110 лет посёлку Биракан

БираканБиракан – посёлок в составе Облученского муниципального района Еврейской автономной области. Расположен на р. Бира в 55 км к востоку от районного центра – г. Облучье, в 110 км к северо-западу от областного центра – г. Биробиджана. Посёлок городского типа Биракан является административным центром муниципального образования «Городское поселение Бираканское».

Посёлок Биракан расположен среди гор Малого Хингана, на берегу р. Бира. На лошадях через станицу Пашково добирались сюда в начале века первопроходцы из центральной России. Основными занятиями первых жителей Биракана были охота, рыбная ловля, земледелие.

Посёлок Биракан основан в 1905 г. и получил свое название от одноимённой р. Биракан – притока Биры (в переводе с гольдского языка – «небольшая горная речка»). Некоторые отрывочные сведения архивов Амурского казачьего войска указывают на то, что Бираканом называли Якутскую ярмарку, которая ежегодно зимой проводилась, начиная с 90-х гг. ХIХ века. В этот период в бассейне р. Сутары уже велись крупные разработки золота, здесь существовало около десяти приисков. На ежегодную ярмарку съезжались старатели с приисков, казаки из близлежащих станиц, а также гольды, тунгусы, дауры. Якутская ярмарка постепенно теряла свою первоначальную значимость и с 1900 г. больше не проводилась. Несколько русских охотничьих семей, поселившихся на месте бывшей Якутской ярмарки, основали на берегу р. Биры поселение и назвали его привычным именем Биракан. Среди первых поселенцев известны фамилии Кезиных, Китиковых, Мельниковых, Ивахненко.

В 1912 г. через посёлок проложили однопутную железную дорогу, была образована ст. Биракан. В 1913 г. был построен вокзал, в этом же г. в Биракане построено небольшое предприятие, занимавшееся выделкой кожи. После изгнания интервентов с Дальнего Востока в посёлке началось интенсивное строительство: были построены школы, двухпутная железная дорога, магазин. Биракан быстро рос. К концу 1926 г. население посёлка составляло 1638 человек, а к концу 1930 г. Биракан насчитывал уже 2113 жителей. Население выросло, главным образом, за счет еврейских переселенцев. В посёлке строились новые дома, возникали новые улицы, было образовано несколько артелей. В артель «Смолокур» объединились 40 рабочих, они выжигали уголь, вырабатывали смолу и скипидар, изготовляли бочкотару. В артели «Биробиджанский мрамор» занимались добычей высококачественного мрамора, который использовался в разных концах страны. Бираканским мрамором облицована одна из станций московского метро – Белорусский вокзал. В артель «1 мая» объединились 87 рабочих, они производили строительные материалы. Артель «Пролетарий» объединила 15 человек, изготовлявших тёплые вещи и обувь. Из маленького таёжного поселения Биракан вырос в красивый и богатый промышленностью посёлок. В 1931 г. Биракан был преобразован в рабочий посёлок, сельский совет был преобразован в поселковый совет. В этом же г. на базе артели «Красный клещевик» был организован промышленный комбинат. Осенью 1933 г. на станции Биракан высадились переселенцы-комсомольцы с Украины, их распределили по комсомольским путёвкам для строительства завода по добыче и обработке мрамора. В 1935 г. началась прокладка автомобильной дороги Биракан-Кульдур. Именно через посёлок Биракан ехали люди из Благовещенска, Хабаровска, Иркутска и других районов Восточной Сибири и Дальнего Востока для лечения на Кульдурских горячих источниках. В 1939 г. в посёлок прибыли люди из западных районов страны. Ими был образован совхоз «Най-Лебн», что в переводе означает «Новая жизнь». Совхоз специализировался на выращивании пшеницы, овса, арбузов. В 1935 г. построили электростанцию и мельницу. Во время войны в Биракан было привезено оборудование бумажной фабрики из Белоруссии и размещено на месте бывшего мраморного завода. Фабрика была реконструирована. Сначала она специализировалась на переработке древесины и выпуске школьных тетрадей, позднее - обёрточной и технической бумаги из макулатуры. В период Великой Отечественной войны 540 бираканцев ушли на фронт. Артели и предприятия Биракана перешли на выпуск продукции для фронта. В артели «1 Мая» готовили ящики для снарядов, в артели «Пролетарий» стирали и чинили фуфайки, шинели, рукавицы, бинты.

После войны в Биракане образовалась МТС, были построены ремонтные мастерские, автопарк пополнился новыми машинами, построена средняя школа. В 60-е гг. колхоз «Най Лебн» стал частью отделения Известкового отделения, прекратив свое существование. В 1959 г. артель «1 Мая» была переименована в Бираканский лесозавод, а в 1975 г. получила название «Бираканский леспромхоз». Леспромхоз заготавливал и перерабатывал лес, объёмы составляли почти 100 тыс. куб. м делового леса в год. За р. Бира вырос посёлок, подсобное хозяйство которого принимало участие на ВДНХ в Москве и было удостоено бронзовой медали. Долгое время, вплоть до 90-х гг., Биракан был одним из самодостаточных и экономически развитых посёлков ЕАО. К началу 90-х гг. в посёлке жило 3100 человек.

В 1990-х гг., в период «Перестройки», были закрыты многие предприятия, в т.ч. леспромхоз, промкомбинат, бумажная фабрика. Понизился статус железнодорожной станции, теперь здесь останавливаются лишь поезда ближнего следования. На сегодняшний день работают предприятия: ЗАО «Просеки Востока» - деревообрабатывающее предприятие, ИП Виноградов – деревообрабатывающее предприятие. В посёлке действуют учреждения социальной сферы: средняя образовательная школа № 15, больница, аптека, отделение почтовой связи, Дом культуры, библиотека, детский сад, сеть магазинов.

Население в настоящее время меньше двух тысяч человек.

Литература:

Биракан // Еврейская автономная область: энциклопедический словарь. – Хабаровск, 1999. – С. 60.

Горелов, В. Биракан начинался с якутской ярмарки : [из истории создания пос. Биракан Облуч. р-на ] / В. Горелов / Биробиджанер штерн. – 2012. – 18 июля. – С. 9.

Манойленко, И. Они строили новую жизнь : [ о евр. переселенцах, которые оставили заметный след в истории пос. Биракан] / И. Манойленко // Биробиджанер штерн. - 2012. – 18 июля. – С. 9.