Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Биробиджан к началу 60-х гг. в градостроительном отношении представлял бессистемное поселковое образование, рассечённое Транссибом и приходящее на север вдоль р. Биры. Город не имел серьёзных проработок в градостроительном развитии.

Новый проект генплана разработал  Леонид Натанович Путерман – академик Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор международной академии архитектуры. Академик рассказывал, что первый проект генерального плана застройки он создал еще в 1962 г. При этом заказчики проекта, в том числе и в ЦК КПСС считали, что центр Еврейской автономной области должен был больше напоминать крупное местечко, чем современный город.Идея "законсервировать" город в виде обширной деревни принадлежало руководству Хабаровского края, в состав которого входила тогда ЕАО. Л. Путерману с его коллегами с большим трудом удалось отстоять проект компактного размещения новостроек Биробиджана на левом берегу реки Бира, где он сложился уже исторически, а не выносить его на отшиб на правый берег.

Архитекторы признали единственно правильной для генерального плана города - идею формирования компактного городского района между вокзалом, Транссибом и Бирой, а также строительства мощной дамбы, защищающей город. Этот вариант авторам проекта пришлось не один месяц отстаивать и защищать. Главк градостроительства Министерства коммунального хозяйства РСФСР требовал разместить новую индустриальную застройку на Сопке, ссылаясь на хабаровских проектировщиков. Но, по мнению Путермана, такое размещение в результате привело бы к строительству нескольких разрозненных поселков, а не города. В итоге архитекторам удалось отстоять своё видение перспективы развития города.

С 1965 г. г. Биробиджан застраивался по единому генеральному плану целыми микрорайонами, кварталами. План был рассчитан на 10 лет. Главным достоинством генплана 1965 г. надо считать организацию функциональной структуры города, выход его к берегу реки Биры, внимание к сосредоточению производственных объектов, сохранение усадебной застройки за железной дорогой. Он оказал большое влияние на новое жилищное строительство, на прокладку улиц и магистралей. Выросли микрорайоны, кварталы. Появились жилые бетонные, кирпичные дома со встроенными магазинами продовольственных и промышленных товаров, мебели, книг, сберегательных касс, комбинатами бытового обслуживания, заведениями общепита. В декоре - узорная кладка, цвет, частичное остекление нижних этажей. На смену дереву пришёл кирпич, стекло и бетон. Хотя параметры проекта не были достигнуты к 80-м годам прошлого столетия, он заложил основу последующего развития города.

Литература:

Гуревич, В. С. Из истории проектирования застройки Биробиджана / В. С. Гуревич // Всё о Еврейской автономной области : справочно-экономический сборник. – Биробиджан, 1997. – С. 180.

Моисеев, Н. Взгляд в завтра : [обсуждение проекта застройки г. Биробиджана] / Н. Моисеев // Биробиджанская звезда. – 1965. – 20 августа. – С. 4.