Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Давид Рафаилович Бергельсон – известный еврейский писатель родился 12 августа 1884 г. в местечке Охримово на Киевщине.

Рос в семье лесообходчика, но отца потерял ещё в детские годы. Он всегда с благодарностью вспоминал о матери, которая успела привить сыну любовь и чутьё к родному идишу, а иврит и русский Давид изучал самостоятельно. Потом он жил у старшего брата в Киеве, Одессе, где каждая уличная сценка достойна пера художника. Вновь и вновь, переживая свои впечатления от увиденного, услышанного в шумных городах, молодой человек почувствовал вдруг непреодолимое желание писать. Дебютировал повестью «Вокруг вокзала» в 1909 г. В 1917 г. Бергельсон стал одним из основателей издательства «Идише култур-лиге». Под его редакцией вышли литературные сборники «Эйгнс» («Родное», 1918) и «Уфганг» («Восход», 1919). Поиски ориентиров в действительности, сложившиеся после революции 1905–1907 гг., отражены в его романе «Опганг» («Отход», написан до Февральской революции 1917 г., опубликован в 1920-м).

В 1921 г. Бергельсон уехал в Берлин, где жили в ту пору многие еврейские писатели, сотрудничал в журналах демократической направленности, часто печатался в нью-йоркской газете «Форвертс». С середины 20-х гг. склонялся к коммунистической идеологии. С 1925 г. издавал в Берлине журнал «Ин шпан» («В упряжке»), в котором призывал еврейскую творческую интеллигенцию служить революции. В 1926 г. посетил СССР и объявил себя советским писателем, но окончательно вернулся в Советский Союз лишь в 1929 г., в 1934-м поселился в Москве. Тема правомерности Октябрьской революции и гражданской войны нашла выражение в романе «Мидэс hа-дин» («Мера строгости», 1926–27) и в сборнике рассказов «Штурэм-тэг» («Бурные дни», 1927), где призывал евреев к участию в социалистическом строительстве.

После возвращения в СССР Бергельсон писал очерки и романы, посвященные советскому быту: «Биробиджанэр» («Биробиджанцы», 1934); «Трот нох трот» («Шаг за шагом», 1938). Видным достижением советской еврейской литературы явился роман «Бам Днепэр» («На Днепре»: кн. 1–2, 1932–40, рус. пер. 1-й ред. вышел в 1935) – эпопея о жизни и борьбе народных масс в начале ХХ в. с колоритными образами профессиональных революционеров.

Особое место занимала в творчестве Бергельсона драматургия. В 1929 г. Белорусский еврейский театр поставил инсценировку повести «Дэр тойбэр», а в 1933-м Московский ГОСЕТ – спектакль по «Мидэс hа-дин». Перу Д. Бергельсона принадлежат также пьеса «Принц Реубэйни» (историческая, 1946) и «Мир вэлн лэбм» («Мы хотим жить»).

Неоконченная повесть «Александр Бараш» (1946) рассказывала о восстановлении народного хозяйства в 1920-х гг.

В 1934 г. писатель приехал в Биробиджан, прожив не долго на нашей земле, успел создать книгу под названием «Биробиджанские мотивы», в которой с большой любовью изобразил людей, осваивающих первые гектары таёжной целины, нарисовал картины суровой дальневосточной природы. И тот энтузиазм людей – первостроителей, который помогал преодолевать им многочисленные трудности. Приехав в Биробиджан, он буквально всколыхнул культурную жизнь города, стал кумиром литературного кружка. В те годы Бергельсон был широко известен. После классиков еврейской литературы Шолом-Алейхема, Меделэ, Переца имя Давида Бергельсона называли первым: он не только продолжил традиции своих знатных предшественников, но и внёс в еврейскую прозу веяние нового времени. В годы Великой Отечественной войны писатель активно участвовал в работе Еврейского антифашистского комитета. Последнее крупное произведение Бергельсона – драма «Принц Реубейни». Репрессирован, расстрелян 12 августа в 1952 г. в день его рождения с группой еврейских писателей. После реабилитирован.

Своим творчеством он завершает классический период дореволюционной литературы и одновременно открывает новую страницу в истории еврейской литературы. Собственно, для каждого большого художника характерно, с одной стороны, продолжение литературных традиций, с другой стороны, новаторство, начало нового искусства; но творчество Бергельсона приобретает особое значение в связи с эпохой, наложивший свой суровый отпечаток на всю литературу.

В фонде областной научной библиотеки им. Шолом-Алейхема есть следующие издания: Избранное, роман «На Днепре», публикации в альманахе «Литературный Биробиджан». В редком фонде находятся книги писателя на еврейском языке: Избранное, «В час испытаний» (публицистика военных лет), рассказы «Настал день», Новые рассказы, роман «После всего», Рассказы, очерки – «Среди живых людей», роман «На Днепре».

Таков жизненный и творческий путь Давида Бергельсона, начавшийся за шестьдесят лет до прихода ХХ века и трагически оборвавшийся в самом расцвете его писательского таланта.

Литература:

Журавлева, О. П.   История книжного дела в Еврейской автономной области (конец 1920-х – начало 1960-х гг.) / О. П. Журавлева ; науч. ред. С. А. Пайчадзе. – Хабаровск, 2008. – С. 303.

Литература Еврейской автономной области : хрестоматия / ред. Т. А. Файн – Биробиджан, 2005. – С. 84.

Литературное наследие Еврейской автономной области. Вып. 1 / ред. Е. И. Кудиш. – Биробиджан, 1995. – С. 9.

Литературный Биробиджан / сост. Р. С. Шойхет. – Хабаровск, 1984. – С. 111.

Ременик, Г. А.   Очерки и портреты / Г. А. Ременик. – Москва, 1975. – С. 261.

Российская еврейская энциклопедия. – М., 1994. – С. 112.

Панман, В.   Слово о Давиде Бергельсоне / В. Панман // Биро­биджанская звезда. – 1989. – 26 февр. – С. 3.

http://www.eleven.co.il