|
||
ГРЕБЕННИКОВ Б. М.НА БРОНЕПОЕЗДЕ № 8
Шел 1921 год. Разутая, раздетая, полуголодная наша Народно-революционная армия под натиском сытых, хорошо вооруженных и обмундированных белых банд вынуждена была оставить Хабаровск и отступить за Амур до станции Ин. «Ни шагу назад! Или победить, или умереть», — под таким лозунгом Народно-революционная армия 28 декабря дала здесь первый отпор белогвардейским полчищам. Участвовал в боях и бронепоезд № 8, где я был машинистом. Командование наградило экипаж бронепоезда большим серебряным кубком и знаменем с надписью: «За удержание ст. Ин в наших руках». Белогвардейцы и интервенты почувствовали возросшую силу Народно-революционной армии. Заняв станцию Волочаевку, они превратили ее в сильно укрепленный район. Доты с железобетонными перекрытиями, глубокие рвы, волчьи ямы, в несколько рядов проволочные заграждения, большая насыщенность пулеметными точками и артиллерийскими батареями, — все это действительно делало из сопки Июнь-Корань неприступную крепость. Белые генералы хвастались, что Волочаевку красные не возьмут. В январе 1922 года было несколько стычек с белыми, но для решительного наступления время еще не настало, и только в первых числах февраля наше наступление стало развиваться по всему фронту. 8 февраля 1922 года лихим налетом наш бронепоезд № 8 вместе с отрядами Народно-революционной армии занял станцию Ольгохта — преддверие к станции Волочаевка. За взятие станции Ольгохта бронепоезд получил второй кубок и знамя. Недаром наш бронепоезд был назван «Освободитель». За быстроту и натиск его называли также «Соколом». Вспоминается один боевой эпизод. После захвата Ольгохты бронепоезд поставили для осмотра ходовых частей немного восточнее здания станции. В это время у нас в тылу вспыхнул пожар. Наша разведка установила, что белобандитам удалось, обойдя станцию Ольгохта с южной стороны, поджечь железнодорожный деревянный мост с расчетом отрезать отступление нашему бронепоезду. Но это им не удалось. Бронепоезд полным ходом ринулся к месту пожара и начал расстреливать пулеметным и орудийным огнем засевших у моста белогвардейцев. Белые не выдержали огня и стали в панике отступать. Пожар был потушен, мост починен, а белые отступили к станции Волочаевка. 10 февраля наши части пошли в наступление на Волочаевку. С большим трудом в этот день были взяты первые ряды проволочных заграждений. В ночь с 11 на 12 февраля командование издало приказ: подготовиться и 12 февраля во что бы то ни стало взять Волочаевку. Стояли сильные морозы. Ночью температура падала до 45-50 градусов. В решающую ночь никто не смыкал глаз. Помню, какая стояла жуткая тишина. В этой тишине треск мороза казался выстрелом и заставлял людей вздрагивать. Немало бойцов в ту ночь замерзло в снегу. К 5 часам утра 12 февраля наш бронепоезд вышел на исходное положение к казарме (теперь разъезд Лумку-Корани), находящейся неподалеку от станции Волочаевка, и в полной боевой готовности ждал команды. В 7 часов утра пошли в наступление. В это время связист передал командиру поезда И. А. Дребышевскому и комиссару М. Д. Кручине приказ командования: любыми средствами сбить бронепоезд противника. Командир поезда приказал мне: «Полный вперед». Всей стальной громадой мы ринулись на вражеский бронепоезд. Был жуткий момент ожидания столкновения, но метким попаданием наш снаряд ударил в бронепоезд противника. Контрольная площадка поезда взлетела в воздух. Враг не выдержал натиска и пустился удирать. Только после этого мы смогли перенести пулеметный и артиллерийский огонь на окопы и проволочные заграждения противника, облегчив наступление нашим частям. Тем временем героические бойцы Народно-революционной армии с возгласом «Даешь Волочаевку!» прорвали вторую линию проволочных заграждений. Ни ножниц, ни топоров не было, поэтому они рубили проволоку шашками, рвали голыми руками, закидывали полушубками и шинелями, бросались на нее тяжестью своего тела, чтобы проложить путь товарищам. Таким же штурмом взяли и третий ряд проволочных заграждений. В одних рубашках и гимнастерках бежали наши бойцы на врага, не чувствуя жгучего мороза, с неудержимой силой, с возгласом: «Вперед, вперед! Ни шагу назад!» Не выдержали беляки натиска героев. Дрогнули их части, и они в панике бросились бежать. Наш бронепоезд преследовал противника, пока можно было, расстреливая из пулеметов и шрапнельным огнем орудий. Волочаевка пала в 11 часов 30 минут 12 февраля 1922 года. Впервые за многие дни бойцы получили возможность отдохнуть и обогреться в немногих уцелевших домишках. Но наш отдых в Волочаевке был кратковременным. Враг получил сокрушительный удар, но его еще следовало добить. И вновь наш бронепоезд № 8 настойчиво преследует врага. Отступая, белые приводили в негодность путь, стрелки, полотно железной дороги. Все, что можно было, они взрывали или увозили. Но никакие козни уже не могли задержать наступательный порыв красных воинов. 13 февраля мы вышли к Амурскому мосту, который тоже оказался взорванным. Было принято решение — проложить железнодорожный путь по льду Амура. Три дня и три ночи наши саперы, не смыкая глаз, трудились. К концу третьего дня, 16 февраля, наш бронепоезд форсировал Амур и вошел в Хабаровск. Трудно теперь представить эту героическую эпопею. В таких условиях проложить ледяную дорогу через Амур — это был поистине подвиг. Враг бежал без оглядки. Когда мы вступили в Хабаровск, белые уже оказались в Вяземской. Наши части преследовали их по пятам. Бронепоезд № 8 получил приказ догнать противника, но он успел улизнуть под покровительство японцев, за нейтральную зону. Окончательный разгром врага произошел поздней. Наш славный бронепоезд прошел до самого Владивостока, где бойцы Народно-революционной армии сбросили в океан последние банды белогвардейцев и японских интервентов. Наш бронепоезд был награжден орденом Красного Знамени. О Волочаевской эпопее сложены легенды и песни. О ней еще долго будут рассказывать нашим внукам и правнукам. Немеркнущим факелом будет гореть слава о ее героях. И останутся, как сказка, как манящие огни, штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни! Источник: Этих дней не смолкнет слава : сб. воспоминаний участников гражданской войны на Дальнем Востоке. – Хабаровск : Книжное изд-во, 1957. – С. 255-265. |