"Библиотечный вестник". Выпуск 2(40), 2012 год - Российской государственности - 1150 лет

Российской государственности - 1150 лет

Рюриковичи и 1150 лет Российской государственности

С.А. Земляникина, библиотекарь БОУНБ

Государство не создаётся одномоментно, в конкретном году. И, разумеется, русская государственность существовала некоторое время и до указанной даты. Есть условные исторические даты, которые, тем не менее, считаются точкой отсчёта. Полтора века назад инициатором торжеств по поводу 1000-летия российской государственности стал император-реформатор Александр II, взявший в качестве точки отсчёта 862 год, когда славянские племена позвали к себе на княжение в Новгород варяга Рюрика. Президент Дмитрий Медведев возродил традицию празднования этого события, подписав 3 марта прошлого года Указ о праздновании в 2012 году 1150-летия российской государственности.

На выставке представлены книги, в которых рассказывается о Рюрике и его потомках, что властвовали над русскими землями 740 лет. Они непрерывно правили с 862 по 1598 г. Почти семь с половиной веков династия Рюриковичей создавала, берегла и укрепляла Русь. Этот великий род сыграл колоссальную роль в развитии и становлении Российского государства.

Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.
И стали все под стягом
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам
Пускай придут княжить»

(А.К. Толстой)

В конце VIII века в обществе восточных славян одновременно развиваются два процесса: процесс расслоения и тенденция к политическому объединению. И как следствие этого – появление крупных территориальных образований на юге (вокруг Киева) и на севере (вокруг Новгорода). «Повесть временных лет» отразила эти процессы в предании о Кие, его братьях Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди (идея славянского источника древнерусской государственности) и в легенде о призвании новгородцами варяжского князя и его братьев Синеуса и Трувора (идея иноземного источника древнерусской государственности).

Первым князем Руси стал Рюрик из варяжского племени, он и основал I династию русских правителей – Рюриковичей. Но, по мнению Г. В. Вернадского (книга «Киевская Русь»), «Скорее Олег (882-912), нежели его Новгородский предшественник Рюрик, может считаться первым скандинавским князем, ставшим монархом всей Руси. Около 878 г. Олег, первоначально властитель Новгорода, захватил Киев и, в конце концов установил свою власть в Южной Руси». Он расширил и укрепил новое государство – Русь и в 882 году провозгласил Киев «матерью городов русских», сделал Киев столицей государства. «Именно по этой причине личность Олега оставила более глубокий отпечаток на исторической памяти русского народа, нежели персона Рюрика. В русских летописях, равно как и в устной традиции, Олег известен как Вещий, Далекоглядящий, Мудрый, Святой». Вернадский Г.В. в своей книге утверждает, что «Киев не мог быть последней целью натиска Олега с севера. Он должен был послужить ему базой для дальнейшего движения на Юг, нацеленного на открытие путей к Чёрному и Азовскому морям. Однако его непосредственной задачей было сделать саму базу достаточно сильной, а свой контроль над речными путями между Новгородом и Киевом абсолютным. Киевская база была расширена с покорением древлян». Олег покоряет северян, радимичей, воюет с хазарами, совершает победоносный поход на Византию. Вернадский назвал это имперским планом – «Политическая история Киевской Руси открывается столетием смелого предприятия: попыткой скандинавских властителей Киева создать огромную империю».

Продолжает политику Олега сын Рюрика (отсюда Рюриковичи, название династии древнерусских князей), Игорь (912-945). Он покоряет уличей, тиверцев, совершает походы на Византию (правда не так удачно, как Олег) и во время сбора дани в древлянской земле был убит. Жена Игоря – Ольга (945-969) – организовала карательный поход против древлян. Интересно описывает правление Ольги Мединский В. Р. в своей книге «Негодяи и гении PR» «Ольга выглядит в сказании о мести крупным деятелем PR. Все совершаемые ею коварства и злодейства, содержат четкую общественную коммуникацию.

1 Власть принадлежит Киеву. Точка.

2 Киев требует экономического подчинения! Всех, без условий.

3 Неподчинение карается жестоко. Даже на общем для той эпохи фоне, который не предусматривал особого милосердия нравов.

4 Кара сюзерена над непокорным вассалом неотвратима».

Княгиня Ольга вошла в историю Руси как первая женщина-правительница и первая, принявшая официальную религию – христианство. Чтобы ярче представить образ первой княгини, обращаю ваше внимание на произведение Морозовой Л. Е. «Русские княгини».

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) продолжил дело расширения территории государства. Русские походы этого периода были хорошо спланированы и подготовлены. Русский летописец уподобляет Святослава леопарду, за быстроту его движений. Подобно Олегу, Святослав имел своей главной целью объединение сил Киевской Руси с Тмутараканской Русью, с тем, чтобы расширить свой контроль над регионом Азова и в конечном итоге открыть дорогу к Каспийскому морю. Прошёл походами за несколько лет 8000-8500 км. Вы часто слышите такие высказывания, как: «Иду на вы», «Не посрамим земли русской», «Мёртвые сраму не имут», «Встанем твердо». Эти «слоганы», как выразился Мединский, принадлежат по преданию Святославу, который был убит печенегами, что тоже сыграло в пользу Святослава, потому что после его смерти печенегский князь Куря велел сделать из его черепа чашу – и из нее пил. Как выразился Мединский – посмертный пиар.

После гибели Святослава вспыхнула усобица между его сыновьями, в результате которой стал князем Владимир (980-1015) и чтобы укрепить своё положение им была сделана попытка реформирования языческой религии (деревянные идолы славянских богов были поставлены у княжеского дворца, это должно было символизировать единство Руси, главенство в ней Киева). Но эти действия не решили проблемы, так как требовалась религия способная ещё более возвысить власть князя, сохранить единство страны. Читаем в книге Скрынникова Р. Г. «Русь 9-17 вв.» «Князю Владимиру пришлось преодолеть большие трудности, прежде чем Русь приняла крещение из Византии. Согласно летописному преданию Владимир пригласил духовенство из соседних стран и выслушал их речи (христиане, иудеи, магометане) раввину задал единственный вопрос: «Где ваша земля?», в ответ прозвучало: «Таковой нет». Последователь ислама сообщил, что его вера допускает многожёнство, воспрещает пить вино и употреблять в пищу свинину. Владимир будто бы заявил: «Руси есть веселение пить, не можно без этого жити». После этого было выбрано православие, как наиболее приемлемая религия (уже было немало христиан; выбор греческой религии укреплял связь Руси с Византией). Внук Ольги, кн. Владимир «огнём и мечом» крестил страну. И с 988 года христианство становится официальной религией Руси.

Время Владимира Святославича (Старого, Красное солнышко, а впоследствии канонизированного – Святого) воспетое в былинах, завершает первый период в истории Древнерусского государства – период его складывания.

Централизованное государство предполагает наличие единой верховной власти, устанавливающей единый административный аппарат, подконтрольный центру, единые законы, общие вооружённые силы. В конце XV в. реальным политическим лидером на Руси становится независимый от орды великий князь Московский. По мнению Скрынникова, «быстрое возвышение Москвы не таило в себе ничего загадочного. Московское княжество избежало дробления, подорвавшего мощь других княжеств Руси». Иван Калита (1325-1340) получил ярлык на великое княжение, при нём прекратились ордынские набеги. Более подробно узнать об этом правителе вы сможете, прочитав книгу Тороповцева А. П. «От Ивана Калиты до Ивана Грозного»).

Шло время, молодое государство Русь переживало лихие годы, войны, расцвет и раздробленность, 240-летнее монгольское иго. Русичи всегда славились своими замечательными воинами. Многие из них вошли в историю нашего государства, и мы с вами помним их подвиг во имя страны и народа. Князь Новгорода Александр (1236- 1251) отстоял независимость Северной Руси, дважды разгромил крестоносцев и получил прозвище «Невский» и было ему всего 18 лет. За его подвиги потомками установлен памятник в г. Новгороде. Такая трактовка этой страницы истории нам известна, а я предлагаю вам познакомиться с другим взглядом на биографию и деяния Александра Невского, в книге Нестеренко А. Н. «Александр Невский».

1380 год – Русь попыталась освободиться от монгольского владычества на поле Куликовом. Вёл русское войско московский князь Дмитрий (1359-1389), получивший прозвище «Донской». Интересные факты о нём и новую интерпретацию этого периода вы найдёте, обратившись к журналу «Русская история» за 2009 № 1(3), в котором есть статья «Монгольское иго в школьной истории».

За свои ратные подвиги Александр Невский и Дмитрий Донской были причислены церковью к лику святых.

При Иване III Россия была освобождена от монгольского ига и восстановила свой суверенитет в 1480 году. Вскоре Иван женился на последней византийской принцессе – Софье Палеолог и вместе с ней из Византии пришёл герб – двуглавый орёл. Одна голова герба смотрит на Запад, другая – на Восток, что символизирует могущество России. Появляется новая великодержавная атрибутика: именование великого князя царём, византийская пышность великокняжеского двора. Очень подробно о личности Ивана III, его деяниях, о дальнейшем формировании государства, как территориальном, так и структуры управления, вы можете узнать, прочитав книги Алексеева Ю. Г. «Под знаменем Москвы», «У кормила Российского государства», «Государь всея Руси».

Вторая половина XV – нач. XVI вв. характеризуется завершением объединения русских земель вокруг Москвы, свержение монголо-татарского ига. Говоря об этом периоде особый интерес представляют «Записки о Московии», написанные Сигизмундом Герберштейном, австрийским дипломатом, который был направлен в 1517 и 1526 гг. в русские земли. В записках представлена разнообразная информация о внутренней и внешней политике Российского государства, экономическом развитии и быте, окружавших или входивших в него народов, общественной мысли и культуре. Ему удалось познакомиться с такими памятниками древнерусской письменности, которые не сохранились до наших дней и известны лишь в его переводах. «Записки о Московии» ценнейший исторический источник, впервые были изданы в 1549 г.

В период с 1533 по 1584 гг. правил Иван IV. Каждый историк по-своему характеризует личность и трактует деяния Ивана Грозного. Так, Казимир Валишевский, заявляет о том, что само рождение Ивана четвертого представляет собой интерес. «В день рождения Ивана IV 25 августа 1530 г. по всей стране слышались раскаты грома, сверкала молния. Уже тогда, когда он впервые зашевелился в материнской утробе, московские войска, сражавшиеся под Казанью, почувствовали все необыкновенное мужество и отвагу». Казимир Валишевский отмечает, с каким блеском происходило венчание на царство. (До Ивана IV никто не был официально признан царем). «Огромное стечение народа, торжественный звон колоколов и трон как бы сочетались в едином торжестве. Епископы, священники, монахи возносили к богу молитвы и просили его, чтобы он укрепил нового царя духом справедливости и истины, а бояре в это время осыпали трон дождём золотых монет, что являлось эмблемой изобилия тех благ, которых ему желали». Автор характеризует Ивана Грозного как прекрасного реформатора. Валишевский отмечает, что «в деятельности Ивана IV было много похожего на опьянение, и даже безумие. Но влияние его реформ чувствовалось ещё долгое время».

Другой историк Тороповцев А. П. в своей книге «От Ивана Калиты до Ивана IV», говорит о том, что «Иван был мальчиком одарённым, может быть, даже вундеркиндом. Родился ли Иван разнузданно грозным человеком сказать трудно. Но среда, в которой он обитал с трёхлетнего возраста, была наиболее благоприятной для взращивания неуравновешенных, дерзких, эгоистичных людей – злых и нежных, суровых и плаксивых, грозных и трусливых, любвеобильных и низменных, чутких и жестоких, умных и разболтанных... – одновременно!». Автор уверен в том, что если бы не жестокость боярских семей, которые боролись за власть, пока царь был мал, но не думали они, что насилие порождает насилие. Так, в 1544 г. (в 14 лет) Иван IV созвал бояр в Думу. Обвинил их в том, что те, пользуясь его малолетством, самовольно властвовали, многих невинных людей убили, многих ограбили. Накажу самого виновного – Андрея Шуйского. Отдать его на растерзание псам, и приказ его исполнили мгновенно. Афанасия Бутурлина обвинили в том, что он нелицеприятно отозвался об Иване IV. Болтуну отрезали язык.

Как и Валишевский, Тороповцев высокого мнения о Грозном как о реформаторе. «Иван IV – политик, государь, призванный судьбой и историей поддерживать и усиливать энергетический вектор силы формирующейся и быстро набирающей мощь нации».

После смерти Ивана IV, на троне оказался его сын Фёдор Иванович (1584-1598), который характеризуется как слабый и безвольный правитель, в руках царского шурина боярина Бориса Годунова (женой царя была его сестра Ирина) фактически оказалась вся государственная власть. Л. Морозова в книге «Два царя: Фёдор и Борис» ставит под сомнение стереотипное представление о царе Фёдоре Ивановиче как о болезненном и слабовольном человеке, неспособном править самостоятельно, и о Борисе Годунове как о цареубийце и всесильном тиране.

В 1598 г. умер царь Фёдор, династия Рюриковичей прервалась, страну ожидали сильнейшие потрясения.

Содержание >>