– Уважаемый Рав, – обратился бедный еврей к одному еврейскому мудрецу. – Я пришёл к тебе за советом. Помоги мне, пожалуйста.
– Чем я могу тебе помочь?
– Видишь ли, у меня есть сын, и мы с женой его очень любим. Всю жизнь мы с ней много и тяжело трудились, чтобы мальчик знал как можно меньше нужды. Мы и его старались приучить к труду, но у нас ничего не получилось. Он вырос большим лентяем и разгильдяем. Школу прогуливал, и, в результате, даже читать не научился. Что мне делать, уважаемый Рав, как изменить моего сына?
Мудрый Рав задумался.
– Из создавшегося положения есть только один выход, – сказал он. – Ты должен сделать так, чтобы твой сын начал изучать Тору.
– Но как это сделать?
Мудрец улыбнулся.
– Ты – отец. Ты найдешь способ.
Бедный еврей возвращался домой, размышляя над советом мудрого Рава. А когда вошёл в свой ветхий дом, то первое, что он услышал – грубое обращение своего нерадивого сына к матери. «Я проголодался, а ты требуешь, чтобы я помогал тебе по хозяйству», – кричал юноша. – «Сначала накорми меня, а потом требуй помощи». И он уселся за стол.
Бедный еврей больше не в силах был терпеть такое поведение своего сына.
– Встань из-за стола! Ты не будешь сегодня обедать, ты наказан! – голос его был так суров, что юноша даже растерялся.
– Как это? – изумленно спросил он. – Разве это возможно? Я голоден. Очень голоден.
Но отец был непреклонен. Тогда юноша, изобразив на лице страдание, запричитал:
– Отец! Ты не можешь лишить меня обеда, ведь я могу заболеть от голода, и даже умереть...
– Ну что ж, – пожал плечами отец, – на всё воля божья.
– Значит, для тебя важнее божья воля, чем твой родной сын?!
– Конечно, – отец был по-прежнему спокоен.
– Немыслимо! – возмущался юноша. – Как такое может быть?! Бог важнее сына! Где такое написано?
– В Торе, – ответил отец и, не обращая больше внимания на сына, сел за стол и принялся за обед.
Юноша не знал, что ему делать. Он был ошеломлён происшедшим. Даже про голод забыл.
– Не верю, – судорожно думал он, – не верю, чтобы это было написано в Торе. Но как это проверить? Разве что самому прочесть Тору.
Легко сказать, но трудно сделать. Чтобы прочесть Тору, надо знать алфавит. А он его не знал. Тогда, не долго думая, юноша отправился к мудрому Раву.
– Уважаемый Рав! Я долго думал и решил, что должен прочесть Тору, – напустив на себя серьёзный вид, заявил он мудрецу. – Не могли бы Вы мне в этом помочь?
– Конечно, могу, – улыбнулся мудрец. – А в чем проблема?
– В том, – слегка замялся юноша, – что я не вполне знаю алфавит.
– То есть, ты не умеешь читать?
Юноша кивнул.
– Ладно, – сказал Рав. – Я – человек занятой, но ради такого благого дела я выкрою время для тебя.
Рав усадил юношу рядом с собой, открыл книгу и, указывая на первую букву, сказал:
– Это буква «Алеф», запоминай.
Но, как только юноша увидел книгу, ему захотелось спать. Он не сдержался и зевнул.
– Это буква «Бэт», – продолжал Рав. – Повтори.
На лице лентяя отражалась только скука:
– Кто сказал, что это буква «Алеф»?
Рав терпеливо начал объяснять. Но юноша ничего уже не слушал. Он очень не любил учиться.
– Это буква «Бэт», – настойчиво продолжал Рав.
– Докажите! – неожиданно вдруг потребовал лентяй, и, забывшись, позволил себе даже ехидно ухмыльнуться.
– Я не должен это доказывать. Это – азбука. Её нужно просто выучить, – спокойно объяснил мудрец.
– А нельзя как-нибудь по-другому прочесть Тору, не тратя время на эту скучную азбуку?
– Нет, – рассердился мудрец, – невозможно учить того, кто этого не хочет. А ты хочешь только развлекаться, ну, так иди и развлекайся! – и он захлопнул за юношей дверь.
Но парень и глазом не моргнул.
– Кроме этого Рава есть и другие мудрецы, – подумал он и пошёл к мудрецу Шмуэлю. Но и Шмуэль начал с изучения алфавита.
– Это буква «Алеф», – показал он юноше букву.
– Разве? А, может, это буква «Бэт»?
– Нет. Это буква «Алеф», а это – буква «Бэт».
– Интересно, кто определил, что именно это буква «Алеф», а не «Бэт»? – и опять, как в случае с мудрецом Равом, юноша ехидно ухмыльнулся. Тогда Шмуэль схватил нахального парня за ухо и больно потянул.
– Ай, ай, ай, – завопил тот, – больно! Мне больно!
Шмуэль, держа парня за ухо, вывел его на улицу.
– Отпусти моё ухо! – вопил юноша.
Прохожие, наблюдая это нелепое зрелище, стали смеяться.
– Моё бедное ухо! – продолжал кричать юноша.
– Кто сказал, что это твое ухо? Кто это определил? – смеясь, спросил Шмуэль.
– Но это и так понятно! Любой прохожий подтвердит, что это моё ухо!
– Неужели? Ну что ж, возможно, ты прав. Но тогда и ты запомни: любой прохожий тебе скажет, что это буква «Алеф», а это буква «Бэт».
Прохожие смотрели на юношу и хохотали от души. Парню стало не по себе. Он понял, что теперь все в городе будут тыкать в него пальцем, называя лентяем и глупцом. Кому понравится такая перспектива?
Опустив голову, юноша вошёл в дом Шмуэля. Сел на скамью и открыл Тору.
– Это буква «Алеф», – покорно произнес он, указывая на букву «Алеф».
Шмуэль внимательно взглянул на парня, сел рядом и стал учить его азбуке.
Шло время, и юноша из беспечного разгильдяя превратился в прилежного ученика. Он освоил азбуку и Шмуэль стал учить его Торе. Читая главу за главой, юноша понял, что отец был прав. Каждый еврей должен любить Всевышнего больше самого себя. Но и, конечно, уважать и чтить своих родителей.