"Библиотечный вестник". Выпуск 1(36), 2011 год - Станиславский
К ЮБИЛЕЮ СТАНИСЛАВСКОГО
Великий реформатор сцены
Калабина Т.В., библиотекарь
обзор книжной выставки
В отделе абонемента была открыта выставка, посвященная творчеству выдающегося русского режиссёра и актера Константина Сергеевича Алексеева, который вошёл в историю русской театральной культуры под сценическим псевдонимом Станиславский. Свою сценическую деятельность он начал ещё в юности - 5 сентября 1877 г. Константин впервые выступил в любительском спектакле. Вокруг него образовался кружок любителей театра, получивший название «Алексеевский кружок». Станиславский играл в водевилях и опереттах, во многих любительских спектаклях, выступал на подмостках театра «Парадиз». В 1888 г. он создал «Общество искусства и литературы» с постоянной драматической труппой. Это - время накопления опыта и актерского мастерства. В «Обществе» Станиславский сыграл множество ролей самых различных амплуа, и среди них такие, как Барон в «Скупом рыцаре» А.С. Пушкина, и Паратов в «Бесприданнице» А.Н. Островского, и Отелло в одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. К этому времени относится и первая крупная режиссёрская работа К.С. Станиславского - постановка комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения», ставшая важным событием в театральной жизни Москвы. В последующих своих спектаклях Станиславский, стремясь порвать со старыми, рутинными традициями и приёмами, находит новые художественные средства, ищет путь к обновлению русской сцены.
В 1897 г. произошла историческая встреча Станиславского с Вл.И. Немировичем-Данченко. Во время этой встречи они выработали подробную программу создания принципиально нового театра. Московский художественный театр (МХТ) открылся в 1898 г. постановкой трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». С этого момента началась иная эпоха в истории русского театрального искусства. Они разрабатывают новые принципы искусства сцены, Станиславский утверждает руководящее значение режиссёра в создании спектакля, как единого художественного целого.
В МХАТе Константин Сергеевич создаёт очень разные по форме и содержанию спектакли, отличающиеся глубиной режиссёрского замысла, социальной заострённостью, совершенством сценической формы.
После тяжёлого сердечного приступа во время исполнения роли Вершинина 19 октября 1928 г. Станиславский больше не выходит на сцену, однако его режиссёрская и педагогическая деятельность не прекращается. До конца жизни он продолжает разрабатывать свою теорию сценического искусства, получившую название «система Станиславского».
Творческое наследие Станиславского сохраняет своё значение и в наши дни, оказывает огромное влияние на развитие мирового театрального искусства.
На выставке были представлены издания, написанные самим режиссёром. На содержании некоторых из них мы остановимся подробнее. Например, «Моя жизнь в искусстве»: в этой книге К.С. Станиславский рассказывает о своем большом и долгом пути в театральную жизнь - от скромных домашних спектаклей до вершин актёрского и режиссёрского мастерства, до мировой славы созданного им МХТ В своём труде он описывает многочисленные спектакли и процесс их создания. Издание содержит великолепные литературные портреты соратников К.С. Станиславского по Художественному театру и многих других деятелей русской и зарубежной культуры - А. Чехова и М. Горького, М. Метерлинка и Г. Гауптмана, А. Дункан и Г. Крэга и др.
Нельзя не отметить книгу великого режиссёра «Работа актёра над собой», которая создавалась Станиславским на протяжении 30 лет и явилась неотъемлемой частью его системы. В ней описана работа актёра в творческом процессе, его внутренний мир и истинные переживания. Как сказал сам режиссёр: «...незаметно, из года в год, накапливался большой материал по "системе". Теперь из этого материала создана книга».
Ещё одно великолепное издание, представленное на выставке -«Моё гражданское служение России», в него вошли воспоминания Станиславского, воссоздающего общественную и художественную жизнь
России рубежа XIX-XX вв.; очерки-портреты известных, выдающихся, замечательных современников, с которыми он дружил или встречался; дневники и записные книжки, в которых автор рассуждает о высоком искусстве актёра. Читая его произведения, понимаешь, насколько человек предан и верен театру, вырисовывается четкий образ талантливого режиссёра и искусного педагога.
Немало интересных книг написано искусствоведами о творчестве и таланте К.С. Станиславского. Например, книга под редакцией Ю.С. Калашникова «Станиславский - реформатор оперного искусства», в которой рассказывается о том, что музыка сопровождала Станиславского в течение всей его жизни. С детских лет - серьёзные занятия на рояле, бесчисленные посещения оперных спектаклей в Большом театре, затем - участие в опереттах и водевилях в любительском «Алексеевском кружке», мечты об оперной карьере и многое другое. В книге освещаются принципы оперной эстетики Станиславского, она знакомит читателя с методами занятий с певцами в процессе подготовки оперных спектаклей.
На выставке представлено не менее интересное издание из серии «Библиотечка "в помощь художественной самодеятельности"» (вып. № 37) «Беседы К.С. Станиславского». В настоящий выпуск вошло 15 бесед (всего их 30), записанных К.Е. Антаровой в студии Большого театра, о системе и элементах творчества. До сих пор они не утратили своей актуальности, так как касаются вопросов трудовой и художественной дисциплины актёра, его эстетического воспитания и этики поведения. Станиславский призывал актёров к неустанной работе над собой, к победам сознания и воли надо всем, что мешает актёру полностью отдаться своему делу.
Имя Константина Сергеевича Станиславского входит в сборник «100 великих россиян», а также в энциклопедический словарь юного зрителя, в Современный словарь-справочник по искусству, о нём упоминают и авторы книг об истории русской культуры и искусства.
О Станиславском можно с уверенностью сказать, что он прожил счастливую жизнь, занимаясь любимым делом. Его труды навсегда останутся в истории человечества, будут иметь успех и применяться на практике истинными актерами. Это Великий человек, режиссёр, актёр и педагог!