Мастерская чтения. Выпуск 1(11), 2012 - На перекрёстке жизненных дорог

На перекрёстке жизненных дорог

Н.В. Федосова, ведущий библиотекарь
«Межпоселенческой библиотеки» с. Амурзет

Встреча молодежи со специалистами различных профессий.

Цель: помощь в выборе профессии.

Задачи: знакомство с представителями различных профессий; познание себя (своего творческого потенциала и интересов).

Оформление: выставка «Любимое дело на всю жизнь», плакаты, цитаты и афоризмы о труде (подборка).

«Кем вы работаете?» – это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются друг у друга: «А кем работают твои папа и мама?» Ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека. Работа и всё, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Найти себя в этом мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье.

Огромное разнообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии сам создавать всё нужное для жизни. Поэтому кто-то занят одним делом, а кто-то другим, причём тем, которое у него получается лучше. Разделение труда возникло ещё на заре цивилизации. В первобытном обществе женщины и дети собирали коренья и ягоды, мужчины охотились и охраняли племя. Но экономически значимую роль разделение труда приобрело тогда, когда сформировались большие группы людей, занятых конкретным видом деятельности: сначала земледельцы и скотоводы, а позже – ремесленники и торговцы. Для выполнения своей работы человеку стали необходимы определённые знания и навыки – так появились профессии.

Ребята, сегодня мы собрались здесь для серьёзного разговора. Сейчас вы стоите на важном жизненном перекрёстке. Позади школа, опека родителей и время, когда за вас всё решали взрослые. Впереди большие перспективы и горизонты, впереди у вас жизнь. И то, насколько ваша жизнь будет интересной, успешной и полной – зависит теперь первую очередь от вас. И очень важно именно сейчас чётко определить, куда поведёт вас жизненная дорога.

Многие из вас ещё не выбрали свою будущую профессию. Выбор этот не лёгок потому, что ваши интересы пока не устойчивы, они формируются под влиянием школы, семьи, друзей. Причём степень выбора колеблется от абсолютного «да, только эта профессия меня привлекает...», до «не знаю, как получиться». Чтобы понять в чём суть профессии, нужно изучить её содержание. В мире насчитывается около сорока тысяч разных профессий, и любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессиональные важные качества» (например, для корректора важно внимание, для художника – образное мышление, и т.д.)

Выбирая определённую профессию, важно осознать, есть ли у вас способности, соответствующие профессиональным качествам. Выбирайте ту профессию, где ваши способности будут максимально реализованы; деятельность, в которой вы добьётесь наибольшего успеха. И, наконец, тип будущей профессиональной деятельности должен совпадать с вашим личностным типом характера. Скажем, если вы общительны – вам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами (журналист, менеджер). А если вы эмоциональны и непоседливы, то вам трудно будет выполнять рутинные виды деятельности, требующие усидчивости в течение длительного времени (например, заниматься делопроизводством).

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего познать себя. Эта древняя мудрость не утратила своего значения и в наши дни. Ведь перед каждым человекам встаёт вопрос: как можно познать самого себя, свои возможности и склонности, свои сильные и слабые стороны, свои плюсы и минусы, свою индивидуальность? Ответить на эти вопросы помогает психология. Ведь современная психология является не только интересной, но и весьма полезной наукой. Учёными этой области было разработано большое количество тестов помогающих человеку определиться и найти своё место в жизни.

Сейчас мы предложим вам определить свои профессиональные способности по результатом теста (см. приложение). Надеемся, что этот тест поможет вам лучше узнать себя, свои индивидуальные черты. Но тест – это не приговор, и относиться к нему очень серьёзно не стоит. Ведь ваш характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что вы якобы застенчивы. Боритесь, работайте над собой, познавайте себя. И помните, что психические свойства человека (будь то способности, интересы, или черты характера) – исключительно гибкие и изменяющиеся качества.

Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то полученный список будет включать в себя не более ста наименований. И это при том, что в России существует свыше 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всех данных, выделение крупных групп профессий.

Существует немало вариантов классификации профессий. Например, из сферы образования можно выделить такие профессии как: учитель, преподаватель, воспитатель и т.д.

Сегодня на нашей встрече присутствуют два представителя этой сферы Сычева Н.И. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ПУ № 7 и Понаморева О.Н. – учитель русского языка и литературы Амурзетской средней школы, молодой специалист. Предоставим им слово.

В сферу здравоохранения входят такие профессии как: врач, медицинская сестра, санитар. Сегодня у нас в гостях медицинский работник Е.Б. Марамзина. Она расскажет о специфике своей работы.

Кроме выше представленных, существует множество других сфер: сельское хозяйство, промышленность, вооружённые силы и многие другие. Сизенцев В.Н. расскажет о своей профессии механик-водитель.

Шабалина И.Н. – специалист «Центра занятости населения», расскажет как обстоят дела с трудоустройством в Октябрьском районе, какие профессии востребованы в наше время на рынке труда.

Раз уж наша встреча состоялась в библиотеке, то мы не можем обойти стороной такую замечательную профессию, как библиотекарь. Библиотека – это не только место, где выдаются книги. Проводя индивидуальную беседу с читателями, оказывая им помощь в выборе книг, библиотекарь активно воздействует на формирование личности читателя, его взглядов, отношений. Он так же, как и педагог, воспитывает у них хороший вкус, учит отличать высокохудожественную литературу от низкопробной.

Деятельность библиотекаря состоит из двух частей: работа с читателями и библиографическая работа. Работа с читателем включает в себя: выдачу литературы, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Сюда же входит организация книжных выставок, связанных с юбилейными и памятными датами.

Надеемся, что наша встреча была вам не только интересна, но и полезна в вашем профессиональном определении. И прежде чем мы расстанемся, хотим дать вам простое напут­ствие – мир профессий многообразен, и здесь каждый должен быть «разведчиком». Ведь это вам работать, вам жить в том профессиональном мире, в который вы теперь вступаете. Желаем вам не ошибиться в выборе профессии, чтобы это стало любимым делом на всю жизнь!

И если информации вам окажется недостаточно, помните, что в нашей библиотеке находится большое количество книг и периодических изданий, которые могут помочь вам с непростым выбором профессии. На представленной здесь выставке – лишь малая их часть, добро пожаловать в библиотеку. На этом мы и поставим точку в сегодняшней встрече.

Приложение

Поза во время сна

Загадка сна давно интересует учёных и является предметом многочисленных исследований. И это понятно, ведь мы проводим во сне в общей сложности около трети всей своей жизни. Подсчитано, что человек в возрасте 72 лет проспал ни много, ни мало 210 тысяч часов. К тому же психологи установили связь между позой человека, в которой он спит и его характером.

Например, те, кто спит на боку, слегка согнув колени – люди уравновешенные, покладистые. Они редко вступают в конфликты с окружающими, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются различным житейским ситуациям.

Однако они не обладают достаточной смелостью, энергией, настойчивостью в достижении своей цели, не честолюбивы, не стремятся блистать в обществе и быть лидерами. Предпочитают оставаться в тени, особенно если эта тень того человека, которого они любят и уважают.

Те, кто спит на спине, заложив руки за голову – обычно общительны и сердечны. Они знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, они дружески настроены к окружающим, принимают мир таким, каков он есть.

Тех, кто спит свернувшись калачиком, образно называют «бутонами», желающими раскрыться, расцвести. Эти люди подсознательно не хотят расставаться со своим детством. Они испытывают потребность в покровительстве человека с сильным характером, им приятно, если о них кто-то заботится. Нерешительны, неуверенны в себе, они избегают ответственности и в равной мере подвержены, как хорошему, так и дурному влиянию. В принципе, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, чем здравым смыслом.

Те, кто спит на животе, раскинув руки на всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверенны в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок. Они не терпят неожиданностей, расчётливы и предусмотрительны. Обычно их обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать своё мнение, командовать и руководить.

Обратите внимание на то, в каких позах спят ваши близкие. Быть может вы обнаружите некоторые совпадения с приведенными здесь характеристиками.

Тест

Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Обведите кружком выбранный Вами ответ в бланке.

А Б
1. Красить или расписывать стены помещений; поверхность изделий. 1. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, приборов.
2. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. 2. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять,приводить в порядок).
3. Следить за состоянием, развитием растений. 3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток.
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткать, металл, пласт­массу). 4. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).
5. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке и т. п.) 5. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада.
6. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты. 6. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным транспортным средством.
7. Помогать бедным людям, лечить их. 7. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.
8. Наблюдать, изучать жизнь микробов. 8. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
9. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты. 9. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т.п.
10. Выполнять вычисления, расчёты. 10. Лечить животных.
11. Художественно оформлять выставки, витрины. 11. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения.
12. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. 12. Обсуждать художественные книги.
13. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику). 13. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, рисунках.
14. Ухаживать за животными. 14. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
15. Тренировать сверстников в выполнении каких-либо действий. 15. Выращивать молодняк животных какой-либо породы.
16. Играть на сцене, принимать участие в концертах. 16. Организовывать культпоходы в театры, музеи, на экскурсии и т.п.
17. Составлять точные описания (отчёты) о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 17. Художественно описывать, изображать события, наблюдаемые или представляемые.
18. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания. 18. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
19. Выводить новые сорта растений. 19. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий.
20. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. 20. Делать лабораторные анализы в больнице.
Варианты самооценок

Человек – художественный образ: 1а, 3б, 6а, 8б, 11а, 12б, 16а, 17б.
Человек – техника: 1б, 4а, 6б, 9а, 13а, 14б, 18а, 19б.
Человек – человек: 2а, 4б, 7а, 9б, 116б 15а, 16б, 20а.
Человек – знаковая система: 2б, 5а, 7б,10а, 12а, 13б, 17а, 18б.
Человек – природа: 3а, 5б, 8а, 10б, 14а, 15б, 19а, 20б.

Артономические профессии – «Человек – художественный образ» – включают в себя такие профессии, как композитор, актёр, художник, артист балета, музыкант, писатель, фотограф и др. Людям, успешным в данных областях, присущи стремление к творчеству, яркое воображение, специальные способности, образное мышление и др.

Группа технономических профессий – «Человек – техника», объединяет в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами. Здесь необходимы технический склад ума, пространственное воображение, а нередко и умелые руки.

Социономические профессии – «Человек – человек» – предполагает постоянную работу с людьми. Наличие хорошо развитых коммуникативных способностей, эмоциональной устойчивости, быстрой переключаемости внимания обеспечивает качественное выполнение деятельности в таких профессиях, как: экскурсовод, педагог, менеджер по продажам, официант.

В группе сигнономических профессий – «Человек – знаковая система» в качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты. В работе таких специалистов, как бухгалтер, переводчик, программист, картограф, необходимы усидчивость, аккуратность и скрупулёзность.

Группа биономических профессий – «Человек – природа» – предполагает работу с природными объектами и явлениями. Такие профессии как агроном, микробиолог, зоотехник, ветеринар, неразрывно связаны с глубоким интересом и любовью к природе.

Содержание