80 лет Биробиджанскому государственному театру (ГОСЕТ).

Биробиджанский государственный еврейский театр в 30–40 гг. прошлого века был центром культурной жизни автономии. При нём работала студия, в которой более ста детей учились музыке и балету. Они участвовали в спектаклях и выступали в концертных программах. ГОСЕТ оказывал большое влияние на развитие художественной самодеятельности не только в областном центре, но и во всех районах ЕАО.

Летом 1932 г. бригада студентов театрального училища, существовавшего при московском ГОСЕТе, приехала с концертом в молодой Биробиджан. А после гастролей решили: по окончании учёбы всем курсом вернуться сюда, создать свой театр. К будущей работе их готовил выдающийся актёр и режиссер В. С. Михоэлс.

На берега Биры коллектив приехал в мае 1934 г. с уже сложившимся репертуаром. Открытие театра состоялось 11 мая 1934 г. Директором театра был назначен Э. Казакевич, впоследствии известный советский писатель, художественным руководителем – М. Рубинштейн. За период работы в театре был создан коллектив квалифицированных актёров, поставлены многие классические спектакли. К началу 1940-х гг. ГОСЕТ явился центром культурной жизни области.

Зрители тепло принимали работы коллектива – «Тевье-молочник», «Агент», «Мазлтов», «Блуждающие звезды» по Шолом-Алейхему, трагедию «Уриель Акоста» К. Гуцкова, «Интервенцию» С. Славина, «Три еврейских изюминки» и «Мой друг» Н. Пог.ина. За первый год в областном центре, воинских частях, колхозах, на лесных делянах театр показал 93 спектакля.

В 1937 г. художественным руководителем стал М. Гольдблат. С его именем связан наиболее творческий период в жизни театра. В репертуаре появились новые спектакли – «Рувл Бурсес», «Восстание в гетто», «Нашествие», «Колдунья», «Скупой», «Простая девушка», «Семья Овадис». Театр много гастролировал. Актерам из Биробиджана аплодировали зрители Владивостока, Хабаровска, Новосибирска, Иркутска, многих городов Украины и Кавказа. В числе ведущего состава были М. Бенгельсдорф и Б. Шильман – будущие режиссеры Биробиджанского еврейского народного театра.

Первые дни войны театр встретил на гастролях в г. Хабаровске, а затем в Комсомольске.

В августе 1941 г. выходит приказ по театру им. Л. М. Кагановича, в котором говорится, что театр должен перестроить свой репертуар, «…исключив из него пьесы, не имеющие актуального значения, а ставить пьесы рисующие героическое прошлое русского народа, героику настоящего на фронте и в тылу…» Исходя из этой задачи, театр ставит пьесу «Профессор Мамлок» – показывающий весь ужас, который несёт с собой человечеству фашизм.

В годы войны театру пришлось работать в тяжелых условиях. В связи с сокращением дотации, театр был вынужден максимально уменьшить свои расходы. Была ликвидирована русская группа театра, организованная в 1939 г. Актерский состав театра сокращён с 33 человек до 20, ликвидирован оркестр.

В 1943 г. воодушевленный победами Красной армии, коллектив провёл сбор средств на строительство танковой колонны.

В годы Великой Отечественной войны артисты театра не только успешно играют на сцене, они также овладевают военными знаниями, не прекращая учёбу даже во время гастрольных поездок.

В 1944 г. ставятся оперетты, комедии, показывающие жизнеутверждающую силу еврейского народа.

В конце 1947 г. из Москвы пришла директива – перевести театр на хозяйственный расчёт. Пришлось задуматься не только дирекции театра, но и местным властям. Уже почувствовалось, что рано или поздно театр прекратит своё существование. Лишив его государственной финансовой поддержки, правительство обрекало на развал уже сложившийся театральный коллектив.

В составе труппы были актёры, отлично владевшие русской сценической речью, поэтому было решено готовить спектакли для зрителей, не знавших идиш. 28 октября открылся русский филиал театра спектаклем по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь».

7 декабря 1948 г. состоялась премьера спектакля по пьесе А. Островского «Таланты и поклонники». Кроме спектаклей, только в 1948 г. артисты театра подготовили 213 концертов и выступили с ними в районах области.

Одной из последних работ коллектива стал спектакль по пьесе местного драматурга и писателя Б. Миллера «Он из Биробиджана». Но вскоре автор был репрессирован как «буржуазный националист» и отправлен в лагеря, спектакль запретили.

Это был знаменитый 1949 год, год, когда по стране прокатилась мутная волна борьбы с космополизмом. Не миновала она и театра. 20 октября 1949 г. решением бюро обкома ВКП(б) он был закрыт с лицемерной формулировкой – «ввиду убыточности». Многие актёры оказались в ГУЛАГе, оставшиеся на свободе уехали искать счастья в другие города.

Утром 5 ноября 1949 г. в театр была доставлена телеграмма с грифом «Правительственная». В ней сообщалось, что «Совнарком РСФСР, учитывая предложения управления по делам искусства, решил закрыть в Биробиджане Государственный театр как нерентабельный…»

Декабрь 1949 г. Перестал существовать Биробиджанский государственный еврейский театр. Конечно, со смертью ГОСЕТа театральный Биробиджан не прекратил своего существования, но одно очевидно: он навсегда лишился еврейского театра и его артистов, говорящих на идише.

В марте 2008 г. завершился очередной творческий фестиваль «Театральная весна – 2008». Более двадцати лет он собирает актёров скромных любительских коллективов и с радостью встречает гостей-профессионалов. Но любовь к театру зародилась в городах и посёлках ЕАО много раньше, и у истоков этой любви, этого искусства стояли преданнейшие люди, крупные профессионалы, иногда мировой величины. Сегодня рассказы об этом порою кажутся легендой или героическим мифом, который помогает что-то оправдать, что-то объяснить… Но остаётся фактом: театр в Еврейской автономии рождался вместе с самой Еврейской автономией.

Судьба еврейских театров того времени оказалась схожей. Как горько подметил Эммануил Штейн, «Еврейский театр в социалистической Европе практически прекратил своё существование, когда легендарная Ида Каминская покинула Польшу, а неповторимая Лия Кеник – Румынию. Когда Алексей Штейн и Юлия Фляум были вынуждены покинуть Биробиджан, начался закат еврейского сценического искусства на Дальнем Востоке. Потеря театра этих кудесников сцены предопределили его агонию».

И ещё более горькие слова произнес выдающийся литературовед и сын «звёзд» Биробиджанского ГОСЕТа: «Еврейский театр умирал мучительной смертью. Смертельный удар ему был нанесён тогда, когда в печах Освенцима, Майданека, Треблинки и Штутгофа сгорели шесть миллионов его зрителей».

Литература:

Всё о Еврейской автономной области : справочно-энциклопедический сборник / В. С. Гуревич. – Биробиджан, 1997. – С. 160.

Жирнова, И. А.   Государственный еврейский театр им. Кагановича в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) / И. А. Жирнова // Дальний Восток и Победа. – Биробиджан, 2005. – С. 49. – (Вторые Раддевские чтения).

Календарь знаменательных и памятных дат по Еврейской автономной области на 2009 г. / сост. О. В. Редькина [и др.] ; гл. ред. О. П. Журавлева ; отв. за вып. И. В. Козина. – Биробиджан : ОУНБ им. Шолом-Алейхема, 2008. – 143 с.

Антонов, В.   ГОСЕТ – Биробиджанский (как рождался и исчезал еврейский театр) / В. Антонов // Биробиджанская звезда. – 2008. – 17 апр. – С.6.

Бенгельсдорф, С.   Воспоминания о Биробиджанском ГОСЕТе : [из истории Биробидж. евр. гос. театра] / С. Бенгельсдорф // Биробиджанер штерн. – 2006. – 10 авг. – С. 6.

ГОСЕТа след неизгладимый : [из истории государственного еврейского театра им. Л. М. Кагановича] // Биробиджанер штерн. – 2004. – 4 нояб. – С. 6.

Ковалишина, А.   Триумф и трагедия Биробиджанского ГОСЕТа : [из истории Биробидж. гос. евр. театра] / А. Ковалишина // Биробиджанер штерн. – 2012. – 5 сент. – С. 7.

Лавочкина, Р.   Театр – как жизнь / Р. Лавочкина // Биробид­жанская звезда. – 2008. – 17 апр. – С. 6.