Методические рекомендации "Константин Сергеевич Станиславский" - МХТ

Московский Художественный театр

Московский Художественный театр основан в 1898 году К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Первоначаль­но назывался Художественно-общедоступный театр.

С 1901 года-Московский Художественный театр.

С 1920 года - Московский Художественный академический театр (МХАТ).

С 1932 года - МХАТ СССР им. М. Горького.

В 1987 году разделился на два одноимённых театра. В настоя­щее время их официальные наименования: Московский Художе­ственный академический театр имени М. Горького, сокращённое - МХАТ имени М. Горького и Московский Художественный акаде­мический театр имени А.П. Чехова, сокращённое - МХАТ имени А.П. Чехова.

В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова убрал из афиши слово «академический» и именуется Московский Художественный театр им. А.П. Чехова или МХТ имени А.П. Чехова.

История

К. С. Станиславский и В. И. Немирович-ДанченкоНачалом Художе­ственного театра считают встречу его основателей Константина  Сергеевича Станиславского и Влади­мира  Ивановича  Неми­ровича-Данченко в ресто­ране «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художе ственно-Об-щедоступного» театр но­сил недолго. В 1901 г. из названия было убрано слово «общедоступ­ный», но ориентация на демократического зрителя оставалась од­ним из принципов МХТ.

Основу труппы составили воспитанники драматического от­деления Музыкально-драматического училища Московского фи­лармонического общества, где актёрское мастерство преподавал в 1938 г. В.И. Немирович-Данченко и участники спектаклей, постав­ленных К.С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы».

Московский Худо­жественный театр от­крылся 14 (26) октября 1898 г. премьерой «Царь Фёдор Иоаннович» Алек­сея Толстого. 26 января 1901 г. состоялось юби­лейное, сотое, представ­ление. В архиве Станис­лавского сохранились следующие записи: «Успех „Царя Фёдора" был так велик, что сравнительно скоро при­шлось праздновать его сотое представление. Торжество, помпа, восторженные статьи, много ценных подношений, адресов, шум­ные овации свидетельствовали о том, что театр в известной части прессы и зрителей стал любим и популярен». Другое произведение А. Толстого - трагедия «Смерть Иоанна Грозного» - впервые была дана на сцене МХТ 29 сентября 1899 г. Грозного играл Станислав­ский.

Здание театраПервые четыре сезона (1898-1902) театр давал спектакли в арендованном театре Я.В. Щукина «Эрмитаж», сада «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Коммерческая вместимость зала 815 мест. Уже к третьему сезону стало ясно, что театру нужно совершенно иное здание.

Вопреки театральной практике того времени, в МХТ к каждой премьере создавали новые декорации и не использовали старые. Оформление, которое уже не помещалось в театре, круглый год хра­нилось в сараях сада «Эрмитаж», где подвергалось быстрой порче. Его нужно было постоянно восстанавливать, от ряда деталей при­шлось отказаться. Теснота, запущенное состояние театра, недоста­ток помещений для репетиций и работы мастерских требовали пере­езда в более вместительное здание с совершенно иным сценическим оборудованием.

Средств на строительство не было. Условия работы МХТ зна­чительно отличались от императорских театров, которые не плати­ли аренду и получали дотацию от государства. Судьба МХТ полно­стью зависела от возможностей меценатов и от сборов. «Общедо­ступные» цены на билеты грозили театру финансовым крахом и они ощутимо росли от сезона к сезону.

МХТ был учрежден в виде товарищества на паях, где впер­вые в театральном деле, предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко. Остальными были приглашённые москов­ские богачи, разделявшие театральную идею основателей. Пайщи­ки принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наи­большим количеством обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 г. полностью взял на себя фи­нансирование театра и заботы по аренде, реконструкции и оборудо­ванию нового здания.

Сцена театраС 1902 г. театр работает в здании в Камергерском переулке, 3. Театр домовладельца Лианозова перестроен на средства Саввы Мо­розова архитектором Фёдором Шехтелем с участием Ивана Фоми­на за три летних месяца 1902 г. Проект реконструкции выполнен безвозмездно, Шехтель отказался обсуждать вопрос оплаты ещё на стадии переговоров. Оформление интерьеров, освещение, орнаменты, эскиз занавеса с зна­менитой эмблемой Художе­ственного театра, летящей над волнами чайкой, также принадлежит Шехтелю. Правый подъезд театра укра­шает гипсовый горельеф Анны Голубкиной «Волна». Шехтель разработал проект поворотного круга сцены, спроектировал вместитель­ные подсценические трюмы, карманы для хранения декораций, раздвижной занавес взамен под­нимающегося. В зрительном зале было 1200 мест.

С 1906 г. театр неоднократно гастролировал в странах Евро­пы, Азии, Америки.

В 1920 г. - был включён в число академических театров -МХАТ.

В январе 1932 г. театр получил название МХАТ СССР, а в сентябре театру присвоено имя М. Горького.

В 1933 г. МХАТ передано здание бывшего театра Корша в Петровском переулке (позднее - ул. Москвина) со зрительным за­лом на 1047 мест, где образуется филиал МХАТ.

В 1937 г. МХАТ награждён орденом Ленина, в 1938 - орде­ном Трудового Красного Знамени.

7  августа 1938 г. умер Константин Сергеевич Станислав­ский.

При театре с 1923 г. имеется музей с двумя филиалами: Дом-музей К.С. Станиславского и Мемориальная квартира В.И. Неми­ровича-Данченко.

Начало Великой Отечественной войны МХАТ встретил в Минске, куда прибыл на гастроли 16 июня 1941 г. Спектакли про­должались до 24 июня, когда в результате массированных налётов гитлеровской авиации, в течение дня был уничтожен почти весь центр города, погибли тысячи людей. Бомбой разрушена часть теа­трального здания, погибли все декорации и костюмы. Коллектив МХАТ СССР им. М. Горького сумел самостоятельно выбраться из горящего города и вернулся в Москву 29 июня.

8  октябре 1941 г. МХАТ был эвакуирован в Саратов, где за­нял здание Саратовского ТЮЗа, в ноябре 1942 г. вернулся в Москву. Ответственность за труппу на этот период возложена на Н.П. Хме­лёва. В.И. Немирович-Данченко вместе с группой ведущих арти­стов МХАТ по решению Правительства в сентябре 1941 г. эвакуи­руется в Нальчик, а затем в Тбилиси.

25 апреля 1943 г. Вл.И. Немирович-Данченко скончался в Москве на 85-м году жизни. Художественным руководителем ста­новится Н.П. Хмелёв, директором - И.М. Москвин.

С 1943 г. существует Школа-студия им. В.И. Немировича-Данченко.

В 1970 г. главным режиссёром МХАТ назначен Олег Ефре­мов, выпускник школы-студии МХАТ, создатель и главный режис­сер Московского театра «Современник».

В 1973 г. открывается новое здание МХАТ на Тверском буль­варе, 22 с гигантской сценой высотой более 30 метров и зритель­ным залом на 1360 мест. Масштабу здания соответствует размер труппы МХАТ - более 150 человек.

С 1973 г. МХАТ им. М. Горького работает на трёх площад­ках Москвы: в проезде Художественного театра (ныне Камергер­ский переулок), на ул. Москвина и в новом здании на Тверском бульваре.

С 1978 г. историческое здание в Камергерском переулке за­крывается на ремонт.

Здание театраВ 1987 г. происходит конфликт, многочисленная труппа МХАТ делится на два театра с одним названием: труппа под руко­водством Т. В. Дорониной, сохраняет название МХАТ им. М. Горь­кого и остаётся на Тверском бульваре; труппа под руководством О.Н. Ефремова переезжает в отремонтированное здание в Камер­герском переулке.

1989 г. театр под руководством Ефремова переименован во МХАТ им. А.П. Чехова.

В 2000 г. после смерти Олега Ефремова художественным руково­дителем театра стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара и труппы.