О школе

 

О необычных школах и школьниках рассказывает книжная выставка, открывшаяся в читальном зале Областной Научной библиотеке.

Слово «школа» «сколе» появилось в Древней Греции, но обозначало оно досуг, отдых. Досуг этот не был праздным. Он подразумевал философские беседы в свободное от работы время. Постепенно у философов появились ученики и понятие «сколе» стало обозначать учебный процесс. Самая древняя школа, открытая ещё в 859 г.н.э., находится в городе Фес, что в Марокко.

Обучение детей на Руси началось после принятия христианства, когда князь Владимир приказал отдавать на книжное учение «лучших людей». Первая школа в России появилась при Петре I, и там обучались только мальчики с двенадцати до семнадцати лет.

Сегодня невозможно представить школьную жизнь без каникул. Между тем в 19 веке некоторых школьников из сельской местности освобождали от учёбы на время уборки урожая, а каникул не было совсем.

Сегодня у наших детей начинается новый учебный год. И как всякий Новый год начинается он с праздника - Дня знаний. Его отмечают и в других странах мира, только не везде 1 сентября. Так, например, для японских школьников первый звонок прозвучит 1 апреля. По этому торжественному случаю ученики наденут необычную школьную форму «сейлорфуку» – матросский костюм. На создание такой формы японцев вдохновило военно-морское обмундирование британцев в 19 веке.

А впервые школьная форма появилась в Великобритании ещё в 16 веке. Она была синего цвета, дабы смирять слишком активных школяров, да и цена у ткани была весьма привлекательная. Сегодня никто не любит так свою форму, как британские ученики. У каждой школы она своя. В России форма появилась в 19 веке.

У многих индийских детей не будет никакой формы. Да и заниматься они будут не в классе за партой, а на платформе железнодорожного вокзала. Учительница Инджерит Курана, обратив внимание на детей, выпрашивающих деньги у прохожих, поняла, что они (дети) никогда не придут в школу. И тогда школа сама пришла к ним. Волонтёры проводят ежедневные занятия, обучая желающих читать, писать, используя при этом подручный материал: билеты, газеты.

У нас в стране в некоторых регионах школы тоже сами приходят к ученикам. Правда, ситуация тут несколько иная. В этих школах есть всё необходимое: учебники, тетради, ручки и даже интернет, по которому учителя дают задания своим подопечным. Речь идёт о кочевых школах, которые пользуются особой популярностью у оленеводов-кочевников в Якутии.

Своеобразная система образования в Голландии. Здесь дети идут в школу с четырёх (по желанию) и пяти(по закону) лет. Фишка заключается в том, что ребёнок может пойти в школу на следующий день после своего Дня рождения, независимо начало это года или конец. А потому, в классе всегда есть новички.

Наверное, никто бы не отказался учиться в школе приключений «Уотершир». Преподаватели здесь решили, что дети лучше усвоят материал, если подавать его в рамках практических занятий. В итоге архитектура изучается не в стенах класса по книжкам, а прямо на улице, биология и география заменились походами в лес. Вместе с учителями ученики пишут песни, придумывают сценарии для компьютерных игр.

Кстати, английский картограф Джон Спилсбури ещё в 1760 году придумал пазлы, но не те, с которыми мы порой проводим свой досуг, а разрезанную на государства карту Европы, что послужило наглядным пособием для изучения географии.

Не менее экзотические учебные заведения располагаются на воде в Камбодже и Бангладеш.

При подготовке выставки использованы документы из фондов читального зала БОУНб, а также интернет ресурсы:
http://royaldesign.ua/ru/10-samyih-neobyichnyih-shkol-mira.bX283/,
https://www.architime.ru/specarch/top_10_schools/schools_2.htm,
https://nationmagazine.ru/places/12-samykh-neobychnykh-shkol-na-planete.

Н.Панова. Заведующая читальным залом БОУНб.