85 лет Биробиджанскому железнодорожному вокзалу

Вокзал 1930 г.Первый железнодорожный вокзал в Биробиджане был построен в 1930 г. по проекту инженера Сомхи. Здание было деревянное, барачного типа. В начале тридцатых гг., когда началось масштабное строительство области, в Биробиджанский район приехало около двух тысяч трудящихся из-за рубежа: Европы, США, Аргентины. Маленький вокзал-«деревяшка» просто не справлялся с потоком пассажиров, поэтому в 1932 г. вплотную к существовавшему зданию пристроили барак, в 1933 г. было принято решение о сооружении нового каменного вокзала. За проект взялся швейцарский архитектор Ханнес Мейер. К концу марта 1935 г. проект здания был готов, а в мае 1935 г. началась разбивка площадки строительства. Старый вокзал находился с северной стороны от железнодорожных путей.  Архитектор Х. Мейер в своём проекте предложил перенести его на южную сторону. Тем самым, связав вокзальную площадь и городскую магистраль, идущую от моста. Строительство велось силами Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря. Не обошлось без сложностей – из-за обилия грунтовых вод не сразу удалось заложить фундамент. Однако к 29 декабря 1935 г. строительство успешно завершили. Первое каменное здание на ст. Биробиджан было возведено в рекордно короткие сроки, несмотря на острую нехватку техники, материалов и рабочей силы. Вокзал был рассчитан на обслуживание 500 пассажиров в сутки.

28 декабря 1935 года в преддверии открытия вокзала биробиджанские газеты уже поместили на первых полосах восторженные заметки: "Новый вокзал на станции Биробиджан, открывающийся завтра, поистине краса и гордость города. В нём всё для услуг пассажиров: помещения, служба, техника. Внизу - огромный вестибюль, зал для ожидания, ресторан - все в особом национальном древнееврейском стиле». Вокзал поражал великолепием - своды потолков вестибюлей украшали лепнина, фрески, изображавшие идиллические сцены встреч вождя с народом, и огромная люстра.

В новом здании также появились справочное бюро, комната матери и ребёнка, парикмахерская, газетный киоск, гостиница из шести комнат, а в вестибюль выходило окно почты-телеграфа. Правда, уже через два года в связи с техническими просчётами произошёл обвал деревянных конструкций, а пожар уничтожил лепнину на вокзальном потолке. Строителям вновь пришлось реконструировать здание, по ночам сотрудники станции выкладывали по полу и вестибюлю мраморную плитку - обрабатывалась она вручную. Именно внешний вид, обретённый вокзалом в середине сороковых годов, фактически сохранился до наших дней. В историческом паспорте, датированном 1980 г., от былого убранства не осталось следа.

Биробиджан, вокзалПосле реконструкции в 2002-2004 гг. вокзал и привокзальная площадь предстали в обновлённом виде. На привокзальной площади установлен фонтан с менорой-семисвечником, символом нации – и памятник переселенцам, которые в далёком 1928 г. первыми ступили на биробиджанскую землю.

Сегодня с Биробиджанского железнодорожного вокзала каждый день отправляется полторы тысячи пассажиров, курсирует тринадцать поездов дальнего следования. Название станции на языке идиш, как и раньше, встречает путешественников.

Литература:

Биробиджанский железнодорожный вокзал // Еврейская автономная область: энциклопедический словарь. – Хабаровск, 1999. – С. 125.

Дубинская, А. Вагончик тронется, перрон останется : [история и сегодняшний день Биробидж. ж.-д. вокзала] / А. Дубинская // Биробиджанер штерн. – 2012. – 18 апреля. – С. 15.

Прокопчук, О. Биробиджан. Железнодорожный вокзал : [из истории стр-ва и реконструкции Биробидж. ж.-д. вокзала] / О. Прокопчук // Биробиджанер штерн. – 2014. – 29 января. – С. 15. – (Тропа).