"Библиотечный вестник". Выпуск 3(38), 2011 год - Родничок
Путешествие на поезде «Родничок»: игра-викторина для младших школьников
Антошина Н.В.,
заведующая библиотекой
СШ № 16, г. Биробиджан
Цель игры: развитие познавательных процессов, овладение образным языком; воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на объекты природы; развитие кругозора учащихся, логического мышления, пробуждение интереса к природе.
Оформление зала: стены оформлены большими еловыми ветками с шишками (можно бутафорскими или на плакате), между ветками следы зверей. Выставка рисунков «Как прекрасен этот мир». Выставка поделок из природного материала «Путешествие в страну вообразилию».
Цитата:
«Немножечко фантазии
-И лишь придёте в лес,
Здесь много самых разных
Увидите чудес».(П. Комаров)
Оформление сцены: задник сцены оформлен в виде весёлой солнечной поляны. Смеющееся солнце в небе, цветы, ягоды. В самом центре стихи В. Лукина:
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладеть с собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет, как рукой.
На сцене стоят искусственные ёлочки, в центре сцены бутафорский костёр, вокруг костра походные стульчики. К каждому стульчику прикреплена табличка с указанием класса, это поможет каждому участнику конкурса быстро определить своё место на сцене.
Звучит песня «Нервите цветы» (сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Антонова).
1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы очень серьёзно подготовились к нашей викторине, нарисовали много рисунков о природе, сделали много поделок из природного материала, прочитали много книг о лесе. И я хочу вам сделать сюрприз. Вы любите путешествовать? (Дети отвечают). Тогда спешу вам представиться - я начальник поезда «Родничок». Почему наш поезд так называется? Вспомните сказку о весёлом родничке и зайчишке. Родничок невелик, но очень любознателен и непоседлив, как и вы. Везде он успевает, всё узнаёт, всегда весёлый и доброжелательный. Ну что, отправляемся в путешествие? (Дети отвечают).
Голос за кулисами: Внимание! Внимание! Уважаемые пассажиры от первой платформы отправляется поезд «Родничок». Просьба всем пассажирам занять свои места. Наш поезд следует по маршруту: станции «Таёжная» и «Поэтическая».
Звучит удар колокола и гудок. На сцену в такт песни «Катится голубой вагон» (сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского) выходят ребята и несут перед собой макет паровоза и вагона.
Ребята: Станция «Таёжная»! (Уходят).
Звучит фонограмма «Голоса, птиц Уссурийской тайги».
2 ведущий: Здравствуйте, уважаемые путешественники. Я - начальник станции «Таёжная». Я рад вас приветствовать на одной из самых красивых, самых загадочных станций. Как хорошо в тайге! Воздух чистый, птицы поют. А сколько загадок таит в себе тайга. Давайте попробуем их отгадать. (Дети отвечают). Кто желает прибыть на нашу станцию, должен оплатить свой проезд, ответив на вопросы. Посмотрите, какие красивые у меня билеты, зелёные. Кто правильно ответит на вопрос, тот и получит билет. А кто больше получит билетов, тот заработает больше очков для своего класса. Объявляю первый конкурс «Конкурс юннатов». Для этого конкурса на сцену приглашаются по два участника от каждой команды. (Дети выходят на сцену и занимают места). Слушайте задание для одного из участников.
Задание. Нужно представить мимикой, телодвижениями, звуками одного из зверей, например, встревоженную рысь, восторженную белку, ленивого тигра, хмурого лося, разгневанного бобра, хитрую лису (можно предложить другой вариант задания). Ребята вытягивают карточку, на которой написано задание, а зал потом отгадывает, какого зверя ребята изображают. Пока один из участников готовится к ответу, другой участник конкурса должен отгадать загадки.
Итак, я буду читать загадки о лесных жителях, а вы по внешним признакам и повадкам должны отгадать их.
Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь!
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь «брысь!».
Потому что это... (Рысь)
Кто на ветках шишки грыз и бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка-летяга)
С очень длинными ногами не корова, а с рогами,
Как вездеход везде пройдёт, не белка, а в лесу живёт.
Не заяц, а корой питается.
Стрелять запрещается. (Лось)
Шуба пушистая, хвост лопатой.
Строит плотины он и хаты,
Ест кору ивы и ветки осины. (Речной бобр)
В одежде богатой, живёт без оконца
Да сам слеповатый, не видывал солнца. (Крот)
Полосатый, злой, усатый царь зверей!
Большой и лохматый. (Тигр)
Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы - уши больше головы. (Заяц)
Летом гуляет, ягоды собирает, а зимой отдыхает. (Медведь)
Не мышь и не птица в лесу резвится,
На деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка)
Плутовата, воровата, перед всеми виновата,
Но уходит от беды с целой головою,
Заметает все следы золотой метлою. (Лиса)
Хоть за дальний путь устали -
В камышах родной земли возле речки... (Журавли)
В конце конкурса жюри предоставляются билеты, которые получил каждый класс за правильные ответы.
2 ведущий: Молодцы юннаты! Вы хорошо знакомы с повадками лесных жителей. Займите свои места в зале. А теперь «Конкурс следопытов». Попрошу подняться по одному следопыту от каждого класса. Вам будут предоставлены корточки со следами лесных обитателей, а вы должны сказать, кто оставил этот след на снегу. (Проводится конкурс).
Наш третий конкурс - «Конкурс охотников». Мы отправляемся с вами на фотоохоту. Для этого конкурса приглашаются на сцену по два самых ловких охотника. Вы получаете иллюстративную картинку. Четыре зверя уже сфотографированы. Вам необходимо угадать пятого зверя. Для этого в пустых клетках под иллюстрацией каждого из четырёх животных вы должны вписать его название. А затем по линиям из четырёх названий спустить буквы в нижнюю колонку. И тогда вы узнаете, что за зверь спрятался от нас.
Острее ум! Острее взгляд!
Спустите буквы в нижний ряд!
И кто же пятый за кустами
Должны вы догадаться сами!
А пока наши охотники гоняются за дичью предлагаю вам заработать дополнительные очки для своей команды. Я буду читать стихотворения, а ваша задача найти рифму и закончить фразу:
Прекрасный день - сказал... (олень)
Но дождь пойдёт - сказал... (енот)
Туч нет, мой друг - сказал... (паук)
Уже ползут - сказал... (верблюд)
Я слышал гром - воскликнул... (гном)
Пойду в загон - ворчит... (бизон)
Не торопись - сказала... (рысь)
А я боюсь - захныкал... (гусь)
Ты всех смешишь - сказала... (мышь)
Игре конец - сказал... (скворец)
Время нашего пребывания на станции «Таёжная» подошло к концу. Мне жаль с вами расставаться. Надеюсь, что вы не забудете мою станцию. Счастливого вам пути ребята!
Звучит удар колокола, гудок. Под звуки песни «Голубой вагон» на сцене появляются ребята с макетом вагона и паровоза.
Ребята: Станция «Поэтическая».
1 ведущий: Поздравляю вас ребята с прибытием на одну из сами замечательных, самых больших и самых любимых ваших станций - станцию «Поэтическую». Хорошо в тайге послушать гомон птиц, шелест листьев, таинственные шорохи, говор таинственного прохладного ручья и просто посидеть у костра, почитать стихи, спеть любимые песни. Приглашаю на сцену любителей поэзии.
Ребята рассаживаются на места на сцене. Свет в зале гаснет. На сцене имитация горящего костра. Проводится конкурс чтецов о природе.
Спасибо вам ребята, что порадовали нас замечательными стихам. А сейчас на сцену приглашаются по два самых грамотных участника от каждого класса. Вы будете выполнять работу корректора. Корректор это человек, который очень хорошо знает все правила русского языка. Он исправляет ошибки, если их нечаянно допустил поэт или писатель в своём стихотворении или рассказе.
Вам необходимо расставить знаки препинания в объявлении
«Патефон почти что новый
продаётся и корова
Машка дойная кровать
(торопитесь покупать)
односпальная несушка
с дюжиной цыпляток чушка
с поросятами перина
Подпись: бабка Катерина».(Н. Наволочкин «Грамотей»)
После выполнения задания прочесть стихи. А пока наши грамотеи трудятся, мы проведём музыкальный конкурс и узнаем, чей класс знает больше песен о лесе.
Спасибо Вам, ребята! С вами было очень весело. Но уже нам пора прощаться. До новых встреч, ребята.
Удар колокола, гудок. Под звуки песни «Голубой вагон» ребята объявляют последнюю станцию.
1 ведущий: Вот и подошло наше путешествие к концу. Как хорошо, что на земле пока ещё есть тайга, лес, поляна, цветы, птицы, звери. Мы можем любоваться красотами природы, видеть восход солнца и капельки росы на цветах. Но ведь это всё может погибнуть, если человек неумело, не бережно будет обращаться с природой. И пока жюри подводит итоги конкурсов, я предлагаю вам, ребята, вспомнить правила поведения в лесу:
- Не срывайте цветов. Пусть красивые растения остаются в природе.
- Не ловите бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Не ломайте веток деревьев.
- Не убивайте лягушек и жаб.
Молодцы, ребята! Вы знаете очень много о лесе, его обитателя, знаете как вести себя в лесу. Но, конечно же, вы хотите узнать ещё больше о природе. И в этом вам поможет книга.
С книгой будьте вы друзьями, в лесу благодарными гостями,
Чтобы лучше лес узнать, надо много книг читать.
Жюри подводит итоги и объявляет победителей.