Методические рекомендации "Константин Сергеевич Станиславский" - МХТ
Московский Художественный театр
Московский Художественный театр основан в 1898 году К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр.
С 1901 года-Московский Художественный театр.
С 1920 года - Московский Художественный академический театр (МХАТ).
С 1932 года - МХАТ СССР им. М. Горького.
В 1987 году разделился на два одноимённых театра. В настоящее время их официальные наименования: Московский Художественный академический театр имени М. Горького, сокращённое - МХАТ имени М. Горького и Московский Художественный академический театр имени А.П. Чехова, сокращённое - МХАТ имени А.П. Чехова.
В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова убрал из афиши слово «академический» и именуется Московский Художественный театр им. А.П. Чехова или МХТ имени А.П. Чехова.
История
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художе ственно-Об-щедоступного» театр носил недолго. В 1901 г. из названия было убрано слово «общедоступный», но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
Основу труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал в 1938 г. В.И. Немирович-Данченко и участники спектаклей, поставленных К.С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы».
Московский Художественный театр открылся 14 (26) октября 1898 г. премьерой «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого. 26 января 1901 г. состоялось юбилейное, сотое, представление. В архиве Станиславского сохранились следующие записи: «Успех „Царя Фёдора" был так велик, что сравнительно скоро пришлось праздновать его сотое представление. Торжество, помпа, восторженные статьи, много ценных подношений, адресов, шумные овации свидетельствовали о том, что театр в известной части прессы и зрителей стал любим и популярен». Другое произведение А. Толстого - трагедия «Смерть Иоанна Грозного» - впервые была дана на сцене МХТ 29 сентября 1899 г. Грозного играл Станиславский.
Первые четыре сезона (1898-1902) театр давал спектакли в арендованном театре Я.В. Щукина «Эрмитаж», сада «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Коммерческая вместимость зала 815 мест. Уже к третьему сезону стало ясно, что театру нужно совершенно иное здание.
Вопреки театральной практике того времени, в МХТ к каждой премьере создавали новые декорации и не использовали старые. Оформление, которое уже не помещалось в театре, круглый год хранилось в сараях сада «Эрмитаж», где подвергалось быстрой порче. Его нужно было постоянно восстанавливать, от ряда деталей пришлось отказаться. Теснота, запущенное состояние театра, недостаток помещений для репетиций и работы мастерских требовали переезда в более вместительное здание с совершенно иным сценическим оборудованием.
Средств на строительство не было. Условия работы МХТ значительно отличались от императорских театров, которые не платили аренду и получали дотацию от государства. Судьба МХТ полностью зависела от возможностей меценатов и от сборов. «Общедоступные» цены на билеты грозили театру финансовым крахом и они ощутимо росли от сезона к сезону.
МХТ был учрежден в виде товарищества на паях, где впервые в театральном деле, предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко. Остальными были приглашённые московские богачи, разделявшие театральную идею основателей. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наибольшим количеством обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 г. полностью взял на себя финансирование театра и заботы по аренде, реконструкции и оборудованию нового здания.
С 1902 г. театр работает в здании в Камергерском переулке, 3. Театр домовладельца Лианозова перестроен на средства Саввы Морозова архитектором Фёдором Шехтелем с участием Ивана Фомина за три летних месяца 1902 г. Проект реконструкции выполнен безвозмездно, Шехтель отказался обсуждать вопрос оплаты ещё на стадии переговоров. Оформление интерьеров, освещение, орнаменты, эскиз занавеса с знаменитой эмблемой Художественного театра, летящей над волнами чайкой, также принадлежит Шехтелю. Правый подъезд театра украшает гипсовый горельеф Анны Голубкиной «Волна». Шехтель разработал проект поворотного круга сцены, спроектировал вместительные подсценические трюмы, карманы для хранения декораций, раздвижной занавес взамен поднимающегося. В зрительном зале было 1200 мест.
С 1906 г. театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.
В 1920 г. - был включён в число академических театров -МХАТ.
В январе 1932 г. театр получил название МХАТ СССР, а в сентябре театру присвоено имя М. Горького.
В 1933 г. МХАТ передано здание бывшего театра Корша в Петровском переулке (позднее - ул. Москвина) со зрительным залом на 1047 мест, где образуется филиал МХАТ.
В 1937 г. МХАТ награждён орденом Ленина, в 1938 - орденом Трудового Красного Знамени.
7 августа 1938 г. умер Константин Сергеевич Станиславский.
При театре с 1923 г. имеется музей с двумя филиалами: Дом-музей К.С. Станиславского и Мемориальная квартира В.И. Немировича-Данченко.
Начало Великой Отечественной войны МХАТ встретил в Минске, куда прибыл на гастроли 16 июня 1941 г. Спектакли продолжались до 24 июня, когда в результате массированных налётов гитлеровской авиации, в течение дня был уничтожен почти весь центр города, погибли тысячи людей. Бомбой разрушена часть театрального здания, погибли все декорации и костюмы. Коллектив МХАТ СССР им. М. Горького сумел самостоятельно выбраться из горящего города и вернулся в Москву 29 июня.
8 октябре 1941 г. МХАТ был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, в ноябре 1942 г. вернулся в Москву. Ответственность за труппу на этот период возложена на Н.П. Хмелёва. В.И. Немирович-Данченко вместе с группой ведущих артистов МХАТ по решению Правительства в сентябре 1941 г. эвакуируется в Нальчик, а затем в Тбилиси.
25 апреля 1943 г. Вл.И. Немирович-Данченко скончался в Москве на 85-м году жизни. Художественным руководителем становится Н.П. Хмелёв, директором - И.М. Москвин.
С 1943 г. существует Школа-студия им. В.И. Немировича-Данченко.
В 1970 г. главным режиссёром МХАТ назначен Олег Ефремов, выпускник школы-студии МХАТ, создатель и главный режиссер Московского театра «Современник».
В 1973 г. открывается новое здание МХАТ на Тверском бульваре, 22 с гигантской сценой высотой более 30 метров и зрительным залом на 1360 мест. Масштабу здания соответствует размер труппы МХАТ - более 150 человек.
С 1973 г. МХАТ им. М. Горького работает на трёх площадках Москвы: в проезде Художественного театра (ныне Камергерский переулок), на ул. Москвина и в новом здании на Тверском бульваре.
С 1978 г. историческое здание в Камергерском переулке закрывается на ремонт.
В 1987 г. происходит конфликт, многочисленная труппа МХАТ делится на два театра с одним названием: труппа под руководством Т. В. Дорониной, сохраняет название МХАТ им. М. Горького и остаётся на Тверском бульваре; труппа под руководством О.Н. Ефремова переезжает в отремонтированное здание в Камергерском переулке.
1989 г. театр под руководством Ефремова переименован во МХАТ им. А.П. Чехова.
В 2000 г. после смерти Олега Ефремова художественным руководителем театра стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара и труппы.