повседневной жизни.

88.411.9в643
Т 367        Тесты по профориентации для учащихся : самый полный сб. тестов / сост. А. А. Аркадьев. – Минск : Современная шк., 2008. – 263 с. – (Самообучение).

Цель справочника – быть своеобразным ориентиром для желающих получить общее представление о своём профессиональном потенциале, соотнести свои профессиональные предпочтения и запросы с имеющимися внутренними возможностями. В справочнике представлены профессиональные и любительские тесты, разработанные отечественными и зарубежными специалистами, которые были опубликованы в различных изданиях.

Справочник предназначен для старшего школьного и юношеского возраста, родителей, учителей, а также для всех читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами профориентационной работы.

88.8в64
П 863        Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях : тесты, методики, критерии оценки / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 411 с. : ил. – (Сердце отдаю детям).

Книга предназначена практическим психологам, работающим в образовательных учреждениях, учителям, воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, родителям. В качестве учебного пособия будет полезна студентам, изучающим курсы «Возрастная психология», «Психодиагностика». Раздел 2 «Профессиональная психодиагностика» представляет различные тесты: Дж. Холланда «Профессиональный тип личности», Беннета «Оценка уровня развития технических способностей» и др.

74.200.526
П 858        Пряжников, Н. С.   Профориентация в школе и колледже : игры, упражнения, опросники : 8-11 кл., ПТУ и колледж / Н. С. Пряжников. – М. : ВАКО, 2008. – 287 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Представленные в книге игры, упражнения, опросники, дискуссии несут в себе глубокий воспитательный потенциал, ориентированные на формирование у школьников нравственных и гражданский качеств. Многие игры имеют шутливую форму, поэтому эмоционально благоприятно воспринимаются учащимися.

Описание занятий сопровождаются подробными методическими рекомендациями, которые будут полезны при проведении как профориентационных бесед, так и тематических классных часов, а также индивидуальных консультаций. Для удобства методики сгруппированы по разделам: для работ с классом (20-25 человек), группой из 10-15 человек, группой из 3-4 человек и индивидуальной консультации. В книге отражены научно-методические основы школьной профориентации.

Пособие адресовано школьным психологам, классным руководителям, социальным педагогам для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов.

88.492в6
Б 872        Брайон, М.   Тесты для профессионального отбора : пер. с англ. / М. Брайон, С. Модха. – 2-е изд. – М. : Питер, 2005. – 142 с. – (Практическая психология).

Цель этой книги – предоставить читателям информацию об отборочных тестах и дать им возможность потренироваться, выполнив специальные упражнения. Эти упражнения занимают больше половины книги и соответствуют наиболее распространённым типам современных отборочных тестов. Предварительная тренировка позволяет существенно улучшить результаты тестирования, что повысит шансы получить желаемую работу.

4. Профессиональное консультирование

88.841
Ч-498        Чернявская, А. П.   Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 95 с. – (Психология для всех).

Программа психологического консультирования направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, т.е. способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию. Программа включает в себя описание особенностей ситуации выбора и принятия решения, правила работы с группой и программу занятий.
Для психологов и педагогов, работающих с подростками и молодежью, специалистов социально-педагогических и профориентационных служб.

88.5я7
И 877        Исмагилова, Ф. С.   Основы профессионального консультирования : пособие для социальных работников службы занятости и менеджеров по работе с персоналом : учеб.-метод. пособие / Ф. С. Исмагилова. – М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003. – 252 с.

В учебном пособии изложены методология и технология профессионального консультирования; рассмотрены вопросы, актуальные для социальных работников службы занятости, консультантов, сотрудников консалтинговых фирм, центров оценки персонала, менеджеров по работе с персоналом, особенно для тех из них, кто в силу своих должностных обязанностей специализируется в области профессионального консультирования.

Пособие адресовано студентам психологических специальностей, а также слушателям факультетов повышения квалификации.

88.411.9
Г 809        Грецов, А. Г.   Выбираем профессию : советы практ. психолога / А. Грецов. – СПб. [и др.] : Питер : Питер Принт, 2005. – 214 с. : ил.

Один из важнейших шагов, от которого во многом зависит дальнейшая судьба молодого человека – выбор профессии. Как ориентироваться в многообразии профессий и возможных путях их получения? Чем определяется успех в построении карьеры? Что такое общие и специальные способности? Как понять, есть ли они у тебя и можно ли развить их? Каковы типичные ошибки на пути профессионального самоопределения, можно ли их избежать? Как перейти от общих размышлений о своём будущем к конкретным действиям? Книга поможет молодым людям, выбирающим, кем быть, найти ответы на эти и многие другие вопросы. Книга адресована подросткам, будет интересна также родителям, учителям и практическим психологам. Может использоваться в качестве учебного пособия по курсу «Психология профессионального самоопределения».

88.411.9
Р 598        Рогов, Е. И.   Выбор профессии: становление профессионала / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 331 с. – (Азбука психологии).

Автор знакомит читателя с основами выбора профессии, с вхождением молодого человека в трудовой коллектив. Но главное внимание уделено эволюции человека в процессе профессиональной деятельности. Пособие затрагивает и проблемы профессионального общения, знакомя с его видами, приёмами, способами измерения и управления чувствами. В книгу включены также психологические упражнения и опыты по самосовершенствованию, саморегуляции психических состояний, которые помогут читателю лучше понять, что происходит с человеком, его личностью во время приобретения профессионального мастерства.

74.200.5
С 262        Сгибнева, Е. П.   Классные часы в выпускных классах / Е. П. Сгибнева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 315 с. – (Сердце отдаю детям).

В книге предлагаются разнообразные подходы к решению воспитательных задач в неформальной обстановке. Автор книги убеждён, что классные часы в школе можно интересно проводить в виде игр, тестов, ролевых диалогов, сценок и т.д. Особое внимание в книге уделяется актуальной проблеме, касающейся выпускников – выбору профессии, т.е. профильному и предпрофильному обучению учащихся.

Книга адресована педагогам, классным руководителям, студентам педагогических учреждений, активистам-старшеклассникам, и всем, кто связан с воспитанием школьников, лицеистов.

60.550.325.11
К 57        Когда наступает время выбора : устремления молодёжи и первые шаги после окончания учебных заведений / отв. ред. Г. А. Чередниченко. – СПб. : РХГИ, 2001. – 568 с.

В книге представлены результаты последнего по времени этапа исследовательского проекта, осуществляемого с 1960-х гг., в котором предпринята попытка выявить взаимодействия и взаимосвязи различных подсистем общества (экономической, образовательной, демографической, социально-психологической и др.), влияющих на формирование ценностных ориентаций и социальное поведение молодёжи в условиях их значительной трансформации. На материалах массовых обследований, которыми были охвачены выпускники, как средних школ, так и ССУзов и профессиональных училищ, исследователи имели возможность проанализировать процессы самоопределения практически всей когорты молодёжи, получающей среднее образование в новых социально-экономических условиях, а также выявить критические точки, на которые обществу следует обратить особое внимание.

Рассматривались такие вопросы: методические особенности изучения привлекательности профессий (с. 39); профессиональное образование: общая ситуация (с. 62); престиж профессий у молодёжи (с. 130) и др.

5. Литература о профессиях

47.2
Б 439        Белышев, Е. Ю.   Ловись рыбка... / Е. Ю. Белышев ; ред. Г. Н. Кондрашов. – М. : Знание, 1990. – 46 с. : ил. – (Твоя профессия ; 9).

43
Б 725        Бобров, Р. В.   Экзамен на лесничего : кн. для учащ. ст. кл. сред. школы / Р. В. Бобров. – М. : Просвещение, 1990. – 155 с. : ил. – (О профессиях, производстве и людях труда).

Книга, написанная опытным лесоводом, эмоционально и увлекательно рассказывает о важности профессиональной работы в лесном хозяйстве. В центре внимания – уход за лесом; сохранность лесного генофонда; лечение деревьев; закрепление оврагов и терриконов. Защита полей с помощью лесопосадок; охрана лесов от пожаров; рациональное пользование лесными дарами; искусственное выращивание леса в теплицах; возобновление лесных пород и др.

37.8
Д 937        Дьяченко, Н. П.   Рождение книги : кн. для учащ. старш. кл. сред. шк. / Н. П. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1990. – 111 с. : ил. – (О профессиях, производстве и людях труда).

Книга посвящена рассказу о полиграфической промышленности и ведущих профессиях этой отрасли. Учащиеся познакомятся с системой рабочих профессий, среднетехнических и инженерных специальностей полиграфического производства.

65.050.9(2Рос)24
Д 36        Деринг, П.   Хотите стать коммерсантом? : пер. с нем. / П. Деринг ; ред. Т. М. Ершова. – М. : СП «Интерэксперт» : Экономика, 1994. – 270 с. : ил. – (Практикум делового человека).

Эта книга поможет стать профессиональным коммерсантом. Для автора это не просто человек, сбывающий товар, а личность, своими знаниями и мастерством влияющая на покупателя. С чего начать, как раскрыть свой потенциал, что входит в арсенал приёмов высоко­квалифицированного коммерсанта и какие из них следует применять в конкретных ситуациях? По этим вопросам даются обстоятельные рекомендации. Они подкреплены практическими заданиями, тестами, деловыми играми, прошли проверку богатейшей практикой.

43.9
К 614        Колосов, В. Н.   Труженики леса / В. Н. Колосов ; ред. Г. Н. Кондрашев. – М. : Знание, 1989. – 46 с. : ил. – (Твоя профессия ; 6).

46.11
К 643        Коневоды : сборник / ред. Г. Н. Кондрашев. – М. : Знание, 1991. – 47 с. : ил. – (Твоя профессия ; 8).

48
Л 43        Лекари «меньших братьев»: о профессии ветеринара : сборник / ред. Г. Н. Кондрашев. – М. : Знание, 1989. – 45 с. : ил. – (Твоя профессия ; 9).

30у я721
Л 493        Лернер, П. С.   Инженер третьего тысячелетия : учеб. пособие для 9-11-х кл. образоват. учреждений общ. сред. образования / П. С. Лернер. – М. : Академия, 2005. – 301 с. – (Профильное обучение школьников. Твоя профессия).

Книга предназначена тем, кто свою профессиональную будущность связывает с техникой, технологиями, производством материальных ценностей. Она познакомит сегодняшних школьников с профессией инженера, поможет им как бы примерить профессию на себя и ответить самому себе на вопросы: «Хочу ли я стать инженером, желательно хорошим?» и «Могу ли я стать инженером, желательно хорошим?»

Для учащихся старших классов. Пособие может быть полезно также родителям, педагогам, психологам, социальным работникам – всем, кто помогает молодёжи определить свой профессиональный путь, а также студентам, обучающимся по инженерным специальностям.

46.82
Л 555        Лившиц, С. Б.   Цыплят по осени считают / С. Б. Лившиц. – М. : Знание, 1990. – 46 с. : ил. – (Твоя профессия ; 10).

46.91
Л 886        Лысенко, И. И.   Пчеловоды / И. И. Лысенко. – М. : Знание, 1990. – 46 с. : ил. – (Твоя профессия ; 6).

74.00я721
П 841        Профессия – учитель : учеб. пособие : для профильной и проф. ориентации уч-ся 9-11 кл. образоват. учреждений общего сред. образования / под ред. А. С. Роботовой. – М. : Академия, 2005. – 365 с. – (Твоя профессия) (Профильное обучение школьников).

В книге раскрывается сущность профессии учителя, рассказывается о её истории, путях получения педагогического образования и родственных профессиях; рассматриваются функции учителя и его роль в развитии культуры, общества, отдельного человека; даётся анализ нормативных документов о деятельности учителя.

Издание адресовано школьникам, определяющимся с профессиональным выбором, а также учителям, классным руководителям, родителям учащихся.

74.200.526я721
П 841        Профессии работников сферы обслуживания : учеб.пособие для 9-11-х кл. образоват. учреждений общ. сред. образования / под ред. И. Ю. Ляпиной, Т. Л. Служевской. – М. : Академия, 2004. – 268 с. : ил. – (Профильное обучение школьников) (Твоя профессия).

Авторы в популярной форме, но достаточно полно и всесторонне рассказывают о различных видах деятельности в сфере обслуживания, о содержании труда и требованиях к работникам, о возможностях трудоустройства и перспективах профессионального роста. Приводятся тесты и задания, позволяющие читателю определить свою склонность к тем или иным профессиям.

Книга предназначена для предпрофильной подготовки, профессионального обучения и профессиональной ориентации школьников. В ней много занимательного материала и полезных советов, поэтому она будет интересна также учащимся профессиональных учебных заведений, уже осваивающим данные профессии, и всем, кто интересуется историей или хочет стать «немного профессионалом» в торговле, кулинарии, ресторанном или гостиничном деле, парикмахерском и визажном искусстве.

76.120.8я73
С 247        Свитич, Л. Г.   Профессия: журналист : учеб. пособие для вузов по направлению 520600 и специальности 021400 «Журналистика» / Л. Г. Свитич. – М. : Аспект-пресс, 2003. – 253 с. : ил.

Пособие ставит целью познакомить первокурсников с журналистской профессией, рассказать о её истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях журнализма, представить модель личности журналиста как совокупность профессионально-творческих, личностно-психологических, социально-демографических, нравственных и гражданских качеств.

77.059
Т 288        Твоя профессия : сценарии профессиональных праздников / сост.-ред. Л. Гек ; ред. Л. Чечельницкая. – М. : ИМХО, 2005. – 71 с.

В сборник вошли литературно-музыкальные композиции, сценарии праздничных концертов и конкурсов, посвящённые труду учителей, клубных работников, методистов, хлеборобов, автомобилистов и работников милиции. Подборка стихов, представленная в сборнике, рассказывает о самых разнообразных профессиях и предназначена для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

47.1
Т 493        Тлиашинов, М. З.   Егерь / ред. Г. Н. Кондрашев. – М. : Знание, 1990. – 46 с. : ил. – (Твоя профессия ; 2).

Содержание