Стр. 82 - О Еврейской автономной области всерьез и с улыбкой

Упрощенная HTML-версия

82
семьи Некипеловых, первой обосновавшейся в этих местах.
Село Башурово названо по фамилии ее первых жителей – казаков
Башуровых.
Село Дубовое и посёлок Теплоозёрск названы по характерным
природным приметам местности.
Село Жёлтый Яр именуют так потому, что рельеф местности в его
окрестностях обрывистый, а по берегу реки Бира – большое количество
жёлтого песка.
Имя протекающейрядомрекиносит посёлокИкура. На эвенкскомязыке
слово “икэ” означает “ямка в земле”, “котёл”. А в верхне-алдано-зейском
диалекте есть слово “икурэ”, которое означает “свести судорогой”.
По-видимому, Икура по своему руслу имела какие-то углубления, ямы,
может быть, с застоем в них холодной воды, вызывавшей судороги. Это и
определило ее название.
По имени реки получил свое название и поселок Кирга. На урмийском
диалекте эвенкского языка “кирга” обозначает “кость уничтожать (людей)”.
Предположительно, в прошлом бассейн реки Кирга был неблагополучен
в части эпидемических заболеваний, приводящих к гибели людей, что
снискало ему плохую славу, а реке дало название Кирга.
НазваниепоселкаЛондоко–эвенкскогопроисхождения.Вилимнийском
диалекте эвенкского языка оно звучит “лонгдоко”, что переводится как
“сопка”. Слово связывается с тунгусо-маньчжурским словом “лэнгтэкэ” –
“самая высокая точка”.
Название сел Найфельд и Бирофельд, основанных еврейскими
переселенцами в 1930 г., на идише означают соответственно “новое поле” и
“Бирское поле”, а “Валдгейм” переводится как “дом в лесу”.
Русский ученый-исследователь Николай Михайлович Пржевальский
в книге “Путешествие по Уссурийскому краю” пишет, что в районе
Буреинских гор жило небольшое племя бибар-тунгусов. Селились они и
по рекам Бира и Биджан. “Стойбища” по-тунгусски – “канны” и “чаны”.
Отсюда и окончания в названиях Хинган, Ашикан, Биджан. Последнее –
упрощение от “Бира – джи – кан”, что означает “стойбище людей в далеком
месте”.