Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

60 лет Русскому народному театруОснован в 1958 г. любителями-энтузиастами Н.  А. Бровциной, О. В. Костиковой, Н. В. Капитоновой и др. Режиссёром и художественным руководителем стала преподаватель театрального дела культпросветучилища М. М. Шименко. Регулярные репетиции театра начались в сентябре 1958 года. Поначалу не имели даже своей сценической площадки, репетировали в помещении краеведческого музея, горкома партии. И только за несколько дней до премьеры первого спектакля – «В поисках радости» по пьесе В. Розова вышли на сцену старого Дома пионеров.

Вот что рассказывала Мира Моисеевна Шименко журналистам, когда театр отмечал cвое десятилетие: «Называться театром мы тогда даже не думали. Во-первых, нас было мало, всего тринадцать человек, а во-вторых, не было ни опыта, ни хорошего помещения для репетиций. И уж конечно, не могло быть и речи о костюмах и декорациях. Долго выбирали пьесу, остановились на спектакле Виктора Розова «В поисках радости». Репетировали в областном краеведческом музее, благо его директор Нина Капитонова оказалась большим поклонником театрального искусства. Работали мы, надо сказать, с увлечением».

Премьера пьесы «В поисках радости» состоялась 7 февраля 1959 года и имела колоссальный успех у зрителей.

4 мая 1959 года областным управлением культуры издается долгожданный приказ «Об утверждении самодеятельного театра в городе Биробиджане». Ему присваивается гордое название «Биробиджанский самодеятельный театр», утверждается на 1959 год смета по доходам — 82 тысячи рублей и столько же — по расходам.

5 декабря 1964 года театр показал свою новую работу — комедию Александра Островского «Женитьба Бальзаминова». Уже само обращение коллектива к наследию русской классической драматургии показывает возросшую творческую зрелость актеров, их стремление развивать и оттачивать свое мастерство. И если говорить о новой постановке в целом, то она, без сомнений, удалась, о чем свидетельствуют победы на зональных смотрах Сибири и Дальнего Востока. Более того, с «Женитьбой Бальзаминова» наши актеры выступили на сцене Кремлевского Дворца съездов в рамках Недели народных театров и получили звание лауреата Всероссийского фестиваля народного искусства. К тому времени в России насчитывались тысячи народных театров, но именно Биробиджанский, попал в счастливую семерку и удостоился чести выступать на заключительном показе в Москве.

О высоком мастерстве актеров театра свидетельствуют сохранившиеся в краеведческом музее газетные рецензии Григория Рабинкова. Вот что он пишет о премьере спектакля «Виринея», прошедшей 30 ноября 1969 года: «Ставить эту пьесу довольно сложно. От режиссера и актеров требуется глубокое проникновение в жизнь, нравы и психологию людей далеких от нас 20-х годов. И отрадно, что Биробиджанский народный театр успешно справился с этой задачей».

В 1973 г. русский театр получил звание «Народного самодеятельного коллектива». На данный момент в коллективе занимается 19 человек различных профессий, возрастом от 17 до 60 лет. В постановках много танцев, хорового и сольного пения, юмора и литературного материала. Участники русского народного театра неоднократно принимали участие с музыкальными отрывками из спектаклей в областных и городских мероприятиях, выступали в городах Китайской народной республики, Владивостоке, Хабаровске и других городах.

15 июня 1983 года в поселке Кульдур под непосредственным руководством Александра Кириенко состоялась премьера спектакля по комедии Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева», собравшая полный зрительный зал. Участие в спектакле принимали актеры — Григорий и Наталья Рисс, Марина Смирнова, Мария Сычева.

Репертуар театра становится многообразным. Режиссёр и актёры выбирают для постановок пьесы итальянских, французских, немецких авторов, главное, чтобы пьеса была темпераментная, современная и весёлая. Самые яркие из постановок тех лет – по пьесе Эдуарда де Филиппо «Человек и джентльмен» и по пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

В 1990 году русский народный театр стал носить название «Реприза», а возглавила его Надежда Желудкова, преподаватель культпросветучилища. В свой коллектив она собрала в основном молодежь. Это была самая многочисленная труппа. В некоторых постановках принимали участие до семидесяти самодеятельных артистов.

Повторить фееричный успех «Женитьбы Бальзаминова» удалось спектаклю «Диктатура совести», с которым нашим актерам также удалось выступить на сцене Кремлевского Дворца съездов.

В Театре играли рабочие, военнослужащие, студенты культпросветучилища, старшеклассники. Пожалуй, одна Татьяна Горловская имела творческую профессию – за ее плечами был институт культуры, по специальности она была режиссером массовых представлений. Она же была президентом театрального клуба «Диалог».

«Диктатура совести» – спектакль Михаила Шатрова, признанного лидера официальной драматургии конца 1980-х годов, особенно полюбился в эпоху перестройки, когда стало можно говорить о Ленине, Троцком, Бухарине… Прямо на сцене происходил некий судебный процесс. Реальные и вымышленные исторические персонажи являлись свидетелями обвинения по делу Ленина.

В Биробиджане этот спектакль мог и не появиться. Худсовет, возглавляемый редактором газеты «Биробиджанер штерн» Леонидом Школьником, даже собирался закрыть постановку. «Народ еще не готов», – высказался один из членов худсовета. Хотя потом все благополучно разрешилось.

Этот спектакль стал победителем Дальневосточного конкурса театров в городе Благовещенске. Пять театральных коллективов представили один и тот же спектакль «Диктатура совести». Среди них (вне конкурса) был и Амурский областной театр драмы – профессиональный коллектив. Приятно было слушать нашим ребятам слова о том, что их выступление было лучше, чем постановка профессионалов.

«Про Федота-стрельца, удалого молодца» – последняя удачная постановка Надежды Желудковой.

В 1993 году коллектив распался. Читаем в «Справке по театрам» от 11 марта 1993 года: «На данный момент в ЕАО прекратил свое существование русский народный театр «Реприза», последним режиссером которого была Надежда Желудкова. С ее уходом весь коллектив распался. Некоторые актеры перешли после этого в еврейский народный театр».

Многие самодеятельные актеры русского народного театра нашли себя в сфере культуры. На телевидении стали работать Оксана Опанасенко, Татьяна Баданина, Ольга Закоморная. Телевизионным режиссером и корреспондентом на РЕН ТВ стал Сергей Сафиулин. Диплом института культуры получил Евгений Спектор, Михаил Поляк возглавляет Областной центр народного творчества. На телеэкране можно увидеть бывшего биробиджанца Валерия Склярова. Он сыграл около сорока эпизодических ролей в таких фильмах и телесериалах, как «Адмирал», «Улицы разбитых фонарей», «Ментовские войны», «Тайны следствия» и так далее.

Литература:

  1. Антонов, В. «Женитьба Бальзаминова» : [после 12-летнего перерыва в Биробиджане воссоздаётся нар. театр] / В. Антонов // Биробиджанская звезда. – 2001. – 22 ноября. – С. 3.
  2. Гуревич, В. С. Всё о Еврейской автономной области : справ.-экономич. сборник / В. С. Гуревич. – Биробиджан, 1997. – С. 160.
  3. Ковалишина, А. Ушел, чтобы остаться : [о биробидж. рус. нар. театре] / А. Ковалишина // Биробиджанер штерн. - 2012. - 22 августа. - С. 5.
  4. Кудиш, Е. И. Театральный Биробиджан : историко-докум. очерк / Е. И. Кудиш. – Биробиджан, 1996. – С. 50-60.
  5. Цап, В. Театр Желудковского периода : [из истории Биробиджанского русского народного театра] / В. Цап // Биробиджанер штерн. - 2015. – 5 августа. - С. 8-9.