«Библиотеки Дальневосточного региона в условиях культурного и языкового разнообразия: чтение на языках народов Дальнего Востока»: II межрегиональная научно-практическая конференция - Орел

2. Библиотеки как центры межкультурного общения и гармонизации межэтнических отношений

Музыка объединяет души:  использование фонотеки в библиотечной работе

Л.Н. Орел.

Российская федерация – многонациональное государство с признаками традиционной и современной культуры. Как и во многих странах, у нас остро стоит вопрос сохранения национальных традиций и национальной культуры. Еврейская Автономная область – одно из многонациональных территориальных образований. В последние годы национальный состав нашей области значительно расширился: в области, наряду с русскими, евреями, украинцами, живут молдаване, азербайджанцы, таджики и представители других национальностей.  В своей работе по комплектованию фонда звукозаписей и в культурно-досуговой работе мы стараемся учитывать неоднородный национальный состав жителей. И все-таки, наша область носит название Еврейской Автономной, поэтому сегодня мы говорим прежде всего о работе с записями еврейской музыки.

К сожалению, процент еврейской музыки от общего количества записей – невелик, примерно он равен двум. Сейчас я говорю лишь о записях на дисках и аудиокассетах, не беря в расчет грампластинки. Причина такого небольшого количества – определенные сложности с комплектованием. Основной источник комплектования – магазины аудиозаписей Биробиджана, а подобные записи бывают в продаже далеко не всегда. Еще один источник комплектования еврейской музыкой – Еврейский общинный центр Санкт- Петербурга.

За последние три-четыре года фонотека Сектора пополнилась некоторыми интересными новинками. Это диски с записями, как в формате CD-R, так и в формате MP3. Первый диск, который я хочу представить, «Золотые еврейские хиты». На нем собраны еврейские песни, как на идише, так и на иврите, как народные, так и авторские. Среди них – песни талантливого самоучки, краковского плотника Мордехая Гебиртига, народные песни российских евреев, израильские народные песни, песни израильского композитора Наоми Шемер, еврейские танцы. Исполняют песни группы «Аванс», «Овир», Ян Табачник, Сестры Бэрри и другие певцы и коллективы.

К последним приобретениям относятся два CD-рома с песнями в исполнении популярного  Ефима Александрова. Они называются «Песни еврейского местечка» и «А поезд тихо е…». Ефим Александров создал целый спектакль под названием «Песни еврейского местечка», который был высоко оценен профессионалами и зрителями. Спектакля мы, к сожалению, увидеть не можем, а на диске представлены жемчужины еврейской народной музыки, как на идише, так и на русском языке, озорные Одесские песенки, песни еврейского барда Самсона Кемельмахера. И все это талантливый артист исполняет «одним смеясь, другим печалясь оком».

Представляет интерес CD-ром «Соломон Шварц и его оркестр». С ним связана целая детективная интрига. Диск представляет собой запись забойных еврейских хитов в твистовой обработке. Причем, уровень исполнения  - очень высок, а запись первоначально датировалась 1963 годом. После долгих поисков удалось установить, что  к этой записи Соломон Шварц со своим оркестром отношения не имеет. Он реально существовал, но его оркестр исполнял совсем другую музыку. А на диске – запись ансамбля «The Templs» 1967 года. В путанице оказались виноваты коллекционеры редких записей.

Интересен CD-ром «Микаэл Таривердиев. Авторские обработки в исполнении Марии Иткиной». Имя Микаэла Таривердиева знакомо всем. Это очень известный и очень талантливый советский композитор, по национальности  - армянин, автор музыки ко  многим культовым фильмам: «Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны» и другим. Эта работа Таривердиева – довольно неожиданна, но,по-моему, очень талантлива. Таривердиев обработал несколько песен на идише и иврите для своего друга, кинорежиссера Инны Туманян, которая должна была снимать фильм о судьбе еврейской певицы. Фильм не был снят, но осталась эта прекрасная запись в исполнении актрисы Театра у Никитских ворот под руководством М. Розовского Марии Иткиной. Музыкальный материал композитор выстраивал под себя, под свое авторское слышание и ощущение.

В 2014 году получен интересный CD-ром «Пионер еврейской народной музыки Михаил Эпельбаум». Выпущен диск Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга. Несколько слов об исполнителе, так как это имя известно не всем. Эпельбаума называли «еврейским Шаляпиным».  Он был очень популярен в начале ХХ века. Не получив никакого профессионального образования, он много концертировал с песнями  на идише, перед Первой мировой войной служил в  Варшавском театре оперетты, воевал, был ранен, опять выступал с концертами. Пик его славы пришелся на 1937 год. В этом году он получил звание Заслуженный артист РСФСР, дал большой концерт в Колонном зале Дома Союзов. Пластинки его выходили миллионными тиражами. Однако, он не избежал последней волны сталинских репрессий. В 1949 году он был обвинен в антисоветской пропаганде и получил десять лет лагерей. Отбывал срок в Каргопольском ИТЛ, но пел и там, так как в Каргополе собралась довольно большая бригада артистов.

Был освобожден в 1954 году по болезни. Вновь начал исполнять еврейские песни в 1955 году, но, к сожалению, этот блестящий период был недолгим. Артист действительно был болен. Он умер в 1957 году и похоронен на Еврейском кладбище в Санкт-Петербурге. В чем была причина популярности Эпельбаума, ведь он не единственный исполнял еврейские песни? У него был роскошный, от природы поставленный баритон, что позволяло ему исполнять даже оперные арии; безусловно, он обладал артистическим талантом, у него была эффектная сценическая внешность, темперамент, но самое главное – еврейские песни были для него не приработком к профессии артиста или кантора, а делом всей жизни.

Скажу несколько слов еще об одном любопытном CD-роме. Вернее, это 3 CD-рома. Называются они «Серго Бенгельсдорф приглашает…». Имя издателя дисков Серго Бенгельсдорфа – не чужое для Биробиджана. Это сын биробиджанской поэтессы Любы Вассерман. Он – музыкант, композитор, живет в Молдове, преподает в Молдавской академии музыки, театра и изобразительных искусств. На дисках представлены обработки еврейских народных песен, оригинальные сочинения на еврейские темы Дмитрия Шостаковича, Мориса Равеля, Яна Френкеля, Макса Бруха, молдавского композитора Златы Ткач. Кроме того, на одном из дисков имеется запись рассказа самого Бенгельсдорфа о жизни и творчестве его матери и чтения ее стихов сыном. Все музыкальные произведения исполняют учащиеся и выпускники Молдавской академии музыки, театра и изобразительных искусств.

Нашу фонотеку мы используем как в собственной культурно-досуговой работе, так и в работе других отделов и секторов нашей библиотеки, а так же для обслуживания пользователей. Часто причиной нетолерантного поведения являются невежество и страх перед неизвестной культурой. Поэтому в своей работе мы стараемся преодолеть невежество и знакомить молодежь, да и не только молодежь с культурой других народов, прежде всего - с еврейской. С этой целью проводятся мероприятия, позволяющие открыть для себя и глубже узнать еврейскую культуру. Работниками Сектора музыкальной литературы и нотных изданий были разработаны и проведены музыкальные часы, посвященные еврейской музыке. Например, «Страницы истории музыки еврейской диаспоры: клезмеры в России», «Над Бабьим Яром». Подобные музыкальные часы проводились в воскресной школе, в детских домах. СМНИ работает в тесной связи с Национальным сектором библиотеки. Работники Сектора музыкальной литературы выступают в гостиной Национального Сектора «Бейт сефер». Совместно проводились музыкальные часы и вечера на следующие темы: «Король сочиняет танго» (к 115-летию со дня рождения Оскара Строка), «Пастернак и музыка» (к 120-летию Б. Л. Пастернака). Сектор музыкальных изданий оказывает помощь Национальному сектору в подборе музыки для его мероприятий. Подбиралась музыка к вечерам, посвященным Шолом-Алейхему, биробиджанскому самодеятельному композитору М. И. Эпштейну, звуковое оформление для вечера, посвященного Б. И. Миллеру, подбирался звуковой материал для выставки-просмотра «Безбрежное сияние иудаизма». В 2014 году в город  приезжали бельгийские кинодокументалисты с целью снять фильм о еврейском Биробиджане. Работниками сектора подбирались раритетные грампластинки на идише из редкого фонда для этого фильма. Подготовлен был обзор грампластинок. Позже этот обзор был напечатан в газете «Биробиджанер Штерн». СМНИ старается поддерживать связь с общественными еврейскими организациями, в частности с клубом «Мишпоха» при национальной культурной автономии «Город Биробиджан». Совместно с этим клубом проводились музыкальные мероприятия на темы «Музыка в концлагерях», «Композитор трех поколений» (посвящено 100-летию со дня рождения М. Г. Фрадкина»).

Чтобы привлечь внимание пользователей к еврейской музыке, показать свой фонд и возможности Сектора, оформлялись комплексные выставки, на которых были представлены как книги, ноты и статьи, так и записи еврейской музыки: «Великие композиторы-евреи», «Биробиджан музыкальный», «Еврейская песня в России», «Второе рождение Эмиля Горовца» ( к 85-летию со дня рождения), «Музыка под звездами Давида»  и другие выставки.

Мы – разные – в этом наше богатство, мы – вместе – в этом наша сила.

Содержание >>