"Библиотечный вестник". Выпуск 3(38), 2011 год - Родничок

Путешествие на поезде «Родничок»: игра-викторина для младших школьников

Антошина Н.В.,
заведующая библиотекой
СШ № 16, г. Биробиджан

Цель игры: развитие познавательных процессов, овладение об­разным языком; воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на объекты природы; развитие кругозора учащихся, логического мыш­ления, пробуждение интереса к природе.

Оформление зала: стены оформлены большими еловыми ветками с шишками (можно бутафорскими или на плакате), между ветками сле­ды зверей. Выставка рисунков «Как прекрасен этот мир». Выставка по­делок из природного материала «Путешествие в страну вообразилию».

Цитата:

«Немножечко фантазии
-И лишь придёте в лес,
Здесь много самых разных
Увидите чудес».

(П. Комаров)

Оформление сцены: задник сцены оформлен в виде весёлой сол­нечной поляны. Смеющееся солнце в небе, цветы, ягоды. В самом цен­тре стихи В. Лукина:

Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладеть с собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет, как рукой.

На сцене стоят искусственные ёлочки, в центре сцены бутафор­ский костёр, вокруг костра походные стульчики. К каждому стульчику прикреплена табличка с указанием класса, это поможет каждому участ­нику конкурса быстро определить своё место на сцене.

Звучит песня «Нервите цветы» (сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Антонова).

1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы очень серьёзно под­готовились к нашей викторине, нарисовали много рисунков о приро­де, сделали много поделок из природного материала, прочитали много книг о лесе. И я хочу вам сделать сюрприз. Вы любите путешествовать? (Дети отвечают). Тогда спешу вам представиться - я начальник поез­да «Родничок». Почему наш поезд так называется? Вспомните сказку о весёлом родничке и зайчишке. Родничок невелик, но очень любознате­лен и непоседлив, как и вы. Везде он успевает, всё узнаёт, всегда весё­лый и доброжелательный. Ну что, отправляемся в путешествие? (Дети отвечают).

Голос за кулисами: Внимание! Внимание! Уважаемые пасса­жиры от первой платформы отправляется поезд «Родничок». Просьба всем пассажирам занять свои места. Наш поезд следует по маршруту: станции «Таёжная» и «Поэтическая».

Звучит удар колокола и гудок. На сцену в такт песни «Катится голубой ва­гон» (сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского) выходят ребята и несут перед собой макет паровоза и вагона.

Ребята: Станция «Таёжная»! (Уходят).

Звучит фонограмма «Голоса, птиц Уссурийской тайги».

2 ведущий: Здравствуйте, уважаемые путешественники. Я - на­чальник станции «Таёжная». Я рад вас приветствовать на одной из са­мых красивых, самых загадочных станций. Как хорошо в тайге! Воздух чистый, птицы поют. А сколько загадок таит в себе тайга. Давайте попробуем их отгадать. (Дети отвечают). Кто желает прибыть на нашу станцию, должен оплатить свой проезд, ответив на вопросы. Посмотрите, какие красивые у меня билеты, зелёные. Кто правильно ответит на вопрос, тот и получит билет. А кто больше получит билетов, тот заработает больше очков для своего класса. Объявляю первый кон­курс «Конкурс юннатов». Для этого конкурса на сцену приглашаются по два участника от каждой команды. (Дети выходят на сцену и зани­мают места). Слушайте задание для одного из участников.

Задание. Нужно представить мимикой, телодвижениями, звуками одного из зверей, например, встревоженную рысь, восторженную бел­ку, ленивого тигра, хмурого лося, разгневанного бобра, хитрую лису (можно предложить другой вариант задания). Ребята вытягивают карточку, на которой написано задание, а зал потом отгадывает, какого зверя ребята изображают. Пока один из участников готовится к ответу, другой участник конкурса должен отгадать загадки.

Итак, я буду читать загадки о лесных жителях, а вы по внешним признакам и повадкам должны отгадать их.

Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь!
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь «брысь!».
Потому что это... (Рысь)

Кто на ветках шишки грыз и бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка-летяга)

С очень длинными ногами не корова, а с рогами,
Как вездеход везде пройдёт, не белка, а в лесу живёт.
Не заяц, а корой питается.
Стрелять запрещается. (Лось)

Шуба пушистая, хвост лопатой.
Строит плотины он и хаты,
Ест кору ивы и ветки осины. (Речной бобр)

В одежде богатой, живёт без оконца
Да сам слеповатый, не видывал солнца. (Крот)

Полосатый, злой, усатый царь зверей!
Большой и лохматый.  (Тигр)

Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы - уши больше головы.  (Заяц)

Летом гуляет, ягоды собирает, а зимой отдыхает.  (Медведь)

Не мышь и не птица в лесу резвится,
На деревьях живёт и орешки грызёт.  (Белка)

Плутовата, воровата, перед всеми виновата,
Но уходит от беды с целой головою,
Заметает все следы золотой метлою.  (Лиса)

Хоть за дальний путь устали -
В камышах родной земли возле речки... (Журавли)

В конце конкурса жюри предоставляются билеты, которые получил каждый класс за правильные ответы.

2 ведущий: Молодцы юннаты! Вы хорошо знакомы с повадками лесных жителей. Займите свои места в зале. А теперь «Конкурс следо­пытов». Попрошу подняться по одному следопыту от каждого класса. Вам будут предоставлены корточки со следами лесных обитателей, а вы должны сказать, кто оставил этот след на снегу. (Проводится конкурс).

Наш третий конкурс - «Конкурс охотников». Мы отправляемся с вами на фотоохоту. Для этого конкурса приглашаются на сцену по два самых ловких охотника. Вы получаете иллюстративную картинку. Четыре зверя уже сфотографированы. Вам необходимо угадать пятого зверя. Для этого в пустых клетках под иллюстрацией каждого из че­тырёх животных вы должны вписать его название. А затем по линиям из четырёх названий спустить буквы в нижнюю колонку. И тогда вы узнаете, что за зверь спрятался от нас.

Острее ум! Острее взгляд!
Спустите буквы в нижний ряд!
И кто же пятый за кустами
Должны вы догадаться сами!

А пока наши охотники гоняются за дичью предлагаю вам зарабо­тать дополнительные очки для своей команды. Я буду читать стихотво­рения, а ваша задача найти рифму и закончить фразу:

Прекрасный день - сказал... (олень)

Но дождь пойдёт - сказал... (енот)

Туч нет, мой друг - сказал... (паук)

Уже ползут - сказал... (верблюд)

Я слышал гром - воскликнул... (гном)

Пойду в загон - ворчит... (бизон)

Не торопись - сказала... (рысь)

А я боюсь - захныкал... (гусь)

Ты всех смешишь - сказала... (мышь)

Игре конец - сказал... (скворец)

Время нашего пребывания на станции «Таёжная» подошло к кон­цу. Мне жаль с вами расставаться. Надеюсь, что вы не забудете мою станцию. Счастливого вам пути ребята!

Звучит удар колокола, гудок. Под звуки песни «Голубой вагон» на сцене появ­ляются ребята с макетом вагона и паровоза.

Ребята: Станция «Поэтическая».

1 ведущий: Поздравляю вас ребята с прибытием на одну из сами замечательных, самых больших и самых любимых ваших станций - станцию «Поэтическую». Хорошо в тайге послушать гомон птиц, ше­лест листьев, таинственные шорохи, говор таинственного прохладного ручья и просто посидеть у костра, почитать стихи, спеть любимые пес­ни. Приглашаю на сцену любителей поэзии.

Ребята рассаживаются на места на сцене. Свет в зале гаснет. На сцене имитация горящего костра. Проводится конкурс чтецов о природе.

Спасибо вам ребята, что порадовали нас замечательными стихам. А сейчас на сцену приглашаются по два самых грамотных участника от каждого класса. Вы будете выполнять работу корректора. Корректор ­это человек, который очень хорошо знает все правила русского языка. Он исправляет ошибки, если их нечаянно допустил поэт или писатель в своём стихотворении или рассказе.

Вам необходимо расставить знаки препинания в объявлении

«Патефон почти что новый
продаётся и корова
Машка дойная кровать
(торопитесь покупать)
односпальная несушка
с дюжиной цыпляток чушка
с поросятами перина
Подпись: бабка Катерина».

(Н. Наволочкин «Грамотей»)

После выполнения задания прочесть стихи. А пока наши грамотеи трудятся, мы проведём музыкальный кон­курс и узнаем, чей класс знает больше песен о лесе.

Спасибо Вам, ребята! С вами было очень весело. Но уже нам пора прощаться. До новых встреч, ребята.

Удар колокола, гудок. Под звуки песни «Голубой вагон» ребята объявляют последнюю станцию.

1 ведущий: Вот и подошло наше путешествие к концу. Как хоро­шо, что на земле пока ещё есть тайга, лес, поляна, цветы, птицы, звери. Мы можем любоваться красотами природы, видеть восход солнца и ка­пельки росы на цветах. Но ведь это всё может погибнуть, если человек неумело, не бережно будет обращаться с природой. И пока жюри под­водит итоги конкурсов, я предлагаю вам, ребята, вспомнить правила поведения в лесу:

  1. Не срывайте цветов. Пусть красивые растения остаются в природе.
  2. Не ловите бабочек, стрекоз и других насекомых.
  3. Не ломайте веток деревьев.
  4. Не убивайте лягушек и жаб.

Молодцы, ребята! Вы знаете очень много о лесе, его обитателя, знаете как вести себя в лесу. Но, конечно же, вы хотите узнать ещё боль­ше о природе. И в этом вам поможет книга.

С книгой будьте вы друзьями, в лесу благодарными гостями,
Чтобы лучше лес узнать, надо много книг читать.

Жюри подводит итоги и объявляет победителей.

Содержание