"Библиотечный вестник". Выпуск 2(37), 2011 год - По итогам исследований
ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Что ты знаешь о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов?
В.А. Иванова,
методист по работе с детьми и подростками
МУ «Районная библиотека» Биробиджанского района
2010 год ознаменован празднованием 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. К этой дате была приурочена анкета «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов?», которую предложили читателям 3-8 классов.
Цель анкетирования: стимулирование интереса к чтению литературы о Великой Отечественной войне.
Исходили мы из того, что книги о Великой Отечественной войне - могучий инструмент для воздействия на чувства читателя, они способны оказывать существенное воздействие на духовно-нравственное и общественно-патриотическое становление личности.
Проводя анкетирование, мы ставили следующие задачи:
- получить сведения об общем уровне знаний детей и подростков о войне;
- выяснить, в какой мере библиотека содействует получению этих знаний;
- определить круг наиболее востребованной литературы военной тематики для составления рекомендательных списков.
В анкетировании приняли участие 32 респондента в возрасте от 9 до 14 лет (12 мальчиков и 20 девочек). Опрашиваемые составили три возрастные группы:
1 - учащиеся 3-4 классов;
2 - учащиеся 5-6 классов;
3 - учащиеся 7-8 классов.
Нам было интересно узнать, что дети и подростки знают и думают об этой страшной войне, как к ней относятся.
Анализ анкетирования показал, что при ответе на первый вопрос «От кого ты узнал о Великой Отечественной войне?», наибольшая часть ответивших в качестве источников информации назвала своих дедушек, бабушек, прадедушек. В первой возрастной группе этот показатель составил 70%, во второй - 74%, в третьей -83%. Некоторые назвали родителей, и небольшая часть ответивших в качестве источника информации назвала телевидение и художественные фильмы.
Полученные сведения позволяют предположить, что дети узнали об этом трагическом событии в истории нашей страны ещё до школы и до того как стали читателями библиотеки.
Отвечая на второй вопрос, «Какой была война для народа нашей страны?», дети должны были хорошо подумать, чтобы охарактеризовать войну. Для читателей первой группы, учитывая их возраст, вопрос был упрощён и даны варианты ответов, из которых большинство (58%) выбрало - «освободительная». Были и такие ответы, как «ужасная», «беспощадная». Респонденты других групп использовали такие определения, как «жестокая и мучительная», «трагическая», «героическая», «с нечеловеческими испытаниями».
Вопрос, «Какие основные сражения и битвы Великой Отечественной войны ты знаешь?», требовал начитанности и знания истории, поэтому был задан только респондентам второй и третьей групп. Чаше всего назывались:
- Сталинградская битва (2 гр. - 30%, 3 гр. - 33%);
- Курская битва (по 17% обе группы);
- битва за Ленинград (2 гр. - 30%, 3 гр. - 10%);
- битва под Москвой (по 13%);
- битва за Берлин (2 гр. - 13%, 3 гр. - 17%).
Ответы на четвёртый вопрос анкеты «Назовите известных вам героев Великой Отечественной войны» показали, что наиболее известно имя Александра Матросова (1 гр. - 50%, 2 гр. - 60%. 3 гр. - 40%). Также были названы: Зоя Космодемьянская, Алексей Маресьев. Книги и мероприятия о подвигах пионеров-героев способствовали тому, что многие назвали Марата Казея, Лёню Голикова, Зину Портную. Радует то, что среди названных в анкете героев имена наших земляков Владимира Пеллера, Иосифа Бумагина и фамилии односельчан, не вернувшихся с войны. Дети решили, что хотя они и не совершили геройских подвигов, но их тоже можно считать героями только за то, что они сражались на этой войне.
Следующий вопрос «Помогает ли тебе библиотека узнать что-то о Великой Отечественной войне, если да то каким образом?», был развёрнутым и предполагал несколько вариантов ответов:
книжные выставки, мероприятия, беседы с библиотекарем или что-то иное. Мы узнали, что наиболее популярны среди детей-читателей книжные выставки (2 гр. - 63%, 3 гр. - 56%). Такой результат дал повод задуматься над тем, достаточно ли эффективно в патриотическом воспитании подростков мы используем тематические вечера и индивидуальную работу. Использовать встречи с ветеранами войны и тружениками тыла часто мы не можем в виду состояния их здоровья, но поговорить, предлагать книгу читателю надо активнее.
На вопрос «Какая книга о войне тебе запомнилась?», наши читатели чаще всего называли те книги, о которых говорилось на мероприятиях, и которые библиотекари советовали прочитать. Это: «Ленинградские рассказы» Н. Тихонова, «Сын полка» В. Катаева, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Звезда» Э. Казакевича. Огорчает тот факт, что во всех группах довольно высокий процент не ответивших, или ответивших, что смотрели фильмы. Число не читающих детей увеличивается с увеличением возраста: 1 гр. - 15%, 2 гр. - 20%. 3 гр. - 35%.
Последний вопрос «Что ты чувствуешь и думаешь, когда говорят о Дне Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?» был, наверное, одним из самых трудных для наших читателей. Но не ответивших на него детей не оказалось. Причём ответы от ребят взрослой группы были достойными. Вот некоторые из них: «Я чувствую гордость и жалость. Гордость за свою стану, а жалость за тех, кто погиб за Родину и не увидел Победы», «Гордость за наших людей», «Люди погибли не зря. Сейчас над нами мирное небо».
Подведя итоги анкетирования видно, что роль библиотеки в воспитании патриотизма у детей и подростков бесспорна, что дети читают книги о войне. Они проявляют интерес к военным подвигам своих ровесников, знают имена героев и участников войны. Наши юные читатели чувствуют и понимают трагичность Великой Отечественной войны, и величие Победы нашего народа в ней. Ведь в анкетах не было ни одного равнодушного ответа.