110 лет со дня рождения Абрама Пейсаховича Мильчина, известного дальневосточного скульптора, члена Союза художников СССР

9 ноября 1912 года в городе Бобруйске Белоруссии, в семье бедного еврейского музыканта родился Абрам-Янкель Юдка-Пейсахович (Ян Пейсахович, Абрам Петрович) Мильчин.

В семье Мильчиных живет легенда о происхождении фамилии: мильчане – древние славянские племена, известные еще в X столетии. Название чаще всего переводят – великан, исполин. Выходцы из существовавшего в прошлом селения Мильчино (Мильчи) непременно были наделены талантами. Насколько верна эта легенда, никто не знает. Но пример семьи А. П. Мильчина – подтверждение тому.

А. П. Мильчину не было еще пяти лет, когда умерла мать. В 12 лет ему пришлось работать помощником оклейщика обоев. В 1927 г. он был направлен в детский дом, расположенный в белорусском поселке Паричи в 40 км от Бобруйска. Творческие способности будущего скульптора проявились еще в детском доме. Все свободное от учебы и хозяйственных работ время Абрам Мильчин рисовал. Воспитатели, заметив эту страсть юноши, всячески шли ему навстречу. В это же время он впервые попробовал лепить. Лепка увлекла его не менее, чем рисование. В начале это были просто фантазии, затем – учебное копирование с лепных форм и скульптур. В 1929 г. он вырезал из куска мела бюст В. И. Ленина.

В 1930–1932 гг. он учился в ФЗО мебельщиков, в 1933 г., окончив Бобруйский рабфак, уехал в г. Биробиджан.

В Биробиджане его ждала учеба в педагогическом техникуме. И снова он лепит и рисует, и снова это его занятие привлекает к нему внимание. Ему предлагают сразу два места работы — в отделе иллюстраций газеты «Биробиджанская звезда» и художником-декоратором в театре.

Главным в то время в газете был Генрих Казакевич, отец будущего писателя Эммануила Казакевича. Сам Эммануил Казакевич был тогда директором городского театра. Главным художником в театре был Гольберг. Абрам гравировал на дереве, линолеуме, цинке портреты, карикатуры и плакаты для газеты; под руководством главного художника театра С. Л. Гольдберга учился театральному искусству – расписывал задники, делал бутафорию. Здесь ему очень пригодились знания, полученные в фабрично-заводском училище. В свободное время делал статуэтки из дерева на политические и антирелигиозные темы.

В 1937 г. областным исполнительным комитетом ЕАО он направляется на учебу в Москву во Всесоюзную образцовую изостудию ВЦСПС на скульптурное отделение, которым руководила широко известный скульптор Вера Игнатьевна Мухина.

Когда в 1939 году студию закрыли, Вера Игнатьевна приняла участие в судьбе А. Мильчина и не допустила, чтобы он без образования вернулся домой. Немало ей пришлось похлопотать, чтобы Абрама без документов о среднем образовании приняли в Институт изобразительных искусств. Она добилась, чтобы талантливого скульптора оставили в Москве. По ее рекомендации он был принят в 1939 г. в Московский государственный институт изобразительных искусств. Декан скульптурного факультета института Р. Р. Иодко предложил композицию «Паганини» разработать как дипломный проект. Война прервала работу над этим образом, не дала завершить образование. Институт был эвакуирован в Среднюю Азию. Студент А. Мильчин, отложив инструменты скульптора, добровольцем пошел на фронт.

С 1942 г. он воевал на различных фронтах. Был тяжело ранен, контужен, временно терял память, однако возвращался в строй. В составе действующей армии А. П. Мильчин дошел до Данцига.

Весну 1945-го встретил в Праге. В декабре 1945 г. демобилизовался и вернулся в институт. Состояние здоровья не позволило продолжить обучение. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».

Летом 1946 г. уехал в Биробиджан. Вновь работает в газете, теперь уже заведующим отделом иллюстраций в подчинении у редактора «Биробиджанской звезды» Фрадкина и так же, как и до войны, одновременно главным художником в театре. В это же время Абрам Пейсахович познакомился и со своей будущей женой, молодой учительницей русского языка и литературы Ниной Герцвольф.

И все же стезя художника не стала главным признанием Абрама Мильчина. Он выполнял скульптурные портреты прославленных жителей автономии, для областной библиотеки отливал рельефы еврейских писателей. Барельеф еврейского прозаика Шолом-Алейхема и сейчас висит на первом этаже областной научной библиотеки.

Была у ваятеля заветная мечта – установить в Биробиджане памятник Шолом-Алейхему. Эскиз памятника он представил на краевой художественной выставке в 1947 г. и получил высокую оценку зрителей и художников-профессионалов. К работе над образом памятника скульптор возвращался неоднократно, но увидеть памятник Шолом-Алейхема на одной из улиц города, ему так и не пришлось.

С 1947 года Абрам Пейсахович Мильчин - участник всесоюзных, республиканских, зональных, краевых выставок.

В 1947 г., по приглашению Хабаровского отделения Союза художников А. Мильчин переезжает в Хабаровск. В Хабаровске он сразу же стал ведущим скульптором края.

Мильчин был первым их дальневосточных художников, участвовавших во Всесоюзной выставке в Москве. Метровая фигура Ерофея Хабарова, которую Мильчин привез в столицу, была приобретена Государственной закупочной комиссией. Это было крупным признанием таланта дальневосточного скульптора.

В 1948 году А. П. Мильчин представил на краевую выставку скульптурную композицию «Последняя граната», получившую первую премию. Двухметровая скульптура советского воина была выполнена из гипса. Не переведенная в твердый материал (бронза, мрамор), в дальнейшем она была утрачена.

Скульптура «Семен Дежнев», большая творческая удача, демонстрировалась на Всесоюзной выставке 1950 года в Москве. В 1952 году на республиканской выставке в Москве экспонировались скульптурные портреты Сергея Лазо, ученого мичуринца-садовода А. М. Лукашова.

В 1955 году на краевой выставке в Хабаровске был представлен ныне знаменитый проект памятника землепроходцу Е. П. Хабарову. Со слов Мильчина, он создавал образ из двух составляющих: Хабаров – воин и Хабаров – хозяин. Но, прежде всего, Хабаров - человек, пришедший на Дальний Восток с государственными намерениями, о чем свидетельствует свиток в руках первопроходца.

К 100-летнему юбилею Хабаровска было принято решение установить в городе памятник первопроходцу, положив в основу получившую признание скульптуру. Пять лет Абрам Мильчин работал непосредственно над памятником.

29 мая 1958 года в связи со столетием со дня основания Хабаровска на привокзальной площади города был установлен монумент русскому землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову.

С 1958 по 1995 год на памятнике не было указано имя автора, памятник был словно «безымянным». Самого Абрама Пейсаховича это сильно угнетало. Он щепетильно относился к вопросу соблюдения своих авторских прав.

И лишь в 1995 г. руководители города решили восстановить историческую справедливость и установили на памятнике Хабарову табличку с указанием автора памятника.

В творчестве А. П. Мильчина были и другие, менее значимые работы. Он изготовил бюсты Шуранова, Дерсу Узалы. В Уссурийске установлен его памятник Зое Космодемьянской, памятник Ленину в с. Амурзет ЕАО, в поселке Гвасюки - памятник удыгейскому писателю Джанси Кимонко, в поселке Провидение на Чукотке – Дежневу. Выполненный им бюст Блюхера вошел в мемориал на Волочаевской сопке, в настоящее время этот бюст стоит на ст. Волочаевка.

Последняя его работа это памятник еврейскому писателю Бузи Миллеру установлен на могиле в г. Биробиджане.

В ЕАО сохранилось несколько работ Абрама Мильчина. Кроме барельефа Шолом-Алейхему, известны еще памятник Ленину в поселке Смидович и в селе Ленинском.

В 1995 году на доме в г. Хабаровске, где жил в 1959-1994 гг. скульптор, установлена мемориальная доска. В Государственном архиве Хабаровского края хранится личный фонд А. П. Мильчина. Фонд очень богатый и информативный: в нём хранятся фотографии А. Мильчина, фотоснимки его творческих работ, письма скульптора, рукописные воспоминания о Великой Отечественной войне. Документы и фотографии скульптора на хранение в архив передала его вдова Нина Лазаревна Герцвольф в 1996 г.

Из дальневосточных скульпторов, А. П. Мильчин, единственный, кто прошел профессиональную школу известного скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Она называла его «скульптором от Бога».

Несмотря на признание мастерства скульптора, он оставался безвестным автором самых известных работ в России.

Умер Абрам Пейсахович Мильчин 11 октября 1994 года похоронен на центральном кладбище Хабаровска.

Литература:

  1. Цап, В. Художники нашей газеты. Абрам Мильчин : [биографическая справка] / В. Цап // Биробиджанер штерн. - 2020. - 18 ноября. - С. 7.
  2. Календарь–справочник знаменательных и памятных дат по Еврейской автономной области на 2017 год / ред.- сост. О. В. Думчева ; отв. за вып. О. П. Журавлева. - Биробиджан, 2017. – С. 61-65.
  3. Буря, В. "Ну, Яшка, ты и вылепил!.." : [о скульптурах Я.П. Мильчина] / В. Буря // Словесница Искусств. - 2002. - № 10. - С. 36-38.
  4. Абрам Пейсахович Мильчин // Дальневосточная государственная научная библиотека : [сайт]. – URL: https://www.fessl.ru/a-milchin (дата обращения: 10.06.2021).
  5. Талант от Бога. Скульптору знаменитого памятника Хабарову исполнилось бы 100 лет // МК в Хабаровске : [сайт]. – URL: https://hab.mk.ru/articles/2012/10/18/762928-talant-ot-boga.html. - дата публикации: 18.10.2012.