85 лет со дня ввода в эксплуатацию обозостроительного завода («Дальсельмаш»)

 

2 апреля 1935 года Президиум Далькрайисполкома принял постановление № 34 «О строительстве в городе Биробиджане обозного завода». 1 января 1938 года на основании телеграммы «Рособозтреста» завод был принят в эксплуатацию.

Первая очередь государственного обозостроительного завода № 11 пущена в эксплуатацию на половину производственной мощности в начале 1938 года.

История этого предприятия начиналась так: в 1935 году на месте тайги и непроходимых топей началось строительство цехов обозостроительного завода, которое велось в очень трудных условиях. В болоте вязли трактора и машины, вода заливала котлованы, подмывала опоры. Одновременно со строительством цехов шёл монтаж оборудования и строили жилые дома для сотрудников завода. Строить завод в Биробиджане ехали со всех концов страны молодые строители. Молодому предприятию было поставлено новейшее к тому времени оборудование.

Первой продукцией предприятия были тележные хода и пароконные повозки. В 1939 году начат выпуск автоприцепов ПВЭ грузоподъемностью 2,8 тонны.

Со дня основания на новом промышленном предприятии областного центра стал складываться крепкий рабочий коллектив, зародились первые трудовые династии, и к началу войны обозный завод стал одним из ведущих предприятий города. В годы Великой Отечественной большая часть обозной продукции направлялась в действующую армию. Кроме того, для фронта на заводе изготавливали особо прочные ящики для укладки снарядов, патронов, мин.

В 1955 году начался массовый выпуск автомобильных и тракторных прицепов. А 31 марта 1956 года приказом Министерства автомобильной промышленности СССР Биробиджанский обозный завод был переименован в Биробиджанский завод автотракторных прицепов.

10 мая 1960 года Совет Министров РСФСР Постановлением № 648 преобразовал Биробиджанский завод автотракторных прицепов в завод «Дальсельхозмаш» и специализировал его на выпуск гусеничных ходов для самоходных комбайнов. В 1965 году завод освоил выпуск новой модели рисозерноуборочного комбайна на гусеничном ходу (СКГ-4).

В 1966 году на международных выставках в Москве и Японии заводом был представлен комбайн СКГ-4, удостоенный диплома «За высокий научно-технический уровень», и ставший выпускаться на экспорт. В этом же году предприятие переходит в подчинение Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и переименовывается в Дальневосточный завод сельскохозяйственного машиностроения «Дальсельмаш».

В 1969 году завод переходит на выпуск нового более производительного комбайна СКД-5Р. Комбайн демонстрировался в 1970 году на международной сельскохозяйственной выставке в г. Будапеште и был удостоен Диплома второй степени и серебряной медали за высокий технический уровень и качество.

Для наращивания производственных мощностей и массового выпуска комбайнов, на заводе началась глобальная модернизация со строительством новых блоков цехов и подготовка кадров. При заводе были: училище, головное конструкторское бюро, школа, три детских сада, туристическая база, пионерский лагерь, стадион и дачный массив, организован целый район города с названием завода.

В конструкторском бюро завода стали разрабатываться новые сельскохозяйственные машины и уже через год на свет появился первый разработанный на заводе самоходный силосоуборочный комбайн СКГС-2,6, который оказался очень удачным и заполонил не только Дальний Восток и Сибирь, но и стал отправляться в Украину, Казахстан, Прибалтику и другие союзные республики.

К середине 1980-х годов на заводе было разработано ещё три модификации гусеничных комбайнов, а с 1986 г. началось совместное с Красноярским заводом комбайнов производство рисоуборочных комбайнов «Енисей-1000».

Взлёт предприятия приходился на 1989 год, на заводе собрали и реализовали 3700 зерновых и 650 кормоуборочных комбайнов, а также много запасных частей.

В 1991 г. «Дальсельмаш» выпускал 97% всех зерноуборочных комбайнов на гусеничном ходу, которые производились в стране.

В период перехода к рыночной экономике, преобразованное в производственное объединение предприятие, постепенно стало терять свою прочность и былую славу. Уже в 1992 г. полностью прекратился выпуск кормоуборочных комбайнов, а завод из-за нехватки заказов перешёл на неполную рабочую неделю, сократив не только её до четырёх дней, но и оставив лишь полторы рабочих смены из былых трёх.

В 1993 г. в результате приватизации предприятие было преобразовано в акционерное общество «Дальсельмаш». На заводе разработали больше двух десятков технологий по изготовлению перспективных машин и механизмов для села.

В 1997 г. был разработан и собран новый кормоуборочный комбайн «Амур-540П». В 1999 г. для хозяйств области была выпущена партия рисозерноуборочных комбайнов.

В 2004 г. завод был преобразован в ЗАО Биробиджанский комбайновый завод «ДальСельМаш» и был признан банкротом, после чего началась сдача некоторых бывших производственных цехов в аренду. Таким образом в 2004 году единственное в СССР предприятие по выпуску гусеничных комбайнов-вездеходов прекратило существование.

Из аналитической справки: «за всю историю существования завода было выпущено 54 228 тяжелых гусеничных комбайнов для 48 регионов бывшего СССР и 22 стран мира».

В истории области «Дальсельмаш» и его работники оставили весьма заметный след. Среди бывших обозников есть Герой Советского Союза, много кавалеров боевых и трудовых орденов, тех, кто получил медали и звания заслуженных.

Часть комбайнов бывшего «Дальсельмаша» до сих пор еще работает на полях области. Механизаторы, как могут, поддерживают их в рабочем состоянии, хотя сделать это становится все труднее: поставки запасных частей, узлов и агрегатов давно прекратились. Заслуженные СКД и «Енисей» выручают в трудные дни уборки урожая, и сельские труженики поминают добрым словом биробиджанских комбайностроителей.

Литература:

  1. Шолман, И. Это наш родной «Дальсельмаш» : [встреча бывших обозников-комбайностроителей в издательском доме «Биробиджан»] / И. Шолман // Биробиджанер штерн. – 2012. – 3 октября. – С. 13.
  2. Горелов, В. От телег до «Енисеев» : [из истории завода «Дальсельмаш»] / В. Горелов // Биробиджанская звезда. – 2013. – 24 июля. – С. 5.
  3. Горелов, В. Судьба флагмана : [история завода «Дальсельмаш»] / В. Горелов // Биробиджанер штерн. – 2014. – 29 октября. – С. 5.
  4. ЗАО «Биробиджанский комбайновый завод «Дальсельмаш» : [сайт]. – URL. - http://www.avtomash.ru/pred/dalselmash/dal_istori.htm?ysclid=l57rgck5p2496051883 (дата обращения: 05.07.2022).