"Библиотечный вестник". Выпуск 2(37), 2011 год - По итогам исследований

ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Что ты знаешь о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов?

В.А. Иванова,
методист по работе с детьми и подростками
МУ «Районная библиотека» Биробиджанского района

2010 год ознаменован празднованием 65-летия Победы со­ветского народа в Великой Отечественной войне. К этой дате была приурочена анкета «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов?», которую предложили читателям 3-8 классов.

Цель анкетирования: стимулирование интереса к чтению лите­ратуры о Великой Отечественной войне.

Исходили мы из того, что книги о Великой Отечественной войне - могучий инструмент для воздействия на чувства читателя, они спо­собны оказывать существенное воздействие на духовно-нравственное и общественно-патриотическое становление личности.

Проводя анкетирование, мы ставили следующие задачи:

  • получить сведения об общем уровне знаний детей и под­ростков о войне;
  • выяснить, в какой мере библиотека содействует получению этих знаний;
  • определить круг наиболее востребованной литературы во­енной тематики для составления рекомендательных списков.

В анкетировании приняли участие 32 респондента в возрасте от 9 до 14 лет (12 мальчиков и 20 девочек). Опрашиваемые составили три возрастные группы:

1  - учащиеся 3-4 классов;

2  - учащиеся 5-6 классов;

3  - учащиеся 7-8 классов.

Нам было интересно узнать, что дети и подростки знают и ду­мают об этой страшной войне, как к ней относятся.

Анализ анкетирования показал, что при ответе на первый во­прос «От кого ты узнал о Великой Отечественной войне?», наи­большая часть ответивших в качестве источников информации на­звала своих дедушек, бабушек, прадедушек. В первой возрастной группе этот показатель составил 70%, во второй - 74%, в третьей -83%. Некоторые назвали родителей, и небольшая часть ответивших в качестве источника информации назвала телевидение и художествен­ные фильмы.

Полученные сведения позволяют предположить, что дети узна­ли об этом трагическом событии в истории нашей страны ещё до школы и до того как стали читателями библиотеки.

Отвечая на второй вопрос, «Какой была война для народа нашей страны?», дети должны были хорошо подумать, чтобы оха­рактеризовать войну. Для читателей первой группы, учитывая их возраст, вопрос был упрощён и даны варианты ответов, из которых большинство (58%) выбрало - «освободительная». Были и такие от­веты, как «ужасная», «беспощадная». Респонденты других групп ис­пользовали такие определения, как «жестокая и мучительная», «тра­гическая», «героическая», «с нечеловеческими испытаниями».

Вопрос, «Какие основные сражения и битвы Великой Отечественной войны ты знаешь?», требовал начитанности и зна­ния истории, поэтому был задан только респондентам второй и тре­тьей групп. Чаше всего назывались:

  • Сталинградская битва (2 гр. - 30%, 3 гр. - 33%);
  • Курская битва (по 17% обе группы);
  • битва за Ленинград (2 гр. - 30%, 3 гр. - 10%);
  • битва под Москвой (по 13%);
  • битва за Берлин (2 гр. - 13%, 3 гр. - 17%).

Ответы на четвёртый вопрос анкеты «Назовите известных вам героев Великой Отечественной войны» показали, что наибо­лее известно имя Александра Матросова (1 гр. - 50%, 2 гр. - 60%. 3 гр. - 40%). Также были названы: Зоя Космодемьянская, Алексей Маресьев. Книги и мероприятия о подвигах пионеров-героев спо­собствовали тому, что многие назвали Марата Казея, Лёню Голикова, Зину Портную. Радует то, что среди названных в анкете героев имена наших земляков Владимира Пеллера, Иосифа Бумагина и фамилии односельчан, не вернувшихся с войны. Дети решили, что хотя они и не совершили геройских подвигов, но их тоже можно считать героя­ми только за то, что они сражались на этой войне.

Следующий вопрос «Помогает ли тебе библиотека узнать что-то о Великой Отечественной войне, если да то каким обра­зом?», был развёрнутым и предполагал несколько вариантов ответов:

книжные выставки, мероприятия, беседы с библиотекарем или что-то иное. Мы узнали, что наиболее популярны среди детей-читателей книжные выставки (2 гр. - 63%, 3 гр. - 56%). Такой результат дал повод задуматься над тем, достаточно ли эффективно в патриотиче­ском воспитании подростков мы используем тематические вечера и индивидуальную работу. Использовать встречи с ветеранами войны и тружениками тыла часто мы не можем в виду состояния их здоровья, но поговорить, предлагать книгу читателю надо активнее.

На вопрос «Какая книга о войне тебе запомнилась?», наши читатели чаще всего называли те книги, о которых говорилось на мероприятиях, и которые библиотекари советовали прочитать. Это: «Ленинградские рассказы» Н. Тихонова, «Сын полка» В. Катаева, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Звезда» Э. Казакевича. Огорчает тот факт, что во всех группах довольно высокий процент не ответивших, или ответивших, что смотрели фильмы. Число не читающих детей увеличивается с увеличением возраста: 1 гр. - 15%, 2 гр. - 20%. 3 гр. - 35%.

Последний вопрос «Что ты чувствуешь и думаешь, когда говорят о Дне Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?» был, наверное, одним из самых трудных для наших читате­лей. Но не ответивших на него детей не оказалось. Причём ответы от ребят взрослой группы были достойными. Вот некоторые из них: «Я чувствую гордость и жалость. Гордость за свою стану, а жалость за тех, кто погиб за Родину и не увидел Победы», «Гордость за наших людей», «Люди погибли не зря. Сейчас над нами мирное небо».

Подведя итоги анкетирования видно, что роль библиотеки в воспитании патриотизма у детей и подростков бесспорна, что дети читают книги о войне. Они проявляют интерес к военным подви­гам своих ровесников, знают имена героев и участников войны. Наши юные читатели чувствуют и понимают трагичность Великой Отечественной войны, и величие Победы нашего народа в ней. Ведь в анкетах не было ни одного равнодушного ответа.

Содержание