Мастерская чтения. Выпуск 1(11), 2012 - Методический час

Методический час

Повышение престижа чтения – один из аспектов деятельности современной библиотеки

Е.Л. Корниенко, преподаватель БОКК

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о России как читающей стране.

Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Основная тенденция последних лет – утрата чтением его исключительной роли в жизни общества, потеря статуса престижного занятия. Среди причин снижения интереса к чтению специалисты называют следующие:

  • Изменение системы ценностей.
  • Снижение престижа чтения в обществе (читать не модно).

Изменение статуса книги в обществе (в обществе уже нет культа книги, нет всеобщей заразительности, когда одна потрёпанная книжка переходила из рук в руки, и не прочитавший её был бы не понят. Нет дефицита книг – а что доступно и незапретно, то неинтересно. Сложившиеся в последние годы стереотипы успеха совершенно не связаны с начитанностью, любовью к книгам, более того даже противопоставлены им).

  • Наличие иных источников информации (Интернет).
  • Недостаточное комплектование библиотек новыми книгами и периодическими изданиями.
  • Плохая материально-техническая база, в т.ч. недостаток компьютеров.
  • Усиление влияния средств массовой информации.
  • Утрата традиции семейного чтения.
  • Появление других способов досуга и др.

Как же вернуть интерес к чтению?

Работа библиотек по продвижению чтения должна носить системный характер и быть направленной на решение следующих задач:

  • содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды;
  • продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, изданий) в широкие слои читателей;
  • формирование в общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;
  • создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;
  • привлечение к чтению нечитающих и мало читающих людей;
  • сохранение и распространение традиционных методик популяризации чтения и книг (проведение фестивалей, книжных ярмарок, организация и работа литературных музеев, обществ книголюбов, любителей чтения.

Необходимо решить целый комплекс задач, и начать необходимо с комплектования библиотек. Техническое оснащение библиотек (приобретение ПК, аудио-видеотехники, ксерокса, выход в Интернет) также имеет большое значение. Немаловажным является создание комфортных условий для работы читателя с книгой и другими источниками информации (современный дизайн, наличие функциональной мебели для читателей и работников), оказание сервисных услуг. Эффективным инструментом повышения престижа чтения и статуса «человека читающего» у подрастающего поколения является реклама.

Так же, как и во многих развитых странах мира, российские специалисты пытаются противостоять негативным явлениям и применяют самые разнообразные формы и методы повышения престижа чтения.

Придерживаясь мнения о том, что прививать интерес к чтению можно и нужно с самого рождения, и что самую значительную роль в этом играет семья, Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина» организовала и провела «День молодожёнов». PR-акция прошла во Дворце бракосочетаний на торжественной регистрации. Писатели – супруги Владимир Сотников и Анна Берсенева поздравили молодожёнов с рождением новой семьи и подарили им книги, которые специально подготовлены издательством «ЭКСМО». Эти издания помогут заложить основу домашней библиотеки молодой семьи: красочные энциклопедии по ведению домашнего хозяйства, кулинарии, уходу за новорождёнными и т.д.

В родильных отделениях больниц г. Тамбова при выписке новорожденных проведены акции «Запиши своего малыша в библиотеку» и «В библиотеку всей семьёй» (предшествовала раздача по детским садам, в женской консультации и в роддоме рекламных листовок «Книга. Библиотека. Ребёнок» и «Осчастливить малыша чтением»).

Сотрудники Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки организовали аналогичное мероприятие под названием «Читаем с пелёнок!», которое имеет своей целью приобщить подрастающее поколение к познанию окружающего мира через книги. Мероприятие состоялось в Городском перинатальном центре, работники библиотеки поздравили семьи с важным событием – рождением ребёнка. Библиотекари посоветовали развивать интерес к книге, чтению уже новорожденных детей.

Малышам, выписывающимся в этот день из центра (а ими оказались шесть мальчиков и две девочки), и их молодым родителям библио­текари приготовили подарки. Это яркие, красочные книги – стихи и сказки, первые энциклопедии, книги по воспитанию детей, рассказывающие о первых 365 днях жизни ребёнка, а также альбомы для фотографий «Я родился!», буклеты с информацией о библиотеке, советами по приобщению детей к книге и чтению.

В гости к молодым родителям пришла писательница Елена Светлая, которая рассказала о том, как она стала писать книги. Появление её стихов для малышей было связано с рождением собственного ребёнка. Так появились её первые книги «Любимые сказки для любимых детей» и «Басни обо мне и о тебе, и о тех, кто нас окружает», которые она подарила молодым родителям.

Приятным сюрпризом для женщин стали подарки: комплект пособий из серии «Умное поколение. Первые шаги», детская футболка, на которой забавный малыш тычет в раскрытую книгу пальчиком и просит: «Мама, почитай мне!», картонная книжка-малышка, гематоген, живые тюльпаны, открытка с днём 8 Марта от имени младенца.

Муниципальные библиотеки г. Омска совместно с медицинскими учреждениями подготовили просветительскую акцию «Компетентная мама». Во время выездной промоушн-акции молодые и многодетные мамы получили координаты 46-ти муниципальных и специализированных библиотек города, актуальные знания по уходу и воспитанию новорожденных детей и детей первых лет жизни, узнали о современных методиках раннего развития ребёнка, о способах приобщения малышей к чтению.

Но на этом работа библиотек с юными читателями и их родителями не заканчивается. Логичным продолжением являются примеры таких мероприятий, как:

  • лекции для будущих мам «Чтение до рождения»;
  • акции «Подари книгу малышу», «Книга матери и ребёнку», «Здравствуй, наш самый маленький читатель» и др.;
  • консультации для молодых мам «Что и как читать малышу»;
  • издание методико-библиографических, рекомендательных пособий «Шпаргалки по мамоведению», «Книжки для крохи», «Ваш ребёнок полюбит читать, потому что ваш ребёнок любит вас», «Книжки для маленькой дочки» и др.;
  • библиодесант «Вместе с книгой открываем мир» (в детских садах);
  • новогодние праздники в библиотеке для малышей от шести месяцев до трёх лет;
  • семейные праздники для многодетных семей;
  • организация работы воскресных клубов на базе детских библиотек;
  • конкурс литературного творчества родителей «Сказки для дочки и сыночка»;
  • конкурсы читающих семей, чествование читающих династий;
  • Дни семейного чтения, акция «Чтение в подарок маме» к Международному женскому дню, встречи «Расти с книгой, малыш!» и многие другие.

Перспективным в стимулировании общественного интереса к книге и чтению является направление‚ связанное с разного рода мобильными формами. Тенденцией последних лет является выход библиотекарей за стены библиотек – на улицы, парки, скверы и набережные для того, чтобы записать новых читателей, предложить им книги для чтения, познакомить их с новинками периодики, организовать и провести различные мероприятия.

Так, в г. Александров-Сахалинский была организована акция «Читающий автобус». В салоне автобуса размещены плакаты, памятки о чтении, о библиотечных услугах; карта города с указанием адресов и номеров телефонов библиотек города и района; афиша библиотечных мероприятий. В салоне размещены яркие кармашки с надписью «Возьми с собой». В кармашках – буклеты, проспекты с рекламой книг, тематические списки литературы: «Право на чтение хорошей литературы. Книги, которые могут стать спутниками жизни», «Обратите внимание на качественную классическую литературу». Предусмотрено распространение среди пассажиров автобуса материалов «А Вы читали?» (книги современных авторов); «Современная литература для детей и их родителей», (книги для семейного прочтения); «Стихи в подарок». Организовано проведение для пассажиров автобуса викторин, экспресс-опросов, обзоров, бесед, реклам книги.

Кстати, г. Александровск-Сахалинский в этом деле не первопроходец: читающие автобусы уже ездят в Перми и Липецке, Новгороде и Екатеринбурге; в Челябинске троллейбус, а в Московском метрополитене читающий поезд.

В Архангельске (и других городах) с наступлением тёплых дней начинает работать «читальный зал под открытым небом». Прохожие активно пользуются услугами читального зала, могут взять на дом свежую прессу, почитать художественную литературу, познакомиться с выставками. Уникальность этого проекта состояла в его комплексности: наружная реклама (футболки и бейсболки на сотрудниках библиотеки с призывом «Время читать!») поддерживалась внутренним содержанием. Вся информация, которая распространялась во время работы читальни, была посвящена чтению, книгам, библиотекам.

Во время акции прохожим и посетителям читального зала раздавались:

  • флаеры-приглашения в летний читальный зал;
  • перечни всех муниципальных библиотек города с указанием адресов и телефонов;
  • закладки-памятки для молодых родителей: «Любить книгу с детства» (советы по привлечению детей к чтению), «Пара строчек к чашке кофе» (красочные закладки-приглашения в Архангельскую ЦБС с информацией о новинках художественной литературы).

В Ярославле на волжской набережной летом открыт шатёр-читальня, в Новосибирске – Бульвар чтения, в Кургане – Литературный бульвар. Читатели получают представление о деятельности библиотек, знакомятся с услугами, участвуют в процессе бесплатного книгообмена, могут приобрести понравившиеся им издания из числа списанных фондов библиотеки.

Нескучный сквер работает в Ульяновске. Ежедневно, кроме понедельника ульяновцев здесь ждут выставки-просмотры книг и журналов, обзоры новинок, встречи с бардами и ульяновскими поэтами, игровые программы, подвижные и интеллектуальные игры, блиц-турниры, выставки малых архитектурных форм и дизайнерских разработок. Горожан ожидают мастер-классы по квилингу, оригами, декупажу, а так же встречи с психологами, юристами, известными архитекторами, художниками, фотографами, краеведами.

Мобильной формой приобщения к чтению является флешмоб (от англ. flash mob – flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговорённые действия и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны. Флешмобы в поддержку книги, чтения прошли в разных уголках страны: «Открой свою книгу!» (Томск), «Читающая молодёжь» (Верхотурье), «Знакомьтесь, детская библиотека» (Южно-Сахалинск), «Город с книгой» (Владимир), «Улица выбирает чтение» (Ирбит). «Библиотека на улице» (Тюмень).

Тамбовская областная детская библиотека совместно с молодёжным волонтёрским отрядом «Сталь» провела флешлибмоб «Читать модно – посещать библиотеку престижно!». Участники акции обращались к горожанам, прогуливавшихся с детьми, с вопросом, знают ли они как пройти в областную детскую библиотеку. Даже, если вопрос был положительным, респонденту вручался красочный стикер с информацией о библиотеке и схемой проезда. Нашлось немало желающих написать пожелание любимой библиотеке на флипчате (мобильном стенде). Среди них были дети от 2 до 14 лет, молодёжь, родители, бабушки и дедушки. На следующий день в библиотеке – появились новые читатели. Они пришли за книгами, узнав, что ещё существуют дет­ские библиотеки, в которых можно бесплатно почитать интересные книги, журналы, посидеть в Интернете, побывать на детском литературном празднике, пообщаться в Клубе выходного дня.

В г. Херсон флешмоб был организован в поддержку детского чтения. Возле дуба в центральном парке собралось 150 читателей – волонтёров из детских библиотек города, которые в течение 20 минут читали любимые книги и журналы. Эта акция ещё раз подтвердила, что чтение занимает далеко не последнее место в жизни современного подростка. «Читать модно! Читать престижно» обращались участники акции к своим сверстникам и приглашали посетить детские библиотеки города.

Широкое распространение в последнее время получили такая форма привлечения интереса к чтению, как буккроссинг. «Буккроссинг» означает путешествие книги и заключается в «забывании» книги в каком-нибудь общественном месте, чтобы её нашли и прочитали. А чтобы это было интереснее делать – каждой книжке присваивается номер, на ней также помещается обращение к читателям, указывается адрес сайта, на который можно зайти и написать – где найдена книга, когда, где оставлена, а также поделиться своим мнением по поводу прочитанного. Акции проходят под девизами: «Освободите книги!», «Превратим весь мир в библиотеку!», «Прочитал – отдай другому!».

На организованном ЦБС г. Сыктывкара буккроссинге были представлены книги, которые каждый желающий сможет взять почитать, а затем прочитанную книгу оставить в любом публичном месте, например: кафе, магазине и др., для того, чтобы эта книга смогла попасть в руки другому читателю. Мысли, впечатления о прочитанном можно было отправить на электронный адрес библиотеки, или принести в любую библиотеку-филиал.

Как отмечают библиотекари Новосибирска, посредством буккроссинга удалось активизировать интерес к чтению. В процессе бесплатного книгообмена было роздано 1102 книги, принятые до мероприятия у жителей Новосибирска и сотрудников Новосибирской областной научной библиотеки, общее количество розданных книг (включая книги принесённые населением в процессе мероприятия) более 1500 книг.

С целью привлечения внимания к библиотеке, книге, чтению актуальным является проведение различных конкурсов:

  • виртуальный конкурс цифровых фотографий «Москвичи читают»;
  • конкурс детских рисунков «Мои иллюстрации к любимым книжкам»;
  • «Время читать» – конкурс на лучший рекламный плакат в поддержку чтения;
  • фотоконкурс «Моя домашняя библиотека»;
  • конкурс «Книга в моей жизни» по нескольким номинациям:
  • для взрослых «Книга в моей жизни» – сочинений, стихов, эссе о роли книги и чтения в жизни автора;
  • для детей «Книга и я – друзья» – сочинений, стихов, рисунков и иллюстраций к любимым книгам;
  • конкурс «Исследуйте новые миры: читайте!» – девизов, слоганов, рекламирующих книгу и чтение;
  • конкурс «С любовью о библиотеке» – на лучшую публикацию о роли книги и библиотеки в современном обществе;
  • конкурс на звание лучшего молодого читателя под девизом «Читать престижно!»;
  • марафон юных книголюбов «Лидеры чтения»;
  • конкурс буктрейлеров (небольших видеороликов, рассказывающих в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге).

Стимулировать интерес к чтению способны игровые формы, в том числе квесты. Квест  это игра, которая объединяет спортивное ориентирование, решение интеллектуальных заданий, принцип командных соревнований и много чего другого интересного. Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх. Основные правила/условия квеста:

  • есть определённый сюжет игры;
  • есть задания/препятствия;
  • есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Обычно квесты – это командные игры-соревнования. В традиционном квесте перемежаются активные (спортивные) задания и интеллектуальные. Квест может носить краеведческую направленность (например, сити квест – путешествие по городу), вариантом библиотечного квеста также являются ЛитКВЕСТ (путешествие по одной книге или по одному литературному герою).

Игра в формате сити-квест «Из прошлого в будущее» была проведена в Кургане. По легенде игры участники должны разгадать смысл маршрута, по которому прошёл таинственный незнакомец, оставляя следы. Ребята прошли по таинственным следам, которые перемещались от одного объекта к другому – памятники архитектуры, городские артефакты. Участникам игры даже пришлось спускаться в подвал старинного купеческого особняка, чтобы добраться до секретного кода, скрытого от людских глаз.

В Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина г. Сарова прошло уже несколько библиоквестов:

  • «Наш Пушкин» (2009);
  • «По планетам с Маленьким принцем» (2010);
  • «Вселенная школьных наук» (2011);
  • «Пиратские библиосумерки» (2012).

Комплексные формы приобщения к чтению позволяют объединить разнообразные мероприятия. К ним относятся Общегородские дни чтения, Праздники и Фестивали чтения, акции и проекты «Мы за читающую Россию!», «Читающий город», «Год чтения», «День читателя», «Время читать!», БиблиоНочь (или Ночь в библиотеке), «Летняя школа чтения» и многие другие. Успех работы во многом заключается в сотрудничестве с различными социальными партнёрами. Разрабатываются и успешно реализуются региональные программы, проекты приобщения к чтению.

Анализ публикаций показывает, что:

  • библиотеками страны накоплен богатый опыт по повышению престижа чтения;
  • используются разнообразные формы мероприятий, в том числе инновационные;
  • в решении данной проблемы большое значение имеет социальное партнёрство с различными организациями и учреждениями;
  • одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья;
  • перспективным в стимулировании общественного интереса к книге и чтению является направление‚ связанное с разного рода мобильными формами.

В заключение следует отметить, что привлечь интерес к книге, чтению, библиотеке возможно лишь в случае комплексного и систематического использования разнообразных методов работы, неустанного творческого поиска новых, нетрадиционных форм.

Содержание