«Библиотеки Дальневосточного региона в условиях культурного и языкового разнообразия: чтение на языках народов Дальнего Востока»: II межрегиональная научно-практическая конференция - Симдянкина
2. Библиотеки как центры межкультурного общения и гармонизации межэтнических отношений
Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в образовательных учреждениях ЕАО
Симдянкина Н.В.
Воспитание и гармонизация межэтнических и межкультурных отношений предполагают регулирование системы формирования личности в целом.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Говоря о работе образовательных организаций и учреждений ЕАО нельзя отделять работу педагогов от работы библиотекарей, т. к. сегодня, в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и общего образования, школьная библиотека находится в центре образовательной, воспитательной и внеурочной деятельности учреждения.
Сегодня школьная библиотека – не только центр информации, но и территория толерантности и комфортной развивающей среды. Любые школьные мероприятия – педсовет, семинар, конкурсы педагогического мастерства, заседания методических объединений, олимпиады и предметные недели – начинаются с библиотеки.
Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников.
В школе с. Птичник Биробиджанского района, стремясь улучшить работу с семьей, вот уже на протяжении нескольких лет реализуется программа «Семейная академия», направленная на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей. На родительских собраниях обсуждаются вопросы духовно-нравственного, правового, гражданского и патриотического воспитания, предлагаются различные формы работы с детьми, в частности, такие как:
- индивидуальные консультации по различным проблемам, когда рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации;
- лектории и «круглые столы» с привлечением специалистов школы и района, деловые игры. Данные виды деятельности позволяют родителям быть не только в роли слушателя, но и активного участника обсуждения предложенной темы;
- раз в четверть - тематические родительские собрания, на которых поднимаются вопросы воспитания детей, идет диалог на уровне классного коллектива;
- два раза в год за «круглым столом» обсуждаются наиболее актуальные вопросы воспитания детей. На встречи приглашаются специалисты городских и районных учреждений.
Коллектив школы находится в постоянном творческом поиске. Здесь разработан и успешно реализуется пилотный метапредметный проект «ЛУЧ — Лучшее учение — чтение», который позволит:
1. Воспитывать гражданские чувства, обусловленные:
- осознанием мощного потенциала книги и чтения, осознанием доступности и открытости таких «институтов», как библиотеки, историко-культурные центры, читательские клубы;
- гордостью за страну и Еврейскую автономную область;
- огромным культурным потенциалом, заложенным в текстах.
2. Развивать социальную активность за счет:
- интеграции в общероссийские, региональные, районные проекты, связанные с популяризацией книги и чтения;
- участия в школьных, районных, областных социально-значимых акциях по продвижению чтения.
На семинаре, организованном нашим институтом для работников библиотек образовательных учреждений, в январе 2015 года на базе школы села Птичник Биробиджанского района, присутствующие познакомились с методами реализации данного метапредметного проекта.
В ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» третий год реализуется проект «Путь к успеху», который направлен на социализацию и гражданское становление детей и подростков. Данный проект получил грант Правительства Еврейской автономной области.
Через различные мероприятия с детьми, конкурсы, слеты, форумы, семинары, мастер-классы с выходом в образовательные организации различных типов, идет целенаправленная работа по профилактике экстремизма, укреплению толерантности, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений.
В рамках проекта проведен областной конкурс органов ученического самоуправления. Обучающиеся и воспитанники участвовали в областном слете лидеров, готовили свои команды для форума детских объединений, в котором приняли участие 16 образовательных учреждений области.
Организовано сотрудничество образовательных учреждений Еврейской автономной области с Центром социально-психологической помощи семьи и молодежи, на базе которого проходят тренинги на формирование лидерских качеств, психологические игры, оказывается индивидуальная психологическая помощь, работает телефон доверия.
Также профилактике экстремизма, укреплению толерантности, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений способствует координация деятельности системы дополнительного образования, где в различных кружках и студиях занимаются «трудные» подростки, склонные к негативным проявлениям.
Организована работа клубов при Центре детского творчества по месту жительства: «Ровесник», «Созвездие», «Заречье» и другие.
В каждом образовательном учреждении ЕАО работает детская или юношеская организация, объединение.
В школах действуют органы самоуправления, штабы, республики, развито волонтерское движение. Активная работа в этом направлении наблюдается в школах № 1, 4, 23 — г. Биробиджан, Детском доме № 2.
Работа по укреплению толерантности идет через ежегодные слеты и форумы детских и юношеских объединений. 2013-2014 уч. год — в рамках Международной конференции «Генезис воспитательного процесса»; 2015-2016 уч. год — в рамках Международного форума детского и молодежного движения «Юность земли Дальневосточной».
Детские и юношеские организации принимают активное участие в областных и Всероссийских конкурсах.
Здесь хочется отметить работу школ № 14, 11, 16, 23 г. Биробиджана; Детских домов № 1, № 3; школа п. Биракан Облученского района, школу-интернат п. Бира Облученского района, ЦДТ с. Амурзет Октябрьского района, Медколледж, Технологический и Политехнический техникумы г. Биробиджан, ПУ № 7 с. Амурзет.
Профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений способствует и проведение совместных мероприятий.
Единый методический день прошел в г. Облучье. Участниками мероприятия в районном центре стали представители всех школ муниципального образования. Принимающей стороной выступила школа №2 г. Облучье, поскольку она была выбрана рабочей площадкой для апробации различных форм работы по гармонизации межнациональных взаимоотношений.
Прошел ряд открытых уроков в 1-10 классах, ярмарка дружбы, знакомство с блюдами национальной кухни.
Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. В образовательных учреждениях ЕАО используются различные группы приёмов воспитания толерантности.
Приёмы связанные с организацией деятельности подростков в группе:
- Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
- Приём «Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении задания.
Приёмы связанные с организацией диалоговой рефлексии:
- Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить от его лица.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.:
- Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.).
- Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (песни, кинофильмы) любят их товарищи по классу.
- Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, комментируют и т.д.).
- Приёмы: «Сочини конец истории» и др.
В образовательных организациях ЕАО используются различные формы работы в этом направлении:
Классные часы, посвященные истории рода и семьи
- ·«Моя дружная семья» (выставка рисунков, семейные газеты)
- · «Кем были мои прадеды?» (составление своей родословной)
- ·«Наш семейный альбом» (выполнение коллажа из семейных фотографий)
Праздники, утренники
- ·«День бабушек и дедушек» (В рамках декады пожилых людей)
- ·«Нам вместе весело» (чаепитие в канун нового года)
- · «Наши близкие соседи – наши лучшие друзья» (фестиваль-праздник)
Родительские вечера совместно с детьми
- ·«Реклама семейных праздников»
- ·«Кулинарные рецепты нашей семьи» (представление «фирменного» семейного блюда)
- ·«Наши мамы-мастерицы, наши папы-мастера» (выставка работ)
Участие в акциях
- ·«Поздравь учителя - пенсионера» (в рамках Дня учителя)
- ·«Открытка для ветерана» (к 9 мая)
- ·«Я - хозяин моего поселка» (благоустройство школы, школьной территории)
Конкурс рисунков
- · «Мы разные, но вместе»
- ·«Герои национальных сказок»
- ·«Мы живем в одной стране»
Читательская конференция
- ·«Дорогой доброты и терпения»
Посиделки с родителями
- ·«Национальная кухня»
- ·«У самовара…» (знакомство с традициями русского народа)
- ·«Национальные костюмы»
ОГАОУ ДПО «ИПКПР» разработаны методические пособия для педагогов, помогающие им в работе по укреплению толерантности:
- Взаимодействие учреждений общего и ДОД в организации внеурочной деятельности
- Развитие ученического самоуправления в ОУ
- Профилактика экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях
- Мониторинг реализации программ воспитания и социализации воспитанников
- Организация и проведение мероприятий, включающих вопросы воспитания культуры межнационального общения
Перспективы развития проектов по межкультурной коммуникации в библиотеке образовательного учреждения, организации, возможны при соблюдении определенных условий:
- ·нахождения приемлемой формы диалога с обучающимися, воспитанниками;
- ·понимания норм поведения и ценностей людей разных национальностей;
- ·наличия необходимых изданий в библиотеке (обучающие пособия, книги для чтения, словари, путеводители);
- ·развития корпоративного сотрудничества (система МБА, передвижные библиотеки);
- ·привлечения к работе экспертов, журналистов, представителей национальных диаспор.
Процесс воспитания культуры межнационального общения будет успешным и эффективным только при комплексном, спланированном воздействии на все компоненты, влияющие на социализацию личности детей и юношества.